Новости
Подробно


«В Советском Союзе было четкое планирование. А мы как камень в колесе: то ли надо, то ли не надо»

16.03.2023, 21:35

В Набережных Челнах предлагают создать единый координационный центр для помощи военным СВО. Или вовсе масштабировать его на все Закамье, чтобы эффективно использовать все ресурсы. Потребность в нем огромная – теперь, когда спецоперация коснулась всех, желающих помочь становится все больше. Растет количество волонтерских групп, подключается неравнодушный бизнес. Нужны четко обозначенные заявки, но откуда их взять, как выяснилось, не все знают. Одни мучаются с поиском транспорта и охраны, которая сможет отвезти всю собранную помощь «за ленточку», другие пытаются достать чертежи, чтобы наладить производство футляров для антишоковых инъекций... Этот огромный «оркестр» сейчас требует одного большого «дирижера», который систематизирует и рационализирует потребности и сборы, считают герои статьи. «Уже прошел год с начала СВО, пора все упорядочить», - говорят они. Предлагают рассмотреть кандидатуры Магдеева, Беляева и Нагуманова. Кто справится с этой задачей и по какому алгоритму предлагают выстроить единый штаб – в материале.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ «РЫНОК» ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В ЧЕЛНАХ

«КТО-ТО ИЗ НИХ БЫВШИЙ ВОЕННЫЙ, КОГО-ТО НЕ ВЗЯЛИ НА ФРОНТ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ. У ВСЕХ РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ…»

В Набережных Челнах есть три устойчивые линии помощи военным СВО: власть, волонтерские движения и республиканские пункты сбора «Ярдәм янәшә! Помощь рядом!». Свой вклад несут все категории благотворителей, в том числе бизнес и рядовые граждане. Среди последних отдельно можно выделить родных и близких военнослужащих. Помимо этого, помощь локально собирают крупные городские предприятия, местные ТОСы, специальные отделы в мухтасибате и Закамском благочинии.

«В Советском Союзе было четкое планирование. А мы как камень в колесе: то ли надо, то ли не надо»

Под эгидой власти отправляют большие гуманитарные грузы в Лисичанск и военные округа. Их администрация формирует с помощью бизнеса и предприятий. Все предприниматели так или иначе выходят на связь с мэром или руководителем исполкома. Но зачастую мостиком к власти выступают крупные бизнесмены. Они собирают запросы и координируют их с исполкомом. Вместе или отдельными группами скидываются на конкретную закупку и передают ее городу. В основном, бизнес сейчас делает крупные покупки: машины и дорогостоящее оборудование.

По линии республиканского движения «Ярдәм янәшә!» помощь собирали в молодежных центрах. Сейчас в Челнах доступна одна точка в МЦ «Нур». Здесь аккумулируют необходимое для военных и только по запросу – для мирных жителей. Собранный груз направляют в казанский штаб, куда стекаются такие же «посылки» со всех районов Татарстана, где существуют пункты «Ярдәм янәшә!». Следом он идет в зону СВО.

«В Советском Союзе было четкое планирование. А мы как камень в колесе: то ли надо, то ли не надо»

Отдельную позицию занимают волонтерские движения, которые работают самостоятельно, без оглядки на власть. Среди наиболее крупных центров в Челнах – региональная военно-общественная организация «Полевая почта Герат» и «Своих не бросаем 16». Они действуют автономно, через свои собственные контакты «за ленточкой».

Движение «Своих не бросаем.16» сформировалось осенью 2022 года, собирают помощь только для военных СВО и госпиталей. Сегодня оно сконцентрировало вокруг себя 12 тысяч человек. В составе жители не только Челнов, но и других регионов России. Они, в основном, присылают деньги. Но бывают исключительные случаи. Екатерина Шульга, куратор и одна из основательниц движения, рассказала, что на них как-то вышло объединение «Сургутские татары»: первый раз они все купили сами и отправили в Челны транспортной компанией, второй – через пункт доставки маркетплейса. Заявки волонтеры получают напрямую от военных или родственников.

«В Советском Союзе было четкое планирование. А мы как камень в колесе: то ли надо, то ли не надо»

- От старшины, командира роты, взвода, самих военные, тех, кто непосредственно в окопах, блиндажах, кто знает, что конкретно нужно. До мобилизации мы помогали контрактникам, добровольцам батальонов «Тимер» и «Алга», госпиталям. После начала призыва, когда мобилизованных закинули за «ленточку», начали помогать им. Мы их предупреждаем, что машина поедет, они формируют заявки, - говорит Екатерина Шульга.

