Электромобиль «Атом» и проект нового здания ИТ-парка в Челнах, который строят специально под компании в области автопрома, оценил Герман Греф во время своего визита в Татарстан. Глава «КАМАЗа» Сергей Когогин показал крупнейшему финансовому партнеру и новинки автогиганта, и стартап, в который вложился лично. Греф сел за руль первого образца российского электромобиля, оценил задумки команды и высказал свое мнение. Рабочая встреча прошла без приглашения СМИ, пресс-службы причастных структур хранили молчание. Но Chelny-biz.ru удалось стать свидетелем одной из ключевых встреч для дальнейшего развития «Атома», услышать, чем сейчас занимается компания, узнать подробности о новом здании ИТ-парка и увидеть, как Греф поддержал проект Вадима Янгирова.
СТАРТАП «АТОМ»
«КОМАНДА У ВАС КРУТАЯ»
Герман Греф прибыл в ИТ-парк после пяти часов вечера. Его сопровождала внушительная команда на двух микроавтобусах Mercedes. Премьер-министр РТ Алексей Песошин, гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин и его замы Ирек Гумеров и Андрей Максимов, а также мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. На месте их встретил директор ИТ-парка Руслан Власов (он руководит тремя площадками – двумя казанскими технопарками и челнинским). Когогин первым делом представил гостю «молодого и перспективного» гендиректора «Атома» Игоря Поваразднюка, который и познакомил Грефа с проектом. В этом ему помогали директор по IT-продукту Дмитрий Агеев и исполнительный директор Харальд Грюбель, который подключился к презентации по видеосвязи.
– Мы начали чуть менее двух лет назад. Сегодня в компании уже 600 специалистов. Из них около 100 человек работают в нашем китайском офисе, 500 человек – в России, – рассказал Поваразднюк. – Команда приходит из достаточно разнообразных отраслей. Оказалось, что в автомобильном проекте очень полезны и разработчики игр, и разработчики из различных отраслей, которые на сегодня наиболее развиты в России, и инженерные команды из достаточно известных брендов. У нас есть сотрудники из Tesla, Volkswagen, Mercedes и, конечно, российских автомобильных компаний. У нас несколько локаций. Московская и санкт-петербургская командуют IT и электроникой, здесь, в Набережных Челнах, у нас штаб-квартира и основные инженерно-технические компетенции. В Китае мы открыли наш инженерно-технический офис, сотрудничаем с университетами, вузами и занимаемся разработкой высоковольтной системы для нашего автомобиля.
Глава проекта отметил, что невероятную поддержку оказывают «КАМАЗ», «Росатом» и «Лаборатория Касперского». Он также отметил богатый опыт членов команды. Так, Харальд Грюбель работал с Volkswagen и Mercedes более 20 лет на руководящих позициях.
– Команда у вас крутая, – заметил Герман Греф.
Концепцию проекта Поваразднюк представил коротким видео. «Атом» в нем предстал как новый образ жизни поколения. «Кажется, моя мечта сбылась: объединить все гаджеты, без которых я не представляю свою жизнь, в один – умный, лаконичный, красивый и компактный», – говорит закадровый голос молодой девушки.
«Вместе с командой «Атом» мы создаем инновационную батарею, которая будет способна обеспечить пробег автомобиля до 500 км. Мы одновременно создаем собственную автомобильную инженерную архитектуру и собственное программное обеспечение. Сейчас в автомобильной промышленности очень важное понятие по-английски звучит HMI (Human-machine interface), я назвал это «душа автомобиля», – переводят слова Харальда Грюбеля в презентационном ролике. – Мы смогли повторить с автомобилем путь эволюции телефонов, и у нас есть наше разработанное решение».
– Важной стратегической идеей изначально было создание софтверно-ориентированного автомобиля, полного цифрового двойника современного инженерного решения в виде легкового электромобиля, – рассказал Дмитрий Агеев. – В процессе развития проекта мы фактически пришли к созданию полноценной операционной системы, которая позволяет совместить непосредственно весь этот цифровой опыт со всеми электронными компонентами и архитектурой в виде софтверных методов взаимодействия и фактически превратили это решение в операционную систему, которая, конечно, сразу всем представляется в виде определенного стора. Но я хочу сказать, что сила решений не конкретно в каких-то приложениях или решениях, а в определенном подходе открытой платформенности. Уже даже с текущим демо-автомобилем, в котором стоит первая версия нашей операционной системы, мы смогли с крупными игроками каршеринга буквально на лету сделать быстрые и легкие интеграции. Мы говорим с ними на одном языке, и теперь они видят автомобиль как абсолютно софтверно-понятный элемент их бизнес-процессов. Операционная система – не развлекательная, а глубоко функционально проработанная система, в основе которой сейчас, в текущем поколении, стоит шлюз безопасности от «Лаборатории Касперского», который подразумевает в эволюционном развитии объединение в самую последнюю архитектуру пятого поколения с единым центром электронного управления. И, конечно, мы заложили все основы, связанные с масштабированием этой системы как в рамках нашей текущей платформы, так и с поддержкой других платформенных решений.
Грефу показали модель, созданную совместно с нейросетью Сбербанка Kandinsky – как бы мог выглядеть автомобиль в его фирменной расцветке, а также мерч компании. После чего все прошли к первому функциональному образцу, который ранее уже протестировал премьер-министр России Михаил Мишустин.
Председатель правления Сбербанка сначала осмотрел внешний вид автомобиля, потом сел на водительское место и положил руки на руль. Сергей Когогин занял место пассажира позади него. Игорь Поваразднюк и Дмитрий Агеев рассказали о «начинке» машины. Греф посоветовал сделать упор на голосовое управление, а не на экран и кнопки. Он протестировал пассажирское заднее сиденье автомобиля и еще раз осмотрел его со всех сторон, прежде чем продолжить визит.
