В Набережных Челнах состоялось поистине грандиозное мероприятие. Ветераны, основоположники авто- и мотоспорта встретились за общим столом. Легендарных людей, имена которых известны во всем мире, пригласили на встречу президент Федерации мотоспорта Республики Татарстан Наиль Хуббатуллин и руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Эдуард Николаев. Уникальное мероприятие объединило огромное количество участников.
В этот день, который вошел в историю, живые легенды делились воспоминаниями и рассказывали, как в мире спорта поднимали целину. И однажды сделали так, что о Набережных Челнах, команде «КАМАЗ-мастер» узнали во всем мире. Нас стали уважать соперники, которые поняли, что челнинским спортсменам нет равных. Читайте, как слесари, механики, конструкторы со всей России, едва успевшие окончить институт, приехали в автоград и основали мото- и автоспорт.
«МОЛОДЕЖЬ ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ»
Как рассказал руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Эдуард Николаев, идея провести такое мероприятие возникла внезапно во время детских соревнований по картингу. Вместе с Наилем Хуббатуллиным они решили собрать ветеранов спорта, чтобы проявить дань уважения тем, благодаря кому сегодня в нашем городе созданы все условия для тренировок:
- У меня отец тоже ветеран. К сожалению, сегодня он не смог присутствовать на столь значимом мероприятии. Считаю, что эти люди не должны быть забытыми. Многие в нашей команде работают целыми династиями. Такая же ситуация в нашей семье. Я продолжил дело отца, который является шестикратным чемпионом страны по багги. Мой 6-летний сын пошел по моим стопам. Я считаю, что этот спорт должен быть известен громкими фамилиями. Нас, челнинцев, знают не только в Европе, но и во всем мире. Знают благодаря ветеранам, которые когда-то дали импульс, а мы в свою очередь подхватили его. И сегодня эти люди не должны быть забытыми. Молодежь должна знать своих героев. Без этого не будет побед. Каждый из них внес вклад в наши победы. Мы передаем опыт и навыки следующим поколениям.
В Челнах автомобильный спорт давно – в этом году 50 лет. Мы обязательно отметим круглую дату, приурочим к автомероприятию, пригласим ветеранов. Они ведь редко видятся. У всех возраст. Но, не смотря на это, находят силы, помогают детям, внукам. Делятся опытом. А мы должны его перенять, чтобы не повторять ошибок.
Как отмечает идейный вдохновитель мотодвижения в городе и президент Федерации мотоспорта Республики Татарстан Наиль Хуббатуллин, организация подобных мероприятий не была бы возможной без поддержки:
- Я благодарю генерального директора ПАО «КамАЗ» Сергея Анатольевича Когогина, депутата Госдумы Альфию Гумаровну Когогину, куратора школы Жанну Евгеньевну Халиуллину, председателя попечительского совета Федерации мотоциклетного спорта РТ Олега Коробченко. Именно благодаря этим людям на базе стадиона технических видов спорта «Наиком Арена» запущен совместный с ПАО «КамАЗ» проект - школа мотокросса «Техногород Наиком». И, конечно, низкий поклон ветеранам. Как они говорят сами: «Нам что сейчас нужно? Чтобы помнили, не забывали!». Сегодня задача «минимум» выполнена. Перед вами не простые спортсмены, а многократные победители масштабных соревнований, чьи имена вошли в историю мирового автоспорта. К сожалению, в нашем городе их знают не все. Это нужно исправить. Ветераны должны знать, что все это было не зря. И как правильно сказал Фарид Тазиевич, кто забывает ветеранов, у того нет будущего, - заявил основатель клуба, президент Региональной общественной организации «Федерация мотоциклетного спорта Республики Татарстан» Наиль Хуббатуллин.
Организаторы вручили ветеранам Благодарственные письма от Федерации мотоспорта РТ, а также подарочные сертификаты от сети АЗС «Наиком».
«АВТОСПОРТ – ЭТО НЕИЗЛЕЧИМАЯ БОЛЕЗНЬ. И С ВОЗРАСТОМ НЕ ПРОХОДИТ»
В этот день ветераны охотно делились воспоминаниями и рассказывали, с какими трудностями пришлось столкнуться, чтобы основать и развить в городе авто- и мотоспорт.
Фарид Бадретдинов интересовался мотоциклами еще в юности. Но хобби пришлось бросить из-за призыва в армию. Вернувшись, он поступил в Казанский авиационный институт, где увлекся мотокроссом всерьез. Приехав в Челны на «КАМАЗ», начал заниматься автоспортом. Семикратный чемпионом России по багги, мастер спорта СССР (1990), заслуженный мастер спорта РТ (1996), много лет проработавший главным инженером, сейчас тренирует детей:
- Автоспорт – это неизлечимая болезнь. И с возрастом не проходит. Только тянет сильнее. Очень рад вас всех видеть живыми, здоровыми.
