15 лет назад прозвучал приговор ОПС «Тагирьяновским» - самой жестокой банде из Набережных Челнов. Убийство Корнева, Фабера и Стародубцевой, похищение Баязитова – эти зверские эпизоды хорошо знают в Татарстане. Chelny-biz.ru, однако, поднял архивные документы и внимательно перечитал внушительный приговор. Более 200 страниц и огромное количество преступлений, которые остались без широкой огласки.
Как «тагирьяновские» забили до смерти директора муниципального спорткомплекса Рустама Закирова и как подростки нашли его труп; кто вывозил на Лесоцех должников за водку и кого брали в плен; как планировали сжечь конкурента, но его случайно спасли сотрудники «Татэлектромаша»… Издание решило опубликовать серию материалов о преступлениях, которые мало известны широкому кругу читателей. Часть 1.
ЭДУАРД ТАГИРЬЯНОВ
ВОДОЧНЫЙ КОРОЛЬ. ГЛАВАРЬ БАНДЫ
15 лет назад самая мстительная и жестокая банда, которая держала в страхе все Челны и Татарстан, получила заслуженные, в основном, пожизненные тюремные сроки. Порой достаточно было одного косого взгляда, чтобы обеспечить себе выстрел в спину. Бандиты решали свои проблемы, которые начались с бизнес-долгов, исключительно с применением силы. Позднее они вошли «во вкус» и стали карать не только должников Тагирьянова, но и мстить буквально за каждое грубо сказанное в их адрес слово. Их преступления становились все более изощреннее и жестче, планы – более продуманными (со временем они начали пользоваться телефонами, рациями и другой техникой), а их военный арсенал увеличивался с каждым годом.
Но начнем с самого начала. Эдуард Тагирьянов, лидер одноименной группировки, занимался водочным бизнесом. Он набрал себе в команду крепких, здоровых и молодых ребят, которые обеспечивали сохранность, сбыт и транспортировку его товара. Тагирьянов хорошо зарабатывал, знал цену деньгам и не любил должников. А таковых у него было достаточно, и с некоторых выбивал долги как мог – «по беспределу». Отправной точкой в расследовании значится 1995 год, когда совершились преступления в отношении Николая Мерлушкина и Рустама Закирова. Эти двое стали первыми жертвами банды, а дальше - как по накатанной. Воевать начали и с соседней бандой – ОПГ «ГЭСовские», делили все что угодно: женщин, деньги, территорию… «ГЭСовские» не любили «тагирьяновских» по разным причинам, те называли банду водочного короля барыгами. Территориально группировки делили один комплекс на двоих – 10-й.
Банда Тагирьянова всерьез обложилась оружием, спуская внушительную часть прибыли от продажи алкоголя. Настолько, что позднее арсенал начал нуждаться в складских помещениях – для хранения покупались отдельно стоящие гаражи. На счету группировки с 1997 года было 22 автомата Калашникова, 17 пистолетов, 3 подствольных гранатомета, 7462 патрона разных калибров, 5 магнитных мин, почти 1,5 килограмма взрывчатки, 15 оптических прицелов и даже ручной пулемет.
«Тагирьяновские» закупились формой сотрудников МВД и ГИБДД, а позднее экипировка стало их «визитной карточкой» – жертвы «клевали», принимая бандитов за обычных служителей закона, и попадали в ловушку. Машины своих жертв, даже самые дорогие по тем меркам, топили в Каме. Для этого они заранее покупали и изобретали плавучие средства для буксировки, чтобы без проблем затопить их на глубине. Они даже специально закупали авто, оформляли на «левых», а после совершения преступления они бросали их, чтобы увести подозрение следствия от членов банды. Они также избавлялись от раций, телефонов и оружия. Не было практически ничего, что могло бы связать их с совершенными преступлениями.
Никто из членов банды не работал, но они все ездили на автомобилях. В списках имущества значится теплоход «Граф», также они снимали квартиры в разных городах, где планировали и совершали преступления.
