Очередное судебное заседание по делу главы «шестого отдела» Даниля Закирова посвятили публикации Chelny-biz.ru - в распечатанном виде ее принес сам подсудимый и попросил приобщить к делу. В тот день допрашивали Елену Деревлеву, которая вместе с супругом владеет адвокатской конторой, где осенью 2016-го года зафиксирован поджог. Chelny-biz.ru опубликовал фотографии, которые, по данным источников, есть в уголовном деле этого ЧП. На снимках – двое мужчин, их запечатлели камеры видеонаблюдения в районе конторы. При этом до сих пор виновные не установлены, и этот факт возмущает как главу ОБОП, так и самих Деревлевых. Закиров сообщил суду, что на кадрах именно те лица, которые причастны к преступлению, и именно из-за них подполковник полиции сейчас находится на скамье подсудимых. Подробности запутанной истории – в материале Chelny-biz.ru.
«РАКУРС КАМЕР У НАС СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ. ИСХОДЯ ИЗ ЭТОГО, МЫ ПОНИМАЕМ, ЧТО ПРОСТО ПОТАСОВЫВАЛИСЬ ФАКТЫ»
Публикация Chelny-biz.ru стала предметом для разбирательств в суде по делу главы «шестого отдела» Даниля Закирова. По некоторым данным, материал наделал шума в правоохранительных органах. В начале ноября издание опубликовало фотографии, которые, по данным нашего источника, находятся в материалах уголовного дела о поджоге адвокатской конторы. В то время как виновные до сих пор не найдены. Chelny-biz.ru сообщил Елене Деревлей о том, что снимки находятся в распоряжении редакции и попросил прокомментировать. Адвокат выразила надежду, что читатели издания, возможно, узнают кого-то по фотографиям. Все это обретает новый смысл, учитывая, что на суде по делу Даниля Закирова в качестве свидетелей выступали лица, которые очень похожи на тех, что на фото. Но об этом чуть позже.
– Времени прошло много. Может быть, конечно, кто-то и опознает лица на фотографии, но мы на это сильно не рассчитываем, – комментировала Chelny-biz.ru Деревлева.
– Существует компьютерная программа, с помощью которой их можно идентифицировать, но такие исследования не производились вообще. Просто был поставлен вопрос эксперту: можно ли по фотографии установить личность. Ну, конечно, как это возможно?! Формулировка вопроса была просто безграмотная. Кроме того, данное преступление квалифицировали как хулиганские действия. Тогда как в здание, которое закрыто на замок, проникли, взломав дверь, занесли шины, газовый баллон, подожгли…
В суде Деревлева, куда была вызвана в качестве свидетеля, поставила под сомнение снимки, опубликованные в издании. По ее словам, кадры не имеют никакого отношения к их офису.
– В наше помещение был занесен баллон, его обложили шинами, горючими материалами и подожгли. Он был открыт - для того, чтобы увеличить эффект взрыва. Его расположили непосредственно под вытяжкой и рядом с газовой котельной. Мощность должна была быть большая. При этом здание расположено в торце девятиэтажного дома, то есть это является пристроенным помещением к жилому дому – максимальная угроза для жителей. На утро после того, как баллон был подожжен, к нашему офису съехались руководители правоохранительных органов, МЧС. Когда сотрудники МЧС зашли в здание, они попросили всех эвакуировать, а сами отошли на безопасное расстояние. По их действиям было видно, что если бы баллон взорвался (утром он еще находился в раскаленном состоянии), то ущерб был бы причинен не только нашему зданию, но и жилому дому, – рассказывала Деревлева. – В результате этого поджога, как уже нам стало известно, сотрудники «шестого отдела» и непосредственно руководитель Даниль Закиров стали говорить о том, что они приложат максимум усилий для раскрытия этого преступления. Но в итоге этим не занимались, а просто искали людей, которые бы взяли на себя ответственность. Фактически сфальсифицировали доказательства по этому уголовному делу. В том числе фотографии, которые оказались в деле, не имели никакого отношения к нашему офису – это было какое-то другое помещение. Ракурс камер у нас совершенно другой. Исходя из этого, мы понимаем, что просто потасовывались факты. Для того, чтобы переложить на кого-то данное преступление или просто-напросто подбирались люди, которые возьмут на себя ответственность.
– В СМИ вышла публикация, где указывается, что адвокаты Деревлевы рассчитывают, что будут распознаны какие-то лица и им были предоставлены фотоснимки. Откуда эти фотографии у вас? – поинтересовался гособвинитель Альберт Шакуров.
– Эти фотографии не я им предоставляла. Я даже не читала…– ответила свидетель.
– Вы интервью давали? – допытывался прокурор.
– Ну мне часто по телефону звонят корреспонденты, спрашивают какие-то моменты. Я даже не всегда читаю, что они потом пишут.
– Откуда у журналистов оказались эти фотографии? – продолжал гособвинитель.
