Закончилась история для ключевого фигуранта громкого уголовного дела о криминальной схеме «РенБизнесАвто» - предполагаемого организатора банды Ильдара Саитова. Группу предпринимателей судят во второй раз, и снова Саитову, которому предъявили почти двухмиллиардное мошенничество, удалось избежать колонии. В отличие от соучастников предприниматель признал вину и подробно рассказал о махинациях с грузовиками – так было и в прошлый раз. Саитов пошел на сделку со следствием, поэтому его судили отдельно.
В новом деле фигурируют данные о 600 «липовых» машинах, которые успели продать – это более чем в два раза больше. Здесь же данные про еще одну партию, которую готовили покупателям, но сделка сорвалась. О том, как в материалах следствия появилось ГИБДД Удмуртии, сколько еще могли похитить денег и желании Саитова отправиться на СВО – в материале Chelny-biz.ru.
ЧТО БЫЛО
279 «ЛИПОВЫХ» ГРУЗОВИКОВ, 800 МЛН УЩЕРБА И ГИБДД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Организатору преступной схемы «РенБизнесАвто» Ильдару Саитову огласили приговор по второму уголовному делу о махинациях с КАМАЗами. По объемам оно выглядит масштабнее, при этом сделки с «липовыми» грузовиками датируются более ранним сроком. Но обо всем по порядку.
Впервые приговор по делу о криминальной схеме прозвучал в августе 2020-го года. Тогда в суде было установлено, что РБА отца и сына Габделхаковых закупила 279 КАМАЗов второго экологического класса, запрещенного в России. Без какого-либо переоборудования фигуранты дела изготовили для них техпаспорта с легальной маркировкой – якобы машины соответствуют классу Евро-4. Махинации проводили через главу ГИБДД по Кировской области, именно его ведомство штамповало нужные документы, давая большегрузам зеленый свет и формируя таким образом незаконный оборот. Регистрацию КАМАЗов проводили с июля 2015-го года по март 2016-го.
Троих фигурантов арестовали прямо в зале суда. Рафиль Габделхаков, экс-коммерческий директор РБА, и его сын Ренат Габделхаков, который значился гендиректором, получили по четыре года заключения. Александр Плотников, экс-начальник ГИБДД по Кировской области, приговорен к 2,5 годам, а двое его коллег – к условным срокам. Несколько позже Габделхаковым удалось добиться смягчения наказания, но несущественно – всего лишь на пять месяцев.
Ильдара Саитова, владельца ООО «ТД «Авто», судили отдельно, поскольку он частично признал вину и пошел на досудебное соглашение. Его признали автором мошеннической схемы, однако предприниматель получил меньше Габделхаковых - два года лишения свободы со штрафом в полмиллиона рублей. При этом бизнесмен был освобожден в зале суда, поскольку ему зачли сроки нахождения под стражей и домашним арестом. Приговор для него прозвучал в 2019-м году.
В новом уголовном деле речь идет о порядке 600 проданных большегрузах, то есть более чем в два раза больше. На этот раз Саитов полностью признал вину и так же просил рассмотреть дело в особом порядке. Соответствующее заявление о сотрудничестве со следствием он подал еще в 2018 году. В суде будет звучать: «Сведения о совершенных преступлениях, которые обязался предоставить следователям Саитов, имели существенное значение для уголовного дела, в связи с этим с ним заключили досудебное соглашение». К слову, обвиняемый полностью выполнил свою часть «сделки» - активно давал подробные показания.
ЧТО ЕСТЬ
600 ЛИПОВЫХ ГРУЗОВИКОВ, 1,7 МЛРД УЩЕРБА, ГИБДД УДМУРТИИ
Датируются преступления, которые предъявили группе предпринимателей во второй раз, более ранним сроком – 2014-м годом, в это время начались операции банды. При этом в деле появилось ГИБДД Удмуртии.