Активность волонтеров, кстати, спровоцировала локализацию «производства» для нужд СВО в Челнах. Стихийно сформировались группы, которые вяжут теплые носки, плетут маскировочные сети, готовят супы, изготавливают сухие души и т.д. Многие развивались параллельно, но потом начали объединяться или работать в кооперации. «Своих не бросаем.16», например, сотрудничают с волонтерами из других городов, делают у них «заказы» – например, трусы на липучках для нужд госпиталей или буржуйки для фронта.

«В Советском Союзе было четкое планирование. А мы как камень в колесе: то ли надо, то ли не надо»

Люди при этом сталкиваются с огромной логистической проблемой. Грузы собираются, но нет транспорта, который может довезти его в пункт назначения. Приходится постоянно искать выходы, говорит Екатерина Шульга.

- По Татарстану много волонтеров, которые и собирают, и сами ездят. Кто-то из них бывший военный, кого-то не взяли на фронт по состоянию здоровья и иным причинам. Мы с ними сотрудничаем. У всех разный транспорт и возможности – кто-то может на фуре поехать, у кого-то пять или три газели. Мы знаем, кто ездит по определенным направлениям и с учетом этого выстраиваем логистику. Ищем разные выходы. Если груз, например, небольшой, но нужно его быстро отправить, прибегаем к услугам транспортных компаний. Все за счет денег, которые собираются, - отмечает девушка. - В Челнах вообще проблема с логистикой. Ездит «Герат», в том году у нас была совместная поездка в Симферополь – отвозили фуру в госпиталь. С казачьим хутором тоже мы постоянно на связи. Они куда-то едут, берут наши грузы. Еще есть Союз десантников в Челнах. Они тоже ездят, но редко. И все, больше никого. Поэтому мы сотрудничаем с волонтерами в других городах – в Мензелинске, Нижнекамске и др. В Альметьевске этот вопрос очень хорошо проработан. У них там есть Союз пограничников, Союз десантников, от администрации ездят фурами. Мы тоже с ними на связи, они помогают. Но именно в Челнах с транспортом проблема. Сейчас много направлений, и даже люди есть, которые готовы ездить за рулем (за оплату), но машин нет. Самим находить транспорт можно было бы, но это опять же бензин, оплата водителю... А в группе недостаточно таких средств, больших спонсоров нет, поэтому мы стараемся на транспорт не тратиться.

«В Советском Союзе было четкое планирование. А мы как камень в колесе: то ли надо, то ли не надо»

Проблемы, уверены волонтеры, поможет решить совместная кооперация со всеми, кто собирает помощь в Челнах. На себя эту функцию когда-то хотела взять «Полевая почта Герат», но тоже столкнулась с дефицитом транспорта, который всегда бы был под рукой. При этом организация уже объединилась с несколькими волонтерскими группами – у них на всех есть один большой склад с дебаркадером, где аккумулируется вся помощь. Машина из Челнов оттуда отправляется в среднем раз в полторы недели. В ней же везут именные посылки от родственников военных. При этом участники организации не раз ездили в зону СВО самостоятельно.

- Когда машина грузится, в том числе для отправки в определенный полк, мы объявляем об этом, - поясняет председатель организации Наиль Каюмов. -  Сразу же жены, мамы несут именные посылки. Мы их, конечно же, сразу проверяем на предмет алкоголя и скоропортящихся продуктов. Потом сами докладываем то, что нужно. Доезжаем до границы, и нас уже там ждут военные. Встречают, сопровождают, выгружают и тут же отправляют адресатам. У нас все конкретно. Мы берем список подразделений, по накладной их встречает офицер - принял, подсчитал, расписался, накладная обратно пришла. Отчет полный. Единственное - мы не учитываем личные посылки.  Если именная, то, конечно, она дойдет до адресата. Бывает, что помощь из Челнов достается ребятам из других регионов. Вот, например, необходимое получили ребята из Бурятии, которые обратились с просьбой уже на месте встречи груза. У них там взаимовыручка, это фронт, иначе никак. Потом нас поблагодарили. Нам же очень приятно!

«В Советском Союзе было четкое планирование. А мы как камень в колесе: то ли надо, то ли не надо»

Сама «Полевая почта Герат», к слову, в силу своей специфики специализируется именно на сборе шефской помощи. Заявки к ним приходят напрямую от фронтовых командиров. Это позволяет не только точечно их отрабатывать, но и в целом делать срез по потребностям. В организацию обращается много людей, желающих помочь. Приносят вещи или переводят деньги на специальный расчетный счет, на них покупается помощь по фронтовым заявкам.

