08:04, 5 Декабря
Новости
Подробно

«У нас в городе столько территорий неиспользованных - это вопрос проектирования генплана»

07.11.2024, 23:53

«У нас в городе нет профессиональной площадки, где специалисты и общественность могли бы обсуждать разные инновационные проекты по городской среде. Градсовета уже давно не существует», - констатирует Григорий Новиков, завотделением дизайна Колледжа культуры и искусств. Даже разработкой генплана занимаются иногородние, казанские архитекторы, рассуждает преподаватель. А челнинские дизайнеры, в свою очередь, создают проекты и откладывают их в дальний ящик, так и не получив должного внимания со стороны муниципальных властей.

Интеллектуальный экопаркинг, проект трехуровневой транспортной развязки и автономного парусного ветрогенератора – что пополнило «кладбище» нереализованных проектов и что может-таки реализоваться на территории города.

ПРОЕКТЫ «В СТОЛ»: РИВЬЕРА, ГОРНОЛЫЖКА, ТЕПЛИЦЫ У ДОМА

 «ПЛАНИРОВАЛАСЬ МОЩНАЯ ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА, ОТДЕЛЯЮЩАЯ ГОРОД ОТ ЗАВОДОВ. ЭТОГО НИЧЕГО НЕТ»

Одной из идей челнинских архитекторов, которой так и не суждено было сбыться – челнинская Ривьера. Проектированием общественного пространства в то время занимались известный в городе архитектор Вячеслав Нилов и Григорий Новиков, заведующий отделением дизайна Колледжа культуры и искусств. По словам Новикова, раньше организацией городской среды, общественных пространств и архитектурой города в целом заведовал отдел главного архитектора (ОГА). Сейчас же, как утверждает спикер, нет связующего звена и нет площадки, где бы обсуждались предлагаемые проекты. Поэтому о многих из них общественность узнает по факту – обычно на стадии строительства.

«У нас в городе столько территорий неиспользованных - это вопрос проектирования генплана»

– Сейчас все раскидано по небольшим проектным организациям, не хватает площадки для общения. Мы не имеем доступа к проектам и не знаем, что планируют на городских территориях. Союз архитекторов не работает, а проектные организации каждый сам за себя, – поделился Новиков. – Набережную Табеева я видел как Ривьеру. Мы занимались проектированием всего побережья Камы вместе с Ильдусом Камаловым и Вячеславом Ниловым. Но это ничем не закончилось. Все проектные материалы мы передали в Казань, никакого ответа не получили. В итоге мы совсем ушли из этой проектной сферы, потому что нет центральной организации. Развитие того же генплана города отдали Казани.

Новиков рассказал о том, как видели архитекторы парк Прибрежный. Раньше там был залив, который постоянно зарастал тиной. Как следствие – образовывался застой воды. Эта территория могла быть одним из пазлов челнинской Ривьеры.

«У нас в городе столько территорий неиспользованных - это вопрос проектирования генплана»

– Ильдус Камалов в свое время этим занимался. Когда этот вопрос в комплексе решится, тогда набережную можно обустраивать как Ривьеру, – поделился мнением дизайнер.

В районе, где проходит коса волнорезов (там мелководье), есть островок, который сохранился на берегу старого фарватера Камы. Новиков предлагал досыпать и восстановить там дорогу, а после – обустроить порт для скоростных судов. Он, согласно изначальному генплану города, должен был расположиться на месте поселка «Чаллы Яр».

«У нас в городе столько территорий неиспользованных - это вопрос проектирования генплана»

– Тогда было принято решение в водоохранной зоне выделить участки под жилье, что было нарушением. У нас сейчас «Чаллы Яр» стоит на берегу реки, на Мелекеске все застроили. Хотя частное жилье ближе, чем на 100 метров к воде не должно стоять. Теперь здесь стоит поселок, – отметил он. – У нас весь город можно сделать как парк, зелени не хватает. Обеспеченность зелеными массивами всего 10%. Для сравнения: в Москве – 75%. Посмотрите сколько у нас по генплану парков, где они? Планировалась мощная зеленая зона, отделяющая город от заводов. Этого ничего нет. Парков должно быть больше.

К слову, о парках. Городские власти хотят благоустроить парк в 16 гектаров на месте пустыря между ЖК «Озеро» и Элеваторной горой. Там располагается большой карьер. Новиков отметил, что на эту территорию у архитекторов также были планы, как альтернатива – создание горнолыжной базы.