Метлушка Евгений приехал на ударную стройку в 1975 году. Ранее никогда не занимался автоспортом. Когда пригласили работать в команду «КАМАЗ-мастер», в которой были Семен Якубов, Фирдаус Кабиров, Владимир Сочков, с удовольствием принял предложение. Он возглавил команду слесарей, которые с нуля создавали «Камазы». В 1991 году впервые поехал на ралли «Дакар» в качестве главного механика команды. Когда перестал ездить на соревнования, возглавил организацию «Белая гвардия». Годы работы в команде гонщиков вспоминает с ностальгией:
- Когда дети спрашивают, какая была твоя жизнь, с гордостью отвечаю: «Красивой». Я видел много стран, много песков и много грязи (прим. ред. смеется). Был на гонках, когда Анатолий Кузьмин и Наиль Багаветдинов впервые победили «Дакар».
Евгений Метлушка отмечает, что было немало курьезных случаев. Так, однажды на соревнованиях в Африке он потерял документы. Пришлось восстанавливать. В Москве сотрудник таможенной службы с недоумением посмотрел на новый паспорт и принял его за гражданина Сенегала. Также в памяти осталась еще одна история:
- Помню, однажды искали ребят по всей Африке – Марокко и Мавритании. Экипаж Чагина сошел с маршрута. Семен Якубов создал экстренную группу, чтобы вызволить челнинцев из песочного плена. Мы все уместились в одной кабине. Нас и арестовывали, и отпускали. Но до ребят мы все-таки доехали. На тот момент у них осталась маленькая бутылочка воды. Они планировали взять огромный аккумулятор и выйти на трассу, чтобы попросить помощи. Не представляю, как бы они это сделали. Сколько было радости у спортсменов, когда нас увидели!
Александр Чернов, как и большинство коллег, приехал на «КАМАЗ» после окончания КАИ, где, будучи студентом, начал заниматься мотокроссом. Среди спортсменов был в числе лидеров. Но сломал ногу, из-за чего пришлось прекратить тренировки. На заводе быстро нашел единомышленников и легко влился в коллектив автоспортсменов. Тогда команда энтузиастов начала развивать на предприятии картинг. Перенесенная травма не мешала заниматься этим видом спорта, который пришелся ему по душе. По ночам, в выходные они сами собирали машины. Выезжали на площадки около стадиона «Строитель». Также осваивали азы мастерства, катаясь на пешеходных дорожках в парке Победы.
- Работа в отделе специсследований бюро рабочих процессов не позволяла полностью отдаваться мотоспорту. Поэтому пришлось оставить в формате хобби. В то время баггисты, которые развивались параллельно с нами, также самостоятельно конструировали машины и успешно участвовали на соревнованиях. Они пригласил меня в команду. Так я начал заниматься двигателями. Я хорошо знал, как они устроены. Поэтому быстро подхватил инициативу и взял работу в свои руки. Также мы конструировали оригинальные моторы для Фарита Бадретдинова, Семена Якубова.
Ленар Халиуллин был человеком, который первым обратился к руководству завода с предложением развить на базе предприятия мотоциклетный спорт:
- Инициативу поддержали. Мотоклуб, основанный в 1987 году, просуществовал 20 лет. Нам выделили помещение, инструменты, шкафы, мотоциклы, запчасти. Я тренировал, но большую часть времени занимался хозяйственными делами. Подготовка трассы, безопасность, флаги, судьи, документы – организация соревнований требовала решений многих вопросов. Тогда первые трассы были в поселке Кама за автовокзалом, в поселке Автозаводец рядом с заводом двигателей. И эти локации были в приоритете, пока Наиль Хуббатуллин не построил уникальную трассу мирового уровня.
«Я ВСЮ ЖИЗНЬ В СПОРТЕ. И СПУСТЯ СТОЛЬКО ЛЕТ МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО ЭТО ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛЫЙ ТРУД»
Инженеру Рустаму Фаттахову дали работу по конструированию, разработке деталей для багги:
- Все делали сами, кроме двигателей, резины и дисков. Даже спортивную коробку передач сами изготавливали с нуля. Серийные вылетали после первых же гонок, - вспоминает он.
Рустам Фаттахов и сам выступал на соревнованиях в период с 1983 по 1992 год. Он со смехом вспоминает первую гонку в Нижнем Тагиле, когда случайно сошел с неогороженной трассы, проскочив нужный поворот, и выехал к трибунам. Под крики «разойдись» возглавил гонку, но неожиданно заглох:
- Стал заводить, аккумулятор сдох. Думал - пропала гонка. Неожиданно в меня въехал соперник, и машина поехала. Так я получил первое место.
