Новой набережной в Челнах первым делом нужно найти оператора – об этом заявили на втором обсуждении проекта благоустройства косы в районе Чаллы Яр. Причем здесь, по мнению предпринимателей, желательно разместить бизнес и нагрузить его общественно-важными функциями. Это может быть общепит или…бани. «Как только там появится бизнес, там будет порядок – и видеонаблюдение, и чистота, и газон», – уверены участники обсуждений. Иначе очередное благоустроенное пространство ждет участь остальных (люди припомнили администрации города критику от Рустама Минниханова из-за неухоженных парков и скверов). В целом казанские архитекторы из HEADS GROUP учли замечания прошлой встречи и подготовили проект, который предусматривает три очереди – за первую возьмутся уже в следующем году. Правда, и в этот раз нашлись поводы для критики. Архитекторам указали, что они позабыли про пункт полиции, не предусмотрели спасательную вышку на пляже (да и сам пляж недостаточно большой), не подумали про водоотведение в душе… Споры развернулись из-за парковки и общепита, а также из-за судна «Аякс» – несмотря на предложения подлатать его и активно использовать как арт-пространство, все же звучали предложения убрать или хотя бы подвинуть его подальше от жилых домов.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПРОЕКТЕ
«МНОГО БЫЛО СПОРНЫХ МОМЕНТОВ, МНЕНИЯ РАЗДЕЛИЛИСЬ»
По сравнению с первым обсуждением будущего набережной Табеева, зал в МЦ «Нур» заметно поредел. Несколько столов так и остались незанятыми. В этот раз на встречу пришел руководитель исполкома Фарид Салахов (в первый раз был его зам Илья Зуев). Он отметил, что все предложения будут услышаны и проработаны.
Архитектор проекта Александра Бакулина из бюро HEADS GROUP подвела перед презентацией обновленной концепции итоги прошлой встречи.
– Участники поддержали идеи, что нужно сделать акцент на природе, сохранить те элементы, которые уже есть на территории, такие как маяк и волноломы. Создать прогулочные тропы и велодорожки и очень много высказалось за инфраструктуру для спуска лодок и оборудования. Потому что территория хороша для доступа к воде. Также в качестве запросов прозвучало – рассматривать территорию в комплексе со всей набережной Табеева и создать безбарьерную среду. Много было спорных моментов, – признала архитектор, – мнения разделились. Многие высказались против того, чтобы делать пляж, потому что территория не очень подходит для купания. Зона барбекю вызвала много споров, так как сейчас на территории происходит неорганизованный отдых.
Бакулина отметила, что к мнению челнинцев прислушались и перенесли спортивную площадку на основную часть набережной Табеева, так как там предполагается большой спортивный кластер. В новом проекте оставили зону воркаута. Также убрали обширную зону с песком и оставили небольшую зону отдыха в той же части. В проект заложили спуск для лодок, которые уже сейчас активно используются.
– Мы оставили больше пространства для разворота транспорта, – продолжила казанский архитектор. – Мы общались с представителями спортивного сообщества. Кайтеры занимаются и в летнее, и в зимнее время, поэтому мы оставили для них покрытие – песчано-гравийное, которое их вполне устраивает. И оставили просто зону для экстремальных водных видов спорта.
В первую встречу не утихали споры о сухогрузе «Аякс». Он вызвал неоднозначное мнение. Жители близлежащих домов требовали навести порядок, заявляя о вакханалии, которая творится на судне. На второй встрече сторонники спорного судна на набережной Табеева представили готовый концепт, как можно использовать объект под общественное пространство. На обсуждениях выступил Рамиль Шамсутдинов, один из руководителей молодежного клуба «Кораблик».
– Мы активные жители и нам небезразлична судьба нашего города, набережной и самого «Кораблика», и поэтому у нас есть несколько предложений по нашему совместному будущему на обновленной территории. Мы готовы заняться реставрацией фасада теплохода, мы можем организовать прогулочные городские маршруты с использованием безопасных покрытий подъемов и спусков с борта судна. Также мы сможем организовать уникальное общественное пространство с различным функциональным наполнением, перечислил Шамсутдинов и привел примеры судов, которые используются как общественные пространства – теплоход «Валерий Брюсов», парусник «Амстердам», плавучая церковь «Генезис». – Что мы можем дать городу? Мы предлагаем площадку для проведения концертов, лекций и мастер-классов. Также смотровую площадку, место для релаксаций и занятий йогой. Также мы популяризируем водные виды спорта, как гребля, кайтсерфинг. В летний период предлагаем прогулки на водном транспорте, а зимой – лыжные соревнования, организацию фестиваля ледяных скульптур и катка.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
«ЗДЕСЬ ВСЕ, ЧТО СПРОЕКТИРОВАНО, БОЛЬШЕ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ЧАЛЛЫ ЯР»
Всю проектируемую территорию разделили на три части – каждую обсудили отдельно. Первая совпадает с первой очередью благоустройства. Работы здесь проведут в 2023 году. В нее входит входная площадь и парковая зона. В последней планируют создать амфитеатр или событийную площадку с видом на воду, поляну для отдыха и детскую площадку. Также в первой зоне закладывают спуск для лодок и оборудования, места для отдыха/лежаки и кабинки для переодевания, пирс, прокат оборудования для водных видов спорта и здесь сохраняется судно «Аякс».