- Мы со многими подразделениями общаемся. Там у нас уже есть друзья. Просто звоню в частном порядке: «Привет, как дела, еду к вам, что привезти?». Говорят, что в принципе все есть, но если нам не трудно, то вот это и это. Такого, чтобы «нам срочно надо!» - нет, - рассказывает Каюмов. - Мы туда постоянно ездим с ребятами, спрашиваем, в чем они нуждаются. Просили тепловизоры, мы нашли пару штук, буквально через месяц мне бойцы позвонили напрямую и сказали: «Спасибо большое, эти приборы спасли не одну жизнь!». Бывает, что люди звонят, говорят: «Мы собрали 12 тысяч, что купить, что нужнее солдатам?». Мы говорим, что надо. В основном объявляем сборы по потребностям.  Бойцы как-то обратились, попросили обувь. Мы выходим на продавца, договариваемся о цене. Как правило, идут навстречу, дают скидки большие или вообще что-то бесплатно. Мы знаем, что есть большая потребность в маскировочных сетях. Зелени нет, техника открытая, ее надо укрывать. Мы это знаем, потому что чем больше сетей, тем больше спасенных жизней. Есть проблемы с одеждой. Она изнашивается, стираться им негде, воды тоже нет. Такие вещи как нижнее белье – вообще расходники. Ребята по две недели в окопах без душа сидят безвылазно. Какая там стирка? Один боец так и сказал: «Три-четыре дня носим носки, выкидываем, одеваем новые. Их слава богу, много, спасибо тем, кто помогает».

«В Советском Союзе было четкое планирование. А мы как камень в колесе: то ли надо, то ли не надо»

ПОЧЕМУ ЧЕЛНАМ НУЖЕН КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

«САМАЯ ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА – МЫ НЕ ЗНАЕМ, ЧТО НАДО! ПОЧЕМУ? У НАС НЕТ ЦЕНТРА»

И если волонтеры пока отрабатывает точечные заявки, то бизнес думает более масштабно. И тут же сталкивается с проблемой – потребности есть, но они поступают разрозненно, бессистемно. При этом предприниматели готовы выполнять их крупными объемами – например, производить изделия, которые помогут облегчить быт военных и даже медицинскую помощь, но не знают, кто и в каких масштабах в ней нуждается. Нужен общий координационный центр, способный формировать заявки, объемы и предоставить чертежи, утверждает Максим Федоров, совладелец компании «Латан», производителя искусственных хрусталиков глаза. Предприятие вместе с коллегами из Тукаевского района сейчас налаживает производство футляров для антишоковых инъекций – есть соответствующие мощности. Но о том, что военные нуждаются в них и сами мастерят на фронте, он узнал случайно.

«В Советском Союзе было четкое планирование. А мы как камень в колесе: то ли надо, то ли не надо»

- Самая основная проблема – мы не знаем, что надо! Почему? У нас нет центра, в котором можно было бы получить консультацию или опытные образцы. На мой взгляд, в каждом муниципалитете необходимо создать какой-то основной штаб взаимодействия с военными, где можно было бы уточнить по потребностям. В этом есть необходимость. Нужно взаимодействие Минобороны. Неужели в министерстве нет человека, который обратится к бизнесу: «Ребята, вот чертежи, сделайте нам, пожалуйста!». Если будет техзадание и просьба, мы готовы выполнить их. В Советском Союзе было планирование. Четко говорили: надо это и вот это. А мы как камень в колесе – то ли надо, то ли не надо, а это вообще надо? - говорит Максим Федоров. - Думаю, что достаточно эту просьбу озвучить на уровне Рустама Нургалиевича. В Закамье действует огромный промышленный кластер. Почему ребята на фронте тратят время на изобретение каких-то необходимых вещей, когда им нужно отдыхать и отсыпаться? А такую рутинную работу мы здесь можем организовывать. В этом и есть синергия. Пока наши парни на фронте, наша обязанность быть тут им плечом помощи. Тут даже денег никто не просит. Мы не для чиновников стараемся, а для наших соотечественников. Свои же, челнинские! Но если нам поступит потребность – мы сможем обеспечить и своих, и других. Мы должны помогать. Но системно и централизованно.

«В Советском Союзе было четкое планирование. А мы как камень в колесе: то ли надо, то ли не надо»

Такие же тезисы озвучивают и при челнинском ТПП. Глава организации Фарид Башаров сравнивает огромное число помогающих с профессиональным оркестром, которому лишь нужен координатор и дирижер. Тем более, потребность в объединении и кураторстве озвучивает все больше предпринимателей.

