Пока строители работают на первой очереди набережной Табеева в Новом городе, проектировщики собрали горожан, чтобы обсудить второй этап работ. В Челнах, напомним, облагораживают заброшенную территорию со стороны ЖК «Парус» и «Чаллы Яр». Этот участок породил множество конфликтов интересов. Камнями преткновения стали сухогруз «Аякс» (который все же пытается удержаться на плаву, хоть и получили решение суда о передислокации), моторные суда (их владельцев назвали опасными для отдыхающих) и шлагбаум в «Чаллы Яр» («визуальный барьер», который «отпугивает» и создает впечатление недоступности новой благоустроенной территории). Команда бюро Heads Group презентовала планы на продолжение набережной, прокомментировала спорные вопросы и пообещала взять в работу предложения. Так, архитекторы надеются обсудить с бизнесом требования к коммерческим объектам и кафе, чтобы павильоны не простаивали, но пока не находят отклика. Подробности – в материале Chelny-biz.ru.
ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ АРХИТЕКТОРЫ
«МАЯК ХОТЕЛОСЬ БЫ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ. ЭТОТ ОБЪЕКТ МОГ БЫ СТАТЬ ОДНОЙ ИЗ ВИЗИТНЫХ КАРТОЧЕК ЧЕЛНОВ»
Встречу открыл руководитель исполкома Фарид Салахов. Правда, он не дождался обсуждения, оставил своих замов и главного архитектора и ушел.
– Как известно, первая очередь набережной Табеева вовсю в работе. Пришло время обсудить, что же нам делать во второй очереди. Я думаю, будет очень продуктивный день, – напутствовал Салахов. – Мы собирались и по первой очереди, были, безусловно, хорошие решения. Когда есть несколько мнений, будет и несколько правильных предложений. Я думаю, сегодня этого удастся достичь. Самая большая просьба – чтобы вы все активно включились, не стеснялись, предлагали, может быть, какие-то непривычные решения. Я уверен, что в таких дискуссиях мы достигнем хорошего результата.
Бюро Heads Group занимается набережной уже второй год. Ранее было две встречи по первой очереди. Главный архитектор проекта Александра Бакулина рассказала о том, что планируется на следующий этап и чего в целом ждать от этой территории. Прежде всего, специалисты хотели связать в единую систему территорию, которая рассматривается: бывший грузовой порт «КАМАЗа», набережную Табеева и парк «Прибрежный». А также обеспечить доступ к воде, выделить виды использования и сообщества на территории и сохранить природность.
В первой очереди сфокусировались на входной части. Она подходит для проведения мероприятий. Здесь будет площадь, дорожки, детская площадка, амфитеатр.
Вторая очередь фокусируется на контакте с водой. Здесь запланирована зона спуска для лодок – существующую хотят сохранить и облагородить. Тут же может появиться зона отдыха с деревянным настилом, зонтами и тенью. Дальше – зона для кайтинга с инфраструктурой для спортсменов и просто отдыхающих. Там планируется пергола, чтобы укрыться от солнца и ветра. Далее – зона пляжа с территорией для семейного отдыха. Здесь предлагается пирс с «лягушатником» для безопасного купания. Предусмотрены зоны для киосков, туалета, детской площадки.
– Там можно добавить песка и получить еще один альтернативный городской пляж на природной территории, – показала Бакулина. – Также во второй очереди мы получим связь с набережной, которая есть в коттеджном поселке «Чаллы Яр». Там есть выход, его можно сделать культурным, связать нашу вторую очередь с жилым районом. Последующие очереди на перспективу мы рассматриваем в виде ландшафтного парка. У нас есть интересная точка притяжения – маяк, который хотелось бы отремонтировать, может быть, сделать к нему безопасную тропу. Этот объект мог бы стать одной из визитных карточек Челнов.
Также архитекторы предложили добавить в первой очереди в районе входной площади (у существующего «Аякса») спуск к воде, зону с пирсом, с прокатом сапбордов и каяков. Купаться там нежелательно из-за большой глубины.
После короткой презентации участникам дали время обсудить проект за столами и озвучить по три вопроса или предложения от команды. Они, кстати, сформировались интересным образом – за какими-то столами было всего по два человека.
