Глава Нижнекамского района Рамиль Муллин сегодня на первом аппаратном совещании года раскритиковал культуру уборки снега во дворах города. Жители жалуются, но как очистить заставленные машинами территории? Хозяевам дорогих джипов стоило бы об этом подумать, считает он. Не обошлось без разговора о дырявых трубах – бывший челнинский чиновник Максим Парамонов рассказал об очередных отключениях, а Муллин, в свою очередь, констатировал, что это «большой бич города» и предрек, что ситуация будет ухудшаться, мол трубы под землей свежее не становятся. Тем не менее, вопрос обсуждается в правительстве, «рассматриваются разные варианты». Из позитива – обилие строек и капремонта, в том числе, новая поликлиника и обновление дорог. Но и здесь без ложки дегтя не обошлось. В плане – ремонт чуть не единственного пока выезда из города, а это может спровоцировать коллапс. Так что думать, как этого не допустить, поручил глава, нужно заранее. Подробности – в материале Chelny-biz.ru.
«ТРАКТОР НЕ МОЖЕТ ПОДНЯТЬ МАШИНУ, ВЫЧИСТИТЬ ВСЕ И ПОСТАВИТЬ ЕЕ ОБРАТНО»
Максим Парамонов, экс-руководитель отдела транспорта исполкома Набережных Челнов, а ныне – замруководителя исполкома Нижнекамского района по вопросам ЖКХ дебютировал сегодня с докладом на еженедельном совещании в соседнем городе. Он отчитался и за чистку снега, и за отключение в домах горячей воды. Но констатировал – новогодние праздники службы жилищно-коммунального хозяйства выдержали, несмотря на обильные осадки в начале января. Итогом работ стал вывоз 36 тысяч кубов снега.
– Первоочередной задачей была очистка дорог по маршрутам следования общественного транспорта, остановочных площадок и пешеходных тротуаров, ведущих к объектам социального значения. Работа по очистке дорог службами велась в круглосуточном режиме, в две смены. Всего в распоряжении предприятий, отвечающих за содержание автомобильных дорог города и района находится 191 единица специализированной техники, в том числе арендованной, – доложил Максим Парамонов. – В связи с обильными осадками уже со 2 января в придомовые территории была выведена спецтехника, а также более 500 дворников, очищались внутридворовые проезды и тротуары.
С 3 января в ежедневном режиме на уборке придомовых территорий, заездов, внутриквартальных дорог работало 40 единиц техники и более 500 дворников. С 4 января начали работу по расчистке внутридворовых дорог с уборкой снега под автомобилями и вывозом снега. Всего за праздничные дни с уборкой машин (это когда машина убирается и полностью зачищается) было почищено 382 двора. С 30 декабря по 8 января было проведено три организационных совещания со службами ЖКХ, ежедневно территорию города объезжали ответственные дежурные. Силами управляющих компаний было вывезено более 18 тысяч кубометров снега, транспортом МУП «КПБ» – более 36 тсяч кубометров снега. Всего за весь зимний период на сегодняшний момент вывезли более 200 тысяч кубов снега.
Парамонов также отметил, что город тестирует несколько видов реагентов, пытаясь отыскать самый эффективный.
– Мы сейчас смотрим технологические процессы, пытаемся найти оптимальный реагент. Было закуплено два пробных вида, пытаемся определить их эффективность, – заключил он.
Глава Нижнекамского района Рамиль Муллин, заблаговременно пройдя по бульварам города, выяснил, что страдает культура уборки. Он также отметил, что проблемы возникают и при уборке дворов – мешают припаркованные автомобили.
