Со вчерашнего вечера почти в шоковой ситуации находятся топ-менеджмент «КАМАЗа», первые лица города и несколько тысяч простых рабочих. Работа градообразующего предприятия Набережных Челнов чуть не была парализована сегодня из-за долгов ООО «Электротранспорт» перед «Татэнергосбытом». «Это был кошмар! Люди в гневе! Сегодня сотни человек опоздали на работу, сорван производственный процесс!» – рассказал руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев о последствиях отключения подстанции, которая питает трамвайные линии в промышленной зоне. Без трамвайного обеспечения остались Завод двигателей, Кузнечный завод, ПРЗ, Автомобильный завод – предприятия беспрерывного производства. Этот транспортный коллапс, пожалуй, стал апогеем конфликта между исполкомом, который является учредителем ООО «Электротранспорт», и «КАМАЗом». «Экс-дочка» автогиганта сначала устроила бывшему головному предприятию «демарш трамвайщиков», потом сократила рейсы в промзону, заявив об их убыточности, а теперь и это…
Шамсудинов сегодня в разговоре с Chelny-biz.ru повторил еще раз: ни одно трамвайное управление в России не является рентабельным. Но конфликт настолько обострился, что кто-то должен понести наказание.
«Я НЕ ХОЧУ УЧАСТВОВАТЬ В ПЕРЕПАЛКАХ И ОТВЕЧАТЬ НА ОБВИНЕНИЯ ДИЛЕТАНТОВ»
Вчера после обеда Татэнергосбыт» отключил две подстанции, которые питают трамвайные линии в промышленной зоне, в том числе расположенные возле заводов «КАМАЗа». Причина – образовавшиеся долги ООО «Электротранспорт» за электроэнергию в размере 11,6 млн рублей. «Татэнергосбыт» уведомил трамвайное управление, что не возобновит подачу энергии до поступления денег.
– В срочном порядке мы вынуждены сейчас заказывать автобусы, чтобы вывезти работников из промзоны, – возмущался руководитель пресс-службы «КАМАЗа» Олег Афанасьев. - Без трамваев остались не только камазовцы, но и работники других предприятий. И пока никто не может нам сказать, что будет в последующие дни.
Сегодня утром, 29 августа, движение трамваев на предприятия челнинской промзоны так и не возобновилось. «КАМАЗ» пытался возить «безлошадных» работников автобусами, но явно не справлялся с ситуацией.
- Нам необходимо 150 автобусов, но где в Набережных Челнах можно сразу найти такое количество крупногабаритных машин?! - задавался вопросом Афанасьев. - В итоге на вывоз нескольких тысяч человек мы направили менее 50 автобусов. Это был кошмар! Работники набивались в салон, как сельди в бочку. Ломались двери машин. Ругались транспортники, пассажиры. Люди в гневе! Много возмущения в адрес руководства заводов. Трудящихся интересует, не кто их возит, а как их возят. Сегодня сотни человек опоздали на работу, сорван производственный процесс! Без трамвайного обеспечения остались Завод двигателей, Кузнечный завод, ПРЗ, Автомобильный завод - то есть предприятия беспрерывного производства.
Генеральный директор ООО «Электротранспорт» Рашид Шамсудинов заявил Chelny-biz.ru, что долги, возникшие перед «Энергосбытом», появились не от хорошей жизни.
- Я не хочу участвовать в перепалках и отвечать на обвинения дилетантов, - говорит глава предприятия. - Легко огульно винить людей. Кому-то пришло в голову, что челнинское трамвайное управление может спокойно выйти на безубыточный уровень. Я являюсь членом правления международной ассоциации предприятий электротранспорта, присутствую на многих конференциях коллег, и могу вас заверить, что в пределах России и СНГ ни одно пассажирское электротранспортное предприятие не является рентабельным. Никто не может обеспечивать такой доход, чтобы покрывать все расходы. Без дотации никто не работает. Если кто-то знает иные примеры, пусть подскажет! Я с удовольствием изучу работу этого предприятия. Мы не можем возить людей по себестоимости. В Москве проезд стоит 50 рублей. Наша тарифная политика - это социальный вопрос. Три года назад челнинский «Электротранспорт» передали городу. «КАМАЗ» обязался выплачивать по 30 миллионов рублей в год и, слава богу, делал это. Маршруты в промзону очень длинные. Для того, чтобы более-менее обеспечивать доходность, сменяемость пассажиров должна быть через каждые 3-4 остановки. Мы же везем одних и тех же людей из Сидоровки до ПРЗ, а обратно вообще возвращаемся пустые. Как зарабатывать в таких условиях? Разумеется, формируются убытки, в том числе и за электроэнергию. Ежегодно мы платим «Татэнергосбыту» по 65 миллионов рублей. Это огромная для нас цифра. Мы предлагали автогиганту шаги для уменьшения наших убытков. Представили новое расписание движения, которое их в итоге не устроило, так как у них свой режим работы, и они не собираются его менять. Возьмем для примера Нижнекамск, где местное трамвайное управление получает дотации за поездки работников «Нижнекамскшины». Перевозки там организованы нормально, никто не ругается. Мы же лишнего не просим. Даже в нынешних условиях у нас один из самых низких расходов по подвижному составу. При норме 108 рублей за километр мы тратим 72 рубля. При этом цены не стоят на месте, растет стоимость электроэнергии, запчастей… «КАМАЗ» разве продает свои автомобили ниже себестоимости? Почему кто-то считает, что челнинский «Электротранспорт», который перевозит, в том числе, тысячи заводчан, не должен поднимать вопрос о компенсации убытков?
