Новую страницу в истории легендарного «Москвича» при поддержке «КАМАЗа» пообещал открыть мэр столицы Сергей Собянин. Сегодня он заявил, что машины будут выпускать на бывших площадях французской группы Renault. Новость о возрождении бренда стала сенсацией. Но чего ждать от новой продукции под старым именем, и как именно челнинский автогигант поможет москвичам? Эксперты предвкушают, что продуктом сотрудничества станет «простая, надежная и доступная машина», надеются на максимальную локализацию и не исключают, что здесь можно было бы наладить выпуск камазовских электромобилей «Кама» и даже самокатов, велосипедов и байков на электрической тяге.
ЧТО ДЕЛАЕТ МОСКВА
«МЫ ОТКРОЕМ НОВУЮ СТРАНИЦУ В ИСТОРИИ «МОСКВИЧА»
Завод ЗАО «Рено Россия», который перешел от французской группы Renault правительству Москвы, будет в партнерстве с «КАМАЗом» выпускать автомобили под историческим брендом «Москвич». Об этом сегодня с утра сообщил мэр города Сергей Собянин.
«Иностранный собственник принял решение закрыть московский завод «Рено». Это его право, но мы не можем допустить, чтобы многотысячный трудовой коллектив остался без работы. Поэтому я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич», – написал Собянин в личном блоге. – Мы постараемся сохранить большую часть коллектива, непосредственно работающего на заводе, и у его смежников».
«КАМАЗ» должен стать основным технологическим партнером возрожденного Московского автомобильного завода. Что именно подразумевает это партнерство – мэр не уточнил. Но поделился, что на первом этапе будет производство «классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе – и электромобилей».
– Мы поддерживаем решение мэра Москвы, – отреагировал руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев. – Это позволит сохранить и развить научно-технический и кадровый потенциалы автомобилестроения в стране. В настоящий момент вопросы технологического сотрудничества находятся в стадии обсуждения. Когда они будут решены, мы выступим с официальным заявлением.
Завод на Волгоградском проспекте сто лет назад начинал с производства автомобилей Ford, затем десятилетия выпускал «Москвичи», а с 1998 года в рамках сотрудничества с Renault выпускал модели Logan, Duster, Sanderо.
С 2004 году французская компания планомерно выкупала завод у московских властей. Через два года Renault довела свою долю до 94,1%, а в ноябре 2012 года полностью выкупила компанию. Завод был переименован в ЗАО «Рено Россия». Здесь выпускали Logan, Sandero (в том числе Stepway) Duster, Kaptur, Arkana.
В конце февраля 2022 года компания Renault решила приостановить производство почти на неделю – с 28 февраля по 5 марта. Объяснили это перебоями с поставками комплектующих. А спустя месяц французы сообщили о приостановке деятельности в России. Сегодня Минпромторг объявил о передаче 100% акций компании правительству Москвы.
«В 2022 году мы откроем новую страницу в истории «Москвича», – добавил Сергей Собянин.
ЧТО ДУМАЮТ ЭКСПЕРТЫ
«ЕСТЬ ВСЕ ШАНСЫ СОЗДАТЬ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ БРЕНД»
Новость о возрождении «Москвича» стала сенсацией дня. И наверняка она еще долго будет держать в тонусе медиаресурсы автомобильной отрасли. Рустам Вахидов, соавтор YouTube-канала «Большой тест-драйв», поделился с Chelny-biz.ru, что дать новую жизнь бренду вполне возможно с выпуском электрического автомобиля.