– Зима в этом году как никогда снежная, холодная. Даже февральские бураны переместились на январь. Несмотря на это, я считаю, мы в целом справились. Были конечно, моменты, особенно во дворах. В прошлом году снега поменьше было. Где-то мы очень хорошо работаем, где-то – не очень, качества не хватает. Ротация механизаторов, конечно, дает о себе знать. Сейчас прошелся по бульварам нашим, пока, к сожалению, культура уборки страдает. Нужно нам выстроить технологию использования реагентного хозяйства и методологию уборки для того, чтобы наши скверы, пешеходные переходы, проходы, тротуары были очищены. Особенно переходы через дороги, мы делаем акцент на сами дороги и иногда забываем, что через этот борт надо переходить мамам с колясками или пожилым людям. Здесь, конечно, очень серьезно нужно работать, – сказал Муллин. – Выявляются слабые места в части парковочного хозяйства.
Нам нужно проанализировать совместно со СТОСами, департаментом ЖКХ и архитектуры, разработать площадки под предполагаемые парковки, частные или муниципальные. К сожалению, такое большое количество машин серьезно ухудшает возможность уборки, особенно, внутриквартальных дорог. Здесь мы видим жалобы со стороны населения, но трактор не может поднять машину, вычистить все и поставить ее обратно. Все машины дорогие, конечно, прежде чем ставить куда-то транспорт, нужно думать, как тут все уберут, вычистят и насколько я захожу в чужое пространство. Тротуары по Менделеева заставлены машинами. Такие прекрасные пешеходные возможности там сделали, но, к сожалению, когда люди покупают большие джипы, почему-то считают, что все позволительно. Я прошу, чтобы у нас культура росла, СТОСам, старшим по домам нужно понимать, как размещать наш автотранспорт для того, чтобы минимизировать неудобства для самих жителей и для себя. В целом, уборка была удовлетворительной. Колейность на дорогах, конечно, дает о себе знать. То холодно, то тепло – это разные виды реагентов, есть те, которые до 0 градусов, до -5, до -20. Это очень дорого. В этом году мы за счет муниципального бюджета закупили реагентов почти на 16 миллионов рублей, хочется, чтобы они эффективно работали. В основном, мы их используем на тротуарах, основных дорогах.
«ТРУБЫ ОТ ТОГО, ЧТО ЛЕЖАТ ПОД ЗЕМЛЕЙ, СВЕЖЕЕ НЕ СТАНОВЯТСЯ»
Первое совещание с главой в этом году не обошлось без обсуждения проблем с сетями. Парамонов отметил, что в каникулы без горячей воды осталось семь домов.
– Все структуры ЖКХ функционировали без серьезных сбоев. В праздничные дни была организована круглосуточная работа дежурно-аварийной службы, а также бригады служб управления тепловых сетей и управления водоканализационных, бригады электриков, которые выезжали для устранения прорывов и неполадок на инженерных сетях города. Однако, касаемо обеспечения города горячей водой были нарекания со стороны жителей. В период праздничных и выходных дней с 30 декабря по 8 января в Нижнекамске и районе произошло 28 отключений горячей воды со сверхнормативным временем подачи энергоресурса. Под отключение попало семь домов со временем отключения от двух часов до 61 часа (2,5 суток). Фактов снижения температуры в жилых домах ниже нормативного значения не установлено. Соответственно, нарушений теплоснабжения в указанный период отсутствовали. Нарушений холодного водоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и электроснабжения в социальных объектах в данный период отсутствовали. В целях восстановления режима тепло-водоснабжения проводились выездные совещания и проверки с участием заинтересованных сторон. Предприятия ЖКХ с поставленной задачей в новогодние праздники в целом справились, на сегодняшний момент работа продолжается в штатном режиме, – продолжил Парамонов.
Рамиль Муллин, в свою очередь, прибавил к проблемам с сетями еще и проблемы с водообеспечением и коллекторами. На их починку необходимо больше шести миллиардов рублей.