Первый функциональный образец, напомним, презентовали в мае. В разработку автомобиля инвестировали Сергей Когогин и предприниматель Рубен Варданян. По комфорту «Атом» будет соответствовать С/D-классу, при этом он будет представлен в компактных габаритах: длина 3995 мм, ширина – 1780 мм и высота – 1615 мм. Все модификации будут оснащаться передним приводом. «Атомы» будут поставлять с операционной системой АТОМ OS, которой можно управлять при помощи приложения на смартфоне. Сообщалось, что серийное производство электромобилей планируется начать в 2025-м и до конца года выпустить около 10 тыс. машин.
НОВЫЙ КОРПУС ИТ-ПАРКА И ПРОЕКТЫ ЯНГИРОВА
«МЫ ХОТИМ ИНТЕГРИРОВАТЬСЯ С ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМОЙ СБЕРА»
Герману Грефу показали также проект строительства нового блока ИТ-парка в Набережных Челнах. Площадь участка – 1,3 га. Новый корпус должен появиться рядом с уже существующим зданием на Машиностроительной улице, ближе к Вахитовскому кольцу. Участок, согласно кадастровой карте, предусмотрен под административный центр и обслуживание автотранспорта. Площадь здания – 23 250 кв.м. Предварительная стоимость объекта – 3 млрд рублей. Якорным резидентом, как уже сообщалось, будет как раз «Атом», и парк в целом будет заточен именно под IT-компании в области автопрома. Айрат Хайруллин, глава Минцифры РТ, сообщал ранее, что техническое задание готово, стройку планируют начать в 2024 году.
Грефу показали, что здесь будут созданы Show Lab Лаборатория с демо-гаражами и автомобильным треком, испытательные стенды AR/VR для live-разработки, дизайн-центры и лаборатории, а также электромобильные зарядные станции, пространство для занятий спортом и отдыха, уличные закрытые переговорные с подогревом. На слайде о возможных мерах поддержки указали финансовую поддержку и резидентство – размещение новой IT-компании Сбербанка с решениями, направленными на развитие технологичной промышленности.
Также возможность показать свои проекты главе Сбера предоставили другим резидентам. Правда, все с казанской площадки – они специально приехали в Челны, чтобы втиснуться в насыщенный график гостя. И не зря. Презентовали HIMSS (проект по цифровизации Республиканской клинической больницы и сертификации ее по стандартам HIMSS), платформу «Мои награды» (оцифровка и верификация наград, формирующая портфолио атлетов, тренеров и спортивных школ), Lime Time (российская система электронного хронометража для забегов и лыжных гонок со встроенной аналитикой данных), «Фабрику данных» (проект по мониторингу цен по чекам на социально-значимые товары).
«Мои награды» показал Грефу Вадим Янгиров.
– Мы убеждены, что каждая награда является личным активом и должна работать на репутацию. К сожалению, сейчас это не так. Награды хранятся где-то на стенках, на полках, в коробках и не приносят никакого профита их обладателям. Мы создали такое решение, которое оцифровывает эти награды, структурирует. Мы уже работаем со «Сбербанкиадой». К каждой награде можно привязать медиафайлы, чтобы вспоминать и наслаждаться триумфальными моментами. Мы хотим интегрироваться с глобальной экосистемой Сбера. Например, чтобы за каждую награду участник мог получать бонусы и баллы. Мы взамен можем также давать скидку.
– Напишите мне, сведу вас с ребятами. Идея интересная, на самом деле, – оценил Герман Греф. – У каждого из нас много наград, дипломов. Попроси меня сейчас найти мои сертификаты и дипломы – я их не найду.
Янгиров также представил Lime Time и его гендиректора Александра Селищева. Проект импортозамещающий, это отечественная система спортивного хронометража. Сейчас 90% российских соревнований используют зарубежное оборудование. Если взять, в частности, «Зеленый марафон» Сбера, только два из всех забегов прошли на российском оборудовании.
– Для такого большого старта, когда в 172 городах одновременно по всей России проходят мероприятия, это риск. Мы понимаем, что недружественные компании могут взять и отключить все, и потеряются все результаты. Поэтому было предложение проводить «Зеленый марафон» на нашем отечественном оборудовании, – поделился Янгиров.
Герман Греф оценил и это предложение.
ВИЗИТ НА «КАМАЗ»
«СБЕР ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ АВТОГИГАНТА КРУПНЕЙШИМ ФИНАНСОВЫМ ПАРТНЕРОМ»
В свой приезд в автоград глава Сбера успел посетить «КАМАЗ». Экскурсию провел Сергей Когогин. Посмотрели производственные цеха, испытательный полигон, показали последние перспективные разработки. В частности – опытные образцы самосвалов, для работы на карьерах и дорожного строительства (через год ожидается серийное производство) и электробусы.
«Сбер является для «КАМАЗа» крупнейшим финансовым партнером», – отмечает пресс-служба банка. В последние два года он участвовал в реализации нескольких знаковых проектов, выдал банковских гарантий почти на 30 млрд рублей в обеспечение контрактов «КАМАЗа» с правительством Москвы на поставку 1350 электробусов.
Также Сбер организовал выпуск первых в истории автогиганта зеленых облигаций на 2 млрд рублей. Кроме того, банк реализует крупнейший зарплатный проект для предприятия – свыше 40 тыс. сотрудников завода и его дочерних предприятий получают зарплаты на карты банка.
В будущем он планирует внедрить в производственные процессы завода искусственный интеллект и технологии машинного обучения.
Анна Перебаскина
Фото: пресс-служба правительства РТ
Олег
ПЬЕР ДУНН
Олег
Бабка
Работники НТЦ
Работники филиала