Противники комплекса переработки отходов, который в народе прозвали мегасвалкой, накануне пригласили представителей СМИ на место, где, собственно, и должна появиться та самая «бомба замедленного действия». Особенно переживают жители ближайших сел, которые вышли в поле, чтобы вновь заявить о протесте: «Они абсолютно не думают о людях!», «Как будто их дети дышат другим воздухом?!», «Это реальный саботаж!», «Мы никуда не уезжаем и свои интересы будем законно отстаивать». Стройки пока нет, но попытки начать работы уже были: пока активисты писали письма и трубили во все возможные инстанции, был снят слой почвы.
Почему жители считают, что их дурят формулировкой «переработка отходов», почему не верят отпискам и общественным обсуждениям и какие еще аргументы приводят? Редакция Chelny-biz.ru выехала с активистами в Князевское поселение.
ЧЕГО БОЯТСЯ ЖИТЕЛИ
«КОМПЛЕКС ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ – ЭТО БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ! ПЕРЕРАБОТКИ ТАМ НЕТ»
Проект строительства комплекса переработки отходов в Князевском сельском поселении появился в 2024 году. Под КПО планировалось выделить 64 гектара земли в пяти километрах от Набережных Челнов, рядом с СНТ «Лукоморье», поселком Новый, деревней Новые Сарайлы и Сосновый бор. Везти мусор собирались из 11 муниципальных районов региона. Проект прошел согласование на инвестиционном совете, В 2023 году глава республики подписал соглашение с «Российским экологическим оператором» о создании в регионе новых объектов обращения с твердыми коммунальными отходами. Помимо Тукаевского района, КПО хотят построить в Алексеевском, Верхнеуслонском, Зеленодольском, Пестречинском и Лениногорском районах. Объем заявленных инвестиций в объект под Челнами составляет 3,6 млрд рублей.
Предполагалось, что объект будет принимать и перерабатывать твердые коммунальные и промышленные отходы вместе с захоронением неликвидного мусора. Было уточнение, что компостировать будут не более 50% от входящего потока. Однако жители на встрече, прошедшей накануне, сильно сомневаются в этом.
Активистка Маргарита Лещайкина из Шильнинского поселения считает, что формулировка «комплекс по переработке отходов» - это всего лишь обертка.
- Комплекс переработки отходов – это большая ложь! Переработки там нет, это просто обложка, чтобы этот объект провести через мусорную реформу. На самом деле, это обычный полигон. Такие комплексы с похожим проектом были построены в Московской области в 2019-2020 годах: КПО «Юг», «Север», «Восток» на сегодняшний день создают угрозу, там люди не могут жить, - переживает Лещайкина.
Активист Андрей Сулбаев считает, что от КПО станет только хуже – вряд ли можно говорить о пользе проекта.
- Я считаю, что экологически и экономически нецелесообразно строить здесь полигон. Планируется, что КПО будет обслуживать районы в радиусе 150 км. Будет нагрузка на дороги, потому что мусор будет доставляться грузовым транспортом, который будет выделять газовые выхлопы, токсины. Получается, экологического эффекта здесь не будет видно. Тонны мусора будут привозиться сюда из каких-то непонятных районов. Это сколько надо транспорта, сколько надо топлива, чтобы сюда это все привезти. Все дороги, поля будут загажены в мусоре, пакетах.
Сулбаев предположил, что ветром последствия свалки будут идти в сторону поселков Новый и Сосновый бор.
- Соответственно, эти районы будут страдать больше, чем Челны. Скорее всего, они рассчитывали на это. Здесь же живет меньше народу.
На встрече присутствовал и экс-депутат горсовета Ильдус Камалов, который изучил всю документацию проекта и выступал против стройки. Аксакал отметил, что отходы мегасвалки под Челнами могут затронуть подземные и поверхностные воды, тем самым повлиять на автоград, 23 деревни и 33 СНТ, а также задеть Мензелинск.
- Если бы какой-нибудь диверсант получил задание постепенно подорвать будущее города Набережные Челны, 23 деревень, 33 СНТ, которые попадают в бассейн рек Шильна, Челнинка и Мелекеска, то этот человек изучил бы сначала геологию, гидрогеологию, определил бы направление ветра. Запах – это десятки и сотни тонн разных минералов. Он изучил бы, куда идут подземные воды и поверхностные. Этот диверсант бы специально подобрал самое высокое место. У нас есть бугульминско-белебеевская возвышенность – самая высокая точка Татарстана. Если хотите загадить город – это самое подходящее место. И в сторону Мензелинска пойдет, где малые реки текут. Они еще не проснулись, их надо разбудить. Это коснется примерно 600 тысяч человек, - уверен Камалов. - Я прошу не называть эту свалку комплексом переработки отходов, это челнинский свальник. Самое главное – немедленно прекратить любые проектные работы, тем более нет никакой технологии! Они пишут, что 50% отходов будут складироваться, что от этого не будет запаха и это будет без вреда. Они оформили филькину грамоту! - воскликнул Камалов.
