Параллельно с заседанием, где избирали меру пресечения экс-главе республиканского управления ЗАГС Гульшат Нигматуллиной, на шесть этажей выше шел процесс по делу Энгеля Фаттахова. Уже два месяца экс-министр находится в СИЗО Мензелинска и его срок содержания подходил к концу. Однако следователь просил продлить его, так как расследование в самом разгаре и в разработке уже новый эпизод. Фаттахов сегодня со слезами на глазах просился домой: «Разве я похож на взяточника?» Он рассказал, что мужчины, которые дали на него показания - это его друзья. Одного из них Фаттахов даже спас от смерти: «Я их просто не понимаю».
Подробности – далее.
СЛЕДСТВИЕ И АДВОКАТЫ
«ШЕСТЬ ПИСЕМ БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ В ЯНВАРЕ 2018 ГОДА. ДО ПЕРИОДА, КОГДА, ПО СЛОВАМ СЛЕДСТВИЯ, У МУРТАЗИНА ВОЗНИК УМЫСЕЛ НА ДАЧУ ВЗЯТКИ»
Сегодня в суде Набережных Челнов рассматривали вопрос меры пресечения бывшего главы Актанышского района Энгеля Фаттахова. Поддержать его пришли родственницы, которым он изредка улыбался – родные давали ему сил. Вопросы прессы он игнорировал, позже станет ясно, что он подготовил целое выступление и развернуто прокомментирует свою позицию.
За два месяца, пока Фаттахов находился в СИЗО №4 Мензелинска, в составе его адвокатов произошли изменения. Теперь в суде его представляют казанские юристы - Тахир Мансуров и Руслан Сафин. Ранее правозащитником была Ольга Шелковникова, хорошо известная в автограде.
Уголовное дело на Фаттахова возбудил лично глава республиканского СК Валерий Липский. По версии силовиков, первый эпизод, который ему вменили, касается получения взятки от компании «Спецстрой» 21,8 млн рублей в виде реконструкции своего дома в селе Актаныш. Взамен чиновник якобы помог получить подряд на ремонт молодежного центра «Яшьлек», куда было направлено из бюджета 28 млн рублей. Позже уголовное дело пополнится вторым эпизодом – еще одна взятка от директора стройкомпании. Здесь сумма взятки в разы ниже - речь идет о 2,4 млн рублей.
Следователь настаивал на продлении ареста Фаттахова еще на два месяца, до 21 сентября. Он заявил, что, находясь на свободе, экс-министр может оказать давление на свидетелей, а оснований для изменения меры пресечения нет. Силовики сейчас работают над новыми эпизодами, которые могут появиться в деле. Один из них, как сообщал ранее Chelny-biz.ru, может быть связан с 50 млн рублей, которые упали на счета агрофирмы «Чишма». Деньги якобы должны были пойти на благотворительность, но могли потратиться иначе. Другой эпизод, который по данным издания, может появиться в деле, связан с министерской должностью Фаттахова. Пока же следствие планирует допрос нескольких десятков свидетелей – подрядчиков, которые выполняли работы в доме Фаттахова.
Адвокаты же просили изменить меру пресечения на домашний арест. Предоставили суду ходатайства от жены и дочери Фаттахова, которые являются совладельцами дома в Актаныше, и заявили, что не возражают, чтобы он жил там во время следствия. От дочери заявление было получено по электронной почте – сама она, как выяснилось, находится за пределами России. Женщины тоже просили смягчить меру пресечения.
В суд принесли и ряд фотографий с празднования 60-летия Фаттахова в 2021 году. Не разворачивая листы, адвокаты заявили, что на кадрах видно, как Фаттахова поздравляют с днем рождения те самые люди, которые дали показания на него - Муртазин и Нагимов. Затем Сафин объяснил: фото – противоречат словам следователя, что те боятся Фаттахова.
Адвокаты принесли справку от ГИСу: сколько и какие письма писал им глава Актанышского района. Период - с 2018 по 2020 год, указанный следствием. Из 41 письма по подрядным организациям только 13 касались организаций, подконтрольных Муртазину.
- Шесть из них были направлены в январе 2018 года. До периода, когда по словам следствия, у Муртазина возник умысел на дачу взятки, - заявил Сафин.
Адвокат добавил, что у них есть ответ от директора ГИСу, который указывает – главы муниципальных районов не оказывали влияние на процедуру.
Суду также показали многочисленные характеристики Фаттахова: раиса Татарстана Рустама Минниханова, глав Нижнекамского, Актанышского и Муслюмовского районов, заслуженных тренеров России и Татарстана, председателя Совета ветеранов, деятелей культуры и искусств, предпринимателей, жителей района.
- Во всех он характеризуется как высокопрофессиональный, компетентный руководитель. Ответственный и пользующийся заслуженным уважением, - отметил Сафин. – Отдельно отмечены такие человеческие качества – порядочный, честный, добросовестный и справедливый.
