«Имейте в виду – в апреле начнут ездить пенсионеры. Это усугубит ситуацию», - предупредила сегодня чиновников и коллег по горсовету Татьяна Гурьева, комментируя маршрутный кризис в городе. Вторая волна критики начнется с открытием дачного сезона, уверена она, когда старики выйдут с инвентарем к остановкам. О поступающих многочисленных сигналах сегодня неожиданно заявил и депутат-единоросс Виталий Агапов (неожиданно, потому что проблемные вопросы горсовет, за исключением Гурьевой, не поднимает), который попросил Фарида Салахова, который уже стал лицом ситуации, еще раз рассказать, что происходит с транспортом. Включился и Магдеев: «Сделали то, что просили. Все же просили: «Давайте уберем малые автобусы»?! Давайте!». Но это еще не все: на городском уровне впервые публично подняли вопрос мегасвалки – Гурьева просит подключить коллег Госсовета и Госдумы и остановить проект. Таким образом, в год выборов у городских властей образовались две объемные проблемы, которые сопровождаются массовым недовольством населения – маршруты и свалка.
КАК АГАПОВ ПРОСИЛ СНОВА ОТЧИТАТЬСЯ ПО МАРШРУТАМ
«ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ ИДЕТ, НАРОД СМОТРИТ. ПУСТЬ УСЛЫШИТ ИЗ ВАШИХ УСТ»
Тема пассажирских перевозок не обошла стороной очередную сессию городского совета. После получасового доклада Фарида Салахова о проделанной за год работе о поступающих «сигналах» в адрес депутатов заявил Виталий Агапов. Реплики от него вряд ли кто ждал – кроме Гурьевой по острым вопросам в горсовете уже давно никто не выступает. Но Агапов попросил Салахова все же озвучить, что происходит с транспортом.
– Мы услышали о том, что проходит кампания по замене малогабаритных и маловместимых «газелей» на комфортные автобусы большой вместимости. Мы услышали, что по городу уже ездят 135 автобусов, а также вы сказали, что обновили маршрутную сеть. Но от народа поступают сигналы. Понятно, что это переходной момент, где-то чего-то не хватает, что-то не так поставили, маршрут не так проложили. Хотелось бы услышать о дальнейшем развитии транспортной инфраструктуры города: будет ли закрыта нехватка автобусов, будет ли отладка маршрутов? Прямая трансляция идет, народ смотрит. Пусть услышит из ваших уст, – аккуратно призвал к ответу Салахова Агапов.
Салахов в общем-то перед народом выступал уже несколько раз, причем так же, в прямом эфире, поэтому, по сути, ничего нового не сказал. Сити-менеджер в очередной раз обозначил, что идет активная работа по организации общественного транспорта. Если коротко: в автопарке МУП «Горкоммунхоз» числится 135 НЕФАЗов, согласно проекту НИИАТ, минимальное количество выводимой техники на маршруты города должно составить 200 единиц.
– Соответственно, мы говорим о том, что сегодня необходимо докупить минимум 70 автобусов большой вместимости для того, чтобы полностью обеспечить наш город комфортными условиями и закрыть все наши маршруты.
– Речь идет о том, чтобы дополнительно купить по республиканским и федеральным программам еще минимум 70 автобусов, – включился в разговор мэр Наиль Магдеев. И далее глава взял на себя спич. - С учетом коэффициента технической готовности у нас на линии ежедневно должно быть минимум 200 автобусов для того, чтобы иметь полнокровную сеть. Пока со 135 автобусами этого достичь не-воз-мож-но. Появятся новые автобусы – появятся новые маршруты. Пока живем на те средства, которые у нас есть.
Глава города подчеркнул, что работа будет продолжена. Замена малогабаритной техники начата, но реализовать задачу одномоментно пока никак – «так в жизни не бывает».
– У нас не было так, чтобы из кармана вынь да положи сразу 200 автобусов взамен 320. Так в жизни не бывает. Мы сегодня пока работаем по тем маршрутам, которые есть, – сказал мэр. – Появятся новые автобусы, появятся и новые маршруты, о которых говорят наши граждане. Вот ситуация, в которой мы сегодня находимся. А то, что НИИАТ разрабатывала маршрутную сеть – такой федеральный порядок. Это не от того, что мы не знаем сами и к нам приходят из Санкт-Петербурга, Москвы. Такое требование.
Мэр пояснил еще раз: по правилам разработку маршрутной сети должна провести лицензированная организация. Торги выиграли москвичи, которые разрабатывали такой же документ для других городов страны, в том числе для Казани. НИИАТ предложил автограду три варианта: оптимальный-минимальный, средний и максимальный.
– Мы сегодня работаем с учетом того, что у нас 135 автобусов, а не 200 – по минимальному варианту. Завтра появится 200 автобусов – будем работать по максимальному. Будем жить по средствам, – продолжал мэр. – Мы перешли на автобусы большой вместимости. Сделали то, что просили. Все же просили: «Давайте уберем малые автобусы»? Давайте! «Давайте заменим автобусы большой вместимости?» Давайте! <…> Если у кого-то есть дополнительные деньги, покажите, где они есть. Мы завтра пойдем и вместе с вами купим автобусы. Тоже не вопрос.
