Экоактивисты в Набережных Челнах бьют тревогу: в городе начали сносить площадки, которые установили по программе «Наш двор» для раздельного сбора отходов. Власти обратили внимание, наконец, что их используют не по назначению. Здесь скапливается все - от шин до стройматериалов. Но вместо того, чтобы исправить ситуацию, решили вовсе их убрать. О первом случае администрация сама сообщила горожанам в сети, с тех пор серые решетчатые ограждения начали исчезать по всему городу. Активисты в шоке и пишут главе Татарстана Рустаму Минниханову, с подачи которого площадки и начали устанавливать. Люди согласны, что многие из них превратились в свалки, но это произошло только потому, что контейнеры на них так и не появились и не дали шанса на развитие системы раздельного сбора в Челнах. Что предлагают активисты, кто должен выстроить работу, готовы ли челнинцы к сортировке и какому дому все-таки удалось организовать сбор вторсырья – в материале Chelny-biz.ru.
ПИСЬМО МИННИХАНОВУ
«ВМЕСТО УСТАНОВКИ КОНТЕЙНЕРОВ ДЛЯ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ИСПОЛКОМ ДЕМОНТИРОВАЛ ОГРАЖДЕНИЯ ПЛОЩАДОК»
Экоактивисты написали два письма о том, что будущее системы раздельного сбора отходов (РСО) в Набережных Челнах под угрозой. Первое общественный инспектор по охране окружающей среды Артем Леонов направил раису Рустаму Минниханову. В нем главе региона сообщили, что при его поддержке на данный момент в городе по программе «Наш двор» построено 150 площадок для РСО и рассказали, что теперь их начали сносить.
«18 августа на официальной странице исполкома города Набережные Челны была опубликована новость о демонтаже площадки КГО, фактически являющейся площадкой для раздельного сбора отходов. После этого активистами был проведен рейд, во время которого было выявлено четыре факта сноса ограждений на площадках РСО: проспект Яшьлек, д. 17, проспект Мира, д. 86, Автозаводский проспект, д. 25, Шишкинский бульвар, д.13. Описанные выше события встревожили экоактивистов города и горожан, ведущих раздельный сбор отходов. Действия исполкома полностью противоречат задачам и целям федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» и сводят на нет достигнутые результаты по строительству инфраструктуры для раздельного сбора, – пишут активисты. – Вместо установки контейнеров для раздельного сбора и стендов с разъяснительной информацией, исполком демонтировал ограждения площадок».
Активисты отмечают - площадки простаивали без контейнеров, а представители городской власти не содействовали проводимой государством «мусорной реформе».
«Просим вас оказать содействие и поддержать начатое строительство инфраструктуры раздельного сбора отходов в нашем городе, рекомендовать руководству города Набережные Челны разработать стратегию по развитию раздельного сбора отходов в соответствии с государственными интересами, экологической повесткой и запросом населения, рассмотреть возможность установки разноцветных контейнеров и информационных стендов на площадки для РСО в рамках программы «Наш двор» и принятия их на баланс исполкомом или УК для дальнейшего заключения договоров с переработчиками вторсырья».
Второе письмо отправили руководителю Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Фаязу Шакирову. Оно аналогичного содержания. Но ревизора просят проверить деятельность регоператора на соответствие целям территориальной схемы – в том числе, по увеличению контейнерных площадок для раздельного сбора отходов.
ЧТО ГОВОРЯТ ЖИТЕЛИ И ЭКОАКТИВИСТЫ
«ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС В ЧЕЛНАХ – НЕЛОГИЧНО»
Вместе с тем в Челнах прошла встреча экоактивистов – у дома 29/04, где площадка еще сохранилась. По словам жителей, в 30-м комплексе, например, убрали все площадки.
– Туда складировали старую мебель, шины, все крупногабаритные отходы. Контейнеры нам обещали, но они так и не появились, – рассказала старшая по дому 30/13 Людмила Намазова. – Эта работа шла по программе «Наш двор». Они установили площадки и нам сразу обещали контейнеры. Но потом оказалось, что подходящих по размеру пока нет, будут позже. В итоге и контейнеры не поставили, и ограждения убрали.
– Такие объекты в микрорайонах превращаются в свалки. Они забиты всем подряд, – поддержала председатель ТОС 46-го микрорайона Наталья Удальцова. – Уже столько раз ловили тех, кто просто привозит туда строительный мусор! Почему их не обеспечили контейнерами и не используют по назначению – вопрос. Обсуждалось, что «Гринта» закупает 50% и 50% вкладывают управляющие компании. «Гринта» закупила, прислала, управляющие компании – нет.