Житель поселка «Маленькая страна» Владимир Юдин назвал ситуацию геологической катасрофой.
— Это бомба замедленного действия, это геологическая катастрофа! Даже если здесь будут перерабатывать какое-то количество отходов, 50% из них будет складироваться. Под воздействием внешних факторов – осадков и паводков - это все будет протекать в землю, в ручейки, которые питают истоки Ордиушки и будет загрязнять почву, потому что подземные воды расходуются везде. Будет загрязняться устье Шильны и Камы. Также будет заражаться воздух. Все это дело будет разноситься по розе ветров на все поселения, которые окружают, надеюсь, не будущую свалку. Если мы сейчас не остановим проект, то в будущем пострадают наши дети, наши внуки. Это все отразится на будущем поколении. Не дай бог, здесь будет свалка! Я за людей, чтобы мы жили нормально. У нас и так хватает химии - Тогаевская свалка, ТЭЦ, Трубный завод, предприятия в Нижнекамске и в Менделеевске. И все это летит на нас.
КТО ВИНОВАТ?
«ОНИ АБСОЛЮТНО НЕ ДУМАЮТ О ЛЮДЯХ, ОНИ НЕ СВЯЗЫВАЮТ СВОЮ ЖИЗНЬ С ЧЕЛНАМИ»
Активистка Маргарита Лещайкина неоднократно пыталась привлечь внимание властей к проблеме. После ее обращения на прямую линию президента России Владимира Путина ей написали из исполкома Челнов. В документе указали, что вопрос строительства КПО относится к компетенции Тукаевского района. А оттуда ей ответили, что территория под объект была определена на республиканском уровне.
«Территория под размещение комплекса переработки отходов определена на уровне республики, как оптимальный земельный участок с учетом образования отходов и транспортной доступности. Все мероприятия проводятся с учетом требований действующего законодательства», - говорится в ответе активистке.
В том же ответе говорится и про публичные слушания. Как выяснилось, проходили они с участием 12 жителей Князевского сельского поселения. Лещайкина считает, что об этих слушаниях специально умолчали.
- На публичные слушания, когда обсуждали проект генерального плана, были приглашены только жители Князевского поселения. Такое ограниченное обсуждение, без какой-либо информации, все замалчивается! В заключении, которое есть в материалах, количество участников – 12 человек. 12 человек, бабушек и дедушек, решили нашу с вами судьбу, - ранее говорила Лещайкина.
И все же в обращении к активистке сказано, что «результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и не обязательны к учету при принятии решений органами местного самоуправления».
На встрече житель поселка Новый Александр Алпатский заявил, что виноватой он считает администрацию, а ситуацию называет саботажем.
- Никто не парится. Виновата администрация, чиновники. Они абсолютно не думают о людях, они не связывают свою жизнь с Челнами. Они все смотрят, как на заработок и продвижение по службе – Казань, Москва, Питер, заграница. Поэтому они нужны послушные. Как будто их дети дышат другим воздухом?! Это реальный саботаж! Этим должно ФСБ заниматься, а не наши из прокуратуры отписываться. У нас есть предложение: здесь неплохо бы смотрелась администрация. Пускай с Тогаево дышат чистым воздухом! Мы им пробурим скважины водяные, все за счет города! Ради бога, я готов отчислять из зарплаты, чтобы у них питьевая вода была только из скважин! Чистейшая! Природа, лес, речки – все для них, - возмутился Алпатский.
Житель Князевского сельского поселения Рафаэль Мусин на встрече был настроен серьезно, его послание властям – остановиться и перенести стройку в другое место.
- Мы будем выступать с официальными обращениями в органы местного самоуправления, чтобы нас услышали. Мы хотим показать им то, что они это незаконно затеяли, что это бесполезно. В любом случае, мы строительство здесь не дадим. Послание от нас такое: остановиться вовремя. Мы здесь, мы никуда не уезжаем, свои интересы будем законно отстаивать. Если послание до них не дойдет, и они будут сопротивляться и продолжать свои незаконные действия, мы уже будем ходатайствовать о возбуждении уголовного и административного дел. Сомнений нет, что мы стройку остановим. Пусть переключаются на какой-то более отдаленный от населенных пунктов участок. В России земель много. У нас есть законные основания и нет сомнений, что мы в судах выиграем. Если на уровне муниципалитета Тукаевского района мы не сможем решить вопрос, мы будем обращаться выше. Вопрос будет решен, это дело времени, - заявил Мусин.