Паралелльно в Челнах ведется работа по созданию материально-технической базы. Чтобы иметь такой объект, необходимо 5 млрд рублей, заявил мэр депутатам (о чем регулярно рассказывает на аппаратных совещания). Сегодня ее создают на базе МУП «Горкоммунхоз».
– Эти 135 автобусов каждый день нужно мыть, нужно обслуживать, нужно выпускать на линию, нужно проводить текущее обслуживание, ремонт. Такого же не было. Базу в свое время успешно закрыли. ПАТП помните, где оно было? На этом месте сейчас «Лента» и четыре жилых дома будет. Материально-технической базы не стало. Ее нужно создавать. Это была ошибка. Ее сегодня нужно исправлять. Что толку говорить, что закрыли ПАТП? Ну закрыли. Дальше что? Вот мы на базе «Горкоммунхоза» сегодня думаем, как сделать так, чтобы объект хотя бы соответствовал уровню средней автобазы для облуживания автобусов. Кроим, кроим… Старые боксы увеличиваем, потому что современные автобусы в старые не помещаются. Эта та ситуация, в которой мы сегодня находимся. Чудес в жизни не бывает, но мы поэтапно идем, чтобы ситуацию поправить. Он скромно молчит, – взглянул мэр на Салахова. – Он каждый день этим вопросом занимается. Вместе с директором «Горкоммунхоза» (Альвир Аглуллин – ред.) по полной программе от меня получают на орехи. Но думаю, что мы все равно на решение вопроса (чтобы иметь 200 автобусов) обязательно выйдем.
Глава новь подчеркнул, что необходимо соблюдать интервал движения, культуру обслуживания. Оплата проезда в автобусах принимается по QR-коду, через банковские карты, проездные и наличные. Сегодня статистика показывает, что 96% средств идет безналичным расчетом. Проездные на общественный транспорт будут реализовать через сеть магазинов «Впрок» и «Циркуль» – всего в 85 точках. Также челнинцы, имеющие карту Ак Барс банка, смогут использовать ее как транспортную. Для этого необходимо подключить ее через приложение. Всего будут доступны три вида проездных: классическая пластиковая карта, стик на телефон и брелок. Активными они будут с 1 февраля.
– Мы хотели от наличных отказаться, нам сказали: «Нет. Конституционные права граждан нарушать не имеете права». То есть мы оставили право гражданина рассчитываться безналичным путем. Но их сегодня 4%., – продолжал глава города. – Никто никого не мучает, как в этих «газельках». Я их как-то назвал, говорят, нельзя так называть (имеет в виду «душегубки» - ред.). Ну, «газельки» – называю по-другому, где ни воздуха, ни света, ничего нет. Перечисляли неизвестно кому, сегодня все известно (имеет ввиду серый оборот нала, - ред). На предприятиях, безусловно, мы видим все транзакции, которые проходят, все это облагается налогом.
КАК ГУРЬЕВА ПРЕДРЕКЛА ВТОРУЮ ВОЛНУ БУНТА ИЗ-ЗА МАРШРУТНОЙ СХЕМЫ
«ИМЕЙТЕ В ВИДУ – В АПРЕЛЕ НАЧНУТ ЕЗДИТЬ ПЕНСИОНЕРЫ»
Острую тему пассажирских перевозок не обошла стороной и депутат Татьяна Гурьева. Коммунистка сегодня предупредила коллег о грядущей второй волне негодования– она начнется весной, когда пенсионеры откроют дачный сезон. Пожилые садоводы уже заметили, что схема усложнит им передвижение.
– Проблема остается острой. Люди продолжают писать жалобы. До Нового года они, в принципе, были довольны тем, что в город стали поступать автобусы большой вместимости, и они ждали, что будут только положительные изменения. К сожалению, те маршруты, которые «натворили», вызвали шквал массового возмущения. Надо решать экстренно – какие-то маршруты однозначно возвращать. Люди элементарно не могут вовремя добираться на работу: поскольку несколько пересадок, то и подорожал транспорт. Потом имейте в виду – в апреле начнут ездить пенсионеры. Это усугубит ситуацию – некоторые маршруты убрали, а люди ездили в сады-огороды в пределах города на этом маршруте. Наиль Гамбарович сказал, что у нас по оплате все прекрасно, а мне люди говорят, что далеко не так.
Депутат обозначила: некоторые водители не выдают билет, хотя проезд оплачен. Кроме того, в часы пик открывают все двери – а значит многие просто не рассчитываются.