Сегодня после обеда подстанции возле заводов «КАМАЗа» вновь заработали. Как сообщил Chelny-biz.ru начальник набережночелнинского филиала «Татэнергосбыта» Рустем Габидуллин, сделано это в виде исключения:
- Подобное соглашение было достигнуто сегодня, - комментирует Рустем Маратович. - У ООО «Электротранспорт» накопился долг перед нами в размере 11,6 млн. рублей. Они получали уведомления в необходимые сроки, что им грозит отключение. Это поэтапный процесс. 22-23 августа в отношении «Электротранспорта» были введены ограничения при подаче электроэнергии, но это не сказалось на работе трамваев. 28 августа были отключены две подстанции №7 возле НТЦ и №8 возле завода двигателей. Если долги по-прежнему не выплачиваются, то по правилам мы должны были отключить следующие подстанции, которые могли повлиять на работу вагонов, курсирующих непосредственно по городским проспектам. В связи с предстоящим возобновлением питания, получается, что для челнинского трамвайного управления будет сделано исключение.
По данным источников Chelny-biz.ru, вопрос о восстановлении электроснабжения «решался на самом верху». Казанское руководство «Татэнергосбыта» дало добро на подключение тяговых подстанций в промзоне, и не исключает, что предоставит челнинскому «Электротранспорту возможность оплаты долгов в рассрочку.
«30 МИЛЛИОНОВ ДАВАЛИ ЗА ТО, ЧТОБЫ В ПРОМЗОНУ ЕХАТЬ. ЭТО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, УБЫТОЧНО»
Конфликт между «КАМАЗом» и «Электротранспортом» обострился в последние два года из пяти, что предприятие находится «в свободном плавании». После 40 лет работы при градообразующем предприятии оно безвозмездно (или «за один рубль», как говорили представители автогиганта) перешло на баланс муниципалитета в 2013 году. Хотя, как отмечал тогда мэр Василь Шайхразиев, разговоры о переходе трамвайного хозяйства в собственность города поднимались еще в 2010 году. Плюсом для «Электротранспорта» стало то, что компания получала возможность принимать участие в федеральных программах, что ранее было невозможно из-за принадлежности автогиганту. После перехода трамвайного хозяйства городу руководство Челнов взялось за масштабное строительство новой трамвайной ветки. Проект был реализован в конце 2014 года уже при новом руководителе города Наиле Магдееве.
По условиям трехлетнего договора «КАМАЗ» дотировал бывшую «дочку», выплачивая ежегодно по 30 млн. За это время трамвайное управление должно было выйти на безубыточность. Однако три года спустя транспортников стало лихорадить, и начались сбои в работе. В первую очередь они коснулись именно заводских маршрутов, которые, по словам руководства компании, являются убыточными.
В результате год назад компания Шамсудинова в одностороннем порядке отменила ночной вывоз персонала «КАМАЗа», что в Челнах окрестили «демаршем трамвайщиков». Позже трамваи до заводов вернули. «КАМАЗ» и «Электротранспорт» пришли к соглашению, по которому автогигант заплатил за перевозку 26 млн.
В этом году «КАМАЗ» выплаты прекратил, и трамвайщики сократили рейсы в промзону.
«Неужели именно заводские маршруты тянут на дно городской трамвай? Беглый опрос заводчан и январский опыт свидетельствуют об обратном: трамваи на заводы по утрам и ближе к вечеру переполнены, маршруты надежные и крайне востребованные. А пассажиры в массе своей – люди работающие, дисциплинировано оплачивающие свой проезд, – писала корпоративная газета «КАМАЗа». – Тут же возникает еще один вопрос: запланирована ли «Электротранспортом» скорая оптимизация маршрутов внутри жилой городской зоны, чтобы не копить убытки? Ведь встретить на улицах города по будням в рабочее время полупустой трамвай проще простого».
Тем временем руководство ПАО «КАМАЗ» направило в исполком города письмо с просьбой рассмотреть предложение о возвращении трамвайного парка под крыло автогиганта. Пока что решение по этому поводу неизвестно.
В свете очередного сбоя и обострения конфликта можно предположить, что положение Шамсудинова на посту руководителя ООО «Электротранспорта» довольно шатко. Учредителем компании теперь является исполнительный комитет Набережных Челнов, а как часто любит повторять градоначальник Наиль Магдеев, «судьба «КАМАЗа» – это наша судьба».
Тем более что этим летом Шамсудинов уже уступил руководство автобусным предприятием – МУП «Электротранспорт» – своему заму Александру Гурьянову, бывшему главе МУП «Альметьевское транспортное управление». Согласно данным системы «Контур-Фокус», новый управленец был назначен на должность в МУП в начале июля. Рашид Шамсудинов, напомним, возглавлял муниципальное предприятие с его основания в апреле 2014 года, являясь при этом и директором трамвайного ООО «Электротранспорт». С МУПом у топ-менеджера не все гладко сложилось. 192 автобуса «НЕФАЗ» стали причиной судебных разбирательств между предприятием и «КАМАЗом» из-за долгов по лизинговым платежам.
Chelny-biz.ru
Вася
Рашид
Ренат
Генадий
Людмила
Для Людмил
Тому который ДЛЯ Людимл
Для Людмил
Житель
Игнат
Житель 14/11
13