– Мы поговорили с пользователями этой территории – рыбаками, владельцами лодок, катеров. Также это подрядчики, которые спускают технику для очистки реки. Они подъезжают на больших фурах и спускают эту технику на воду. Этим спуском пользуются и представители водных экстремальных видов спорта, – прокомментировала спикер.
Владелец частного ИТ-парка «АЙТАТ» Артур Тагиров уточнил у архитектора, на какую отметку Нижнекамского водохранилища рассчитывали при проектировании, и предостерег, что при ее изменении контур берега изменится. Тагиров также отметил, что против размещения кафе в первой части набережной.
– Я местный житель, который здесь 39 лет прожил. Вы сейчас удивитесь, но в Набережных Челнах нет ни одного ресторана с видом на речку. Сделайте его, пожалуйста, нам. Я предлагаю у кромки воды разместить максимально. Там должна быть терраса, чтобы можно было купить еду, выйти, сесть за столик и наслаждаться видом Камы, противоположного берега. Если вы были в Турции или в других странах, где есть пляж, обычно еда недалеко от того места, где люди лежат. Бывает даже на воде.
Предприниматель даже выразил готовность самому открыть здесь кафе. Он и другие участники встречи интересовались, кто же будет оператором территории. Ответ на него руководитель исполкома Челнов пока не смог дать.
Челнинец Сергей Изотов указал архитекторам, что они не подумали о безопасности и не предусмотрели пункт полиции.
– Когда что-то случается, люди бегут на пляж SunDale к охране. Просят у них помощи. И полицию потом приходится дожидаться по 20-30 минут. Два года назад был факт – педофил девочкам предлагал маленьким сексуальные услуги. Пока его задержали, пока приехала полиция (проезд был перегорожен), все свидетели уже естественно исчезли, – рассказал Изотов.
Кроме того, по наблюдения Изотова, флайбордом занимаются от силы два человека и нецелесообразно под них отдавать всю береговую зону.
– Здесь все, что спроектировано, больше для жителей Чаллы Яр. Спуски их лодок на воду. Вот там рядом платная зона парковочная для лодок. Почему там не сделать спуск достойный? – предложил Изотов.
Еще одним вопросом стала парковка на 60 машинных мест – будет ли она бесплатной. И уберут ли шлагбаум на въезде в Чаллы Яр. Фарид Салахов заверил, что парковка будет бесплатной.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
«МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ ЕДУТ В АЛЬМЕТЬЕВСК НА ПЛЯЖ. СМЕШНО? ЭТО ЖЕ РЕАЛЬНО! НЕТ У НАС НОРМАЛЬНЫХ ПЛЯЖЕЙ»
Эта часть находится на повороте набережной. Здесь расположили зону воркаута, пространство для экстремальных водных видов спорта, променад, зону отдыха у воды, пляж. Для него тут более подходящая, пологая территория, чем в первой части. Как вариант – на воде можно сделать понтон, а на берегу – летний душ. Здесь также расположили небольшую парковку, чтобы доставлять необходимое оборудование. Эта часть, отметил модератор, будет подробнее прорабатываться уже после завершения первой очереди.
Участники предложили расположить в этой зоне смотровую площадку, амфитеатр и кафе, чтобы убрать активности из-под окон жителей ЖК «Парус». Напомнили о необходимости поставить спасательную вышку (можно или нельзя – люди все равно будут купаться). Предложили переставить сюда «Аякс». А еще – увеличить парковку и даже поставить электронное табло с указанием количества свободных машиномест.
– Машины будут кучковаться, как на спуске к пляжу SunDale. Там же постоянно драки происходят, потому что администрация города в свое время не сделала достаточно широкую дорогу и парковочные места, – отметил Сергей Изотов и сделал замечание по поводу душа. – Вода куда будет деваться? Если вы официально делаете душ, это не ноги в реке помыть, это совершенно другой статус. Водоотведение должно быть. Септик вы туда не можете поставить. Это нереально сделать.
