Новости
Подробно

«Это не очень, мягко говоря, прилично для полумиллионного промышленного города»

30.10.2024, 18:09

«Мы должны сделать так, чтобы эти даты оставили глубокий след в городской инфраструктуре», – заявил сегодня на очередной сессии городского совета мэр Наиль Магдеев. Накануне президент России Владимир Путин подписал для Челнов «юбилейный» указ – в 2026 году автоград ждет две большие даты: 400-летие города и 50 лет с выпуска первого грузовика. Пока же власти города совместно с «КАМАЗом» формируют список хотелок. Но вероятно, что первый пункт уже есть – это трамваи. Сегодня неожиданно на сессии выступил Илья Зуев, который заявил, что на экотранспорт Челнам нужно 10 млрд рублей. Его спич не был запланирован и о докладе никто из депутатов заранее не знал.

КАК ТРАМВАИ ХОТЯТ ПРОТАЩИТЬ В ЮБИЛЕЙНЫЙ СПИСОК

«МЫ, БЕЗУСЛОВНО, БУДЕМ ОБРАЩАТЬСЯ К РУКОВОДСТВУ РЕСПУБЛИКИ. ПОЛУМИЛЛИОННЫЙ ГОРОД ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРИЛИЧНЫЕ ТРАМВАИ»

Очередная сессия горсовета началась с приятной новости. Владимир Путин накануне подписал указ о праздновании в Челнах в 2026 году сразу двух масштабных юбилеев: 400-летие города и 50 лет со дня выпуска первого КАМАЗа.

Фото: пресс-служба президента России
Фото: пресс-служба президента России

 Это дает определенные возможности готовиться активно, – еще до начала открытия официальной части сессии выступил мэр. – Совместно с «КАМАЗом» будем работать над тем, чтобы эти два юбилея оставили определенный след в дальнейшем развитии городской инфраструктуры, «КАМАЗа». Надеемся, что при поддержке руководства республики Татарстан, федеральных органов власти, при активной работе с «КАМАЗом» все у нас получится. Были разные юбилейные даты и многое было сделано. Серьезная поддержка была оказана президентом России Владимиром Путиным по укреплению материально-технической базы наших социальных учреждений: это и театр, и дороги, и школы и детские сады. Эту работу, безусловно, будем активизировать.

«Это не очень, мягко говоря, прилично для полумиллионного промышленного города»

Помимо основных вопросов, которые депутаты обсудили еще на совместной комиссии, в повестку неожиданно вошел об организации пассажирских перевозок. Вероятно, что это одна из тех самых «хотелок» города, которую планируют получить к юбилею (позже косвенно этот факт подтвердит и мэр, об этом ниже). Перед депутатами с этой темой выступил первый заместитель сити-менеджера Илья Зуев. Он рассказал, что сейчас пассажирские перевозки в Челнах осуществляются тремя перевозчиками: трамваями челнинцев перевозит «Электротранспорт», а автобусами – ООО «Пассажирские перевозки» и МУП «Горкоммунхоз». Сегодня в городе функционируют 17 городских автобусных маршрутов, на которых работают 230 единиц техники. Еще 103 подвижного состава в трамвайном парке «Электротранспорта». Средний эксплуатационный возраст челнинского электрического транспорта – 26 лет. Позже директор компании Рашид Шамсудинов добавит, что в Казани, к примеру, это семь-восемь лет, а в среднем по России – 20-21. Зуев продолжал, что больше половины парка требует замены. Из 103 имеющихся вагонов 69 – устаревшей модели.

«Это не очень, мягко говоря, прилично для полумиллионного промышленного города»

–  Для качественных пассажирских перевозок электрическим транспортом городу необходимо закупить 72 единицы новых трамвайных вагонов. На эти цели необходимы средства в размере 6 млрд рублей, – обозначил объемы Зуев.

Еще порядка 4,5 млрд необходимо на ремонт трамвайных путей. Сегодня в городе 115,3 км рельс (80,3 км – в городской, 35 км – в промышленной зоне). 85 км путей эксплуатируется более 45 лет при допустимом сроке до проведения капремонта 22 года. Таким образом их изношенность составляет 74%.

 – На сегодняшний день по причине неудовлетворительного состояния путей скорость движения подвижного состава на семи участках снизилась от пяти до 20 км/час, – продолжил спикер. Время в пути пассажиров, соответственно, выросло, как и количество нареканий.