– Не могу точно сказать. Не я предоставляла. Просто адвокат, который занимается тем делом, он обратил наше внимание: а вот вы видели эти фотографии? Я говорю, какое отношение эти фотографии имеют к нашему офису, если там и ракурс камер другой, помещение совершенно иное? Они не имеют отношение к нашему офису. Откуда взялись эти фотографии, пояснить не могу.
«МЫ ПОНЯЛИ, ЧТО РАСКРЫТИЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ВООБЩЕ НИКТО НЕ ЗАНИМАЛСЯ. СКОРЕЕ ВСЕГО, ТАК ОНО И БЫЛО»
Далее судья попросил гособвинителя перейти ближе к делу, но на этом его вопросы закончились. К допросу приступил адвокат подсудимого Руслан Мадифуров.
– Откуда у вас информация, что Закиров не занимался раскрытием преступления?
– Насколько я знаю, раскрытием преступления занимались иные лица, – отметила Деревлева.
– Какие иные лица? Занимались они раскрытием или не занимались?
– Вы опять пытаетесь меня ввести в заблуждение…
– Свидетель, ответьте, как есть, – включился судья.
– Там был другой следователь, абсолютно другие фамилии, не Закиров.
– Вы это откуда узнали? – поинтересовался защитник.
– От адвоката, который сейчас занимается обжалованием постановления о приостановлении расследования уголовного дела.
– Это того дела по 167 УК РФ? – уточнил судья. Деревлева подтвердила.
– По тому делу адвокат меня ставит в известность о том, что вот это, вот то… Это фамилия следователя, среди них Закирова вообще нет. И исходя из этого и документов, мы поняли, что раскрытием преступления вообще никто не занимался. Скорее всего, так оно и было. Это мнение адвоката, который занимается тем делом.
– Тогда следующий вопрос, – подключился Мадифуров. - Откуда у вас информация, что Закировым просто подбирались люди, чтобы переложить ответственность?
– Это уже из СМИ, – обозначила женщина. - Из СМИ и от моего супруга, который очень хорошо знает Закирова. Много-много лет…
– С момента приостановления вам известно, по каким основаниям было приостановлено дело?
– Нет. Дело в том, что только сейчас в суде выяснилось о том, что оно приостановлено. У нас были сведения от вышестоящих руководителей о том, что дело прекращено. Сейчас в суд пришло само дело, что оно приостановлено. Даже не знаю на каких основаниях.
Следует заметить, что Елена Деревлева еще в июне 2017 года в разговоре с Chelny-biz.ru сообщала о том, что расследование уголовного дела приостановлено. На оставшиеся вопросы суда и других участников процесса Деревлева не смогла ответить, сославшись на супруга - якобы пояснить сможет только он.
Даниль Закиров также пришел с распечаткой материала Chelny-biz.ru.
– Статью я не только прочитал, но и распечатал. Можно ее приобщить к нашему делу? – попросил Закиров. - Там есть фотографии, там все четко видно и понятно. Эти люди здесь были.
Отметим, глава «шестого отдела» ведет речь про Алексея Емельянова и Радика Валиева, которые на предыдущем заседании были допрошены как свидетели. По версии Даниля Закирова, они и есть поджигатели адвокатской конторы. Еще в 2017 году в жилищах мужчин прошли обыски, и они были задержаны в порядке статьи 91 УК РФ. Двое суток провели в ИВС, где с ними в том числе беседовал Закиров, так как считал их причастными к поджогу. Главе ОБОП стало известно об их связах с Ильгизом Шайхелисламовым – ныне потерпевшим по делу Закирова, на которого якобы оказывалось давление.
Рассмотрение ходатайства Даниля Закирова о приобщении публикации Chelny-biz.ru к материалам уголовного дела судья предложил отложить до допроса супруга Елены Деревлевой для того, чтобы выяснить, имеют ли все-таки отношение фотографии к делу самого начальника «шестого отдела».
– Вы сами с Закировым общались лично по этому делу? – поинтересовался у Елены Деревлевой судья.
– Мы общались возле здания Следственного комитета. Разговор был моего супруга с Закировым. Я просто как бы…
– Вы слышали разговор?
– Да. Это было еще до того, как осудили сотрудников «шестого отдела» и разговор сводился к тому, что он раскроет преступление, – отметила Деревлева.
«СЛЕДОВАТЕЛИ ПРОСЛЕЖИВАЛИ МАРШРУТ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЭТИХ ЛЮДЕЙ. ТО ЕСТЬ ЗАФИКСИРОВАЛА ИХ НЕ ОДНА КАМЕРА, А ЦЕЛАЯ ЦЕПОЧКА»
После заседания Chelny-biz.ru связался с адвокатом главы ОБОП Русланом Мадифуровым, чтобы узнать его мнение по поводу опубликованных фотографий на страницах издания и допроса госпожи Деревлевой, заявившей суду, что снимки никакого отношения к их офису не имеют.