СПОР О МОТОРНЫХ СУДАХ
«КАМА БОЛЬШАЯ, ПУСТЬ МОТОРНЫЕ СУДА КАТАЮТСЯ В ДРУГОМ МЕСТЕ»
Первым после обсуждения слово взял общественник Сергей Изотов, он поднял вопрос по моторным судам.
– Почему обсуждается именно локально эта территория, а не вся акватория? Принятые здесь решения будут отражаться на всей акватории. Я считаю, что ее надо сделать недоступной для моторных судов, потому что она заполнена сапбордистами, катамаранщиками, каяками. И пьяные, которые носятся на гидроциклах и на катерах, создают волны, им плевать на детей, плевать на всех, они нарушают общественный порядок, а ГИМС не реагирует.
Изотов заявил, что спуск для лодок надо убрать. Указал, что в «Чаллы Яр» уже есть «уголок», но услышал из зала, что это частная территория и просто так туда не пускают.
– Надо уточнить, почему туда не пускают – город сдал в аренду и получает оттуда деньги или просто кто-то самовольно захватил, как и многое? Мест полно, Кама большая, пусть моторные суда катаются в другом месте. Дальше есть яхт-клуб, – заметил активист.
Тут развернулась дискуссия. Участник, представившийся Александром, встал на защиту интересов сообщества.
– Сам я рыбак, владею лодкой, она зарегистрирована в установленном порядке. Мы пользуемся спуском для лодок, который указан во второй очереди благоустройства, и ратуем всей душой, чтобы он оставался таким же. В других городах Татарстана, которые стоят на воде, везде есть спуски для лодок. Более того, в маленьком Чистополе лодочная станция расположена в центре города и принадлежит муниципалитету. По поводу спуска в яхт-клубе – в этом году в «Чаллы Яре» это стоит 36 тысяч рублей. По поводу безопасности и псевдопьяных водителей – я могу дать гарантию, что каждые выходные и праздники на воде дежурит ГИМС. Она тормозит всех по несколько раз, проверяет, иногда выбешивает. Статистики, что якобы суда водят пьяные, нет, – заявил Александр. – По поводу гидроциклов, что они летают и якобы убивают детей – их на мелкой воде в принципе использовать запрещено, турбина засосет песок и мотор выйдет из строя. Они используются исключительно на глубокой воде. Во-вторых, приведите статистику, сколько людей задавили гидроциклом в этом году. Все ваши доводы против спуска для лодок – они надуманные.
Более того, отметил участник, слип для лодок нужно расширить, а парковку увеличить. Сейчас там предусмотрены места для одиночного транспорта, а даже его Lada Vesta вместе с прицепом – это порядка 10 метров в длину. При наличии хотя бы трех таких там возникнет транспортный коллапс.
БОЛЬШЕ ОБЩЕПИТА
«ЕСТЬ ПЛАН НАЙТИ КОММЕРСАНТА, ПРОРАБОТАТЬ ВОПРОС. ЭТО КУЧА СЕТЕЙ. А ВДРУГ НЕ БУДЕТ ЖЕЛАЮЩИХ»
Участники обсуждений попросили больше круглогодичных точек общепита. Архитекторы, в свою очередь, заметили, что для этого нужно конкретное техзадание от бизнеса, иначе павильон рискует остаться невостребованным.
– На всем продолжении набережной мы не заметили ни одного полноценного кафе, которое работало бы круглый год, – указала парк-менеджер из команды «Парки Челнов» Анна Балашова. – Есть киоски, но по опыту мы знаем, что они могут закрыться, не работать, зимой они в принципе не функционируют. Если набережная рассматривается для посещения круглый год, то там негде покушать, спрятаться от дождя, посидеть.
– Кафе – это коммерческие объекты, – ответил архитектор Владислав Куликовский. – Да, мы их не нанесли. Но в недостроенном пока здании у ЖК «Парус» как раз будет большое кафе. Также мы заложили объект в первой очереди в районе центральной площади, сети уже подвели. Также под коммерцию предусмотрены различные киоски. Не исключено, что НТО будут вдоль пляжа, это тоже важно. В этом году у нас есть план найти какого-то коммерсанта, с которым сразу проработать этот вопрос, потому что просто так кафе строить… Это куча сетей, инженерная подготовка. А вдруг не будет желающих?