Указывается, что Саитов и другие фигуранты (их дела выделены в отдельное производство) совместно руководили тремя подконтрольными компаниями - ООО ТД «Авто», ООО «РБА» и ООО ТД «РБА». Эти конторы закупали у поставщиков - АО «Ремдизель» и АО «Внешнеторговая компания «КАМАЗ» - комплекты деталей и шасси. На базе этих шасси собирали технику, оформляли поддельные паспорта, где был указан класс выше, а дальше машины продавали физическим и юридическим лицами. То есть схема по сути та же, что и в первом уголовном деле.
Преступный план якобы также разработал Ильдар Саитов. По версии следствия, он стал руководителем криминальной группы и организовывал закупку грузокомплектов. Ренат Габделхаков должен был вносить в документы недостоверные сведения с четвертым экологическим классом, а другие фигуранты отвечали за работу с ГИБДД, конкретно – Удмуртской Республики и Кировской области.
В деле звучит фамилия предпринимателя Ирека Назипова, которого втянули в махинации. Его компания, зарегистрированная в Мензелинске – ООО «Бизнесавто» - должна была стать, по замыслу Саиова, еще одним соучастником криминальных сделок. Предприятие закупало технику, а потом перепродавало, но уже со свежими, фальшивыми, данными. Назипова в известность об истинных планах якобы не ставили, и он согласился. В результате с 2015 года ООО «Бизнесавто» фактически руководил Саитов и его подельники, а директор значился Назипов. В 2023 году контора благополучно прекратила существование, то есть уже после первого приговора, и, кстати, ООО «РБА» выходило с иском о банкротстве к своему давнему партнеру.
В итоге, как утвердил суд в приговоре Саитову, организованная группа предпринимателей закупила у поставщиков не меньше 600 комплектов деталей, собрала машины и потом продала их с «липовым» четвертым классом. Обманутыми покупателями стали компании со всей России – Воронежской, Кировской, Омской, Курганской, Курской, Орловской и других областей. Среди потерпевших замечена и известная в Набережных Челнах компания ТД «Кориб», которой был нанесен ущерб в размере 2,8 млн рублей. На эту сумму был куплен один лжемодернизированный грузовик. Всего у покупателей преступная группа похитила более 1,7 млрд рублей, продав 636 грузовиков. Материальный ущерб был оценен следствием как особо крупный.
Сумма ущерба, впрочем, могла вырасти. Фигуранты дела уже готовились заключить договоры купли-продажи с потенциальными клиентами еще на более 140 млн рублей. К передаче готовилось более 50 грузовиков. Однако оформить подложные документы на эти автомобили и зарегистрировать их подсудимые не успели. В октябре 2017 года их повязали, а технику изъяли.
Кроме того, Саитову и его подельникам вменили легализацию денежных средств, полученных в результате преступной деятельности. Согласно плану, деньги от покупателей лжемодернизированных грузовиков пускали в финансово-хозяйственную деятельность подконтрольных организаций, в частности средства шли на погашение кредитов. Также выдавались займы частным лицам. Таким образом через финансовые операции прошло 3,8 млрд рублей. Легализовали 1,7 млрд рублей.
Саитову вменяли также статью «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов», но уголовное преследование было прекращено в связи с истечением сроков давности.
Среди смягчающих обстоятельств суд учел у подсудимого наличие малолетних детей, сотрудничество со следствием и изобличение других соучастников, помощь в поиске имущества, которое добыли преступным путем. Кроме того, Саитов изъявил желание заключить контракт с Минобороны РФ и участвовать в СВО. Отягчающих же обстоятельств в деле не выявили.
Окончательными наказанием, с учетом приговора от 2019 года, Саитову назначили два года и семь месяцев исправительной колонии общего режима со штрафом в 700 тысяч рублей в доход государства. Его освободили в зале суда, так как зачли его срок содержания под стражей и домашним арестом.
По тем же 600 проданным большегрузам параллельно судят владельцев «РенБизнесАвто» Рафиля Габделхакова и его сына Рената Габделхакова, бывшего директора компании. Их отличие от Саитова в том, что вину они не признают.
Chelny-biz.ru