«Проблема кадров сегодня встала в полный рост», – так характеризуют обстановку на кадровом рынке власти города. Сегодня предприятия Набережных Челнов испытывают рекордный дефицит рабочих руках. На фоне исторически низкой безработицы – 0,13% – в базе данных почти шесть тысяч вакансий. Работодатели устроили «гонку зарплат», вынуждены подстраиваться под предпочтения сотрудников, облегчают труд, закупают роботов, автоматизируют процессы, зовут уголовников. Но легче не становится. О масштабах кадрового голода и о том, на что вынуждены идти предприятия – в опросе работодателей.
В ЦЕЛОМ ПО ГОРОДУ
«НАМ ПРИДЕТСЯ ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ - И ТРУДОВЫМИ МИГРАНТАМИ, И ПРИВЛЕЧЕНИЕМ РЕСУРСОВ ИЗ ДРУГИХ ГОРОДОВ»
Текущая ситуация на рынке труда города Набережные Челны характеризуется рекордно низким уровнем безработицы – 0,13% (по республике уровень составляет 0,17%), которая сопровождается дефицитом кадров на рынке труда. По данным директора Центра занятости Татьяны Быдановой, сегодня в базе данных насчитывается почти шести тысяч свободных рабочих мест – то есть на одного безработного гражданина приходится 16 вакансий. В общей потребности рабочие профессии составляют 65%. Челнам нужны водители, слесари, электромонтеры, наладчики, операторы станков и установок. Среди служащих: инженеры, врачи, медсестры, воспитатели. Главным инструментом компаний в борьбе за работников стало повышение зарплат. Суммы достигают до 250 тысяч рублей в зависимости от квалификации и разряда профессии.
Сложившаяся ситуация потребовала активной помощи со стороны государства. Действует несколько программ, например, одна из мер – стимулирование трудовой мобильности. По ней за каждого иногороднего сотрудника компании могут получить более 300 тысяч рублей, если он из другого региона или отдаленного района. Главное требование – город, из которого переедет сотрудник, должен находиться не меньше чем в 50 километрах. Пока через программу удалось трудоустроить одного человека из Башкирии. Он трудится на «КАМАЗе».
Действует программа целевого обучения. Уже 39 челнинских предприятий разместили 97 заявок-предложений. Сферы деятельности: агроинженерия, ветеринария, офтальмология, педагогика и другие. Кадровую дыру пытаются «залатать» детским трудом. Понятно, что временно – на период летних каникул. В этом году на реализацию программы временного трудоустройства несовершеннолетних город вдвое увеличил свой бюджет – до 32,4 млн. рублей, республика выделила 6,6 млн. В Челнах 30 компаний готовы трудоустроить 3374 детей.
Компании вынуждены тесно работать с представительствами других государств и привлекать мигрантов.
- Проблема кадров – вопрос номер один. Сегодня в полный рост эта проблема встала. Нам придется этим заниматься - и трудовыми мигрантами, и привлечением ресурсов из других городов, - комментировал на днях мэр города Наиль Магдеев.
Однако мигранты тоже не спасают ситуацию, почему – рассказывают далее руководители предприятий.
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
«СОЗДАН УЧАСТОК ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА, В КОТОРОМ СОДЕРЖАТСЯ БЫВШИЕ ОСУЖДЕННЫЕ»
В главном дорожном предприятии города – МУП «ПАД» - дефицит кадров составляет 30%. Но это не столь катастрофично, как могло быть, рассказывает Марат Анисимов. Закрывают вакансии в том числе за счет бывших зэков. Этот опыт работы взяли на вооружение другие предприятия.
– Пытаемся решить проблему, насколько возможно. Во-первых, на территории ПАД создан участок исправительного центра, в котором содержатся бывшие осужденные. На сегодня у нас таких 52 человека - им изменили реальное наказание на исправительные работы. Мы в городе были в числе первых. Сегодня, насколько мне известно, подобные участки работают на «КАМАЗе» и в компании «Кориб».
Предприятию нужны дорожные рабочие, уборщики зеленых насаждений (те, кто собирает мусор и косит траву), бетонщики, асфальтобетонщики. Не хватает механизаторов, водителей. За последние годы здесь подняли зарплату почти вдвое, иногда приходится подстраиваться под график персонала. Анисимов называет это «консенсусом».
- Не сказать, что существующий дефицит - это катастрофа. Но, конечно, с большим количеством персонала мы бы выполняли больший объем работы. Это естественно. Как привлекаем персонал? У нас есть свое общежитие, столовая. Что касается заработной платы, из года в год она растет. Эти условия диктует рынок – нехватка кадров провоцирует рост заработной платы. Если в 2020 году средняя заработная плата по предприятию составляла 34 тысячи рублей, то сейчас – 65 тысяч. В зимний период водители толкающей техники, грейдеров получают достойную заработную плату. У нас из Архангельской области люди работают. Есть из близлежащих деревень и районов, приезжают из Сарманова. Кто-то два через два работает. Пытаемся достигнуть консенсуса: если не устраивает график, мы пересматриваем. Таковы реалии. Во главе угла – производственный процесс, который ни в коем случае не должен страдать. Сегодня основная часть работников – это люди от 40 до 59 лет, в возрасте от 26 до 39 лет – 25% персонала, до 25 лет – 10%, старше 65 – 3%. Молодежь есть, но ее сейчас привлекают другие специальности.