– Что касается труб, то это большой бич нашего города. Буквально в субботу я был в правительстве, обсуждали этот вопрос. Рассматриваем разные варианты. Я еще раз говорю, это тема не одного дня. Мы к этому системно шли. Мысли, идеи есть. Сегодня работаем и с Фондом благосостояния страны, с ВЭБ.РФ, прорабатываем разные варианты. Нам надо пройти все согласительные моменты, и я думаю, что мы представим варианты, как эту ситуацию можно будет решать. Но я еще раз говорю: это очень дорогая история. Сегодня только переход на ИТП по нашим предварительным расчетам 2,5–3 миллиарда рублей. Это серьезные средства. Даже если деньги будут, это за один год не сделать. Нужна системная работа, – отметил Муллин. – Есть у нас большие проблемы по водообеспечению, коллекторам. По нашим расчетам, необходимо шесть миллиардов рублей для того, чтобы эта система работала. Я не говор про строительство, я говорю про то, чтобы привести наше коллекторное хозяйство, основные водоводы, теплохозяйство в порядок. Мы в этом направлении двигаемся. Очень много критики со стороны жителей, но ситуация будет только ухудшаться. Трубы от того, что они лежат под землей, свежее не становятся. У них есть свой износ, они имеют свойство истончаться за счет агрессивной водной среды, за счет того, что эксплуатируются. Последняя авария – гидроудар понес за собой достаточно серьезные проблемы не только в узловом сегменте, но и на периферии. Это говорит о том, что есть очень много вопросов, которые требуют системного решения.
«МЫ ЗДЕСЬ СДЕЛАЕМ КОЛЛАПС. НУЖНО БУДЕТ НАБРАТЬСЯ ТЕРПЕНИЯ. ЭТО ЕДИНСТВЕННАЯ ДОРОГА»
Планы на ремонт и строительство дорог и социальных объектов в Нижнекамском районе на этот год тянут на 7,8 млрд рублей. Это только подтвержденные на начало 2024-го деньги из бюджетов страны и региона. Из них большая часть – 4,1 млрд – на новые и старые социально-культурные объекты. На втором месте по финансированию – дорожные работы, 1,8 млрд. Причем это без проектов республиканских и федеральных дорог, которые проходят по территории района. Планы перечислил руководитель исполкома района Роман Булатов.
Так, по программе «Безопасные и качественные дороги» в городе планируют капитально отремонтировать улицу Корабельную (от кольца на Студенческой до кольца на Вокзальной) и Студенческую (от Строителей до Корабельной). На республиканские деньги отремонтируют улицы Менделеева (от Сююмбике до Гагарина) и Гагарина (от Спортивной до Лесной). Также планируется завершить тротуар на проспекте Мира и положить, наконец, здесь третий слой асфальта (объект перешел с прошлого года) и восстановить покрытие на улице Сююмбике. Мира, к слову, рассчитывают в будущем продлить до новой объездной М7.
Еще один объект, которому уделят внимание, – дорога Набережные Челны-Заинск-Альметьевск-Нижнекамск.
– Крайне важный участок – на выезде из Нижнекамска со стороны промышленной зоны, – отметил Роман Булатов. – «Татавтодор» выполнит работу по ремонту асфальто-дорожного покрытия. Там высокая колейность и достаточно большая аварийность.
– Здесь надо сразу подумать. Это достаточно сложный узел, очень большой трафик. Надо уже сегодня думать с транспортниками. На лето мы здесь сделаем коллапс, – предостерег Рамиль Муллин. – Поэтому нужно будет набраться терпения. Это единственная дорога – выход на челнинскую трассу. Этот вопрос надо проговорить и определиться, как мы выстроим работу. Может, через Иштеряково.
Другой крупный дорожный проект, на который район рассчитывает получить деньги, – строительство многоуровневой развязки на пересечении М7 и дороги Нижнекамск-Чистополь. Она будет стоить почти 2 млрд рублей.