«Это не очень, мягко говоря, прилично для полумиллионного промышленного города»

Зуев напомнил, что в 2021-м году, а также в 2023-м в Челнах точечно обновлены участки трамвайных путей. В перспективе - строительство новой ветки, ведущей в Замелекесье. Проект первого этапа готов. Его продолжительность (от микрорайона Бумажников до Казанского проспекта) – 10,2 километра. Но опять же вопрос упирается в финансы. Сметная стоимость строительства первого этапа трамвайной линии – 1,7 млрд рублей. Еще 774 млн необходимо на второй этап в 3,2 км (завершается проектирование).

–  Для реализации данного проекта исполнительным комитетом ведется поиск источников финансирования, – коротко добавил Илья Зуев.

«Это не очень, мягко говоря, прилично для полумиллионного промышленного города»

– Я думаю, мы, безусловно, будем обращаться к руководству республики, понимая, что полумиллионный город должен иметь приличные трамваи, – сказал глава города. – Город-труженик, город, который будет в ближайшее время отмечать 400-летие со дня основания, город, который является родиной легендарных КАМАЗов… 26 лет (средний возраст трамваев – ред.) – это не очень, мягко говоря, прилично для полумиллионного промышленного города. <…> Задача для нас ясна и понятна. Будем заниматься вместе с правительством и руководством Республики Татарстан, понимая, что деньги там. Вы знаете, как формируется бюджет. Оптимизма не теряем, есть хорошие перспективы, не зря я вам про документ говорил, поэтому будем работать.

«Это не очень, мягко говоря, прилично для полумиллионного промышленного города»

КАК БУДУТ УСИЛИВАТЬ АВТОБУСНЫЙ ПАРК

«НАМ СКАЗАЛИ: «ЕСЛИ ДОПДОХОДЫ БУДУТ У ГОРОДА, ПОЖАЛУЙСТА, ПОКУПАЙТЕ»»

Что касается перевозки пассажиров автобусами, то пока этот процесс осуществляется силами городского предприятия «Горкоммунхоз» и частной конторой «Пассажирские перевозки». За счет средств бюджета города было приобретено 45 больших автобусов: 21 в 2021-м и 24 – в 2023-м.

Еще 46 штук город получил в начале года. Увеличение подвижного состава позволило запустить новые маршруты №5 (курсируют по проспекту Чулман) и №10 (по Сююмбике) и усилить существующие. До конца года Челны ждут еще одну партию НЕФАЗов – 44 единицы. Ожидается, что они выйдут на городские маршруты не позже начала следующего года.

«Это не очень, мягко говоря, прилично для полумиллионного промышленного города»

Наиль Магдеев в свою очередь отметил, что задача города – увеличить количество автобусов на «напряженных маршрутах» - №№2, 3, 5, 7, 10, 22, 26, тем самым уменьшив интервал движения, особенно в пиковое время. Всего же, по данным мэра, для комфортной организации пассажирского движения, городу необходимо не менее 250 автобусов. Получается, что Челнам как минимум нужно еще около сотни автобусов.

 Глава города обратился к представителю МУП «Горкоммунхоз» - готовы ли те к приему техники? Будут ли водители?

«Это не очень, мягко говоря, прилично для полумиллионного промышленного города»

– Если где-то водителя не хватает – это еще полбеды. Если не хватает на городских автобусных маршрутах, то автобус будет стоять в гараже, какой бы он новый, красивый, большой ни был, – сказал Магдеев.  – Мы же еще и финансовые затраты на себя берем. Государственная лизинговая компания за красивые слова автобусы поставлять не собирается. За каждый автобус мы будем платить живыми деньгами из дополнительных доходов городского бюджета. Нам сказали: «Если допдоходы будут у города, пожалуйста, покупайте». Мы говорим: «А если не будет?» Тогда тоже есть ответ – «Не покупайте». Вот почему мы за каждый рубль, за каждую копейку дополнительных доходов бьемся. Поэтому вы, друзья мои, коллеги, должны сделать все, чтобы автобусы, которые мы получим (трудом заработанные автобусы), не позже начала января вышли уже на маршруты города.

«Это не очень, мягко говоря, прилично для полумиллионного промышленного города»

Тут слово взяла Татьяна Гурьева, депутат горсовета от партии «Коммунисты России». Она отметила, что пока полностью решить проблему качественного транспортного обслуживания не удалось. Хотя и признала, что претензий со стороны горожан к камазовским НЕФАЗам нет.