Артур Тагиров поспорил насчет парковки и даже предложил устроить баттл.
– У нас по этому вопросу тут чуть драка не возникла. Часть жителей считает, что нужно дофига парковок. Но у меня другая позиция: там парковки вообще не должно быть. Даже существующие места надо убрать. У нас город бетона, стали и стекла. Я не готов менять газон на бетон. Я найду место подальше припарковаться, возьму там в прокат велосипед или самокат и с детьми доеду по дорожке. Мне не страшно. Но мне будет стремно, если я буду лицезреть кучу бетона на этом участке набережной, – высказался он. – И второе – пожалуйста, сделайте большой пляж. Я вам анекдот расскажу: местные жители едут 100–150 км в Альметьевск на пляж. Смешно? Это же реально! А знаете почему? Нет у нас нормальных пляжей. Есть предложение – песчано-гравийное покрытие заменить на песок и сделать большой пляж. Вы говорите, что там глубоко, но у нас много песка на Каме, наверное, можно как-то отсыпать берег.
Возникла дискуссия вокруг озеленения территории.
– Есть предложение убрать все заросли облепихи и засеять английский газон и высадить хорошие сорта новых деревьев, – предложил Тагиров.
– Я как дендролог могу ответить. Ваше предложение предлагает интенсивный вариант обслуживания, ухода и содержания территории, – заметила Александра Бакулина. – Парк и газон требуют ухода, полива, плодородного грунта и штата садовников. У территории есть зоны интенсивности благоустройства. Мы в первой части мы высаживаем деревья, создаем объем, защищаем пространство от ветра.
– Перед вами человек, который рядом со своими зданиями обустроил газон на 500 кв.м, его регулярно поливает и стрижет. Сделайте там кафе, разместите бизнес, который будет зарабатывать деньги, и повесьте на него благоустройство. Нужен хозяин территории. «Макдак» там поставьте, он вам рядом сделает газон, – заметил бизнесмен.
Предприниматель Максим Федоров высказался насчет «Аякса». Он и жители ЖК «Парус» еще на прошлых слушаниях требовали навести порядок на судне и прекратить шумные гулянки.
– За чей счет переносить «Аякс»? Он стоит на водной глади, это частная собственность. Хотите перенести – можете в любую зону его поставить. Парень выступал, сказал: «Мы готовы его благоустроить». Так вы давно бы его благоустроили, давно бы сделали все, о чем заявили, и все бы у вас работало. Но вы же этого не делали. Я как житель вижу, что там происходит. Не очень хорошее и далекое от того, что вы говорите. Никто же вам не запрещает навести порядок. А за бюджетные деньги не очень хорошо свою частную собственность продвигать. Почему именно ваш «Аякс» модернизировать? Лоббизм реконструкции частной собственности в рамках бюджетных денег вызывает некий диссонанс. Идея у вас хорошая, но вам инвестора бы найти что ли…
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
«ВСЕ НАШИ ВОПРОСЫ СЕГОДНЯ УПИРАЮТСЯ В ОДИН – КТО БУДЕТ ОПЕРАТОРОМ ЭТОГО МЕСТА?»
Третья часть – максимально природная, без асфальта, с прогулочными тропами и поляной, зона семейного отдыха. Здесь предлагается создать пешеходный маршрут. Также проектировщики нашли предпринимателей, которые готовы разместить в этой части «Деревню мастеров». Территорию предлагают использовать под тематические инсталляции художников и дизайнеров и смотровую площадку с уникальным объектом с «вау-эффектом». Единственное, в чем сомневаются архитекторы, – зона барбекю. Она вызвала споры в прошлый раз, и ее решили убрать. Но авторы считают, что все же стоит организовать пространство для пикников – столы, крытые беседки и стационарные мангалы.
– Сюда уже сейчас приезжают, устраивают пикники. Эту деятельность мы не можем остановить, она происходит естественным образом, – констатировала архитектор. – Но мы можем наполнить пространство событиями и культурными вариантами использования. Мы предлагаем сделать места отдыха на природе и оснастить их стационарными мангалами.
Кому-то из участников идея с мастерскими понравилась, другие ее не оценили.