«У нас в городе столько территорий неиспользованных - это вопрос проектирования генплана»

– Этот большой котлован мог бы стать горнолыжным спуском. У нас в городе столько неиспользованных, необустроенных территорий – это вопрос проектирования генплана, которым занимается Казань, – отметил Новиков.

До 2017-го года Новиков работал в КИИДе, совместно с архитекторами Петрушиным, Пономаревым, Фазлыевым, Васильевой, Биккининым разрабатывали средовые проекты, в частности, по благоустройству береговой линии. Здесь использовали террасирование, разработали молодежную площадку «Карьер» на береговом плато пускового комплекса «Яр Чаллы», благоустройство берега озера Рица на территории песчаного карьера, спроектировали каток в Прибрежном. Парк и озеро Лесное проектировали отдельно.

«У нас в городе столько территорий неиспользованных - это вопрос проектирования генплана»

В то время Новиков занимался разработкой всесторонней концепции развития прибрежной полосы Набережных Челнов и в первую очередь пускового комплекса «Яр Чаллы». Такая концепция должна была составить основу стратегии территориально – пространственного развития города.

Без внимания со стороны властей остался еще один проект – теплицы на придомовых территориях.

– Мы разработали проект теплицы для пенсионеров, которые они могут оформить в частное владение, выращивать цветы, фрукты. Есть теплицы винтового типа вертикальные, которые можно установить на придомовой территории. На защите сразу возник ряд вопросов: а кто возьмет их на баланс, кто это сделает, кто будет содержать, нужна вода – так этот проект и остался нереализованным, – поделился дизайнер.

«У нас в городе столько территорий неиспользованных - это вопрос проектирования генплана»

ПРОКТЫ С ШАНСОМ НА ЖИЗНЬ: ТРАНСПОРТНАЯ РАЗВЯЗКА И ЭКОПАРКИНГ

«ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ ТОЖЕ БУДЕТ НУЖДАТЬСЯ В РЕКОНСТРУКЦИИ»

В копилке у архитектора много других проектов, которые еще могут быть рассмотрены и реализованы. К примеру, Новиков поделился идеей многоярусного универсального паркинга с автоматическим размещением на поддонах по ячейкам. Он мог бы решить проблему безопасного и компактного хранения автотехники различных габаритов и массы. За основу экопаркинга взяли запатентованную разработку петербургского изобретателя.

«У нас в городе столько территорий неиспользованных - это вопрос проектирования генплана»

Система такая: на поддонах размещается техника, в автоматическом режиме перемещается и распределяется по определенным ячейкам. Конструкция является сборно-разборной, легко поддается реконструкции. Площади, высотность, этажность и количество конфигураций практически не ограничены.

По проекту, терминал подключен к интеллектуальным системам для диагностики и мониторинга. может быть снабжен автономной энергостанцией, системами пожаротушения и мониторинга с непосредственным или дистанционным управлением. Экопаркинги могут иметь мини балконы с зелеными насаждениями и автоматической системой полива.

«У нас в городе столько территорий неиспользованных - это вопрос проектирования генплана»

– Модульные стоянки актуальны как никогда, – рассказывает Новиков. – Они выступают некой альтернативой капитальным стоянкам, которые являются дорогостоящими. Этот проект разрабатывали совместно с ТПП Челнов еще пять лет назад. Глава ТПП Фарид Башаров пытается продвинуть эту тему, но пока безрезультатно. Нет реального заказчика. Вообще проект разработан в рамках государственных программ импортозамещения, а его внедрение позволит многократно повысить пропускную способность дорог, эффективность и безопасность хранения автотранспорта.

Инвестиционные затраты на конструктивную и инженерную составляющую проекта общей площадью 1,3 тысячи «квадратов» на 240 машиномест составляют порядка 31,2 млн рублей. Стоимость одного квадратного метра объекта «под ключ» – от 24 тысяч рублей.

«У нас в городе столько территорий неиспользованных - это вопрос проектирования генплана»

– Эту тему мы возобновим, но уже в рамках работы с «Кванториумом». Разработаем видеопрезентацию. Таких конструкций на территории России я не встречал, но они активно используются за рубежом, – поделился Новиков. – На Автозаводском проспекте есть одноуровневая парковка, можно поднять на каркасах второй уровень или даже третий – это все реально. Можно сделать презентабельные фасады.

Сейчас преподаватель совместно со студентами колледжа восстанавливает проект «Дедушкин транспорт», который был реализован еще в советское время, но разграблен в 1990-е годы. Это была скульптурная композиция, которая стояла напротив «Трансагентства». По задумке архитектора «Дедушкин транспорт» мог бы располагаться на вокзальной площади.

