Известный «сиротский» дом в поселке Сидоровка накопил многомиллионные долги по квартплате. Значительная часть молодых людей, получивших здесь жилье бесплатно, не платит за квартиры и ведет асоциальный образ жизни. Отсюда - шум, грязь, долги... Обитатели не идут на контакт с управляющей компанией, не открывают двери и в открытую отказываются платить. Многих жизнь изрядно покалечила: кто отсиживает срок за убийство, кто пытается прокормить детей, а кто - бросить пить и найти работу. За ними в это время следят министерства: квартира достается сиротам в собственность только после пяти лет примерного поведения, в противном случае - выселяют. И такие случаи в Челнах уже были. А город, тем временем, готовится заселить еще 80 сирот. Chelny-biz.ru заглянул в проблемный дом на улице Грина.
КАК ЖИВУТ СИРОТЫ
«ПОСЛЕ 10 ВЕЧЕРА К НЕМУ НАЧИНАЮТ СТУЧАТЬСЯ В ДВЕРЬ. ЛЮТО ПРЯМ»
Многоэтажку, где жилье получали соципотечники и сироты, построили в поселке Сидоровка в 2014 году. Дом №5А по улице Грина ярко выделяется на фоне остальной типичной застройки этого района - новый с современным фасадом и входными группами. Квартиры здесь выдали 50 сиротам - в основном, выпускникам детдомов. У большинства из них копятся долги по квартплате - за семь лет накапало 4,6 млн рублей. К слову, долгов почти нет у участников социальной ипотеки.
Дом после сдачи достался на обслуживание ООО ПКФ «Жилкомсервис». Именно этой управляющей компании теперь приходится бороться с должниками. Chelny-biz.ru предложил ее представителям вместе зайти к самым злостным неплательщикам.
Уже у первого подъезда корреспондента встречает разбитое стекло. «Вот, видите, разбили», - подмечает специалист по работе с населением УК «Жилкомсервис» Фарид Нурмухаметов. В первой квартире из списка должников никто не открыл дверь. Здесь живет молодой человек. У него была только мать, она умерла. Парень злоупотребляет алкоголем, к нему постоянно приходят гости, устраивают шумные посиделки. Успел накопить долг почти в 200 тыс. рублей. Оплачивает его периодически.
- Иногда бывает, что после 10 вечера к нему начинают стучаться в дверь. Люто прям, - рассказывает сосед. - Такое ощущение, что человек что-то тяжелое берет в руку и начинает колотить. Час, два может продолжаться. Знаю, что к нему заходят его друзья. То, что пьет - это да. Если на кухню зайти, стены тонкие, шум слышно. Он работает, но я про него знаю мало. Если ходит на работу, то на целый день. Ко мне он нормально относится, поэтому мне без разницы - благополучный он или нет.
Фарид Нурмухаметов поясняет, что многим за долг отключают свет. Некоторые потом подключаются самовольно. Сотрудники УК периодически выходят в рейды, проводят беседы, объясняют, что грозит выселение. Должники, как правило, обещают расплатиться, но не все держат слово. При этом республиканские и муниципальные органы ежемесячно обмениваются данными с УК по детям-сиротам. Но дальше процесс, судя по всему, не идет.
На дверном косяке следующей квартиры - уже два уведомления о долге, они датируются ноябрем. Здесь, говорит специалист, давно никто не живет. Пустующее «сиротское» жилье - не единичный случай. Номинальная хозяйка - молодая девушка. В 2018 году ее осудили за убийство. Сейчас она в колонии и вернется только через несколько лет. Родственники пустили сюда квартирантов, но оплачивать коммунальные услуги отказываются. Задолженность давно перевалила за 300 тысяч.
- Она же в тюрьме сидит, - рассказывает соседка. - Здесь жил ее парень. Она села - он заехал. Сейчас, вроде, никто сюда не приходит. В последний месяц никого не слышала. Нас никто не беспокоит. Сама девушка неблагополучная, конечно. Шумели, когда она здесь жила. По отношению к нам агрессию не проявляла, но с соседями ругалась постоянно.
В одной из квартир прописана молодая многодетная мать. Девушка получила это жилье, вышла замуж и переехала к супругу, родила троих детей. Но спустя время в семье что-то не заладилось, и она вернулась в свою квартиру вместе с малышами. Помощи от супруга, говорят, не получает. Мы провели за дверью около 10 минут, но ни на стук, ни на призывы сотрудника УК женщина не открыла. В это время внутри были слышны детские голоса и топот. Известно, что девушка не работает. За ЖКУ платит периодически, но это не помогает уменьшить долг в 400 тысяч рублей.