–  Люди благодарны, что появились автобусы большой вместимости. Тем не менее, проблемы есть и больше они связаны с частными перевозчиками, – заявила депутат.

Так, челнинцы, это чаще всего люди пенсионного возраста, жалуются на хамское отношение, невозможность оплаты транспортной картой. Водители могут изменить маршрут, либо вовсе не остановиться. Несколько подобных случаев в последние дни активно обсуждали в городских пабликах. Приводился пример: водитель плюнул на транспортную карту бабушки.

«Это не очень, мягко говоря, прилично для полумиллионного промышленного города»

–  У нас работает 140 микроавтобусов частных перевозчиков. Хотелось услышать, каким образом будут взаимоотношения складываться в 2025 году? И как городская власть намерена наводить порядок в отношении городских перевозок? – задала резонный вопрос Гурьева.

Отвечая на первую часть вопроса, Зуев отметил, что в каждом салоне имеется камера, поэтому по каждому случаю идет разбирательство, дело доходит вплоть до увольнения. Что касается частных перевозчиков, то договор с ООО «Пассажирскими перевозками» завершается 10 января. После разработки новой маршрутной сети (ее проводит Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта), понятно, что формально, определят основных игроков рынка пассажирских перевозок. 

«Это не очень, мягко говоря, прилично для полумиллионного промышленного города»

 – Из складывающейся ситуации нам видится, что это будут наши городские предприятия – «Электротранспорт» и МУП «Горкомиунхоз», – сказал чиновник.

Депутат Харис Шарафуллин в свою очередь озвучил вопрос, касающийся нового участка Московского проспекта – здесь пешеходам с Орловки, чтобы дойти до остановки приходится идти сначала по проезжей части, а потом по газону.

– Все лето я смотрел, думал, как сделают. Сейчас дети идут в школу в «Притяжение», они проходят вот таким вот образом. С обеих сторон: что со стороны Орловской церкви, что со стороны первой дороги, – выступил Шарафуллин.

«Это не очень, мягко говоря, прилично для полумиллионного промышленного города»

– Коллегу нельзя, конечно, критиковать, но для этого не надо было ждать сессию городского совета, – отреагировал Магдеев. – Вы часто общаетесь с руководителем исполнительного комитета, знаете номер телефона первого заместителя. Думаю, был благоприятный период этот вопрос решить. Там, где есть недостатки, они все устранимы.

Еще один «дорожный» вопрос был включен в основную повестку сессии. Так, депутаты согласовали выделение из дополнительных доходов 250 млн рублей на зимнее содержание дорог и парков.

– Мы по прошлому году все лимиты по уборке снега перебрали. Вы знаете, какие снегопады были. Поэтому к 1 октября мы практически остались без лимитов, – пояснил Наиль Магдеев. – Идти в зиму без ресурсов по очистке города мы не можем. Поэтому из дополнительных доходов этого года (мы согласовали вопрос с раисом РТ) направляем на содержание города. Всем нравятся чистые парки и скверы, всем необходимы чистые улицы. Средства, безусловно, нужны. Ежегодно на вывоз и уборку снега, не считая средств управляющих компаний, 600-700 млн уходит. Это по сумме один детский сад. Огромные средства! Если с управляющими компаниями считать, то думаю, что сумма минимум 1,5 млрд рублей.

«Это не очень, мягко говоря, прилично для полумиллионного промышленного города»

Депутаты также утвердили проект увеличения оклада сотрудников Информационно-методического центра, дату публичных слушаний по изменениям в уставе города, согласовали появление новой должности управляющего делами исполкома с прямым подчинением сити-менеджеру. Кроме того, депутаты включили нового коллегу по корпусу Руслана Мустафина (он прошел в горсовет по списку ЕР на место Флеры Андреевой) в состав постоянной комиссии по вопросам социально-экономического развития и бюджету. Закрепили, кроме того, изменения в правила благоустройства города. Отныне на территории Челнов не допускается перевозить грунт, мусор, кирпичи, сыпучие строительные материалы, легкую тару, спил деревьев и др. без покрытия. Перевозка груза с частично покрытым материалом приравнивается к перевозке груза без покрытия. Нарушителей будут штрафовать.

Лилия Хамитова

Комментарии

Оставьте первый комментарий