– В данном конкретном случае могу сказать, что никаких сложностей с тем, чтобы поставить на поток электрический автомобиль с хорошо известным, горячо любимым в нашей стране брендом «Москвич» проблем не будет. Потому что электрический автомобиль сегодня, по сути дела, – это конструктор. Необходима платформа для его создания, на порядок меньше смежников, деталей. И он сам по себе с технологической и технической точки зрения на порядок проще, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, – считает Вахидов. – Могу сказать, что в кооперации с крупнейшими автопроизводителями комплектующих этот вопрос можно решить в самые кратчайшие сроки. Если, например, откатиться лет на 20 назад, когда Михаил Прохоров представлял свой «Ё-мобиль», тогда действительно нам это казалось чем-то прорывным, фантастическим. Но, к большому сожалению, этот автомобиль так и не увидел серию, так и остался в качестве макетов, которые были представлены широкой публике. Сегодня это все решается гораздо проще. Мы тестировали с Сергеем (Стиллавин, соавтор YouTube-канала – ред.) достаточное количество электрических автомобилей и понимаем, что это гораздо более простой с точки зрения реализации проект. Он не потребует начальных инвестиций в десятки миллиардов долларов. Необходимо однозначно посмотреть на опыт уже реализованных проектов, который есть внутри нашей страны. В частности, в Набережных Челнах. Обязательно посмотреть, на то, что делают в Китайской Народной Республике.
Вахидов считает, что для нового проекта есть «однозначная ниша, возможности, стопроцентный очень сильный бренд». Вслед за электромобилями «Москвич» можно было бы запустить целую линейку транспортных средств на электротяге. Это могут быть самокаты, электровелосипеды, электробайки, уверен автоблогер.
– В условиях, когда шеринг-экономика стала неотъемлемой частью нашей жизни, вполне возможно, что у московских властей с учетом того, как они развивают транспортную инфраструктуру (а она считается одной из лучших), мне кажется, есть все шансы создать очень сильный бренд и получить в самые ближайшие сроки этот автомобиль. Он может быть ретро. Посмотрите на последние модели Honda. Ребята играются в ретро-футуризм, когда берут очень удачные модели из прошлого, переносят основные линии, дизайнерские решения на современные платформы и получается вполне себе респектабельный, интересный, модный автомобиль. Поэтому я очень перспективно оцениваю все сегодняшние заявления. Появление электрического автомобиля «Москвич» можно описать как один из элементов общественной транспортной инфраструктуры города. Создать, может быть, городскую транспортную каршеринговую компанию, где в парке будут исключительно электрические автомобили, произведенные на этом заводе, с приоритетом по парковке, зарядке. Понятно, что это вызов. Но, мне кажется, что это ответственная и реализуемая задача, – резюмировал Вахидов.
Его коллега Сергей Стиллавин также позитивно воспринял заявления Сергея Собянина. Он считает, что у автозавода появился шанс вернуть на рынок исторический бренд, у которого было немало поклонников.
«В советское время «Москвич» был народной машиной: «Волгу» позволяли себе чиновники, космонавты и руководители торговли, крутые дефицитные «Жигули» – обеспеченные граждане прочих разновидностей, а вот «Москвича» брали простые рукастые мужчины, которые могли в собственном гараже самостоятельно починить аппарат в перерывах между тостами, – написал Стиллавин. – Что ждать от нового «Москвича»? Нам нужна простая, надежная и доступная машина, которая будет локализовала настолько, чтобы никакие санкции не остановили конвейер и ремонтные мастерские. С интересом буду следить за новой страницей биографии АЗЛК!».
«ЕСЛИ ПОСТАРАЮТСЯ, СМОГУТ ПОРЯДКА 70–80% СОБРАТЬ ИЗ РОССИЙСКИХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ»
Потребители «Москвичей» давно ушли в иномарки, а чтобы раскрутить продукт для нового покупателя, предстоит большая работа, считает Заслуженный экономист России Евгений Гольдфайн, бывший главный бухгалтер «КАМАЗа», заместитель председателя экспертного совета при ТПП города.
– Я не думаю, конечно, что это будет тот самый старый «Москвич». Это всего лишь старое название, бренд. Скорее всего, новый автомобиль будет ориентирован на нижний бюджетный сегмент, – считает Гольдфайнд. – Наверняка там будет современная недефицитная электроника, современные «навороты» от автопрома. Он будет на уровне дешевых китайских иномарок, будет конкурировать с ними. Но чтобы привлечь потребителей, придется очень много сделать для популяризации бренда. Старая бирка «Москвич», скорее всего, не сработает.