- Сиротам дают пять лет. Потом кому-то продлевают право на жилье, кому-то нет. Несмотря на долги, им дают жить дальше, - объясняет Фарид Нурмухаметов. - Пока еще никого конкретно у нас не выгоняли. С теми, кто платит постоянно, заключают договор, и дальше они могут приватизировать жилье.
Часть из сирот-должников все же работает. По рассказам соседей, один парень, например, обучался на токаря, но постоянного места трудоустройства не имеет. Другой занят на городском предприятии. Одна из сирот умерла в этом году в больнице - после нее остался долг выше 440 тысяч. Еще одного должника давно разыскивают. Говорят, что уехал в другой регион на заработки, оставив долг в 200 тысяч рублей.
ЧТО ГОВОРЯТ КОММУНАЛЬЩИКИ
«ЧЕЛОВЕК СО СЛОЖНОЙ СУДЬБОЙ ТОЛЬКО ВХОДИТ ВО ВЗРОСЛЫЙ МИР И ТУТ ЖЕ СТАЛКИВАЕТСЯ С СУДЕБНЫМИ ТЯЖБАМИ»
Средний размер задолженности в таких квартирах - 135 тысяч рублей. Самый большой долг - 441 тысяча. Руководство ПКФ «Жилкомсервиса» называет ситуацию «удручающей».
- Стоит понимать, что управляющая компания не разделяет граждан по категориям. Не имеет значения - сироты тут живут или нет, - говорит заместитель гендиректора УК Александр Шуралев. - Главное, чтобы жители вовремя и в полном объеме выплачивали квартплату и не нарушали технические требования. Обязательства для всех одинаковые - будь то ребенок-сирота, обитатель муниципальной квартиры или владелец. Наша задача - оказывать весь перечень услуг, прописанный в договоре.
Многие из должников не стремятся избавиться от этой обузы. Не охотно или вовсе не идут на контакт, не реагируют на предупреждения. Некоторые, в попытках исправить ситуацию, все же приходят в компанию для реструктуризации долга.
- На разных этапах более 70% жильцов дома, имеющие задолженность, заключали с УК договор о реструктуризации, - сообщил Шуралев. - Как это происходит? Оценивается общая сумма задолженности с учетом текущего начисления, составляется график погашения. Он включает в себя текущий платеж плюс определенный процент общего долга. Но на данный момент ни одно из этих соглашений должниками не исполнено и не исполняется. Они не стремятся погашать долги.
Шуралев осторожно оценивает ситуацию с благополучностью бывших детей-сирот, проживающих в доме. Но не отрицает, что проблема стоит довольно остро.
- Мы не отдел опеки и попечительства, поэтому оценивать благополучность наших жителей не можем. Но, по нашему опыту, зачастую условия проживания в таких квартирах ближе к маргинальным. Не у всех, но у большинства. Это и присутствие посторонних людей, и антисанитарные условия и т.д. Например, мусор, выставленный или выброшенный на площадку, при имеющимся мусоропроводе — это очень частое явление. Тут куда чаще фиксируются акты порчи общедомового имущества,
Есть проблема и с пустующими квартирами, в которых сироты не живут по определенным причинам. Зачастую доступ закрыт, и при коммунальных авариях попасть туда невозможно. Это касается и жилья, где ранее жили семьи, но после смерти родителей/опекунов дети оказались в интернате. До их совершеннолетия квартиры простаивают и также копят долги.
- Несмотря на то, что мы призваны обеспечить безопасную эксплуатацию, вскрыть самостоятельно квартиру не можем. Если пожар, то вскрывают пожарные службы, если потоп - то мы, но только совместно с правоохранителями, - пояснил Шуралев, попутно затрагивая тему квартплаты. - Если дети находятся на попечении, квартплату оплачивают опекуны. Если нет, то, наверное, должно платить то учреждение, где они находятся. Насколько нам известно, у детей есть счет, на который перечисляются средства. Но рабочего инструмента для пополнения квартплаты с этих перечислений, к сожалению, мы не видим. Есть опыт наших коллег из других управляющих компаний: как только сироте исполняется 18 лет, и он вступает в права собственности, они вынуждены подавать материалы в суд и таким образом взыскивать накопленную задолженность. Но это не тот метод, который все мы хотели бы использовать. Человек со сложной судьбой и полным отсутствием жизненного и бытового опыта только входит во взрослый мир, и тут же сталкивается с судебными тяжбами! Едва ли, этот инструмент способствует социализации и поддержке.