В другом муниципальном предприятии – «Парк культуры и отдыха» - спасаются школьниками, когда у тех каникулы. МУП обслуживает все городские парки и скверы. Глава компании Илья Черкашин акцентирует внимание на объемах мусора в летний сезон - он вырастает в 20 раз. Дефицит кадров на сегодня составляет 150 человек.
- Нужны уборщицы общественных туалетов, специалисты по благоустройству и озеленению, водители, механизаторы, трактористы. Сейчас нам очень помогают школьники, которые трудоустроены на летний период – это 130 ребят. Благодаря детскому труду мы более-менее выходим из ситуации по уборке. Летом в жару челнинцы массово отдыхают в парках и на пляжах, которые мы обслуживаем. Объем мусора в летний сезон вырастает 20 раз. Его очень много! Особенно на пляжах «Навигатор», на ГЭСе.
Привлекать кадры из других районов и городов МУП не может – нет своего общежития, а предоставлять квартиру – это дорого, говорит Черкашин.
- С другой стороны, ситуация более-менее выравнивается. В прошлом году, например, дефицит составлял порядка 200 человек. Мы проиндексировали заработную плату на 12%. Она на порядок интереснее стала. Если средняя зарплата по предприятию в прошлом году около 36 тысяч была, то в этом году – почти 42 тысячи. Понятно, что очередь к нам не стоит, но люди приходят.
В СТРОЙИНДУСТРИИ
«НЕ СТОИТ РАССЧИТЫВАТЬ ТОЛЬКО ЛИШЬ НА МИГРАНТОВ. У НИХ ЕСТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО КВАЛИФИКАЦИИ»
В стройиндустрии открыто говорят, что остро стоит вопрос по всем категориям персонала.
– Среди рабочих требуются монтажники, сварщики, бетонщики, крановщики, формовщики ЖБИ, слесари-ремонтники, стропальщики, электромонтеры, мотористы, контролеры ОТК. По категории ИТР компания испытывает нехватку инженеров ПТО и энергетиков. По линейному персоналу – мастеров, бригадиров и прорабов, - рассказывает Галина Илалтдинова, начальник PR-службы ООО СЗ «Домкор».
На предприятиях «Домкора» трудятся мигранты из стран ближнего зарубежья, отмечает Илалтдинова.
- Компания находится в постоянном контакте с представителями Республики Узбекистан по вопросам привлечения рабочей силы.
Вот что о работе с ними рассказывала в корпоративной газете компании Ольга Харисова, замдиректора по управлению персоналом по сопровождению строительства ООО СЗ «ДОМКОР»:
– В настоящее время в «Домкор Строе» работают 15 мигрантов, 14 из них – по рабочим профессиям и один мастер. Трое получили российское гражданство. Надо отметить, что данная категория работников более производительная относительно местного населения. По квалификации они нас полностью устраивают. Более того, они универсалы: и бетонные работы выполняют, и на каменные работы могут пойти, и с гидроизоляцией справляются. Вообще, они очень выносливые, могут работать с семи утра до семи вечера, для них не составляет проблемы выйти в выходные. Они приехали работать, им не нужно торопиться домой. Мы бы привлекли больше мигрантов, но и здесь все не так просто. Во-первых, за последние два года произошел отток трудовых мигрантов из-за частичной мобилизации, а потом – после теракта в «Крокус Сити Холле» в Подмосковье. Во-вторых, мигранты неохотно идут в строительные организации с официальной заработной платой, потому что им придется платить налоги. Они больше предпочитают «шабашки» – неофициальное трудоустройство, деньги здесь и сейчас. И в-третьих, не надо забывать, что привлечение иностранной рабочей силы – это очень сложный процесс, нужно четко придерживаться алгоритма трудоустройства работников из ближнего зарубежья. В противном случае за ошибки придется расплачиваться штрафами от 250 тысяч до 1 миллиона рублей. Необходимо вести постоянный контроль по оплате патентов, продлению прописки и многих других аспектов.
При этом, как рассказывает Харисова, закрыть потребность только мигрантами полностью не получится.
– Учитывая то, что остроту кадрового голода местным населением утолить невозможно, работа с иностранными гражданами неизбежна. Но не стоит рассчитывать только лишь на мигрантов. У них есть ограничения по квалификации. В основном они работают бетонщиками, монолитчиками, каменщиками, отделочниками. На такие работы, как электромонтаж, монтаж железобетонных конструкций, сантехнических систем, окон, дверей, требуются работники с квалификацией и соответствующим образованием. Среди мигрантов таких немного – эти виды работ могут выполнять только наши местные строители.