- Население города ведет активную продуктивную работу по поддержке ребят, которые находятся в зоне СВО. Это огромное дополнение к тому, что делает город, отправляя большие гуманитарные колонны. Поток, который формируется волонтерами, очень значительный. Чем он хорош? Ребята ставят в задачу поддержку именно тех частей, куда попали наши мобилизованные. Более того – отправляют личные посылки, - оценил Башаров. -  Ведется огромная работа. Однако уже было несколько встреч и просьб от предпринимателей в объединении, так как их возможности тоже ограничены. Да, крупные и маленькие оказывают помощь своим мобилизованным. Но есть те, откуда призванных нет. Наша задача, чтобы все, кто там находится, были в равном положении. С фронта тоже идут запросы для решения конкретных задач по медикаментам, по дооснащению, безопасности. Но они обрывочны, не аккумулированы. Есть представители войсковых частей в России, есть представители Татарстана в зоне. Должен быть некий оперштаб в тесном контакте с республиканским, который бы аккумулировал информацию по потребностям и по тому, что уже сделано. Центр, где можно было бы в периодическом режиме обсуждать вопросы, которые нужно решить, чтобы мы понимали, что нужно сделать, чтобы помощь не была разрозненной. Уже год прошел с начала СВО, пора все это упорядочить. Тогда эффективность нашей помощи будет выше. Потому что нам очень хочется, чтобы та задача, которая решается сейчас на фронте, получила соответствующую поддержку от максимально возможного количества предприятий и людей. А для этого необходима некая координация всех структур, которые делают эти благородные дела. Нужно объединять усилия. Это как в оркестре – очень много хороших исполнителей, но чтобы музыка играла стройно, нужен дирижер и координатор.

«В Советском Союзе было четкое планирование. А мы как камень в колесе: то ли надо, то ли не надо»

При этом некоторые собеседники издания предполагают, что штаб необходимо масштабировать на все Закамье. Он поможет рационально и системно дополнить госснабжение вооруженных сил. Идею озвучил депутат горсовета Елабуги Ильшат Шаймуратов, координатор фонда «Вместе-к-победе.рф». Его в первые месяцы СВО создал челнинский предприниматель Рустам Гараев для помощи батальонам «Алга» и «Тимер», но спустя время он отошел от дел, сконцентрировавшись на бизнесе.

- Объединяться надо. В самом начале спецоперации, когда мы занимались гуманитарной помощью, многие не понимали, ради чего мы это делаем. А теперь, когда это коснулось практически всех, волонтерское движение приобретает массовый характер.  У меня у самого сын ушел в батальон «Тимер», потом его друзья. Потом пошли мобилизованные ребята. Соседи, друзья, одноклассники, мужья, сыновья… Мы все в Закамье так или иначе связаны – работаем и ведем бизнес в одном городе, живем в другом и т.д. Закамская зона интегрирована между собой по всем направлениям, и это нужно использовать.

Фото: БИЗНЕС Online
Фото: БИЗНЕС Online

Сейчас помощь на фронт поступает беспорядочно, отмечает Шаймуратов. Координационный центр поможет оптимизировать и направить в нужное русло расходы, которые на посылки тратят рядовые граждане, в том числе родственники военных.

- У нас мамочки, семьи мобилизованных, друзья – зачастую тратят деньги не туда. А потом, когда собрали мы, допустим десять тонн, встает вопрос – как отправить? А машина стоит приличную сумму. Плюс ты подвергаешь риску водителя, который едет в зону СВО. Кто-то должен сопровождать – на это тоже нужны деньги. А посылки родственников иногда по стоимости доходят до десяти тысяч рублей. Но что в них? Зачастую то, чего на фронте достаточно. Но там так же нужны тепловизоры, коллиматорные прицелы, запчасти для машин и т.д.  Их мы могли бы на эти деньги закупать и передавать воинским подразделениям. Или вот ездят родственники туда сами. В итоге эти путешествия превращаются чуть ли не в турпоездки и могут очень плачевно закончиться.

«В Советском Союзе было четкое планирование. А мы как камень в колесе: то ли надо, то ли не надо»

Ильшат Шаймуратов обращает внимание, что в ряде городов Татарстана уже есть координационные советы под эгидой мэрии, куда входят представители бизнес-сообществ, волонтерских центров, боевых содружеств. Их работу можно взять за пример при формировании концепции общего штаба.