Про объекты под общепит и бизнес в целом говорила и главный архитектор города Малика Шамсиева. Она рассказала, что порядка 70% НТО в Челнах – это услуги по организации развлечений, велопрокат и 30% – общепит.
– У нас активно развивается малый и средний бизнес, с каждым годом все больше заявок на качественное ресторанное обслуживание, на выездные сессии. Предприниматели у нас хорошо стараются, выигрывают гранты. Чтобы обеспечить и потребность населения в услугах (а разнообразие порождает качество), хотелось бы попросить вас сделать как можно больше карманов для НТО, – обратилась она к проектировщикам. – Город будет через аукцион отыгрывать участки. И хотелось бы ваше видение внешнего облика НТО, чтобы это не превращалось в какую-то хаотичную архитектуру, чтобы сразу предложить модули, которые будут здесь воплощаться, и выдержать единую концепцию.
Шамсиевой показали разработанные ранее проектом модули.
– Было бы классно, если бы вы к нам направляли каких-то бизнесменов, чтобы мы поняли, что им конкретно надо. Размер кармана, вид коммерции и прочее. В прошлом году мы стучались-стучались, коммерсанты неохотно отвечали на вопросы, – заметил Куликовский в ответ, – а мы тут наоборот хотим спроектировать, чтобы им удобно было. Ту же электрики сколько заложить – мы не знаем точно.
ШЛАГБАУМ В «ЧАЛЛЫ ЯР» УБЕРУТ?
«БЫЛО БЫ УДОБНЕЕ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ЖИТЕЛЬ ПОНИМАЛ, ЧТО ОН БЕЗ ПРОБЛЕМ МОЖЕТ ТУДА И ПРИЙТИ, И ПРИЕХАТЬ»
– Уберут ли шлагбаум на въезде в «Чаллы Яр»? – спросила парк-менеджер Анна Балашова. – Если нет, то вся зона остается закрытой для людей и машин, – пояснила она.
– А есть проблемы с доступом? – удивился архитектор.
– Там шлагбаум, это закрытая территория. Да, там можно проехать, но это отпугивает людей, – заметила девушка. – Ты думаешь, что туда нельзя въехать, потому что это частная территория. Уберут его? Или будет другой заезд?
Рыбак Александр поделился своим опытом:
– В случае, если ваши права кто-то ущемляет, вы должны обращаться в полицию. Раньше, когда у меня были проблемы с доступом к воде в «Чаллы Яр», я подходил к охраннику, просил пропустить, он начинал рассказывать сказки, что это частная территория, тыкать Водным кодексом, говорить, что охраняет водоохранную зону. Если вас не пускают, звоните «112», в течение 10 минут вас пустят.
– Это замечательно, что вы на своем опыте доказываете, что можно пробить любые стены, но все-таки было бы удобнее, чтобы каждый житель, учитывая, что здесь планируется такая огромная красивая территория, понимал, что он без проблем может туда и прийти, и приехать, – возразила Балашова. – Я так понимаю, вы не предполагали, что там есть такая проблема? Это в любом случае визуальный барьер.
– Здесь вопрос к городу, к формированию этого участка. Почему они там вообще шлагбаум поставили, который мешает проезду на общественную территорию? Они, наверное, должны поставить его в других местах, – указал Куликовский на карте места въезда в жилой сектор.
«Будем разбираться» – резюмировала модератор.
ОСТАНЕТСЯ ЛИ «КОРАБЛИК»
«МЫ ГОТОВЫ РАЗГОВАРИВАТЬ, МЫ ТОЖЕ ХОТИМ ТАМ ОБИТАТЬ, ПРИЧЕМ ЧТОБЫ ЭТО БЫЛО КРАСИВО»
Ожидаемо на встрече всплыл вопрос по будущему сухогруза «Аякс», который должны убрать по решению суда. Владислав Куликовский поделился мнением с журналистами до начала обсуждения:
– Возможно, стоит побороться за него и оставить как важное социальное явление, но, по моей информации, в ближайшее время они должны переместиться.
На самом обсуждении слово взял Владислав Бередин, сооснователь сообщества «Кораблик». Правда, зашел он с другой стороны, спросил в целом про будущее сообществ, которые «живут» на набережной.
