Беспрецедентная для России «война за антенны» из 2015 года перешла в 2016-й. Напомним, федеральный оператор связи МТС и муниципальный Центр информационных технологий спорят за право обслуживать коллективные телеантенны в Набережных Челнах. Точку в этом вопросе не смогли поставить ни прокуратура, ни ФАС. Сейчас в конфликте разбирается УБЭП. В интервью Chelny-biz.ru директор филиала МТС в Татарстане Марат Шакиров детально рассказал о битве с муниципальными структурами, о «травле» своих сотрудников, попытках рейдерского захвата и последствиях конфликта для жителей города.
«ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ МТС ОФИЦИАЛЬНО ПОДТВЕРДИЛА ПРОКУРАТУРА»
– Больше полугода конфликт между ПАО «МТС» и МАУ «ЦИТ» разворачивается в публичном поле. Почему компания МТС хранила молчание до сентября 2015 года?
– Позволю начать наш разговор словами Рабле: кто обладает терпением, тот может достичь многого. До обозначенной вами даты мы в режиме публичного молчания собирали все факты нарушений и запасались терпением, заранее понимая, что отстоять интересы наших абонентов и свои законные права будет стоить немалых усилий. Сети коллективного приема давно являются предметом монитарного интереса разных структур, и до событий этого года случаи разовых попыток «принять участие» в оказании и обеспечении услуги коллективного телевидения в Набережных Челнах имели место быть. Однако в настоящее время мы ясно видим, как разные структуры и организации пытаются реализовать комплексный проект по отстранению от сетей коллективного приема телевидения (СКПТ – далее) компанию МТС – законного поставщика услуги, а главное, собственника городских СКПТ.
– Когда конфликт начался на самом деле?
– Пожалуй, стоит обратиться к истории вопроса. А именно к печально известному пожару на Заводе двигателей «КАМАЗа» в 90-е годы. После этих событий автогигант оказался в непростых условиях для восстановления собственных мощностей, не говоря уже о бремени по обслуживанию и содержанию построенной городской инфраструктуры. В кризисное для города и завода время непрофильные активы были распределены и поддерживались собственными силами городских предприятий. Так, решением мэрии обслуживание инфраструктуры СКПТ перешло на баланс «Набережночелнинского завода по ремонту радиотелевизионной аппаратуры». Надо понимать, что это 90-е годы иной альтернативы коллективной антенне просто не было. Спустя какое-то время обслуживание сетей перешло к крупнейшему в республике оператору кабельного ТВ – ТРК «ТВТ». И уже эта компания столкнулась с ситуацией, когда сети телеприема пришли в негодность по двум причинам: некомпетентное обслуживание городских сетей и устаревание антенно-мачтовых систем. Логично, что встал вопрос о замене коммуникаций. Тогда ТРК «ТВТ» была вынуждена отстраивать и модернизировать коллективные сети за свой счет. А единственной возможностью сохранить услугу по доставке ТВ-сигнала для жителей города было поставлять сигнал из кабельной сети коммерческого провайдера ТВ в квартиры челнинцев. Таким образом на протяжении последних 20 лет МТС и предшествующие компании обеспечивали качественный ТВ-сигнал, о происхождении которого жители Челнов даже и не задумывались.
– Расскажите подробнее историю приватизации КСКПТ. Какая именно часть антенн в городе была приватизирована МТС (в процентном соотношении)?
– Системы коллективного приема телевидения более чем в 900 многоквартирных домах Набережных Челнов документально закреплены и были приватизированы на законных основаниях, в связи с чем к общей долевой собственности жильцов не могут относиться. Сам процесс перехода сетей в собственность ОАО «ТРК «ТВТ», а затем в собственность ПАО «МТС» выглядел так. Вследствие критической ситуации на «КАМАЗе» в 1999 году вышло постановление мэрии города «О передаче на баланс НЗРРТА крупных систем коллективного приема телевидения». В 2002 году КСКПТ вошли в план приватизации ГП «НЗРРТА», которое тремя годами позднее в статусе ОАО был реорганизовано и присоединено к ТРК «ТВТ». В состав передаваемого имущества вошли в том числе и сети коллективного приема. После покупки ТРК «ТВТ» был присоединен к МТС. Право собственности МТС официально подтвердила прокуратура Набережных Челнов.
«НА СОТРУДНИКОВ МТС БУКВАЛЬНО НАЧАЛАСЬ «ТРАВЛЯ»
– Что для вас послужило поводом обратить внимание прокуратуры на ситуацию вокруг антенного хозяйства?