Сафин добавил, что в этом году Фаттахов отмечен Российской ассоциацией героев - мол, оказывал гумпомощь военнослужащим спецоперации.
В дополнение передали медицинские документы подозреваемого и характеристику СИЗО №4. Защита заявила об ухудшении состояния здоровья своего подопечного. Экс-министр несколько раз обращался к медикам. По данным адвокатов, сейчас его здоровье «удовлетворительное», он находится «под динамичным наблюдением» врачей.
ОБВИНЯЕМЫЙ
«С НАГИМОВЫМ МЫ ВМЕСТЕ В ОДНОЙ ШКОЛЕ, В ОДНОМ КЛАССЕ УЧИЛИСЬ. ОН ПРИ СМЕРТИ БЫЛ, Я ЕГО СПАСАЛ. Я ИХ ПРОСТО НЕ ПОНИМАЮ…»
Энгель Фаттахов выступал с бумагой в руке и дрожью в голосе. Периодически он проводил ладонью вдоль щеки. Вначале отметил, что полностью согласен со своими защитниками и просит изменить меру пресечения на домашний арест.
- Я тоже считаю, что нет никаких оснований содержать меня под стражей. Не установлен факт того, что я имею намерение препятствовать или скрыться от следствия. У меня семья – жена, дети, внуки. Абсолютно исключается, что я могу их бросить и куда-то скрыться. Я сам всю жизнь боролся за справедливость. Растоптано мое имя, моя честь. Я и сам хочу, чтобы это дело довели до конца, объективно расследовали. В моих интересах, чтобы следствие разобралось в сложившейся ситуации, и мое доброе имя и репутация были восстановлены. Думаю, что, если я буду находиться под домашним арестом, это также будет гарантировать соблюдение всех интересов следствия. Я согласен на любые ограничения, которые суд может установить. Обязуюсь неукоснительно соблюдать.
Фаттахов отметил, что всю свою жизнь он «добросовестно трудился и доказал свои положительные человеческие и деловые качества». Все, представленные характеристики и государственные награды, по его словам, это доказывают.
- Я 20 лет работал главой администрации. Пять лет работал министром, вице-премьером. При мне район всегда был в числе передовых, - сделал он небольшую паузу, вытирая рукой глаза.
Фаттахов заверял, что если бы он хотел купить себе землю или имущество, он сделал бы это сам - есть возможности.
- Сейчас единственное, что у меня имеется - это родная деревня, односельчане. Меня попросили, я там руководитель хозяйства, две тысячи гектаров земли. Успешно трудимся там. По итогам 2023 года хозяйство по рейтингу было на первом месте, и на сегодняшний день средняя зарплата там составляет 50 тысяч рублей. Это моя родина, это мои односельчане. Сейчас меня обвиняют на показаниях Муртазина, Нагимова. Не представлено ни одного факта и доказательства, что я мог быть причастным к получению взятки. Еще раз повторяю, что ни у Муртазина, ни у Нагимова никаких взяток я не брал. Никаких особых привилегий, столько лет мы вместе с ними работали, им не оказывал. Негативными последствиями не угрожал. Муртазин содействовал мне в ремонте моего дома на возмездной основе. Он ведь даже сам подтверждает, что расчет за эти услуги он получил от меня - 12,5 миллионов рублей. Если, как он утверждает, делал мне ремонт в качестве взятки, то по логике я не должен был ему передавать никаких денег.
Фаттахов заявил, что показания Нагимова также неправдивы. Отметил, что тот даже не смог объяснить на очной ставке, за что давал взятку.
- Он также подтвердил, что я ему никогда не угрожал никакими негативными последствиями. Ну как я могу… Разве я похож на взяточника? – обратился он к суду. - Разве я мог Нагимову и Муртазину угрожать. С Нагимовым мы вместе в одной школе, в одном классе учились. Он при смерти был, я его спасал. Он всегда был моим желанным гостем. Я их просто не понимаю… В СИЗО я нахожусь уже почти два месяца. Условия содержания в, конечно, подрывают мое здоровье, мне уже 63 года. Это был шок для меня, можно сказать, нервный срыв… Депрессия. Сердце сейчас начало болеть. Да, действительно, я уже несколько раз обращался и в санчасть, и в скорую. Сами понимаете… Нет ни одного довода, подтвержденного доказательствами, почему на время следствия меня обязательно надо держать в тюрьме. Напротив, защита предоставила достаточно доказательств, на основании которых суд, по внутреннему убеждению, может принять справедливое решение. Прошу поменять мне меру пресечения на домашний арест. Спасибо.
Суд продлил срок содержания под стражей Фаттахова до 21 сентября, удовлетворив ходатайство следователя.
О процессе по делу начальника ЗАГС Гульшат Нигматуллиной – по ссылке.
Ангелина Самцова
Марат
:(
:)