- Во-первых, должны быть помещения, где будут собирать гуманитарную помощь. Во-вторых, ответственные люди, которые коммуницируют с населением, с бизнесом и властью. И обязательно необходима вовлеченность власти. Почему? У нее есть определенные налаженные коммуникации и ресурсы. То же партнерство с бизнесом, который может найти помещение, машину и т.д. Сейчас это ложится на плечи волонтеров – они занимаются сбором, ищут машины. А тот же транспорт до СВО стоит определенных денег, особенно в силу того, что необходимы именно не малотоннажные машины. Бизнес в любом случае мог бы на себя взять какую-то нагрузку по тому же производству. Но нужна координация и координатор. Может быть, из власти. Допустим, у того же Наиля Гамбаровича больше выходов на Минздрав, Минобороны, контактов с командующими. Сын вообще говорит, что Наиля Магдеева любят на фронте. О нем знают, видели, как он приезжал в зону СВО, как провожал мобилизованных, как поддерживает семьи. Я сам был на проводах первых мобилизованных в сентябре - у меня ком у горла стоял, когда он говорил, как заходил в автобус. Тот же Радмир Беляев в Менделеевске, Тимур Нагуманов в Альметьевске, новый глаза Агрызского района Ленар Зарипов – они в этом плане достойны уважения. Их опыт надо изучать и брать на вооружение.

«В Советском Союзе было четкое планирование. А мы как камень в колесе: то ли надо, то ли не надо»

Собеседник издания вспоминает удачные кейсы совместной работы с властями Челнов, Елабуги, Менделеевска при отправках гуманитарных грузов. Кроме этого, навстречу всегда идут крупные предприятия: «КАМАЗ», «Агросила», ОЭЗ «Алабуга», «Кориб» и др. Также всегда находится взаимопонимание с малым и средним бизнесом, добавляет Шаймуратов.

- Есть уже положительные примеры, когда мы объединяемся, и все получается четко. Если бы в этом кольцевом соитии на постоянной основе присутствовал представитель каждого муниципалитета, например, на уровне замруководителя исполкома, мы бы смогли работать в кооперации. Объединить все бизнес-сообщество, боевые содружества, волонтеров, казаков, тот же ДОСААФ и др. Создать один большой фонд, НКО или аккумулировать средства на базе уже существующих благотворительных фондов. Но необходимо, чтобы вертикаль была выстроена, и все это курировалось на республиканском уровне.

Юлия Шестакова

Комментарии
17.03.2023, 08:29

Молодцы !!! А власть могла бы и помочь, с организацией этих процессов. Не все же обсуждать, как Миннеханов называться будет, глава или еще как
18.03.2023, 15:03

Помогли уже однажды, отправили с помпой убитые уазы, как итог нет двух наших парней, Зотова и Дунаева!
21.03.2023, 10:25

Глупости писать не надо, ДТП в котором погибли наши земляки, произошло не из-за технического состояния УАЗов
17.03.2023, 12:10

А просто нельзя было комментировать -без ложки дегтя ?! Это разные темы и каждая имеет право на обсуждение !
17.03.2023, 13:31

да наверняка уж у всяких нигматуллиных есть эти потребности. просто он работает через власть, а власть все хочет через себя и делится только через приближенных.
17.03.2023, 13:32

у власти гуманитарная помощь как элемент пиара. и акцентируют они только на себе. зачем им еще лица? например Максим Федоров? он же у них как кость в горле
17.03.2023, 13:53

В Челнах, центре грузового автомобилестроения и совсем не слабом бизнесе, вовлеченном в эту тему, есть проблема с логистикой! Т.е. проблема с крупнотоннажным транспортом! Это как так то? Такого вопроса вообще не должно существовать в АВТОГРАДЕ!!!
17.03.2023, 14:24

при виде огромных (не просто так же засекретили) трат на МО РФ вообще не должно быть вопросов по обеспечению! в противном случае всё о5 ложиться на плечи населения..
18.03.2023, 15:07

Результат этой засекреченности мы прекрасно видим, вооружения хватает. Просто не всем уставные продукты и одежда подходит, вот и заказываем и оплачиваем повышенную комфортность нахождения на ЛБС, вполне пацаны заслужили. В АВТО - 1 пункт хорошо работает, туда везём всё, про остальные пункты и не слышали ни разу.
18.03.2023, 23:06

Ольга

Вот мы делаем сухие души для солдат,а помогают только пенсионеры. Найдись пожалуйста хороший человек,помоги не останавливать производство, у бабушек пенсия только раз в месяц, а ребятам мыться надо каждый день Привезите материалы,будем делать и днем и ночью лишь бы здоровыми и чистыми были наши герои. У Челны биз есть наши координаты. Группа ,,Поможем нашим,, вотцап.
21.03.2023, 16:28

Добровольно брать на себя обязательства министерства обороны - большого и богатого ведомства - отдельный вид мазохизма.