В планах этого года восемь сельских дорог общей протяженностью чуть более 3 км. Капитально отремонтируют и построят 39 объектов: восемь по линии здравоохранения, восемь – образования, четыре – спорта, один молодежный клуб, три общественных пространства и объекты жизнеобеспечения. Один из наиболее значимых проектов – строительство детской поликлиники на 200 посещений в сутки стоимостью 364,5 млн рублей. Она охватит 20 тыс. детей. Под объект выделен пустырь в новом 35-м микрорайоне. Муллин отметил, что есть инвестор, готовый строить здесь жилье.
– Это большая победа, большая работа была проведена. Мы сами до конца не верили, что можем войти в программу, но, несмотря на сложности федерального бюджета, мы смогли. Поликлиника позволит максимально охватить новые микрорайоны. Следующий этап – мы думаем о строительстве взрослой поликлиники в 51-м микрорайоне.
Город также завершает в этом году капремонт главного корпуса детской городской больницы с перинатальным центром, который длился с 2021 года. Планируется модернизация Нижнекамской ЦРБ и в Камских Полянах. План в целом по району – до 2026 года полностью модернизировать материально-техническую базу медицинских объектов. Муллин попросил в будущем выступить всех главврачей с докладом о концепции развития не только зданий, а в целом об изменениях в системе лечения, в кадровой политике и пр.
Что касается образовательных объектов – в планах завершить капремонт корпуса А и взяться за корпус Б химико-технологического института на полмиллиарда. На педколледж направят почти 290 млн по республиканской программе. На очереди также школа №6 и садик №43. Муллин обозначил, что важно вдохнуть новую жизнь в старую часть города – в районе улиц Вокзальной, Корабельной и Строителей. В рамках нового мастер-плана рассмотреть возможность нового строительства.
– Чтобы больше детей было, больше молодежи. Нужно думать где-то про точечную застройку, уплотнение, дать возможность построить новые здания. Чтобы этот район был интересен молодым, была вся необходимая инфраструктура. Останется поменять там трубы, Роман Фанисович. Все сделаем, потом начнем копать, – пошутил глава.
Город рассчитывает также отремонтировать комплекс зданий в районе химического лицея №35 и создать образовательный химический кластер, куда войдут также школа №7 и детский эколого-биологический центр. Это пока только идея, ведутся переговоры. Необходимое финансирование – порядка 800 млн.
Планируется реконструкция спортшколы №5 в Камских Полянах, завершение строительства учебно-тренировочной базы «Алмаш» в Красном ключе, завершение капремонта в спортивно-оздоровительном центре «Дружба». Муллин поблагодарил за поддержку предприятия-спонсоров.
– Есть вопросы у жителей, почему так долго. Во-первых, объекты не ремонтировались 30 с лишним лет. Когда начали работы, увидели ряд серьезных системных проблем, которые требовали технических проектных решений. Это задерживало ремонт, – объяснил Рамиль Муллин. – Сейчас это будет совсем другой новый объект.
По общественным пространствам на очереди пешеходный бульвар по улице Менделеева на 68 млн, променад в 27-м микрорайоне (от парка Нефтехимиков до ул. Чулман) на 82 млн. В Камских Полянах – сквер «Соенеч» на 10 млн. По капремонту домов – в программе 80 объектов на 739 млн. Что касается нового строительства, план по району – 60 тыс. кв.м. Исполком не сомневается, что он будет выполнен. В том числе, рассчитывают ввести два дома по линии ГЖФ. По «Нашему двору» 909 млн направляют на 73 двора с учетом сел и поселков.
– Надеемся на совместные проекты с нашими промышленными партнерами. У нас есть еще ряд наработок с министерствами. Надеюсь, мы получим еще дополнительные средства. Это станет известно в течение года, – подытожил Муллин. – За зимний период надо завершить все проектные дела, чтобы с началом сезона приступить к работам.
Chelny-biz.ru
Фото: пресс-служба администрации НМР
Максим Санков
Диванный критик
Рысь
Эксперт