«У нас в городе столько территорий неиспользованных - это вопрос проектирования генплана»

– Для развития Камской агломерации должны быть проложены железнодорожные пути, построены новые мосты. В этом смысле железнодорожный вокзал тоже будет нуждаться в реконструкции. Само здание интересно по архитектуре, но требует новых фасадных решений. Рядом должен быть современный гостиничный комплекс. На вокзальную площадь установить старый «Дедушкин транспорт», который когда-то был. Его открыли еще в 1980-м году, а в 1995 году его разграбили. Проектировал архитектор Георгий Иванов, а реализован худфондом. Это выдающееся место, где был представлен старый транспорт: парусник, паровоз, первая карета, самолет. Люди любили его, фотографировались там, – рассказал дизайнер. – «Кванториум» нам помогает, сейчас в 3Д-печати делаем запчасти и собираем макет.

«У нас в городе столько территорий неиспользованных - это вопрос проектирования генплана»

Другой проект касается некогда одного из самых опасных участков дороги в Челнах – участок от Мира до Сююмбике по проспекту Дружбы Народов. Здесь уже построили кольцу, чтобы снизить аварийность. Но Новиков видит другой вариант - трехуровневую транспортную развязку.

– Тему исследовали и оказалось, что этот перекресток самый аварийный в городе. Проспекты Дружбы народов, Сююмбике, Мира сводятся в одном месте. Это тяжелое место, было много ДТП. Мы решили спроектировать ее на трех уровнях. Есть подземная часть, которая идет с проспекта Мира, трамвайные линии остаются, также подняли над землей, – пояснил он. – Старый и Новый город связаны всего одной дорогой, а нужно хотя бы три. И это проблема. Как раз сейчас занимаемся проектом дороги через Элеваторную гору. Решение по присоединению Горы с ГЭСом решит проблему пробок.

«У нас в городе столько территорий неиспользованных - это вопрос проектирования генплана»

Автономный ветрогенератор в виде подсвеченной бабочки Новиков предложил использовать для подсветки улиц, набережных и площадей.

– Профессор Сергей Дмитриев работал в ИНЭКО, он занимался использованием ветровой генерации и придумал компактные установки, которые генерируют энергию ветра. Набранная энергия может обеспечивать собственную независимую подсветку. Это идеально для подсветки набережных, улиц, куда не нужно тянуть всю электрику. Это можно использовать по всему городу, – пояснил он.

«У нас в городе столько территорий неиспользованных - это вопрос проектирования генплана»

Новиковым был предложен и проект реновации фасадов домов. Город в изначальной концепции задумывался как белый лебедь, вспоминает он. Однако позже возникло много споров по поводу преобладающего цвета в городской среде.

– Температура цвета должна соответствовать природным широтам, определенной климатической зоне. На севере – более яркий, у нас – усредненный, на юге – наоборот пастельные тона. В автограде цвет не должен быть кричащим и пестрым, в целом соотношение белого и черного цвета должно быть более спокойное, а цветные вкрапления не должны превышать 15-20%. Мы предложили реновацию фасадов домов в Автозаводском районе. На крыше домов задумывались автономные сборники очистки воды. Есть проекты освоения мансард как дополнительного жилья, оранжереи, – рассказал он.

«У нас в городе столько территорий неиспользованных - это вопрос проектирования генплана»

Альфия Андросенко

Комментарии
08.11.2024, 00:11

Извините конечно, но это не современно. Проект озера, который выполнили в этом году, мне больше нравится
08.11.2024, 09:29

Рамиль М.

Конечно, зачем слушать и поддерживать идеи своих, городских архитекторов. Надо приглашать из Москвы, рекомендованных кем надо. Потому что московским и денег можно заплатить много и они поделятся с кем надо. Московские рекомендуют снести гаражи, стоянки, закатать в асфальт парки, построить рядом с лесным болотом причал для теплоходов (назвали его модным словом пирс). Вобщем, москвичи хорошо работают и кому надо дают возможность заработать.
08.11.2024, 14:42

В ГОСТе уже есть термин пирс - это вид причального сооружения. Это уже не модное слово, а устоявшееся
08.11.2024, 14:58

Ермолай

Особенно пирс возле болота.
08.11.2024, 09:39

Парки денег не приносят! Там где сейчас строят высотки талан, можно было бы сделать прекрасный парк, построить социальные учреждения для молодежи. Но как сказали чиновники из мэрии: для вас сделали набережную тукая, туда ездите отдыхать, а тут будут плотные высотки. Истратили весь парковый ресурс города!
08.11.2024, 22:48