ЧТО БЫЛО ДО
«КТО ОБ ЭТОМ ЗНАЛ? НИКТО НЕ ЗНАЛ!»
Инвестором, заказчиком и эксплуатирующей организацией комплекса по переработке отходов выступает ООО «Региональный экологический оператор». Изначально строительство объекта планировали в 2024-2025 годах, но сейчас его перенесли на неопределенный срок. Об этом сообщил заместитель директора по строительству ООО «РЭО» Алмаз Зиятдинов. Называть приблизительный срок спикер отказался, зато сообщил, что проектные работы завершат к концу этого года. Публичных слушаний больше не будет – сам факт уже выносился на обсуждение, рассказывал Зиятдинов.
Общественные обсуждения и правда были с мая по июнь в прошлом году. Однако, оповещений от властей мало кто увидел. Маргарита Лещайкина рассказала, что она ждала этот протокол полгода и сильно удивилась увиденному.
- Я полгода ждала протоколы общественных обсуждений, чтобы посмотреть, а что вообще есть – а там пять опросных листов и ни одного замечания. Получается, общественные обсуждения – это пять человек? Видимо, работники исполкома написали, что они согласны, - предположила Лещайкина. - Территориальная схема выносилась на общественные обсуждения, на сайте Минстроя РТ, Росприроднадзора. Кто об этом знал? Никто не знал! Лица, которые здесь живут, не информированы ни главами поселений, ни главой района. Почему-то считается, что мы сами должны все узнавать, интересоваться, а если мы не нашли? То нас это не волнует? А нас это волнует, просто информация не доходит.
В ответном письме активистке говорится, что «оценка воздействия на окружающую среду проводилась с 01.02.2024 по 01.05.2024». Также в документе сказано, что информировали население об общественных обсуждениях на сайтах Тукаевского района, Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора, Министерства экологии и природных ресурсов РТ и исполнителя ООО «ЭкомтехПроект».
Маргарита Лещайкина обращалась и в Минстрой РТ, и в Росприроднадзор, и в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру, и в Минэкологии РТ.
Самое интересное в ответах было то, что Россельхознадзор выявил нарушение, а именно «самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы в результате проведения земельных работ». В отношении контролируемого лица было возбуждено дело об административном правонарушении. Оказалось, что экскаватор и погрузчик предоставила компания ООО «Лео-групп», которая зарегистрирована в Самаре. Вид деятельности предприятия - аренда и лизинг строительных машин и оборудования. На сайте Россельхознадзора написано, что земляные работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы проводились неким гражданином, водителем экскаватора самовольно. В отношении него в феврале этого года был составлен протокол об этом же административном правонарушении и выдано предписание.
Одной из первых, кто начал трубить об опасной мегасвалке, стала депутат горсовета Татьяна Гурьева. Коммунистка просила главу Татарстана Рустама Минниханова убрать объект подальше от города и деревень Тукаевского района. Аналогичное обращение она направила и мэру автограда Наилю Магдееву. В январе этого года Магдеев пообещал Гурьевой, что обратится в вышестоящие органы управления. После этого Гурьева организовала два пикета, где на повестке в том числе был вынесен вопрос стройки КПО. На встрече, прошедшей накануне, Татьяна Гурьева отсутствовала, зато был ее помощник Сергей Изотов.
- Мы поддерживаем народ. Депутат горсовета Татьяна Гурьева пишет депутатские запросы. Естественно, мы выступаем против. Мы считаем, что жители города Набережные Челны должны знать правду о том, что все эти мусорные заводы, свалки, в какой обертке бы они ни были, будут приносить для нас экологический вред. Строительство этого якобы мусорного комбината планируется на высоте. Все грунтовые воды будут стекать к нам. У многих находятся скважины, в Челнах большой частный сектор – все будут пить зараженную воду, полную химическими элементами. Я считаю, что эту свалку можно приравнять к биологической бомбе, направленную против жителей Челнов и близлежащих городов. Я считаю, что Набережные Челны не место республиканской региональной свалки! - заявил Изотов.
Ильнара Миннебаева
Оставьте первый комментарий