– Не поеду я в эту «Деревню мастеров». Переть полгорода, чтобы чем-то заняться на этом клочке земли… – прокомментировал Артур Тагиров. – У нас есть большие парки в городе. Если хочется погулять, то явно не здесь. Есть предложение разместить там фудкорт – шесть разных кафе, чтобы люди могли прийти и поесть, например, шашлык разных видов. У потребителя будет выбор. Для парка это слишком маленький клочок земли, а вот шесть кафе там влезут. Там хороший вид на Каму.
Тагирову возразил Максим Федоров, как представитель ресторанного бизнеса. Он с братом входит в городскую Ассоциацию рестораторов и отельеров.
– Когда айтишники про рестораны говорят, это, наверное, то же самое, как когда рестораторы дают рекомендации по ИТ-проектам. Ассоциация тоже рассматривает набережную как точку притяжения и есть желание включить ее в гастрономическую карту России. Но, к сожалению, та зона для кафе не очень подходящая. Для кафе все-таки нужен траффик. Кроме того, кафе несет за собой мусор отходы. По моему мнению и мнению коллег здесь лучше сделать огромный пляж. Там неглубоко.
– Я вам как едок отвечу. Я айтишник, а еще я потребитель ваших ресторанов, который с женой и детьми посещает места общепита, – ответил Тагиров. – Когда я приеду на пляж, мне захочется где-то поесть. И будет здорово, если у меня будет выбор. Не сосисочная «Ак Батыр», а шесть заведений. Есть же разные форматы ресторанного бизнеса. Если ваш формат туда не вписывается, возможно, есть какие-то другие, которым эта территория покажется привлекательной. Вы же не можете от лица всего сообщества России, которое занимается общепитом, заявить, что там питание не зайдет. А по поводу мусора – вопрос к архитекторам, где закладываются контейнерные площадки? Мы на схеме не увидели.
Специалист ответила, что пока наполнение малыми архитектурными формами в детальном варианте находится в проработке.
– Но у нас заложено две точки расположения контейнеров для раздельного сбора мусора, – добавила она. – На этой схеме нет, поскольку она более укрупненная, чем детальный план.
Тагиров высказался и по поводу мангальных зон. Он предложил определиться с оператором.
– Например, предприятие занимается обслуживанием мангальной зоны. Мангал в аренду стоит рублей 200 в час. Человек приходит с семьей: арендовал мангал, пожарил. За ним потом кто-то пришел, убрал или проконтролировал.
По мнению спикера, мангальная зона должна быть платной услугой. Так она всегда будет «под присмотром» и в чистоте.
– Все наши вопросы сегодня упираются в один – кто будет оператором этого места? Вы делаете это все без четкого хозяина. На мой взгляд, уже сейчас должен быть создан оператор этого места, и он должен управлять процессом. Потому что на этой территории он должен зарабатывать деньги, на которые он будет ее содержать, и будут и газоны, и все остальное. Здесь сидит руководитель исполкома. Может, они заранее создадут МУП, которое будет оператором этой территории и подскажет, что там разместить. Почему я бьюсь за фудкорт? Как только там появится бизнес, который будет зарабатывать много денег, там появится порядок – будет и видеонаблюдение, и чистота, и газон. Мы видели, что происходило у нас в городе с общественными пространствами. Даже президент республики вмешивался. Оператор должен быть определен по факту, а не через два года, когда там все ваши объекты сломают. Такое уже было в городе.
Тагирова здесь поддержал Сергей Изотов.
– Я согласен, зону барбекю надо отдать бизнесу, он будет смотреть за территорией. Как сегодня показала практика, муниципалитет не может найти достойных руководителей, которые будут следить за этими территориями, – заявил он и высказался по поводу качества работ. – Все, что делается у нас в городе, через год – полгода разваливается. Необходим контроль, чтобы качество было на высоком уровне.
Артутр Тагиров напоследок предложил разместить на участке четыре–шесть бань, сославшись на идеи главного архитектора Нижнекамска Равиля Сафиуллина. Это, отметил он, позволит использовать набережную круглый год.
На этом обсуждение завершилось. Архитектор обещала сделать выводы и улучшить проект. Итоговый вариант представят в начале следующего года перед тем, как приступить к реализации первой очереди.
Chelny-biz.ru
Коренной
Артур Тагиров
Иван
Артур Тагиров
Артур Тагиров
Артур Тагиров
Артур
Артур Тагиров
Артур Тагиров
Иван
Владимир
Артур Тагиров
Артур Тагиров
Артур Тагиров
Марат
Артур Тагиров
Артур Тагиров
Артур Тагиров
Раушания
Артур Тагиров
Артур Тагиров
Артур Тагиров
Вильдан
Артур Тагиров
И Камалов
Зацепин Александр