Как вспоминает Рустам Фаттахов, совмещать инженерную работу с гонками было крайне сложно. Но, тем не менее, он успел достичь в спорте больших высот - чемпион России на багги и чемпион СССР (кстати, первый чемпион из Челнов). Завершив спортивную карьеру, Рустам Фаттахов перешел в другой отдел, где вплоть до февраля 2024 года конструировал детали для спортивных грузовиков.
- Я всю жизнь в спорте. И спустя столько лет могу сказать, что это очень тяжелый труд. Мы могли работать круглосуточно, но не сдавались, пока не достигнем результата, - рассказывает Рустам Фаттахов.
Сергей Бессмертных автоспортом «заразился» в армии. У прапорщика друзья гоняли на москвичах. Увидев машины, загорелся и решил попробовать свои силы. Для этого приехал в Челны, начал работать механиком в команде гонщиков. Автокросс, багги, ипподромные гонки – он попробовал разные виды спорта. На Чемпионате СССР в Волгограде занял второе место, выполнил норматив мастера спорта. Сейчас болеет за сына, который занимается картингом:
- Спорт как болото - засасывает. После завершения карьеры работал в «Наиком-Арене». На соревнованиях, конечно, уже не участвовал, возраст. Но катался для себя, для удовольствия.
«МЫ КОНСТРУИРОВАЛИ МАШИНЫ. СДЕЛАЛИ БАГГИ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО РАВНОЙ В СССР»
Горин Анатолий вспоминает, что приехал из Челябинска в Челны в 80-х годах и начал работать в должности главного конструктора:
- Тогда здесь была мощная команда по багги. Мы конструировали машины. Сделали багги, которому не было равных в СССР. Я и сам сел за руль. Гонялся. Мы стали чемпионами России. Выиграли Чемпионат Европы. Потом стало сложно совмещать гоночную деятельность с конструкторской, поэтому в 1987 году выбрал последнюю. Из команды «КАМАЗ-мастер» ушел в 2004 году.
Валерий Дмитриев перешел на участок ралли в 1989 году. 33 года своей жизни он посвятил конструированию и ремонту спортивных грузовиков:
- На гонки начал выезжать с 1992 года. Дома есть глобус, где цветными иголками отмечал страны, которые объездил. Так вот, этот глобус похож на ежика. Я не был только в Северной Америке и Австралии. Парадокс, но в длительных командировках тянуло домой. Но неделя без гонок, и начинаешь скучать.
Владимир Подкорытов приехал в Челны из Свердловской области. Еще будучи ребенком увлекался моделированием – делал корабли, участвовал в соревнованиях. Даже смастерил машину, в основе которой был мотор от мотоколяски. Услышав от знакомой о строящемся автомобильном городе, сразу принял решение переехать:
- 16 января прилетел, 19-го вышел на работу в экспериментальный цех. Ездил по Прессово-рамному заводу и собирал детали. Когда перешел на работу слесарем в команду гонщиков, с удовольствием забирался в кабину. Мне, человеку без ноги, в молодости это давалось легко. Сейчас, конечно, такой ловкости нет. Поэтому больше времени провожу за компьютером, черчу. Мой стаж перевалил за 35 лет. Наверное, уже надо уволиться. Но ни за что не смогу, дома умру со скуки, - смеется он.
Василий Квачов вспоминает, как однажды после армии его попросили перегнать спортивную машину:
- Я просто влюбился в нее. Когда получил третий спортивный разряд, спал с этой книжкой. В 1970 году на базе завода организовал команду спортсменов. Мы начали с кросса, с зимних треков. В 1982 году получил серьезную травму, меня не допускали к соревнованиям. Назначили тренером, командиром команды Волжского автозавода по трековым гонкам. Я вывозил ребят на Чемпионаты СССР. Нашими главными конкурентами на трассе были ижевцы – они не давали выигрывать. В 90-х достойными соперниками стали латыши. В нашей команде лучше всех выступал Валерий Сажин. Помню, как люди шептались: «Сажин приехал? Ну, все, зачем гоняться? Опять телевизор увезет». Сколько он тогда этих телевизоров выиграл!
ДОБРАЯ ТРАДИЦИЯ
После официальных поздравлений для ветеранов в честь 23 февраля накрыли праздничный стол. Гости смогли пообщаться в непринужденной обстановке.
Организаторы исторического мероприятия не хотят ограничиваться разовой встречей. В будущем планируют так же уделять внимание ветеранам авто- и мотоспорта. Президент Федерации мотоспорта Республики Татарстан Наиль Хуббатуллин и руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Эдуард Николаев заверили, что трансформируют эту идею в добрую традицию. Кроме того организаторы обсуждают ряд других мероприятий, чтобы молодое поколение знало своих героев и восхищалось ими.
Оставьте первый комментарий