, 6 Октября
Новости
Подробно


Закрыть нельзя финансировать

13.12.2013, 14:52

«Золотая горка», школа, где значительную долю учащихся составляют дети известных в Набережных Челнах людей - руководителей предприятий, собственников крупных и средних компаний, представителей творческой интеллигенции, может закрыться. «Горку» окончили сыновья Сергея Рачкова, собственника корпорации «РАССТАЛ», Азата Закиева, главы предприятия «Иншаат», учатся дети Михаила Золотухина, владельца строительной компании «Комфортное жилье», депутата Горсовета, Дмитрия Калачева, совладельца торговой сети «ВПРОК» и многих других. Но об этом директор учреждения Фирдаус Ивлева говорить не любит, что вполне объяснимо. Славится школа тем, что статус родителей здесь ничего не значит, ее учеником может стать исключительно одаренный ребенок, требующий индивидуального подхода. Дети проходят жесткий отбор прежде чем попасть сюда - никаких вступительных бонусов и никаких «предварительных договоренностей». Все по-честному.

Проект прошел путь в 22 года, а сегодня из-за финансовых проблем близок к ликвидации. Выпускники 2013 года чуть не остались без аттестатов, а педагоги без работы. Портал предпринимателей попытался разобраться в ситуации.

 

«МНЕ ГОВОРЯТ: ЭТО ЧТО, ТВОИ ДЕНЬГИ? Я ОТВЕЧАЮ – МОИ, ЭТО ДЕНЬГИ МОЕЙ ШКОЛЫ…»

Создавалась «Золотая горка» в 1992 году как частная гимназия, работающая по системе развивающего развития Эльконина-Давыдова. Финансирование школы родители и государство делили пополам, рассказала порталу предпринимателей директор учебного заведения Фирдаус Ивлева. Так и продолжалось бы, если бы не грянули реформы.

В августе 2004 года вступил в силу федеральный закон № 122 «О монетизации льгот».  В 2005 году его действие ощутила на себе и «Золотая горка» - господдержка учебного заведения прекратилась. Тогда перед руководителем встал выбор: поднять плату за обучение (и, разумеется, потерять часть талантливых воспитанников - здесь учатся и дети семей другого социального статуса) или согласиться на поступившее предложение исполкома – стать муниципальной школой.

- Тогда я подумала, что это отличная идея, – рассказывает Фирдаус Ивлева. – Можно совместно на базе «Золотой горки» создать специализированную школу для одаренных детей. Тем более, что у нас уже был опыт такой работы. Мы всегда были школой идеи, наше учреждение никогда не было чисто коммерческим проектом. Я видела, что есть дети, которые не просто хорошо учатся, а дети со «бзиком» в голове, которые что-то могут делать такое, чего остальные не делают. Это особая категория детей, и таких не бывает много. Я думала, что мы проведем отбор по всему городу.


Идею в исполкоме поддержали, в 2006 году гимназия преобразована в  муниципальное образовательное учреждение, реализующее программу «Одаренный ребёнок: шаг в будущее». Школа обязалась проводить городские мероприятия, город – содействовать развитию учебного заведения. Разочарования начались сразу: никакого конкурса-отбора одаренных детей по всему городу не проводилось. Испытания, как и прежде, проходят только те ребята, которые целенаправленно идут в «Золотую горку». К слову, отбор здесь все равно серьезный, ни для кого не секрет, что не сдав вступительный экзамен, место в этом учебном заведении не получишь - ни за деньги, ни благодаря статусу родителей. Как пояснила Фирдаус Ивлева, на этой почве возникало немало споров и обид со стороны занимающих посты родителей.

- Давайте посчитаем: у вас 1100 учеников, по 100 рублей на ремонт – уже 110 тыс. рублей, и это сверх того, что выделило государство. А у меня с 200 учеников собирай по 100 рублей – никаких расходов не покроешь. Да и, кроме того, когда мы стали муниципальными, у меня стало возникать много вопросов относительно обязательных дополнительных расходов. Например, для чего мы каждый год проводим обучение завхоза за 2,5 тыс. рублей? Мне говорят: это что, твои деньги? Я отвечаю – мои, это деньги моей школы и на них я лучше учителя обучу. Завхоз-то как-нибудь разберется, его же не с улицы на работу брали.

Не решались и вопросы с инвентарем. Так, например, в программу обеспечения компьютерной техникой «Золотая горка» не попала, потому что по ней новые компьютеры поставлялись взамен устаревшей техники, а здесь ее не было вообще – соответственно, менять нечего. Тогда учебное заведение выиграло грант по приоритетному национальному проекту «Образование» - в школе появились первые компьютеры.