– К сожалению, историю СКПТ в Набережных Челнах не знают или не хотят с ней считаться некоторые из участников «войны за антенны». В марте прошлого года вышло постановление исполкома города, согласно которому функции по обслуживанию сетей СКПТ неожиданно для нас были возложены на муниципальное учреждение «Центр информационных технологий» (МАУ «ЦИТ») Кстати, забегая вперед, отмечу, республиканское управление ФАС признало незаконность действий исполкома города, нарушившего этим постановлением закон о конкуренции. Незаконным признано создание МАУ «ЦИТ», поручение ему действий на конкурентом рынке услуг СКПТ и сбор денег за услуги. Но возвратимся к событиям марта. Вот создается МАУ «ЦИТ», и вдруг одна за другой управляющие компании в одностороннем порядке начинают расторгать с МТС договоры на обслуживание коллективного телевидения и одновременно с этим передавать техническое обслуживание СКПТ сторонней организации, а именно МАУ «ЦИТ». На сотрудников МТС буквально началась «травля», когда специалисты не могли получить физического доступа к оборудованию своей же компании. На досках объявлений домов появлялись сообщения о незаконных действиях МТС. Жильцов неоднократно призывали к препятствию нормальной работе наших технических специалистов. Одновременно с этим неустановленные лица взламывали и нарушали целостность оборудования МТС. Проще говоря, против компании МТС управляющие компании города вместе с МАУ «ЦИТ» открыли настоящую войну, порочащую репутацию ведущего телекоммуникационного оператора. Но главное в этой ситуации – что препятствование управляющими компаниями нормальной работе технических специалистов МТС в домах города сказалось на качестве ТВ-услуг: простые пользователи услуги домашнего телевидения (и кабельного стандарта, и коллективного приема) стали жаловаться на резко снизившееся качество. В конечном итоге, в сентябре мы получили представление прокуратуры, которое стало ответом на наше обращение о систематических противоправных действиях МАУ «ЦИТ».
– Руководитель МАУ «ЦИТ» Михаил Бобошко напротив обвиняет ваших сотрудников в «намеренном ухудшении сигнала пользователям и принуждении к заключению договоров» на цифровое телевидение…
– Время расставило все по своим местам. Теперь официально установлено, что действия МАУ «ЦИТ» негативно повлияли на качество телевизионного сигнала, это неоднократно подтверждалось обращениями абонентов и фиксировалось техническими службами компании. В результате чего МТС была вынуждена обратиться в надзорные органы. Управление федеральной службы по надзору в сфере связи по Татарстану и суд подтвердили факт незаконных подключений к сети коллективного приема со стороны МАУ «ЦИТ», не имеющего никакого юридического основания и компетенции в вопросе оказании услуги и технического обслуживания СКПТ. МТС как телекоммуникационный оператор готов обеспечить жителей города качественными услугами и дать реальную альтернативу в зависимости от предпочтений и возможностей пользователей. Будет это коллективная антенна, цифровой или спутниковый стандарт сигнала – выбор только за абонентом. А подобные заявления мы рассматриваем как возможный повод для обращения в судебные инстанции с целью защиты деловой репутации.
– Как вы можете прокомментировать заявление Бобошко в одном из интервью: «В заключении прокуратуры четко сказано, что МТС не имеет права взимать плату с жильцов за обслуживание собственных сети и должна это делать за свой счет»?
– Подобные высказывания можно лишь сравнить с попыткой выдавать желаемое за действительное. Объясню почему. В представлении прокуратуры сказано о том, что строка за услугу «Телеантенна» должна быть исключена из общего счета за коммунальные услуги. Оказание услуги «Телеантенна» ложится на поставщика и собственника сетей, то есть на МТС. Поэтому, выполняя требование прокуратуры, мы выставляем прямые счета тем жителям, которые в действительности пользуются услугой «Телеантенна». Однако вопреки прокурорским проверкам и судебным инстанциям у некоторых организаций возникают новые идеи по введению платы за техническое обслуживание СКПТ уже для всех жителей города, независимо от востребованности этой услуги. Нам известно, что ранее суд уже отказал в обжаловании ключевого решения прокуратуры, таким образом, право собственности и незаконность включения оплаты услуги в общую квитанцию за коммунальные услуги признаются справедливыми.
«УБЭП РАССМАТРИВАЕТ ДЕЛО ПО ФАКТУ ВЗИМАНИЯ СРЕДСТВ С ЖИЛЬЦОВ В ПОЛЬЗУ МАУ «ЦИТ»
– В ноябре компания МТС разослала челнинцам счета на оплату услуги «телеантенна». Как вы расцениваете решение многих горожан не платить по ним?