– У меня нет претензий к водителям. У них одна задача – управление автомобилем. Валидатор один. Он находится рядом с водителем. В результате люди выходят изо всех дверей без оплаты, поскольку не могут пробраться к валидатору. Понятно, что есть недобросовестные люди. Женщины не могут оставить свои коляски – опасаются за ребенка. В некоторых городах установлено несколько валидаторов. <…> Наиль Гамбарович спрашивает, где деньги есть. А я думаю, что деньги у нас есть. По предварительной информации, город собрал 160 миллиардов рублей. Я считаю, что нужно обращаться к властям, тем более у нас в городе работают предприятия стратегического значения. Я считаю, что есть все законные основания обращаться к правительству России, тем более люди у нас просят не на гулянки их возить, а на работу.
При советской власти в городе работало 1,6 тыс. автобусов, проезд стоил 5 копеек, была хорошая ремонтная база, подчеркнула депутат.
– И, кстати, советская власть не преподносила это как какое-то великое достижение. Никто даже не задумывался, где и сколько автобусов. Сегодня мы приобрели всего 135 штук (я понимаю какой ценой), но все это преподносят как великое достижение, – возмущалась депутат. – У нас кроме руководителя города есть депутаты Госдумы (Альфия Когогина достаточно влиятельный человек), есть депутаты Госсовета. Давайте совместными усилиями будем добиваться, чтобы город обеспечили этим минимум необходимых автобусов, чтобы горожане могли добираться до работы и не находиться в этом каком-то нервном состоянии.
КАК МАГДЕЕВ ОБЕЩАЛ ПЕРЕДАТЬ ВОЛНЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ИЗ-ЗА СВАЛКИ
«НИКАКИХ ПОКА РЕШЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ ДАННОГО ОБЪЕКТА ДВА РУКОВОДИТЕЛЯ – РАЙОНА И ГОРОДА – ПРИНЯТЬ НЕ МОГУТ»
Позже в разделе «разное» Гурьева акцентировала внимание на еще одной горячей ситуации – грядущем строительстве комплекса по переработке отходов, который планируют построить в пяти километрах от Набережных Челнов.
– В народе его прозвали мегасвалкой. Объект приведет к серьезному негативному воздействию на окружающее среду, а значит на жизнь и здоровье граждан, – сказал Татьяна Гурьева.
Проект был одобрен на инвестиционном совете при раисе РТ Рустаме Минниханове. Отходы сюда будут завозиться из 11 районов республики. Земельный массив под комплекс выделяют в Князевском сельском поселении. Минстрой РТ уже обозначил проект в рамках своей отчетной коллегии – его запустят в ближайшие два года. Жители поселения еще в прошлом году начали выступать против строительства, опасаясь за экологическую обстановку. Однако на сходах граждан, которые прошли в том числе в Князевском поселении, задать вопрос местным властям пока никто так и не решился.
Гурьева же отметила, что направляла запросы мэру, предлагая провести в Челнах публичные обсуждения. Однако город предложил перенаправить вопрос в адрес Тукаевского района, на территории которого построят объект.
Депутат привела ряд доводов, которые, как она считает, приведут к угрозе экологической безопасности. Во-первых, возвышенный рельеф местности – объект будет расположен над поверхностью реки Ордиушка более чем на 30 метров. Во-вторых, приток реки будет идти через территорию комплекса. В нее же будут стекать талые воды, которые потом пойдут в Шильну, а оттуда в Каму. К тому же, подчеркнула депутат, комплекс будет располагаться рядом с десятком СНТ. Вызывает беспокойство и роза ветров – от выбросов токсичных веществ в воздух будут страдать челнинцы и экосистема в целом.
– В городе возникнет неблагоприятная экологическая обстановка, что нанесет серьезный ущерб здоровью и жизни горожан. А в Челнах и без этого высокий уровень онкологических и других тяжелых заболеваний, – продолжала депутат.
Свою речь Гурьева усилила заявлением экс-депутата горсовета Ильдуса Камалова, который обратился к ней и изложил свои выводы о недопустимости строительства объекта. Камалов заявляет о необходимости провести независимую экспертизу силами ученых города, республики, России.
– Активные горожане требуют от городских властей проведения публичных обсуждений. Надеюсь, что руководители прислушаются к обращению горожан, и 400-летие города челнинцам не придется отмечать одновременно с завершением строительства опасной для жизни мегасвалки, – заключила Гурьева.
– Ну я думаю, что 400-летие ни при чем, – сказал Магдеев. – Но я попросил бы депутатов Госсовета РТ этот вопрос поднять на уровне республики.
Мэр рассказал, что в воскресенье встречался с руководством соседнего района, где в том числе обсуждался и вопрос мегасвалки.
- Никаких пока решений, касающихся данного объекта два руководителя – района и города – принять не могут. Мы понимаем предел наших компетенций и полномочий. Но наша задача с учетом обращений коллеги, граждан еще раз обратиться в вышестоящие органы управления, структуры для того, чтобы донести то беспокойство, которое сегодня выражает депутат Гурьева. Я думаю, что мы обязаны прислушаться к выступлению и таким образом выстроить свою работу, – сказал мэр.
Лилия Хамитова
Солнышко
Пассажир
Тятюшкин
Бочаров ручей
Солнышко
Солнышко
Тятюшкин