Позже стало еще сложнее – ввели нормативно-подушевое финансирование. То есть государство платит за обучение каждого ученика. Помещение «Золотой горки» небольшое, классы не могут вместить больше 16 учеников. Гимназия получила очередной удар по бюджету. Но безвыходных ситуаций нет, уверена Ивлева.

-  Если муниципалитет дает добро на создание спецшколы, то выделяется дополнительное финансирование, - пояснила директор учебного заведения Фирдаус Ивлева. – Соответствующее постановление у меня есть, но каждый год при утверждении тарификации одно и то же: «Вам не положено такое количество завучей». Я не собираюсь их сокращать. Мы целый день заняты. Они у меня не сидят и чай не пьют.


Впрочем, и это оказалось полбеды. Третий удар по бюджету школы пришелся на 2011 год.

- Тогда казначейство закрыло счета всех школ, - рассказывает директор учебного заведения Фирдаус Ивлева. – То есть просто перераспределить средства стало невозможно. У нас деньги кончились еще в первой половине года. В сентябре уже 175 тыс. рублей не хватало на зарплату персоналу. Увеличить количество учеников – не могу. У нас нет кабинетной системы, у нас все классы сидят в своих кабинетах. Сократить педагогов – не могу, они у меня больше 15 лет. Я их сама выращивала, обучала. И они сегодня лучшие. Впрочем, нам каким-то образом к декабрю перечислили деньги, а с января 2012 года - все сначала.

Учебный год 2011/2012 школа закончила без копейки в копилке. Лето ушло на поиски выхода из ситуации. Впрочем, вариантов здесь было не много: увеличить количество учащихся или закрыться...

Остается вопрос: почему в функционировании одной небольшой школы столько проблем, которые снова и снова приводят ее на порог ликвидации? Может быть, действительно, такие учебные учреждения не нужны городу?


«И НЕ БУДЕТ У НАС ПЕРВОКЛАССНЫХ ИНЖЕНЕРОВ НА «КАМАЗЕ», МИРОВОГО УРОВНЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ…»

Гимназия все годы своей деятельности является инновационным учреждением. Подход к образованию в «Золотой горке» на себе ощутил ее выпускник Василь Закиев, экс-руководитель проектов бизнес-инкубатора в IT-парке, владелец юридической фирмы, которая занимается интеллектуальной собственностью и проекта «Штрафы ГИБДД». Закиев в свое время принимал участие в создании молодежного бизнес-клуба «Навигатор».

- В «Золотой горке», которая сейчас называется «Лицей-интернат №36», я учился с 3 по 11 классы. Учился на пятерки и четверки, но в вузе стало заметно, насколько уровень подготовки в «горке» был выше, чем в других школах, - рассказал порталу предпринимателей Василь Закиев. – Английский, физика, математика и вообще весь учебный процесс в вузе после школьной программы давались невероятно легко. Только представьте, что школа, в которой учится всего 200 учеников, по общему количеству побед в разных олимпиадах и конкурсах равняется с большими школами, в которых учится по полторы-две тысячи. Однако самым главным я считаю то, насколько гибким сделала меня и других учеников наша школа. В «Золотой горке» всегда ценилось умение мыслить и делать свои выводы, а не просто зубрить и повторять за учителем без понимания. Огромную пользу принесли разные кружки и факультативы, которых было много: интеллектуальные конкурсы, парламентские дебаты, театральная группа - все это ОЧЕНЬ пригодилось в жизни. Свою школу я сейчас стараюсь поддерживать, как могу, потому что такие школы обязательно должны быть! Одним из условий становления сильного и здорового государства является сильное образование. Наряду с общеобразовательными школами обязательно должны быть лицей, интернаты и гимназии. Чем больше - тем лучше. Их задача - задавать тон и ставить планку всей образовательной системе города и страны. Путь становления сильного образования прошли все страны, совершившие «экономическое чудо». Мне кажется, это будет катастрофой, если город потеряет такую школу. Если в городе не будет сильных школ - сюда не приедут лучшие специалисты, потому что они не захотят отдавать своих детей в рядовые учреждения. И не будет у нас первоклассных инженеров на «КАМАЗе», мирового уровня культурной жизни и вообще яркого города.


Родители сегодняшних учеников, говорят, что своих чад отдали, благодаря доброй славе об учебном заведении, и что сегодня не разочарованы. К слову, среди них есть и известные в городе предприниматели. Дмитрий Калачев, совладелец известной в Татарстане сети магазинов «ВПРОК», в этом году привел в первый класс «Золотой горки» свою дочь.

- Мне кажется, что детям там нравится учиться, а это самое главное, - Дмитрий Калачев. – Конечно, если школа закроется – это будет большая потеря не только для нас, а для города в целом. Мы долго выбирали школу, волновались, но в итоге остановились на «Золотой горке». И нисколько не пожалели.

