Рынок пассажирских перевозок Набережных Челнов вновь оказывается в центре скандала. Причина все та же - проигравшие просят признать результаты незаконными. Надо сказать, что у них это получается: суд приостановил договор на осуществление перевозок по шести маршрутам, еще семь незаконным признало татарстанское УФАС. Антимонопольщики предписали исполкому провести по ним конкурс зано во, дав на все про все две недели. Челнинская администрация, не первый раз проводившая подобные мероприятия, однако из года в год наступающая на одни и те же грабли, в свою очередь отбивается жалобами и исковыми заявлениями.
Тем временем настоящая война разворачивается между самими перевозчиками. С маршрута №109 не хочет уходить Наталья Гарина, которая проиграла конкурс и не хочет делиться «пирогом». В то же время по маршруту ходят автобусы вновь созданной компании «Пассажирские перевозки». Игроки рынка показывают друг другу документы, на основании которых они работают. И ни один из них не намерен уступать.
«НАТАША, НАС СТОЛКНУЛИ ЛБАМИ… МЫ ЖЕ ТЕБЕ ГОВОРИЛИ - «ДАВАЙ С НАМИ»
В Набережных Челнах три недели назад прошел конкурс на городские пассажирские перевозки. В итоге на рынке остались две компании – муниципальное предприятие «Электротранспорт», взявшее под свое крыло наиболее крупные городские маршруты, и «сборная частников» – «Пассажирские перевозки» (в состав которых, напомним, вошли ИП Миннебаев, ИП Фахразиев, ИП Тятюшкин, ООО «Авантех», ООО «РЭЛСА» и другие). Как следствие, частники, долгие годы ведущие деятельность на челнинском рынке, разделись на два враждующих лагеря: победители получили маршруты, проигравшие – отказываются их отдавать. На днях, к примеру, в Арбитражный суд Республики Татарстан поступило исковое заявление от предпринимателей, объединившихся в ООО «ЧелныАвтоТранс+» (ИП Гарина, ИП Щелоков) и Натальи Гариной, с требованием признать незаконными действия исполкома при проведении конкурса. Игроки рынка Гарина и Щелоков совместно претендовали на лот, который объединяет в себе несколько автобусных маршрутов – №№ 1, 6, 9, 12, 29, 42, но проиграли. Рассмотрение искового заявления назначили на октябрь, однако накануне по ходатайству заявителя о принятии обеспечительных мер суд решил приостановить действие договора, который был заключен между исполкомом и победителем конкурса. Кроме того, суд запретил горисполкому заключать какие-либо договоры (соглашения) на основании конкурса, проведенного 25 августа по этим шести автобусным маршрутам.
Тем временем Гарина по-прежнему продолжает обслуживать 109-ый маршрут, параллельно с ООО «Пассажирские перевозки», которое по одобрению конкурсной комиссии вышло на маршрут №9. Путь последнего немного видоизменен - он должен двигаться не по пр. Московский, а по автодороге №1. Как заявила Chelny-biz.ru предпринимательница, «Пассажирские перевозки» сегодня, несмотря на изменения маршрута, двигаются точь-в-точь, как 109-ый. При этом Гарина отметила, вести свою деятельность она намерена до тех пор, пока суд не примет окончательное решение.
– На сегодняшний день маршрут №9 ездит незаконно, так как есть решение суда приостановить действия договора. На каком основании они продолжают ездить, я не понимаю. Это решение суда я отвезла в исполком, – отметила Наталья Гарина. – Они (ООО «Пассажирские перевозки» - ред.) говорят, что у них есть договор, но на сегодняшний день он приостановлен до окончания судебных разбирательств. И есть исполнительный лист, где сказано, что решение вступает немедленно. Мы сейчас вполне законно работаем на 109-м маршруте.