Челнинцы, уверены активисты, готовы вести раздельный сбор. А теперь инфраструктура, обещанная жителям, сворачивается.
– Мы хотели, чтобы на этих площадках появились контейнеры для раздельных фракций. А они не появляются. Более того, их начали сносить. Мы хотим знать, почему. И когда появятся контейнеры, – обозначила Гузель Красноперова. – Власти говорят, что за развитие РСО отвечает регоператор. Но в результате никакого раздельного сбора… И сейчас убирают эти возможности. Нелогично совсем, что не продолжают развивать эту инфраструктуру. Мы ждем, когда развернется эта работа. На федеральном уровне в законодательство об обращении с отходами были внесены поправки, связанные с расширенной ответственностью производителя – он отвечает за упаковку и должен платить за ее правильную утилизацию. Поэтому надо налаживать систему сбора использованной упаковки и направлять организациям, которые ее перерабатывают. А то, что происходит сейчас в Челнах – нелогично.
Красноперова привела ряд работающих примеров. Тот же Duracell поддержал «Мегаполисресурс», который перерабатывает батарейки и смог наладить сбор отработавших элементов. Есть компании, которые принимают отработавшие шины.
– Мы, активисты, можем озвучить, что необходимо. Но ресурсов у нас нет. Мы хотим, чтобы власти услышали запрос от жителей и исполком при поддержке программы «Наш двор» собрал бы коммерческие организации, которые занимаются переработкой, ТОС, управляющие компании, «Гринту». И все совместно разработали бы взаимовыгодную работающую систему, – говорит Красноперова. – Усилиями только одной стороны это не реализовать. Раздельный сбор – это не коммерческая сфера, а бюджетная. Здесь выгоды не будет. Деньги налогоплательщиков должны направляться на то, чтобы обеспечить им комфортное проживание. Это социальная, экологическая составляющая, чтобы было меньше свалок. А власти пытаются решить проблему рыночным подходом.
Переработчиков, уверены активисты, нужно поддерживать дотациями.
– Не только в сфере пластика или картона, но и текстильных отходов. Мы занимаемся сбором текстиля, накопили семь тонн на переработку, но заводы их не принимают, – рассказал руководитель благотворительной организации Сергей Голенков. – В последние несколько месяцев мы не можем найти переработчика, который согласится все забрать. Есть заводы в Ивановской области, Подмосковье, частично перерабатывает Челябинск и Пермь. В Татарстане нет. Переработка чего-либо в принципе убыточна. Это скорее социальный и экологический эффект, нежели коммерческая составляющая. Инвесторов к этой теме не привлечешь, а государство не хочет финансировать это направление, потому что «это же коммерческий проект». Интересы не сходятся.
ДОМ, КОТОРЫЙ СМОГ
«ЭТО НАША ТЕРРИТОРИЯ, НАШ ДВОР. МЫ САМИ РАСПОРЯЖАЕМСЯ ЭТИМ ВТОРСЫРЬЕМ»
У дома 29/04 площадка пока стоит. Она, как и многие, захламлена старыми шинами и прочим барахлом. Сам дом с мусоропроводом, но в то же время у подъезда стоят контейнеры «Гринты», куда люди несут отходы. Как говорят местные жители, приносят и соседние дома – людей якобы «приучила» управляющая компания. А вот новую площадку контейнерами для раздельного сбора так и не снабдили.
– У нас есть мусоропровод но, несмотря на это, на улице перед подъездом стоят баки. Я живу на втором этаже и 10 лет в жару нюхаю это, – пожаловалась активист дома 29/04 Лариса Ситникова. – В соседних домах нет мусоропровода и они, выходя из дома, несут отходы к нашему подъезду. ЖЭК просто приучил людей к этому и весь мусор таскают сюда. А после программы «Наш двор» поставили эту площадку прямо перед входом в подъезд. У меня из окна вид на мусорку. Я воевала, находила проектировщиков – две молодые девочки, которым фиолетово. И при этом остались баки у подъезда. Их убирали, когда я делала замечание, но потом все равно выставили. Им, говорят, неудобно! А мы все это нюхаем.
Есть и другие примеры. 46/10В – одноподъездный 10-этажный дом – организовал на своей площадке, построенной по программе «Наш двор», раздельный сбор и первым в городе отказался от мусоропровода по обоюдному согласию жильцов. Как говорится, не было бы счастья. Оказалось, что у жителей не раз забивался мусоропровод, да до такой степени, что пришлось собирать деньги и оплачивать чистку – порядка 35 тыс. рублей.