НИКОЛАЙ МЕРЛУШКИН
ЗАДОЛЖАЛ ЗА ВОДКУ. ВЗЯТ В ПЛЕН
Начинала группировка, по меркам всей их дальнейшей деятельности, довольно «скромно». Первой записью среди инкриминированных преступлений было похищение Николая Мерлушкина, одного из должников Эдуарда Тагирьянова. К августу 1995 года он задолжал преступникам 50 000 000 неденоминированных рублей за уже поставленный алкоголь. Мерлушкину якобы не понравился товар – мол, не зашел покупателю, и он наотрез отказался платить. Тагирьянов решил в прямом смысле выбить свой долг: он разработал план похищения и назначил двух «исполнителей» – Геннадия Безуглова и Олега Дацко, которые, в свою очередь, также привлекли допсилу для выполнения поставленной задачи. 28 августа компания приехала к дому родителей жертвы, похитила и привезла его в здание ПКП «Металлист», которое было расположено в районе Лесоцеха. Николай Мерлушкин провел в плену два дня, но потом его все же отпустили. Побитым, но живым. Этот поступок никак не вяжется с их «привычной» деятельностью, мало кому удавалось уйти от банды Эдуарда Тагирьянова на своих ногах, а не в мешке для трупов. Пленник выплатил выкуп, но он составил меньше половины запрашиваемой суммы, 19 500 000 неденоминированных рублей.
РУСТАМ ЗАКИРОВ
ЗАДОЛЖАЛ ЗА ВОДКУ. «СЛУЧАЙНО» УБИТ В ПОДЪЕЗДЕ
Дебютное громкое преступление «тагирьяновских» произошло несколькими месяцами позднее. Причина недовольства Рустамом Закировым, который стал их следующей жертвой, все та же – долг перед лидером ОПС. В 1996 году Закиров руководил спорткомплексом «Набережночелнинский» и торговал водкой. Он часто задерживал оплату продукции, которую поставлял Эдуард Тагирьянов в рамках своей предпринимательской деятельности. Крупный долг образовался быстро и Тагирьянов поручил своему верному «наемнику» Олегу Дацко напугать (избить) Закирова.
16 января 1997 года около девяти часов вечера Дацко приехал к дому 45/08, где проживал Закиров. Незадолго до его прихода убийца зашел в подъезд, вооружившись металлическим прутом и предварительно вывернул лампочку в тамбуре подъезда, чтобы эффект неожиданности был на его стороне. Когда ничего не подозревающая жертва вошла в подъезд, Олег Дацко на него напал. Избив директора спорткомплекса до смерти железным прутом, преступник вышел из подъезда, сел в ожидавший его автомобиль и скрылся с места преступления. Закиров скончался на месте.
Бездыханное тело мужчины обнаружили подростки в тот же вечер. Его одежда была застегнута, из личных вещей ничего не пропало, а между дверьми лежало орудие убийства. Жена Закирова тогда рассказала, что в тот роковой вечер ее уже покойный муж позвонил и заверил, что ставит машину на стоянку и идет домой. Но домой мужчина так и не вернулся.
На допросе Олег Дацко рассказал следователям, что лидер ОПС поручил ему наказать Закирова. Но Тагирьянов якобы не просил убивать Закирова. Сам Дацко свою вину принимать отказался, а на суде он говорил, что знал Закирова как их клиента и как директора спорткомплекса, в котором они занимались.
АЛЕКСАНДР КЛЮЧНИКОВ
ПРАВАЯ РУКА КОНКУРЕНТА. ПОЛУЧИЛ ПУЛЮ В ЛИЦО
Группировка отличалась не только своей кровожадностью, но и мстительностью. Участники банды «заводились» с пол-оборота. Считается, что конфликт «тагирьяновских» с лидером ОПГ «ГЭСовские» Георгием Шеклашвили начался с женщины. Якобы кто-то из его ребят домогался до молодой родственницы Бабкова. Была драка, разошлись ни с чем, силы оказались равными. Но чуть позже люди Шеклашвали взяли в плен Бабкова и попросили за него выкуп – 30 тысяч долларов. «Тагирьяновские» заплатили «ГЭСовским», но банда начала строить план мести, и спор в итоге породил череду жестоких убийств.