- Компания по-прежнему тесно сотрудничает с высшими и средне-специальными учебными заведениями Набережных Челнов, Казани и других городов, которые готовят нужных холдингу специалистов, - продолжает Илалтдинова. - По ряду специальностей заключаются трехсторонние соглашения на прохождение учащимися оплачиваемой практики с последующим закреплением на предприятии. Кроме того, так как рынок Закамья истощен и трудовые ресурсы из него вымыты, в последнее время в «Домкоре» взяли курс не столько на поиск новых кадров, сколько на сохранение имеющихся: на предприятиях холдинга пересматривают расценки на сдельные виды работ, повышают зарплаты, обучают и переводят перспективных работников в линейные руководители.
В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
«ИДЕТ ГОНКА ЗАРПЛАТ МЕЖДУ РАБОТОДАТЕЛЯМИ, НО ОНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЕСКОНЕЧНОЙ»
Сложившаяся ситуация вынуждает работодателей соревноваться зарплатами. При этом эффективность от этого не повышается, а проблема в целом не решается, рассказывает Руслан Нигматулин, гендиректор ГК «Далини».
– Проблема кадров общая по стране и есть практически в каждой отрасли. И в коммерческой, и в социальной сфере. В Челнах и Татарстане она ощущается острее, потому что у нас много предприятий и рабочих мест. Запускаются новые проекты, и всем нужны люди. В итоге идет гонка зарплат между работодателями, но она не может быть бесконечной. В грузоперевозках, например, из-за этого ставки за пару лет выросли в два раза, но проблема не решилась. У нас в компании – и по подшипникам, и по перевозкам – штат укомплектован. Новые вакансии открыты в связи с расширением бизнеса: закупок, продаж, складской логистики. Просматриваем в том числе специалистов в других городах. У нас есть несколько сотрудников из соседних регионов. Такие люди переезжают обычно на интересные проекты, более выгодные условия, чем дома. Им важно, чтобы в городе было комфортно и интересно.
Понимая проблему с кадрами, компания изначально проектировала подшипниковый завод с высокой долей автоматизации.
- В целом по промышленности решением проблемы должна стать роботизация. Президент поставил задачу в 10 раз нарастить количество роботов на производстве. Сегодня их 11 на 10 тысяч работающих, а должно стать 100. Сейчас роботы – это дорого, не все могут позволить себе. Нам в стране нужны такие, которые будут окупаться за 2-3 года. Соответственно, надо развивать свое производство. Нужно напрямую, субсидиями, поддерживать и производителей (чтобы цены были ниже), и покупателей роботов.
Что касается грузоперевозок, то по стране дефицит водителей и механиков достиг 20%.
- Конкретно у нас сейчас сложностей нет. А по стране около 120-140 тысяч мест вакантно. Молодежь не идет на большегрузы, средний возраст водителей – 52 года. Решить эту проблему за счет мигрантов отрасль не можем, потому что есть ограничения на прием иностранцев. Если хотим пойти по этому пути, то надо менять федеральный закон (№115-ФЗ2) и распространять региональный патент на всю территорию России. Считаю, что водителей нужно включить в новый нацпроект «Кадры». Можно разрешить одновременное обучение на категории «С» и «СЕ» для управления грузовыми автомобилями. Сейчас между ними должно пройти 12 месяцев. Тогда это ускорило бы подготовку водителей большегрузов.
В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
«ГДЕ-ТО ОБЛЕГЧАЕМ РАБОТУ, ГДЕ АВТОМАТИЗИРУЕМ»
Ситуация схожа в целом по стране, во всех отраслях, говорит Ленар Салахов, гендиректор компании «Камский бекон». Дефицит здесь закрывают автоматизацией процессов и держат зарплату выше, чем по рынку. Финансовая составляющая сегодня – главынй козырь, уверен топ-менеджер компании. Недостаток рабочих рук составляет 5% от потребностей.
- Сегодня укомплектованность кадрами на предприятиях «Камский бекон» и АПК «Камский» составляет 95%. Мы испытываем дефицит кадров, но он не такой острый. Решение вопроса видим в повышении оплаты труда. Сегодня средняя заработная плата по предприятиям - 95 тысяч. Среди всех сельхозпредприятий Набережных Челнов, да и Татарстана, это примерно на 10% выше. Работаем над повышением производительности труда: где-то облегчаем работу, где автоматизируем.
Персонал ищут в соседних республиках – Удмуртии, Марий Эл, на Южно Урале и др.
- 5% персонала - иностранцы, иногородние. К нам приезжают из Ижевска, Оренбурга, Йошкар-Олы, - заключил Салахов.
Лилия Хамитова
Андрей
Алсу
Алсу
Олег
Андрей
Василий
Фания
Абый
Иван
Олег
Хамза
Челнинец
Рамиль М.
Сергей
Андрей
Андрей
Муса