– Два месяца подряд мы выставляем прямые счета за услуги коллективного телевидения, исполняя предписание прокуратуры города. Не приукрашу, сказав, что наши сотрудники в офисах обслуживания объясняют нескольким сотням абонентов в день, почему компания МТС как собственник сетей и поставщик услуги общедомового ТВ выставляет пользователям коллективной антенны отдельные квитанции в формате договора-оферты. Что касается оплаты, вынужден с вами не согласиться. Мы видим позитивную динамику по оплате горожанами квитанций МТС за услуги коллективного ТВ. Такой формат отдельных квитанций не в новинку. Посудите сами, по аналогичной схеме мы оплачиваем счета за домашний телефон или газ. Большинство челнинцев просто не задумывалось об источнике сигнала и о том, кто отвечает за услугу. С появлением отдельных счетов теперь жители могут адресно обратиться к поставщику услуги – к МТС.
– Какие убытки понесла компания в связи с этим?
– Вопрос скорее не в убытках, которые понесла компании, а в том, что на протяжении последних нескольких месяцев с горожан взималась плата за обслуживание телеантенны, и деньги перечислялись в пользу некой организации, которая не имеет собственных сетей, возможности подавать какой-либо телевизионный сигнал в эти сети и штата квалифицированного технического персонала. Иначе говоря, не могла оказывать услугу компетентно.
В настоящее время по обращению нашей компании в УБЭП рассматривается дело по факту правомерности взимания средств с жильцов за обслуживание телеантенны в пользу МАУ «ЦИТ».
– Как затянувшийся конфликт отражается на деятельности филиала ПАО «МТС» в Челнах? Как изменилось за это время количество клиентов: пользователей коллективных антенн, кабельного, цифрового телевидения?
– МТС занимает одну из лидирующих позиций в городе как на рынке мобильных, так и на рынке фиксированных услуг. Положительная динамика роста абонентской базы домашних услуг в Набережных Челнах в 2015 году осталась на уровне предыдущего года. Хотя стоит отметить, что темпы годового прироста имеют тенденцию к небольшому замедлению, в том числе из-за ситуации вокруг сетей коллективного приема. Оценку абонентской базы телеантенны мы сможем подвести после завершения миграции абонентов и заключения договоров со всеми пользователями услуги. На это потребуется порядка трех-четырех месяцев.
«СОЗДАЮТСЯ ВСЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕЙДЕРСКОГО ОТБОРА НАШЕЙ СОБСТВЕННОСТИ»
– Руководство города и все муниципальные службы поддерживают позицию ЦИТ. Вы встречались с мэром города по данному конфликту?
– Скажу, что конструктивных встреч конкретно по этому вопросу с представителями мэрии и исполкома города до сих пор не было. Однако мы регулярно контактируем с городскими властями в решении рабочих процессов. Деятельность МТС не ограничена антенным хозяйством. Мы активно инвестируем собственные средства в строительство и развитие телекоммуникационной инфраструктуры города.
– Возникали ли подобные конфликты в других городах страны? Каким образом они решались?
– Ситуация вокруг общедомового телевидения в Набережных Челнах, по большому счету, беспрецедентная. Во многом это связано с тем, что хозяйственное содержание исторически было в компетенции градообразующего предприятия «КАМАЗа». Сегодня компания МТС оказалась в ситуации, когда, приобретя инфраструктуру у законных владельцев и фактически после того, как сети были полностью модернизированы, создаются все условия для попытки рейдерского отбора нашей собственности.
– Какие действия вы будете предпринимать дальше?
– В своей ежедневной работе мы придерживаемся принципов предоставления качественных современных услуг связи. По моему мнению, это наш основной гарант и «капитал» доверия абонентов. МТС продолжит защиту интересов своих абонентов, обеспечивая на законных основаниях качественными домашними услугами жителей города.
Chelny-biz.ru
житель
пенсионер
Евгений
Кристина Сергеевна
Серж Коржаков
НЕ РЕЙДЕР
Серж Коржаков
ВЫ СЕРЬЕЗНО!!!
Альберт
МТС вруны
Иван Петрович
МТС ЛОМАЕТ АНТЕННУ 4 ГОДА!!!
Евгений
Евгению факт
МТС должны вернуть деньги жителей или ПОЧИНИТЬ АНТЕНУ
Челнинец
Альберт
Талгат Фаритович
Жилец
Иван
Антон
Житель
Антон
Другой Антон
Пантелеймон
челнинец