16 августа 1997 года Бабков и Дацко отдыхали в ночном клубе «Армада», где встретили «ГЭСовских» – Александра Ключникова с товарищем. Сначала они выпивали в стенах клуба, но затем перебрались на квартиру в доме 10/57, где представители группировок снова поругались. Разгневанные «тагирьяновские» решили убить своих конкурентов. Но они поступили хитрее – предложили «ГЭСовским» продолжить вечеринку в бане. Вместо парилки с вениками их ждал безлюдный пустырь в 50 метрах от энергоцеха НПО «Татэлектромаш». Когда Ключников понял, что что-то тут не так, остановил машину и вышел, но Бабков все-таки успел выстрелить ему в голову. Жертва получила сквозное ранение лица и шеи, мужчина в конечном итоге выжил. Забегая вперед, важно отметить, что это не последнее покушение на убийство этого персонажа – многострадальному Ключникову удалось избежать смерти, к которой его подталкивали «тагирьяновские», дважды.
Этот эпизод был богат на свидетелей, которые и не позволили Дацко закончить начатое: в планах у убийцы был поджог автомобиля, который гарантировал бы уничтожение большинства улик. Их спугнул оперативный дежурный отдела милиции завода «Татэлектромаш», который закончил свою смену и на личном авто со своим напарником выехал в сторону Нового города. Отъехав от КПП, они увидели ВАЗ-2109 (или 099). Им бросилось в глаза несколько сомнительных моментов – машина стояла против движения, сам водитель был за рулем, а около него стоял высокий парень с пистолетом в руке. Второй мужчина стоял с другой стороны автомобиля. Они подъехали впритык, от чего преступники и вовсе растерялись. При самом осмотре машины дежурный в штатском заметил, что в бензобаке не было крышки и вместо нее была тряпка, зажигалка лежала рядом. Затем они вызвали следственно-оперативную группу, дождались показаний и уехали.
Ключникову оказали медицинскую помощь, от полученного огнестрела прямо в лицо он выжил, а его последним воспоминанием того вечера было то, что он вышел из машины, затем почувствовал, что в голову уперся пистолет. Он повернулся, и Бабков выстрелил ему в лицо. Что происходило дальше, он не помнит, очнулся, когда мимо проезжали сотрудники милиции. Крышку от бензобака нашли потом у Дацко.
Пистолет обнаружили в салоне автомобиля, под ковриком. Позднее причастность Бабкова по этому эпизоду удалось доказать. А вот Олгег Дацко свою вину не признал, согласно его показаниям, в Ключникова стрелял какой-то другой парень по имени Сергей, который до появления работников милиции убежал. Дацко освободили из-под стражи через пару месяцев.
Позднее Ключников поддержал показания своих несостоявшихся убийц и подтвердил историю о том, что в него стрелял какой-то Сергей, которого следствию найти в конечном итоге не удалось.
АРБИ БАЦАЕВ
ЗАПРОСИЛ ЗА КЛЮЧНИКОВА 60 ТЫС. ДОЛЛАРОВ. ВЗОРВАН
На этом история мести не закончилась: после инцидента с попыткой убийства одного из «ГЭСовских», отношения между группировками только обострились. В конечном итоге это привело к убийству еще одного лидера конфликтующей банды Арби Бацаева, который за покушение на Ключникова запросил 60 000 долларов. А затем «тагирьяновские» добрались и до самого Георгия Шеклашвили.