ЧТО ДЕЛАЮТ ВЛАСТИ
«РЕБЯТА ПРИВЫКЛИ, ЧТО НАХОДЯТСЯ НА ГОСОБЕСПЕЧЕНИИ. ПРИВЫКЛИ БЫТЬ ПОТРЕБЛЕНЦАМИ»
Требования договора на жилье для сирот, кстати, простые: вовремя вносить коммунальные платежи, не копить долги, иметь статус благополучных. Из дополнительных условий - не сдавать полученные квартиры третьим лицам в аренду, обязательно проживать там самому, не допускать приводов в полицию и проблем с правоохранительными органами.
Сохранность жилья контролируют специалисты отдела опеки совместно с представителями профильных министерств. Проверки проводят ежегодно до истечения пятилетнего срока найма: сотрудники Минземимущества совместно с Центром содействия семейному устройству ходят в рейды по квартирам. По итогам составляют акты обследования. Примерных квартирантов приглашают в министерство, чтобы заключить договор приватизации жилья. Нарушителям пролонгируют договор найма.
Как сообщили Chelny-biz.ru в отделе опеки и попечительства исполкома, в Набережных Челнах за несвоевременную оплату ЖКХ и большие долги в 2018 году выселили одного человека, в 2019 году – двоих. Маневренного фонда для них не предусмотрено. В Центре содействия семейному устройству есть общежитие - там молодые люди от 18 до 23 лет могут находиться до решения вопросов с жильем.
Проблему трудной социализации сирот ранее поднимала бывший начальник отдела опеки и попечительства Роза Гернер. Она была озабочена уровнем ответственности молодых людей, вышедших во взрослую жизнь. Они не до конца понимают, что больше не находятся на гособеспечении, объясняла чиновница. Гернер тогда сделала оговорку: большинство челнинских сирот, получивших квартиры от государства, все же исправно выполняет требования. Но тем, кто их игнорирует, придется попрощаться с жильем - они из собственности уйдут в статус соцнайма. Речь тогда шла и про дом на улице Грина.
- Самое обидное, что ребята привыкли находиться на гособеспечении. Государство, как бы это жестко ни звучало, не будет содержать ребенка до старости, только до 18 лет, - говорила Гернер. - Предоставлено право на жилье, дальше сохранять его должен сам гражданин. Дети привыкли быть потребленцами. Некоторые считают, что государство за них заплатит. Один парень, у которого 161 тысяч рублей долга, говорит: «Все равно вы со мной как с сиротой ничего не сделаете».
Специалисты, с которыми Chelny-biz.ru обсуждал проблему, уверены, что молодые люди, возможно, хотят вести благополучную социальную жизнь, но просто не умеют. Им нужны кураторы, которые после достижения совершеннолетия помогут получить необходимые бытовые навыки и жизненные установки.
- Они не понимают, что за все нужно платить. Не хватает элементарного обучения бытовым навыкам, - говорит один из собеседников издания. - Они просто не знаю, как это делать: ходить на работу, оплачивать вовремя счета и т.д. Они и в 18 лет, по сути, остаются детьми, хоть и получают квартиры. А подсказать, как жить, некому. Выход - кураторство. Люди, которые бы в течение этих пяти лет следили за их жизнью. Например, в других городах за сиротами закрепляются сотрудники администрации. У нас этот инструмент либо вообще не обеспечен, либо хромает на обе ноги.
По реестру 2021 года в очереди на жилье стоят еще 109 детей-сирот. Есть также иногородние, которые претендуют на недвижимость в Челнах. Законодательство, кстати, требует, чтобы жилье для сирот было новым, отдельным и не меньше 18 кв. м. Но, так как в городе просто нет однокомнатного жилья меньшей площади, в основном люди получают квартиры по квадратуре почти вдвое больше.
Chelny-biz.ru изучил раскладку за последние восемь лет. В 2013 году в Челнах сиротам выделили 21 квартиру, в 2014-м - 24, в 2015-м - 15, в 2016-м и 2017-м - ни одной. В 2018 году - всего две, по решению суда. В 2019-м жилье дали 32 челнинцам. В 2020-м выделили 13 квартир в доме на улице Виктора Полякова. Девять получателей - челнинцы, четверо - из районов Татарстана. У всех договоры с Госжилфондом при президенте РТ.
До конца 2021 года сирот планируют заселить в сдающийся дом 63/20. Там под них забронировано 80 квартир. Сейчас формируют список претендентов, идет осмотр и закрепление. После сдачи дома с получателями подпишут договоры. Новоселье, по данным издания, планируется уже в ближайшие дни.
Юлия Шестакова
Фото: Chelny-biz.ru, nabchelny.ru
Вася
Елена
Ильсур
Ильсуру