В целом российский автопром сегодня отходит от тех позиций, которые раньше получал от недружественных стран, отметил эксперт. Калининградский «Автотор» переходит от BMW на какие-то, условно, китайские, индийские модели. Это новая тенденция, которая появилась месяц–полтора назад. Надо любовь потребителей к иномаркам из недружественных стран переводить на любовь к своим автомобилям, собранным из комплектующих, которые пока доступны.
По его словам, на площадках завода в Набережных Челнах можно было бы наладить производство определенных комплектующих, которые бы использовались для московских автомобилей. При современных производственных системах это займет буквально несколько месяцев.
– Если постараются, я думаю, смогут порядка 70–80% собрать из российских комплектующих. За последние 10 лет мы – «КАМАЗ» и некоторые другие российские заводы – серьезно вписались в мировой автопром, получили много современного оборудования, – продолжает Евгений Гольдфайн. – Автомобиль КАМАЗ не выглядит отстающим в мировом автопроме. У нас много сделано своими силами. Что касается электромобилей – у нашего челнинского предприятия много хороших партнеров и в этой сфере. Какие-то наработки тоже можно будет использовать. У нас мощная конструкторская и технологическая база. В этих сферах москвичам до нас далеко. АЗЛК, ЗИЛ деградировали как современное автомобильное производство, и без «КАМАЗа» им не обойтись. Тем более, что консультантов и наемных менеджеров из недружественных стран получить будет сложно.
Руслан Абдулнасыров, собственник компании «Автосеть.рф», не берется гадать, как новый «Москвич» примут покупатели. Пока о продукции ничего не известно. Но он не исключает, что речь может идти о презентованном ранее камазовском электрокаре.
– Сейчас сложно как-то оценить эффективность сотрудничества «КАМАЗа» и московского правительства в этом направлении, сам продукт еще не анонсирован. Можно только гадать, что это будет за автомобиль. Когда-то «КАМАЗ» анонсировал производство автомобилей «Кама». Возможно, они и будут производиться там. Но мало кто его видел вживую, поэтому давать какие-то оценки относительно его конкурентоспособности, технических преимуществ, качеств сложно. Мне кажется, надо набраться терпения. В ближайшее время мы узнаем, что это будет за продукт под названием «Москвич». Само название звучное, бренд долгое время находился на рынке. Безусловно, у кого-то могут возникать ассоциации с АЗЛК, с 412-м. Но восприятие человека очень быстро перестраивается, если ему дать попользоваться, попробовать что-то более современное, технологичное. Очевидно, что там не будут выпускать древние автомобили «Москвич». Для этого уже технологий нет. Думаю, это будет что-то интересное, – предвкушает автодилер. – Поживем – увидим.
Кстати, электромобиль «Кама» «КАМАЗ» официально презентовал еще в 2020 году. Его сразу окрестили преемником «Оки». Смарт-кроссовер разгоняется до «сотни» за 6,7 секунды. Максимальная скорость – 150 километров в час. Одним из главных преимуществ отечественного электромобиля стала быстрая зарядка. В обычном режиме пополнить аккумулятор модели до 100% можно будет за шесть часов, а в ускоренном – всего за 20 минут. Позже в Минпромторге сообщали, что челнинский автогигант планирует запустить в России отдельный завод по производству электрокара в 2024–2025 году. С учетом стечения обстоятельств не исключено, что наработки камазовцев в этом направлении и понадобятся столице.
Добавим, что сегодня же на автозавод «Москвич» назначили директора – им стал Дмитрий Пронин. На протяжении 10 лет он занимал руководящие позиции в транспортном комплексе столицы. Вероятно, в ближайшее время Пронину предстоит не одна деловая встреча с топ-менеджментом челнинского «КАМАЗа».
Chelny-biz.ru
Фото: пресс-служба мэра и Правительства Москвы, business-gazeta.ru, Кирилл Зыков / АГН «Москва»
игорь
Раушания
Татьяна
Татьяна