Сегодня в интернете появилось видео, на котором Гарина общается с представителем ООО «Пассажирские перевозки». Запись была сделана накануне на конечной остановке 9-го маршрута возле городской набережной, где прошло выездное совещание. Наталья Гарина просит конкурентов убрать со своего пути маршрут №9. Вот часть разговора с видео:
- Наташа, нас столкнули лбами… Мы же тебе говорили «давай с нами»… Бизнес должен быть таким, чтобы работая можно было отдыхать, – говорит предприниматель Хамза Миннебаев, вошедший в ООО «Пассажирские перевозки». – <…> Нет такого слова «мой маршрут». Ребята, надо разумно работать, не надо кричать, орать. Мы должны наслаждаться бизнесом, работать, друг другу не мешая.
– Вы же мешаете. Не надо, Хамза, сейчас работать на публику, – в свою очередь сказала Гарина. – Вот тебе решение УФАС, вот почитай. Вам в исполкоме сократили количество машин, и это решение суда вам нужно не меньше, чем мне. <…> Я к тебе, Хамза, на маршрут не пришла… Уберите машины, я разберусь, дайте время. Езжайте по своим маршрутам. Ваши водители все нервные, ваши тоже. Для чего это надо?... Вы не ездите по 1-ой автодороге, вам питерцы разработали отличную схему движения 9-го маршрута, вот и двигайтесь по нему. Для чего вы гоняетесь по 109-му? Для чего? Я не хочу с вами ругаться. Я столько лет тут работала. Мне тоже эти скандалы удовольствия не приносят.
– Пусть администрация разбирается.
«ЭТО НАТУРАЛЬНЫЕ БАНДИТСКИЕ РАЗБОРКИ. И КАК СЕГОДНЯ В МИНТРАСЕ СКАЗАЛИ, НУЖНО ПРИВЛЕКАТЬ МВД»
Учредитель ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин в свою очередь отмечает, что договор на оказание услуг может расторгнуть только исполком, пока же таких действий городская администрация не предпринимала.
– Данное решение суда - указ не для перевозчиков, а для исполкома. Если он примет решение приостановить договор, то так и будет, – прокомментировал он Chelny-biz.ru. – С другой стороны, как его можно приостановить, если ранее заключенные договоры (те же самые временные) утратили свою силу в связи с проведением нового конкурса? А сейчас суд принимает решение отменить новый договор. А кто город будет возить? Даже в Минтрансе не могут понять, что случилось, что за решение принял судья.
Стоит отметить, что исполком попадает в аналогичную ситуацию регулярно – то ли это история про грабли, то ли челнинские перевозчики оказались непростыми. Еще в 2013 году транспортную революцию пытался провести Василь Шайхразиев, который также хотел пересадить горожан на автобусы большой вместимости. Тогда участникам рынка даже пришлось закупать «НЕФАЗы», правда, не в таком количестве, как нынче. Но идея так и не была реализована - автобусы не «прижились». В исполкоме тогда уверяли, что конкурс проведен без нарушений, а документация, которая была положительно оценена УФАС, соответствует закону. Тем не менее, в апреле 2014 года прокуратура города подала в суд на исполком Челнов за нарушения законодательства об организации пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам. Сотрудники ведомства установили, что исполнительный комитет провел конкурсы по 11 маршрутам, которые не были утверждены в установленном порядке, что явилось основанием для признания незаконными результатов конкурсов. В итоге торги по перевозкам так и не были завершены.
Вопрос пассажироперевозок Наиль Магдеев поднял сразу же после своего назначения. Вплотную им начали заниматься в декабре прошлого года. На одном из «деловых понедельников» Магдеев весьма критично высказался по поводу того, что в Челнах до сих пор нет профессионально обоснованной схемы автобусных маршрутов. Уже весной текущего года к работе были привлечены питерские специалисты, которые провели ревизию. На выходе нового документа стало понятно, что число маршрутов сократилось с 21 до 19. При этом специалисты посчитали, что часть маршрутов должны обслуживать муниципальные автобусы большой вместимости, которые охватят основные проспекты города. При этом для того, чтобы хоть как-то «обуздать» перевозчиков, было предложено сократить число перевозчиков. Предпринимателям, действовавшим самостоятельно, пришлось объединяться в ООО. Как отмечает Тятюшкин, войти в него было предложено всем частникам, однако ИП Гарина, ИП Щелоков и ИП Судников не пожелали этого сделать.
