Судьбоносный документ – генеральный план Набережных Челнов – сегодня главная тема для обсуждения в городе. На него будут ссылаться в ближайшие 20 лет, застраивая автоград. Первый опубличенный вариант проекта вызвал много вопросов. Архитектор Ринат Сафиуллин, изучив его, сформулировал шесть тезисов, на которые просит обратить внимание проектировщиков – что они не учли (к примеру, ветра от «КАМАЗа»), чего не знали (объекты «РИТЭКа»), кого проигнорировали (бизнес в нижнем бьефе). Некоторые пункты он успел озвучить на публичных слушаниях. Но не все. Специалист согласился предоставить для публикации Chelny-biz.ru полный текст выступления.
ВАРИАНТ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
Хотелось бы высказаться о некоторых аспектах градостроительного развития нашего города по новому генплану.
Почему-то генплан первые шесть лет (до 2030 года) не предусматривает выявление функциональных и транспортных связей между новыми жилыми образованиями в районе сел Шильны Тукаевского района с нашим городом, хотя сегодня в этих новых жилых группах в основном живут челнинцы. Да, это территории Тукаевского района, но они оказывают огромное влияние. Эти территории развиваются без своего генерального плана, администрация района выделяет земельные участки под застройку без учета развития города. Может быть, вместо развития ИЖС на этих территориях предлагать генпланом Тукаевскому району жилые кварталы с домами высокоплотной застройки малой и средней этажности, с объектами социального обслуживания населения? Наверное, из-за преобладания местничества руководителей этих территорий в реальности есть такая застройка этих районов: чередование пустырей, частной малоэтажной и многоэтажной застройки.
На тех территориях, где предусматривается развитие застройки (три микрорайона), существуют объекты ООО «РИТЭК», у которого лицензия на разведку и добычу углеводородов до 2048 года. На этой территории подземные и надземные сооружения со своими санитарно- защитными и охранными зонами, которые могут повлиять на градостроительную ситуацию при застройке этих участков.
ПРО СПУТНИК НА ЮГО-ВОСТОКЕ
Второй этап реализации генплана предусматривает создание нового жилого района в юго-восточной части – по пояснительной записке как «спутник». Но преобладающие ветра со стороны производственных территорий «КАМАЗа» могут помешать реализации этого варианта освоения под жилую застройку. По данным Росметео, преобладающие направления ветров – западные и юго-западные (более 34%), и южные (более 15%). Это почти на 50% ветра, продуваемые вредными веществами от объектов «КАМАЗа», направлены в будущий жилой район. На это можно было бы закрыть глаза, но наш регион занимает не последние места по онкологическим заболеваниям.
ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИИ 19-ГО КОМПЛЕКСА
И в первых генпланах после 1972 года, и в варианте этого года 19-й комплекс обозначен маркировкой 300 (общественно-деловая зона). Сегодняшние авторы в ранних вариантах показывали в застройке, кроме высотных жилых домов, крупные объекты общегородского назначения с большой вместимостью посетителей. Но если посмотрите кадастровую карту участков 19-го комплекса, там не видны земельные участки под общегородские объекты. 19-й комплекс полностью разбит на участки под высотную жилую застройку. По генплану видим одно, а в реальности другое. Сегодня авторы генплана вводят жителей города в заблуждение.
ТЕРРИТОРИЯ НИЖНЕГО БЬЕФА И УЛ. 40 ЛЕТ ПОБЕДЫ
Снос или перенос существующей работающей инфраструктуры промышленности, коммунальных объектов и объектов складской логистики. Это территория нижнего бьефа ГЭС под жилую застройку и территория между ул. Машиностроительной и ул. 40 лет Победы под размещение будущего Политехнического вуза (студенческий городок). Сегодня существующие объекты на этих территориях работают, там работают люди нашего города, добывают и зарабатывают средства на жизнь своим семьям. Если сегодня показать собственникам генплан, где предусматривается снос и закрытие объектов, вряд ли они будут вкладывать средства в дальнейшее развитие и реконструкцию существующих объектов. Это будет на долгие времена мертвой зоной. Если даже найдем средства на компенсацию собственникам (может, поможет республиканский бюджет или бюджет РФ), только на рекультивацию, на строительство необходимой защитной инфраструктуры нужны огромные средства, все-таки это по линии МЧС нижняя зона ГЭС! Ладно, все преодолели, думаете, что там можно будет строить коммерческое жилье или привлекательную ипотеку? Сомневаюсь!
Про студенческие городки или территории – да, в мировой практике таких примеров много, и они привлекательны по функциональному назначению. В истории генплана нашего города тоже такая территория была. С помощью «разнообразных» административных структур города на сегодня вся территория студгородка занята под любые объекты, кроме образовательных. Одни не стесняются – в нарушение генплана города застраивают эту территорию объектами, не предназначенными для образования. Другие стесняются (прокуратура, Минстрой РТ, горсовет) требовать от администраций разных лет соблюдение требований генплана как закона. Территория между ул. Машиностроительной и ул. 40 лет Победы застроена объектами административно-коммунального назначения, торговли, транспортного обслуживания и т.д. Предлагать снос работающих объектов (некоторые построены недавно) под размещение объектов вуза, это, мягко говоря, непродуманное предложение и оно тупиковое. Несмотря ни на что (есть документ, уменьшающий раннее утвержденный размер санитарно-защитной зоны от границ территории «КАМАЗа»), все-таки эти территории – санитарно-защитные зоны, где по законодательству запрещено строительство зданий и сооружений образовательного характера.
ЗАСТРОЙКА ДЕЛЬТЫ РЕКИ ШИЛЬНЫ
Генпланом можно было предложить освоение под застройку дельты реки Шильны, здесь можно было путем намыва подготовить 500–600 га площадки под строительство привлекательного жилого района для приглашенных специалистов по IT-технологиям, по науке и образованию, врачей высокой категории и т.д. Здесь можно было бы (и, наверное, нужно) строить дорогое жилье, а не «муравейники». Квартиры площадью 18-20 кв.м. могут себе позволить желающие переехать из районных центров, деревень и сел. Нашему городу нужны специалисты высокого класса. Может, тогда и молодежь будет оставаться в своем городе.
ПРО ТРАНСПОРТ
Наверное, авторы подумали, что достаточно предусмотреть второй вокзал (железнодорожный, автобусный), и тогда транспортные проблемы решаются автоматически. У нас существующий вокзальный комплекс работает с грехом пополам, а тут еще второй. Надо было запросить данные потоков транспорта и людей по основным магистралям города у операторов сотовой связи, по ним определить самое нагруженное направление и время самих транспортных пробок. По этим данным предложить схемы реконструкции пересечения перекрестков, основных дорог между жилыми районами. Может быть, предложить двухуровневые пересечения дорог, например, по пр. Набережночелнинский в районе моста между ЗЯБом и Новым городом. Мы знаем, какие там бывают заторы! Надо просмотреть транспортные связи в северо-восточном и восточном развитии города с новой жилой застройкой Тукаевского района в районе сел Большая Шильна и Малая Шильна. Наверное, при достаточном обосновании на землях Тукаевского района руководству района стоит предложить среднеэтажную высокоплотную застройку, а не ИЖС. Там в основном живет население нашего города, которое приезжает на работу в Челны.
Архитектор Ринат Сафиуллин
Ревизорро
Раушания
Римма
Ситизен
Юлия
Раушания
Азат
Роман
Таня
Rasul
ЕЛЕНА
Rasul
Рита
Рите
Роман