Запутанная история исчезновения студента челнинского филиала КФУ, которая произошла в мае 2004 года, до сих пор не дает покоя бывалым следователям. Тогда под подозрение в убийстве попал мужчина, который едва ли не последним общался с молодым человеком. Позднее он сознается в содеянном, а его сообщник укажет на место захоронения парня. Останки найдут, однако ни одна из трех экспертиз не подтвердит их генетическую связь с родственниками пропавшего студента. На тот момент родители уже успеют похоронить, как они считали, своего ребенка, но в конечном итоге тело придется эксгумировать и передать в Альметьевский район с пометкой «неизвестный».
За жестокое убийство осудят двух мужчин, которые заманили молодого парня байкой про бизнес. Правда, посадить их удалось со второго раза. Гособвинению придется отстаивать свою позицию в суде без главной улики – тела покойного.
ИСЧЕЗНОВЕНИЕ СТУДЕНТА И ЕГО СГОРЕВШАЯ МАШИНА
14 мая 2004 года бесследно исчез студент челнинского филиала тогда еще КГУ. Он учился на юриста. В тот злополучный день парень вышел на учебу, но домой уже не вернулся. Известно, что молодой человек был из обеспеченной семьи и уже в то время ездил на ВАЗ-2108. В полицию с заявлением о пропаже обратились взволнованные родственники, которые утверждали, что ранее привычки исчезать за парнем не было, да и уезжать из города он не собирался.
Студент числился без вести пропавшим. Через какое-то время в Альметьевском районе нашли его машину, на место экстренно выехала следственная группа из Челнов. Автомобиль был сожжен, а неподалеку были разбросаны вещи: студенческие тетради, коробки от компакт-дисков, обрывки зачетной книжки и другие личные вещи. Рядом - предметы одежды со следами крови, а на джемпере остался порез в области сердца. Позднее экспертиза покажет, что кровь принадлежала именно пропавшему студенту юрфака.
Сотрудники правоохранительных органов возбудили уголовное дело по статье «Убийство». Шел постоянный допрос свидетелей – опрашивались одногруппники, друзья, знакомые. Свидетелей искали и в соседних городах. Позднее удалось изъять видеозапись с камеры видеонаблюдения на посту в сторону Нижнекамска: за рулем был студент, а на пассажирском кресле – неизвестный мужчина, чье лицо прикрывал складной козырек от солнца. Они ехали из Набережных Челнов в соседний город.
ИСПОВЕДЬ УБИЙЦЫ: ПАРНЯ ЗАРЕЗАЛИ ИЗ-ЗА ДЕНЕГ
Вскоре следствие вышло на человека, который незадолго до смерти парня общался с ним. Мужчину вызвали на допрос, где он и сознался в убийстве. Как удалось выяснить, молодого человека решили ограбить – ведь, по мнению преступника, деньги для студента не были проблемой. Злоумышленники (их было двое) представились бизнесменами, которые собирались купить фуру табачной продукции. Свой «проект» они оценили в несколько тысяч евро. Они предварительно сняли квартиру в Нижнекамске – там, согласно рассказу задержанного, должна была пройти сделка с «компаньонами». Молодой человек поверил в эту байку и самостоятельно отправился навстречу своей смерти.
В полупустой квартире на студента напали двое и нанесли ему несколько ударов, один из которых пришелся в область сердца. Один держал, второй пырнул ножом. Бездыханное тело запаковали в сумку. Позднее преступники позвонили своему знакомому, который таксовал на машине, загрузили замаскированное тело и отправились в Альметьевский район. Возле небольших песчаных карьеров они его и закопали. Деньги убийцы забрали и поделили между собой.
НЕСТЫКОВКИ С ЭКСПЕРТИЗАМИ И ЭКСГУМАЦИЯ ОСТАНКОВ ПОСЛЕ ПОХОРОН
Дальше начинается запутанная и загадочная история: оставшиеся без ответов вопросы не дают покоя сотрудникам правоохранительных органов до сих пор. Второй участник убийства, узнав, что подельника задержали и он дает показания, пустился в бега. Его нашли в Казани, где он умудрился «вляпаться» в еще одно уголовное дело – вместе со знакомым (тем самым таксистом, который довез их до места захоронения студента), совершил разбойное нападение в лучших традициях криминальных фильмов: в масках и с монтировкой. После поимки он на следственных мероприятиях показал место, где закопали тело. Труп нашли неподалеку от сожженной машины, где были разбросаны вещи парня. Позднее на эту местность укажет и таксист.