– Останутся ли там те же самые мотористы, которые спускают лодки, рыбаки? Как я понимаю, мест для рыбалки у берега особо не будет. Есть ребята, которые выпускают туда мальков, разводят рыб. Мы прекрасно видим, сколько там рыбаков. Как эти сообщества будут сохраняться? Их много, они туда приходят, вы от них никак не избавитесь, – обозначил Бередин.
– Чем мы мешаем? – уточнил Куликовский.
– Закрался слух, что все эти сообщества после реконструкции не нужны на набережной. Мы вместе с URBANTATAR разбирались в этом, и многие сообщества говорили, что их как будто оттуда выживают, – ответил он.
– Мы с URBANTATAR подключали их, чтобы пообщаться, и с вами мы общались, – заметила модератор. – На самом деле это все учитывается. Поговорили с ребятами, которые ходят в походы. Безусловно, для нас это все очень важно. И хорошо, если будет дополнение – чего именно рыбакам не хватает. Мы к ним выходили много раз, звонили, писали, предложений конкретных не поступило. Если они будут сейчас – здорово, давайте поговорим. Но я не согласна, что сообщества выживаются.
– Понял. Второй вопрос – вы собираетесь использовать понтон, где у нас сейчас стоит «Аякс». Он является частной собственностью. Вы собираетесь сделать там спуск на воду, прокат. Там это делать нельзя, там большая глубина и, во-вторых, там много металла и всего, что прибивает к нам с фарватера, – продолжил участник. – На сапе там спуститься для начинающих опасно. Там можно организовать пирс для лодок, чем сейчас корабль и выступает. К нему швартуются большие лодки, потому что позволяет глубина. Как будет использоваться этот понтон и как это будет согласовываться?
– Мы выступаем за демонтаж этого дебаркадера, – обозначил Владислав Куликовский. – Потому что использовать его как какое-то несущее сооружение нельзя. Прорабатываем, в том числе, с администрацией. Будем решать, что делать, потому что он нам сейчас как ком в горле. С одной стороны, здесь хочется сделать выход, но дебаркадер ни туда, ни сюда. Мы его обследовали и поняли, что даже вокруг него обустраивать территорию, закрыть какой-то конструкцией не представляется возможным, потому что он нестабилен. Скорее всего, будет обсуждение с вами, с хозяевами. Скорее всего, его нужно демонтировать или как-то поднимать, но его уже невозможно восстановить.
– Мы там обитаем уже много лет. С нашей помощью можно же это решить, мы готовы помочь, – настаивал Бередин. – То же самое с «Аяксом» – мы готовы на разговор, готовы помочь, у нас уже проект в рамках «Том Сойер Фест» сделан, чтобы его реконструировать. Мы тоже хотим там обитать, причем чтобы это все было красиво.
Модератор заметила, что разговор по «Аяксу» пока не закончен, а дебаркадер – это вопрос безопасности, с этим надо что-то делать. Бередин также отметил, что «Аякс» помог бы с организацией зимнего отдыха на набережной, служил бы местом хранения инвентаря.
– Безусловно, мы рассчитываем на активность сообществ, которые уже что-то делают. У нас были предложения, они все учитываются. Все зимние активности, которые вы предложите, будут включены в программу, это все будет продумано. Никто не оставит территорию просто быть. Тем более, там должно быть предусмотрено обслуживание. Предлагаем, возможно, на следующей встрече перейти к конкретике – какое наполнение, какие сценарии использования, какие мероприятия там будут проходить, – предложила модератор.
Вопрос по сухогрузу задал участник обсуждений Сергей, представитель клуба водных походов «Берендей».
– У меня вопрос исключительно по судьбе нашего клуба – вписывается ли он в набережную? Мы знаем, что по решению суда «Аякс» должен быть убран. У нас там базируется клуб походников. Можно ли будет ему остаться на том же месте? У нас очень много лодок, плотов построено. Энтузиасты делают это за свой счет. Нас, любителей туризма, очень много, порядка ста человек. Будет ли нам предоставлена возможность остаться на том же месте, если «Аякс» уберут? Возможно ли будет, допустим, построить какую-то плавучую базу, поставить понтон? Будет ли сохранена ЛЭП, которой мы пользуемся, предусмотрен спуск для автомобилей? Я, например, подвозил сюда стройматериалы, когда строил плот.