Александр Гольдфайн, резидент IT-парка, занимается разработкой аппаратно-программной платформы для создания системы «Умный дом». Два его чада тоже посещают «Золотую горку», и если условия обучения в учреждении не изменятся в худшую сторону, готов доверить этим педагогам и своего третьего ребенка.

- Я сам учился в маленькой школе и всегда чувствовал к себе внимание педагогов, - рассказал Александр Гольдфайн. – Только в таких компактных учреждениях возможно осуществить индивидуальный подход. Именно поэтому мы и выбрали «Золотую горку», ведь за то, что твой ребенок не теряется в толпе других учеников, можно и заплатить. Также на выбор повлияли хорошие отзывы, и нам понравилась нетрадиционная методика, которую они используют при обучении детей. Вы знаете, бывают стандартные методики, которые дают детям большие нагрузки, но школы показывают результат, есть нетрадиционные методики, которые часто не приводят к феноменальным показателям школу. «Золотая горка» в этом отношении уникальна, используя нетрадиционную методику, она остается в числе лучших. Хорошо и то, что дети в классе до 17 часов. Во-первых, они заняты и тратят это время на получение новых знаний и навыков, а, во-вторых, нам, родителям, удобно забирать их не в середине рабочего дня, а вечером, по пути домой. Городу такая школа, безусловно, нужна, ведь у челнинцев должен быть выбор подхода к образованию. Я не специалист, но мне кажется, что это важно.


Конечно, такие позитивные отзывы не говорят о том, что в городе нет других хороших школ. Это признает и Фирдаус Ивлева. Отзывы говорят лишь о том, что «Золотая горка» одна из них, а потому имеет право на существование. А значит все-таки стоит побороться за существование. С этим согласился и родительский актив.

- Школа теснится в здании детского сада, тем временем в нашем городе здания школ непрофильно заняты, - поделился с порталом предпринимателей один из родителей, известный в городе человек, пожелавший не указывать его имя.  


«НАШИ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ВХОДИТЬ НЕ С ПАРАДНОГО ВХОДА, А ЧЕРЕЗ ЗАДНЮЮ ДВЕРЬ, ОКОЛО МУСОРКИ»

Летом 2012 года родилась идея спасения – изменить статус гимназии на лицей-интернат. Уже 11 сентября 2012 года в исполкоме Челнов подписано постановление о создании «Лицея-интерната инновационных технологий №36». Определили здание, где разместится интернат - 44/16, это помещение ранее занимала школа №39, а ныне здесь размещен ДЮЦ №14. Собственно, здесь и произошла заминка – ДЮЦ уходить не намерен. Решение проблемы сначала отсрочили, а потом предложили учреждениям делить здание. Но и этот вариант учреждения не устраивает.

- Рамиль Халимов (замруководителя исполкома, - ред.) обещал, что проблема решится, - говорит Фирдаус Ивлева. – После выхода постановления необходимо оформить все в месячный срок, поэтому времени на пререкания не было. Я ему поверила и оформила документы. Теперь мой юридический адрес – 44/16.


Фирдаус Ивлева надеялась, что так получит привилегии интерната – малое количество учащихся (20, а не 25 в классе) плюс дополнительное штатное расписание. Кроме того, так можно было сформировать цикл непрерывного обучения: здание в 52 комплексе заняли бы дошкольники, начальная школа, а в 44-м - основная школа с 6-по 11 классы, это и был бы интернат. На деле обещанного управление не выполнило, за гимназией по-прежнему осталась лишь часть здания.

Так, сегодня ДЮЦ №14 занимает свою часть школы (и на вполне законных основаниях), а «Золотая горка» - в 52-м комплексе, с пропиской в 44-м. Заехать они туда не могут, ведь при «разделе» здания им достался далеко не самый аппетитный кусок.

- На том участке, что нам выделили, нет ни одного спецкабинета, - сетует Фирдаус Ивлева. – И вообще там всего 12 кабинетов. Столовая перестала работать еще лет 5 назад. Спортзал «убитый» – там не было ремонта и доски – одни щепки. И еще: наши дети должны входить не с парадного входа, а через заднюю дверь, около мусорки. Решать вопрос в управлении образования нам, директорам учебных учреждений, предложили самостоятельно. Я понимаю, что в глазах директора ДЮЦ – я чуть ли рейдерский захват осуществляю, так что не надо нас сталкивать. Мне не важно – где будет школа, главное, чтобы она была.


- Мы занимаем это помещение пятый год и вложили в него очень много денег, - парирует руководитель ДЮЦ №14 Наталья Рахматуллина. – Ситуация, конечно, очень сложная. Ведь даже если мы будем делить здание, то надо переоформлять документы, а это около 100 тыс. рублей. Для нас это слишком дорого. А относительно того, что мы должны сами решить этот вопрос – не соглашусь. Мы все-таки подчиненные, как решат в управлении, так и будем делать. Самоуправством заниматься не будем.