– Не мной это ООО создано, я там только учредитель. Это требование ребят с Питера, которые разработали сеть и сказали, что лучше работать с одним-двумя перевозчиками, чтобы держать в «ежовых рукавицах». Все перевозчики вошли в ООО и все что-то получили, в меньшем количестве, чем было, но получили, – говорит Николай Тятюшкин. – И ей (Гариной) было предложено, хотя она сейчас это будет отрицать. Ко мне приезжал и Судников с вопросом, что делать дальше? У него не было охоты входить в ООО, сказал, что будет ликвидироваться, а в результате еще итоги не озвучили, а у него жалоба уже в УФАСе была.
К слову, именно по заявлению Виктора Судникова федеральная антимонопольная служба Татарстана признала конкурс незаконным. Точнее один из лотов, за который бился участник. Предприниматель заявился всего на один маршрут – №27, но поскольку такого лота не было, ему было отказано. По его словам, организаторы конкурса лишили малый бизнес возможности участвовать в конкурсе, прописав заведомо неисполнимые требования – организовать сразу семь маршрутов он не может.
– Я не хотел ни с кем объединяться, кроме того, меня никто никуда не приглашал, – чуть ранее комментировал Chelny-biz.ru Виктор Судников. – Индивидуальное предпринимательство не подразумевает объединение в группы, на то оно и индивидуальное. Никакая комиссия ко мне не приходила, мне никто не звонил, хотя я подал документы и заявку на участие в конкурсе. Каким-то образом и по непонятным мне причинам конкурс прошел мимо меня. Сейчас я подал заявление в УФАС по РТ, я намерен сделать все в рамках правового поля, чтобы остаться на маршруте. Если надо будет, пойду в суд. Почему я должен куда-то уходить? Конкурс прошел с грубыми нарушениями, это мое личное мнение. Но есть органы, которые будут проверять этот факт. Они должны дать юридическую оценку.
В итоге, УФАС все-таки встало на сторону заявителя, признав незаконным конкурс по семи маршрутам – №№7,8,13,22,35, 43 и 27. Впрочем, исполком пытается «отбить» предписания исковыми заявлениями в суд.
- Такие непонимания происходят каждый год. Мы сами, перевозчики, не можем найти общий язык. Мы как лебедь рак и щука тащим в разные стороны, а потом «ахаем» и «охаем», – продолжил Тятюшкин. – Я видел это видео в интернете. Это натуральные бандитские разборки. И как сегодня в Минтрансе сказали, нужно привлекать МВД. Потому что дошли до того, что отверткой на водителей кидаться стали. Вот это уголовно наказуемо. И Наталья Владимировна об этом прекрасно знает. Я даже «за» был, чтобы 109-ый маршрут остался за ней. И сегодня «за», но она не захотела этого делать! Если мы не выпустим завтра автомобили на маршрут, исполком посчитает, что мы не исполняем условия договора, в связи с этим они расторгнут договор. А ведь договор не на 9-ку расторгнут, а на весь лот.
Дело Гариной и ООО «ЧелныАвтоТранс+», а также исковое заявление исполкома к управлению антимонопольной службы рассмотрят 1 октября. Судя по тому, как затягивается рассмотрение подобных дел, пассажироперевозчики Челнов, оставшиеся без маршрутов, так и будут работать, составляя конкуренцию победителям.
Лилия Хамитова
Тятюшкину.
Юрист
Хафис
Ольга
Антон