Без школ и детских садов и поликлиник (рядом стоящие переполнены в 2 смены до 40 чел в классе). Сейчас пробки на Раскольникова, что будет после введённых всех домов страшно представить
08.11.2024, 11:38

Освещение фасадов домов очень в тему. У нас очень темный город в вечернее время суток. Просто есть с чем сравнить.
08.11.2024, 11:48

когда на перекрестке Др. Народов, Мира и Сююмбике делали развязку, тогда еще я простой обыватель, сказала, что там нужна многоуровневая развязка
08.11.2024, 14:23

Очень хорошо, что не сделали. Такие развязки неуместны в современном мире в центре города! Огромное бетонное уродство было бы. Надо нормально перекресток проектировать. Или хотя бы добавить развороты ДО перекрестка по Мира с обеих сторон.
08.11.2024, 11:59

По мечтали и хватит, свечки наше всё.
08.11.2024, 13:57

Нужен мост между п. ГЭС и п.Элеваторная гора. Нужны развязки: Сармановский тракт - Казанский проспект, Гостева - Старосармановская - Казанский проспект, Низаметдинова - Казанский проспект, пр. Камаза - Транспортный проезд, пр.Камаза - Индустриальный проспект. Требуется продолжить Московский до Хади Такташа и через Фоменко соединить его по итогу с Казанским проспектом. По Раскольникова строятся новые ЖК, если Беляева и Дружбу Народов не расширят, скоро там наступит ...опа, если уже не наступила. Требуется время проживания людей сделать комфортным (Ульяновск МСК+1, Самара МСК+1, Ижевск МСК+1, Уфа МСК+2, РТ живет по московскому времени. Ночью уходим на работу, ночью приходим! Мира всем!
08.11.2024, 22:59

Скоро задохнёмся от угарного газа, зайдите или заедьте в комплекс, там дом на доме, зелени нет, детских площадок тоже мало, на такое количество детей, машины друг на друге. Даже скорая и пожарная не проедет. Сколько можно строить уже эти высотки, съездите в Нижнекамск, там дышать есть чем огромные проспекты невысокие здания. Нашим же все мало, ладно бы строили качественно, строят ужас, что даже не представляю, сколько эти здания простоят. Постойте ГЦДТ большою школу искусств на Раскольникова и в районе мэрии как ГЦДТ, освободите здания школ от них, освободятся классы для учеников. Также нужна в этом районе поликлиники детская и взрослая. Когда начнете думать о качестве жизни людей!!! А то ввстроили
12.11.2024, 12:01

Эх, хорошие предложения, по улучшению ! жаль не слышат . Походу завод по производству бордюров открыли , Исполком ссылается на ГАИ, что это из решение сужать местные дороги , чтоб автомобили не парковались , но во. Убирать развороты и сужать местные дороги, это вредительство , и очень сомнительно , что ГАИ такие указания подписывают .
08.11.2024, 16:22

Проекты хоронит, и продолжает плодить человейники... Талан и Маяк это регресс города.
08.11.2024, 23:00

Это же выгодно, им башляют за это не маленькие деньги. На зарплату чиновника не разживёшься
09.11.2024, 11:26

Проекты красивые! Перед 400 летанием надо ещё раз о них напомнить!!
09.11.2024, 13:29

Александр

Местные творцы чиновникам не отстигнут - все узнают. А те могут - и никто не узнает, далековато
11.11.2024, 12:46

Ждём на месте завода ЗЯБ прогулочную зону, парк, концертный зал, и выход к воде
13.11.2024, 17:14

Уводят аккуратно через всяких мечтателей массивы под высотки предлагая какие-то фишки мелкие по земле арт пространства типо.
13.11.2024, 21:17

Чужой

Челны превращают руководители в гетто. Извлечение прибыли - вот цель чиновников, а комфортная среда для жителей их не интересует, поскольку самих жителей тоже не интересует. Никто не хочет смотреть в завтра, увы. А завтра Челнов, печально. Вон даже несчастные пляжи отдают для платного пропуска к реке. Впрочем Челнинцы заслужили такое отношение власти к себе. Так предполагаю я.
19.11.2024, 06:12

Антон

Новиков, спустись на землю. Надо проектировать то, что будут строить в Челнах, а не где-то в Амстердаме. Реальность наше всё. А с такими фантазиями как до луны.