Пока продолжались споры, завершился 2012/2013 учебный год. И оказалось, что выпускникам «Лицея-интерната инновационных технологий №36» невозможно выдать аттестаты. Ведь поменяв прописку и устав, необходимо и аттестацию обновить. Каждый документ взаимозависим. Без аккредитации школа работать не имеет права.

- Я с октября начала поднимать вопрос о лицензии, - говорит Фирдаус Ивлева. – А для лицензии здание должно быть капитально отремонтировано, там должны быть спальни. Но если этого нет – мы остаемся без аккредитации. То есть ученикам, которые проучились здесь 11 лет, я не могу дать аттестаты. Это все тянется долгие месяцы. В апреле до них доходит. Они делают запрос в министерство – что делать? Там отвечают: пусть подают документы на старое здание – проскочит. Я понимаю, что не проскочит. Но думаю, что управление знает, о чем говорит, все же подаю документы. В итоге 21-го июня мне сообщают, что у меня нет аккредитации.  А 24-го выпускной. Печатать аттестаты нам не разрешают.


Когда директор начинает выяснять, почему же так вышло. Ответ оказался вполне ожидаемым: потому что написано «Лицей-интернат», а условий для интерната – нет.

В итоге – соломоново решение – 24 числа в 15 часов приходит ответ: даем аккредитацию, но без статуса «интернат», только «лицей».


«А ЧТО ПОТОМ? МЕНЯ НА ПЕНСИЮ - И ДЕЛАЙ СО ШКОЛОЙ, ЧТО ЗАХОЧЕШЬ»

Сегодня «Золотая горка», как в машине времени вернулась обратно. К тем же проблемам, что и ровно 2 года назад. Денег на функционирование – нет, возможности увеличить количество учащихся – нет. Плюс прибавился неявный, но конфликт с ДЮЦ №14. И главное - история с аккредитацией может повториться. Ведь она кончается 24-го июня 2014 года. Если выпускной будет раньше – то выдать аттестаты можно, если хоть на один день позже – права на выдачу аттестата у «Лицея инновационных технологий №36» нет. Пути решения те же: увеличить количество учащихся (для этого нужно здание и аккредитация на лицей-интернат) или закрыться.

- Если мне дадут аккредитацию только под лицей, то я буду вынуждена действительно сокращать штат, - поясняет Фирдаус Ивлева. – Не понятно, откуда брать деньги на зарплату, ведь если в 2011 году при том же количестве учеников мне не хватало 175 тыс. рублей, то в 12-13 году зарплата повысилась на 45%. Теперь мне будет не хватать значительно больше – порядка 300-400 тыс. рублей, и это не может быть за счет родительских денег. А что потом? Меня на пенсию - и делай со школой, что захочешь. Вот только хотелось бы, чтобы они ее не присоединяли к кому-то, а просто закрыли, чтобы расписались в том, что тянуть такую школу им не по силам. У них есть несколько хороших школ. Школа для одаренных им не нужна.


Впрочем, в управлении образования волнений директора не понимают. Там уверены, что проблема решается просто.

- По большому счету можно было туда заезжать и начинать работать, - говорит замначальника управления образования и по делам молодежи Лидия Золотарева. – А если они хотят все помещение – ну так не бывает, мы не можем убрать детско-юношеский центр. Там на территории проспекта Чулман ни одного учреждения допобразования нет. Дети же тоже должны иметь возможность куда-то ходить. Я не понимаю Фирдаус Гаптразаковну. В ее интересах, чтобы с ней в одном здании было учреждение допобразования… привлечь силы педагогов, оплачиваемых за счет бюджета. У нас есть такие примеры - «ДА-ДА» и 17 школа, Центр технического творчества и 77-я совместно работают, проблем нет. Теперь вопрос с аккредитацией - ей опять «интернат» не дадут: во-первых, ни кроватей, ничего нет, во-вторых, и самое главное, у нее нет детей. Она не стала набирать детей. У нее в классе по 15 человек. Ей и раньше предлагали переходить в типовое здание – в 17 школу, ее не устроило. Мы бы и рады ей помочь, но денег мы ей не дадим, их в бюджете города сегодня нет. Мы же их не напечатаем. Надо заходить (в выделенную часть здания 44/16, - ред.) и потихоньку решать вопрос.

И «Золотая горка», и управление образования уверены в своей правоте. Создается впечатление, что они друг друга не слышат. А потому, решать вопрос переговорами – пустая трата времени. Тем более, что мы уже видели, к чему они приводят по примеру прошлого учебного года. Фирдаус Ивлева надеется, что решить судьбу «Школы для одаренных» поможет мэр. Но на прием к нему она пока не может попасть.

Катерина Карцева