– Когда ты выступаешь как свидетель, ты обязан указать источник своей осведомленности, иначе твои показания не признаются. Деревлева начала разговор с того, что дело не расследовалось, потом - что не искали других лиц и прочее. А когда начинаешь уточнять, откуда вам известно, что не искали, она стала указывать на СМИ. При этом она пояснила, что журналисты к статье прикрепили не те фотографии, которые были зафиксированы их камерами. Причем тут их камеры? С чего она решила, что это камеры из ее офиса? Там улица показана.
Руслан Мадифуров в разговоре также обосновал и ходатайство Даниля Закирова, чтобы суд приобщил к материалам уголовного дела статью Chelny-biz.ru.
– Мой подзащитный считает, что лица, изображенные на фотографиях очень похожи на Емельянова и Валиева, ровно настолько, насколько позволяет разрешение этих камер. Как говорили следователи, которые допрашивались, они прослеживали маршрут передвижения этих людей. То есть зафиксировала их не одна камера, а целая цепочка, пока они добирались до дома. Отсюда и машина – белый Volkswagen. Все эти лица из одного круга общения, поэтому если мы вспомним показания того же Шайхелисламова... Даниль ему говорит: «Мне левые не нужны, я знаю вот этот виноват и этот». А то, что следствие не нашло других доказательств – вопрос уже не к Данилю, он же только оперативные мероприятия проводил.
Также адвокат добавил, что ранее они ходатайствовали об истребовании дела о поджоге адвокатской конторы для приобщения к делу Закирова.
– Господин Замараев (следователь по особо важным делам СУ СК по РТ с дислокацией в Набережных Челнах, - ред.) нам отказал. Более того, у нас есть официальное ходатайство, что мы просили Следственный комитет расследовать это дело и установить всех виновных лиц. Однако, и в этом нам было отказано, – сказал Мадифуров.
Отметим, что также на процессе были допрошены еще свидетели – один из них сын Руслана Хасьянова – осужденного киллера «двацатьдевятников», на встречу с которым ездил Ильгиз Шайхелисламов. Последний, как писал ранее Chelny-biz.ru, школьный знакомый Закирова. По версии следствия, именно его начальник «шестого отдела» вынуждал взять вину на себя. Как прозвучало в суде, еще в декабре 2016 года Закирову стало известно о возможной причастности к поджогу в адвокатской конторе двух мужчин – Алексея Емельянова и Радика Валиева. Глава ОБОП знал об их связах с Ильгизом Шайхелисламовым. Последний, как оказалось, друг осужденного Руслана Хасьянова. Как посчитало обвинение, Закиров вышел на Шайхелисламова через Хасьянова. Борец с оргпреступностью, как отметил прокурор, конечно же, имел право доступа к нему как должностное лицо и организовал встречу в Казани в здании «шестого отдела». Якобы по просьбе Закирова Хасьянов при личной встрече сообщил Шайхелисламову, что нужно признать вину по поджогу, либо найти любых других мужчин.
Сын Хасьянова подтвердил суду, что ездил к отцу вместе с Шайхелисламовым. Там в кабинете он видел Даниля Закирова. Подробнее о деталях встречи молодой человек пояснить не смог, так как главной целью для него было – увидеться с отцом.
Стоит отметить, что встреча Даниля Закирова и Шайхелисламова проходила при юристе. Она также была допрошена в суде. Мария Катаева пояснила, что к ней обратился Шайхелисламов и попросил съездить вместе в Казань.
– Мы зашли в кабинет, там было несколько оперативников. За столом сидел Даниль Закиров. В ходе нашей встречи он просил Ильгиза сознаться в совершении поджога в офисе. При этом он пояснял, что на него кто-то сверху давит. Вводил в заблуждение, – утверждала Катаева. - Говорил, что будет административный штраф, если Ильгиз сознается в поджоге. В это время я вмешалась в разговор, так как за такое преступление административного штрафа быть не может. Если квалифицировать по статье 167 УК РФ, речь идет о лишении свободы. Даниль говорил, если он не сознается в этом поджоге, то Ильгизу будет плохо. Потом, когда мы ехали обратно в Челны, Ильгиз рассказал, что ему Закиров угрожал - сделает наркобарона.
Вопросов к Катаевой оказалось достаточно много. Женщина пояснила, что еще пару раз консультировала Шайхелисламова.
– Вы слышали, как я говорил, что до встречи с Русланом я поговорил с руководителем следственного отдела, который сказал: если Шайхелисламов как организатор и другие придут сами, с явкой с повинной, возместят ущерб и покажут на месте, как все это было, – их до суда закрывать не будут? – уточнил Даниль Закиров у Катаевой.
– Я такого разговора не помню. Вообще даже близко. Это, скорее всего, до меня было.
– Откуда вам было известно, что баллон должен был взорваться? – интересовался Закиров. - Это в ваших показаниях.
– Может от вас?
– Я на тот момент этого еще не знал, – отметил подсудимый.
Следующее заседание состоится в декабре. Планируется допросить двух осужденных свидетелей, в том числе Хасьянова, по видеоконференцсвязи.
Олеся Аверьянова
Фото: Chelny-biz.ru, kazanfirst.ru, Реальное время, vse42.ru
Вася
Наиль