– Да, мы рассматриваем, что можно расположить коммерческую структуру, разместить какой-то павильон или склад. И пирс там в любом случае напрашивается. Этот вопрос мы можем рассмотреть. Это будет плюс для набережной. У вас много различного оборудования. Я думаю, мы можем продолжить разговор, это вполне реально, – ответил Владислав Куликовский.
ЧТО ПРОСИЛИ ЕЩЕ
«НАДЕЮСЬ, НЕ БУДЕТ АЛКОМАРКЕТОВ? КАК-ТО МОЖНО НА ЭТО ПОВЛИЯТЬ?»
Участники подняли еще ряд волнующих вопросов. Так, Сергей Изотов заметил, что нужен пункт полиции, потому что «каждый год люди ловят педофилов».
Интересовались также шириной велодорожки. В первой очереди ее сделали четыре метра, но в зале заявили, что нужно сделать минимум две полосы туда, две полосы обратно, объяснив тем, что люди любят ездить вдвоем. А Малика Шамсиева предложила вовсе продублировать и закольцевать дорожку и расширить тротуары.
– По моим предварительным расчетам, порядка 150–200 тысяч горожан в пик сезона планируется завести на эту территорию. Для того, чтобы не пересекались пешеходные потоки, хотелось бы обратить внимание на минимальную ширину пешеходных дорожек. Не менее 10 метров сделать, чтобы было комфортно двигаться в одну и в другую сторону. И увеличить количество парковочных мест. Мы можем говорить, что это пешеходная зона, но мы знаем, что люди приезжают сюда на машинах, – заметила она и попросила также дополнительные пирсы для контактов с водой.
Жители уточнили, реально ли будет автомобильная дорога с парковкой, которая нарисована на плане. Пока строятся только тротуары. Архитекторы пояснили, что дорога будет, но она входит в ту часть работ, которые реализует город и будет строиться в следующем году.
Участники также переживали, будет ли обеспечена безопасность в точках пересечения потоков пешеходов, велосипедистов и лодок. Этот вопрос обещали более подробно рассмотреть. Но поток лодок здесь не так велик, заметил Куликовский. В любом случае преимущество будет пешеходам. А заезд на территорию в идеале будет регулировать пост охраны.
– В здании, где будут офисы, надеюсь, не будет алкомаркетов? Как-то можно на это повлиять? – интересовались жители.
– Здесь в любом случае дирекция парков будет регулировать точки НТО и, естественно, никаких алкомаркетов здесь появиться не может, – уверил Владислав Куликовский.
Другой стол указал на недостаток душевых, туалетов: их «всего два» и между ними мы получим «писающих мальчиков в кустах». Также просили добавить трибуну и небольшой навес на площадке для пляжного волейбола, чтобы можно было проводить мероприятия. Плюс еще одну детскую площадку. И облагородить зимой горки.
– В ходе таких обсуждений мы постепенно приходим к какому-то результату. Конечно, в любом случае остаются несогласные, – прокомментировал журналистам архитектор Владислав Куликовский. – Кто-то, например, предлагал раньше поставить сюда колесо обозрения. Но здесь насыпной грунт, очень большие ветровые нагрузки. И такой объект тянет за собой другую инфраструктуру, это уже парк развлечений. По мнению многих, это неактуально на данной территории. Здесь не такой большой выбор решений. У нас глаз уже наметан, мы построили около 15-ти парков в Татарстане.
Бюджет объекта – 120 млн. Это один из самых больших бюджетов в программе этого года. Самый большой – у парка «Прибрежного», тоже в Челнах.
Анна Перебаскина
олег
Саша
Игорь
Прохожий
Саша
Челнинец
Полина
Саша
Денис
Саша
горожанин
Саша
Мударис
Саша
Ленар
Мария
Александр
Марии
Саша
Вася
Ленар
Игорь
Ленар
Андрей
Ленар
Горожанин
Ленар
Ленар
Ленар
Ленар
Ленар
Ленар
Владимир
Мурат
Эколог
Мозг
Челнинец