– Люди сами пришли к тому, что нужно отказаться от мусоропровода. Квартиранты бросали туда то, что невозможно было вычистить. Бывало, сбросят что-нибудь с верхнего этажа, и оно «бум-бум-бум-бум» вниз, – рассказывает жительница. – Мы вызывали специалистов, пришлось вырезать ствол, прочищать. Потом стали вести работу по отказу от мусоропровода. Это было непросто, несмотря на то, что у нас только один подъезд. У нас есть съемные квартиры с временными жильцами. Нам не сразу удалось провести общее собрание собственников, времени ушло достаточно. Но зато сейчас никакого вонизма и тишина.
– Мы в 46/10В сами сортируем мусор, отдельно идут картон и пластик. Накапливаем определенные объемы. В последний раз сдали 116 кг картона, 16 кг пластика – рассказала председатель ТОС. – Это уже не отходы, это вторсырье, которое мы отдаем за деньги. Его у нас вывозит «Экопроект». Деньги уходят на благоустройство дома. Это не такие большие суммы. В последний раз, например, выручили 600 рублей. В этом году на три тысячи мы закупили препараты для ухода за посаженными у нас елочками.
Жители просто не отдают «Гринте» весь мусор скопом. Сами сортируют, накапливают и сдают вторсырье другой организации. На площадке три контейнера. Для регоператора только один, два других приспособили под пластик и картон. По сути, активные челнинцы значительно сократили объем вывозимого мусора и рассчитывали на пересмотр платы за вывоз ТКО для себя. Правда, пока им не удалось этого добиться, поскольку тариф един для всех. Но, тем не менее, они не намерены отказываться от выстроенной системы.
– Это наша территория, наш двор. Мы сами распоряжаемся этим вторсырьем. У нас все контейнеры подписаны, – рассказала Наталья Удальцова.
НА ЧТО РАССЧИТЫВАЮТ АКТИВИСТЫ
«ДОВОДЫ О ТОМ, ЧТО ЛЮДИ НЕ ГОТОВЫ К СОРТИРОВКЕ, ГОЛОСЛОВНЫЕ»
Люди надеются, что письма, отправленные Минниханову и в Росприроднадзор, дадут эффект.
– Рустам Нургалиевич в свое время услышал нашу просьбу, начали эти площадки строить, а местные чиновники начали их сносить спустя три года. Глупая ситуация. В городе 150 таких площадок. Пару дней назад мы провели рейд. В 28-м комплексе демонтировали три. Одну в 26-м. Видимо, начали уничтожать повсеместно. Очень интересная позиция – всю ответственность переложили на жителей, якобы они их используют не по назначению. Но контейнеров-то на этих площадках нет, как тогда жители могут использовать их? – отмечает Артем Леонов. – Если территория муниципальная, контейнеры должен установить исполком, если придомовая, то управляющая компания. Ни УК, ни исполком этого не делают. Говорят, что люди не хотят отказываться от мусоропровода и сортировать отходы. Но они опять же говорят за всех. Наверняка в доме есть сознательные граждане, пусть 10%, и они наполняли бы эти контейнеры. Вторсырье – это же не ежедневный вывоз, а по мере наполнения. Доводы о том, что люди не готовы к сортировке, голословные. Я с этим не согласен. Есть контейнеры «ПромИндустрии», которые очень быстро наполняются. Значит, туда несут вторсырье.
Активист не понимает, зачем убирать построенное. Нужно использовать созданную инфраструктуру по прямому назначению – организовать раздельный сбор. Само по себе это будет популяризировать это направление.
– Это была бы и социальная реклама РСО. По нашей задумке, площадки с контейнерами должны были быть яркими, цветными, в соответствии с делением по фракциям. Стекло – зеленый, бумага – желтый, пластик – оранжевый. Плюс информационный стенд, который показывал бы, какие изделия производятся из данного вторсырья, какую пользу это приносит. А так, сами по себе, эти площадки, конечно, превращаются в свалки. А если есть такая потребность, то можно было бы создать дополнительную секцию для крупногабаритного мусора – покрышек, мебели.
Артем Леонов подчеркивает, что в рамках нацпроекта «Экология» реализуется федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО», которая четко предусматривает введение раздельного сбора, а это подразумевает строительство площадок. Регоператор, по сути, должен быть заинтересован в том, чтобы сохранить эти площадки – за ним на уровне республики закреплена обязанность их строить. А так получается, что деньги потрачены впустую, сожалеют активисты.
Анна Перебаскина
Любовь
Сергей
Горожанин
Гульнара