В конце августа 1997 года Арби Бацаев захватил некого Юреня, с которым у «тагирьяновских» были хорошие отношения, бандиты сутки его пытали. Этот расклад вещей в корни не понравился Эдуарду Тагирьянову. Немного поразмыслив, они решили убить и Бацаева. Согласно их плану, Дацко должен был взорвать автомобиль «ВАЗ-21093», который принадлежал Ключникову. Они нашли взрывчатку и проследили путь передвижения Бацаева. Тагирьянов и Дацко прекрасно знали, что их мишень передвигается исключительно в сопровождении Ключникова, но все равно решили взорвать машину. Один брикет взрывчатки Дацко прикрепил к балке заднего моста, затем включил взрыватель. На следующий день Дацко выследил автомобиль Ключникова в районе остановки «Студенческой» и привел в действие взрывное устройство.
Смерть Арби Бацаева, одного из лидеров «ГЭСовских», наступила от полученного ожога 80% поверхности тела. Из медицинских документов следует, что Бацаев был доставлен в больницу 5 сентября 1997 года в 15 часов 30 минут, а 6 сентября 1997 года в 7 часов 15 минут врачи констатировали его смерть. Сам Ключников, которому ранее уже досталось от мстительности группировки, получил термические ожоги 3-4 степени и ожоги дыхательных путей. Ему удалось выжить.
На суде Эдуард Тагирьянов и Дацко вину не признали и заверяли, что не причастны к взрыву и убийству Бацаева.
ГЕОРГИЙ ШЕКЛАШВИЛИ
ГЛАВАРЬ «ГЭСОВСКИХ». ЗАБИТ ПРУТЬЯМИ
История противостояния между «тагирьяновскими» и «ГЭСовскими» была богата на события. Избиение и захват Сергея Бабкова, его покушение на убийство Александра Ключникова, избиение Арби Бацаевым Юреня… Принципы «брат за брата» и «кровь за кровь» действовали на каждом шагу. Тем более, что группировки проживали в одном, 10-м, комплексе Набережных Челнов. А если учесть преступления былых лет в отношении друг друга, то итогом их многолетней резни должно было стать убийство кого-то из лидеров банд. Финальной точкой в противостоянии группировок должен был быть подрыв автомобиля с Бацаевым и братьями Ключниковыми. Но Эдуард Тагирьянов решил не останавливаться.
В августе 1997 он принял решение убить и Георгия Шеклашвили, который также был не последним человеком вражеской банды.
К разработке плана по устранению «конкурента» бандиты подошли со всей ответственностью: они отслеживали все передвижения Георгия Шеклашвили, продумали способ убийства и пути отхода. Они даже переоделись в камуфляж, чтобы сойти за рыбаков. Ночью, 12 ноября 1997 года, около дома 3а/40 они напали на лидера «ГЭСовских». Сергею Бабкову была отведена роль «смотрителя стоянки». Он должен был просигнализировать по радиотелефону на пейджер о том, что жертва приехала на автостоянку и направился домой. После сигнала, они пошли на встречу с Шеклашвили и рядом со зданием Камкомбанка напали. Затем они поместили его в салон авто «ВАЗ-21093» и привезли на территорию в районе шлюзов Нижнекамской ГЭС. Там они избили похищенного металлическими прутами. Дацко, который также находился на месте преступления, стоял на «шухере» и был готов дать сигнал остальным участникам банды, если увидит свидетелей. Георгий Шеклашвили от полученных травм скончался на месте.
Сам Тагирьянов и его подельники свою вину не признали, суд посчитал, что доказательной базы достаточно для предъявления обвинений.
В следующей части - про убийство местного авторитета Олега Вавилова: за что был задушен и зачем на него одели рюкзак, наполненный железными блинами. О том, как Альберт Хузин попал в банду через убийство сплетника, как брат челябинского коммерсанта Вячеслава Никонорова вырвался из лап убийц, пока те спали и как в конечном итоге смерть настигла его в родном городе. Об убийстве пензенского бандита Олега Василькова, который пал за попытку навязать «тагирьяновским» свои идеи…
Chelny-biz.ru
663
663
663
999
bars
663
663
663
Иван
VIKTORIIa