Так, сотрудники правоохранительных органов назначили генетическую судебную экспертизу, результатов которой пришлось ждать несколько месяцев. Возможности опознать парня не было, останки были в плохом состоянии. За это время безутешные родственники уже успели похоронить, как они думали, своего сына, но тут пришло заключение эксперта: изъятые образцы не соответствуют образцам крови родителей.
Здесь накладывается еще одна нестыковка, которую прежде можно было списать на ложь преступников. При вскрытии судмедэксперт установил характер смертельного ранения (ножевое), а также факт, что у убитого была сломана подъязычная кость. Однако сами подозреваемые на допросах наотрез отказывались сознаваться в том, что душили парня.
Так как обстоятельства гибели, как и первая генетическая экспертиза, не совпадали, следователи решают назначить еще одну проверку. Ее делали уже в Казани. Она тоже показала, что найденное тело принадлежит не пропавшему студенту, а другому парню. Тогда следователи решаются на третью по счету экспертизу с другими изъятыми образцами. Парня пришлось эксгумировать, но и третий вердикт экспертов подтвердил несоответствия. Тогда же возникло множество версий, которые постепенно «сыпались» друг за другом. Одна из них была связана с подменой детей в роддоме, но, тогда как объяснить тот факт, что образцы крови с джемпера совпали с родительской? Было и еще одно предположение: преступники могли перепутать убитых и попросту указать не то место захоронения. Однако, как выяснило следствие, больше пропавших без вести молодых людей схожего телосложения в других районах зафиксировано не было. Ситуация не прояснялась и следователи, собрав все возможные доказательства и признательные показания подозреваемого, решают направить уголовное дело об убийстве в суд, но без тела. Такие дела были единичными.
СУД БЕЗ НАЙДЕННОГО ТЕЛА И ОПРАВДАТЕЛЬНЫЙ ПРИГОВОР
Мужчин судили дважды. На первом суде допрашивали экспертов и свидетелей. Проводились и следственные эксперименты – молодого человека со схожим телосложением одели в найденные ранее вещи студента. Эксперт описал проекцию повреждения на одежде (порез на джемпере в области сердца) относительно тела, и заключил, что с таким ранением выжить просто невозможно. Решение суда по этому делу было оправдательным. Один подозреваемый в убийстве студента вышел на свободу, а второго вместе с таксистом, не причастным ко всей этой истории, осудили за разбой.
Решение впоследствии обжаловало гособвинение – апелляционная инстанция отменила приговор Верховного суда РТ и отправила дело на новое рассмотрение. Но оправданный мужчина, который пробыл на свободе около полугода, к тому моменту решил отказаться от ранее данных признательных показаний – он заявлял, что следствие оказывало на него давление. Несмотря на все доводы, суд приговорил его к 15 годам лишения свободы в исправительной колонии строго режима. Но и это решение суда не было окончательным. Мужчине удалось смягчить наказание, направив кассационную жалобу в Верховный суд РФ. Судебная коллегия определила, что он виновен, но учел явку с повинной. Это послужило причиной того, что приговор Верховного суда РТ от 27 июня 2006 года в отношении одного из них изменили, а назначенные ранее 15 лет «скостили» до 14 лет. Приговор в отношении другого осужденного оставили без изменения.
К слову, найденные рядом с машиной студента останки позднее направили в Альметьевский район, там возбудили уголовное дело по статье «Убийство», но на неустановленное лицо. Здесь цепочка событий теряется - прошло уже почти 20 лет, а погибший на тот момент числился как «неизвестный». До сих пор остается загадкой, почему несколько экспертиз не показали связь с родственниками, несмотря на то, что все улики и само признание убийцы указывали, где захоронено тело студента. Также без ответа остаются два самых важных вопроса – кому принадлежали найденные останки и где находится пропавший студент. Информацией об этом редакция Сhelny-biz.ru не располагает.
Анастасия Клевцова