Ряды пострадавших от транспортного апокалипсиса, который произошел в Набережных Челнах после пропажи НЕФАЗов, пополняются. Сначала это были мамы с колясками, теперь инвалиды. Челнинцы, которые и без этого испытывают трудности, жалуются на полную безысходность: теперь передвигаться по городу без дополнительных затрат и усилий практически невозможно. Большие автобусы уже ушли с молотка, взамен их город предложил три микроавтобуса. Маломобильные жители, как выяснилось, о них даже не слышали – не попадаются на глаза на остановках. А обычные газельки, по их словам, проезжают мимо, такси не едут на вызовы, а трамвайная инфраструктура, на которую ссылается исполком – так себе альтернатива. Казанцы, которые прибывают в Челны, вообще впадают в шок от транспортного «беспредела», а местное общество слепых разработало список предложений, с которым пошло в исполком. Подробнее – в материале Chelny-biz.ru.
«МЫ ПЕРВЫЙ РАЗ ПРИЕХАЛИ В ГОРОД И СТОЛКНУЛИСЬ С ТАКОЙ ДИСКРИМИНАЦИЕЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ»
Юрий Никишин с семьей проживает в Казани, на днях впервые посетил Набережные Челны - привез ребенка-подростка на реабилитацию в центр «Солнышко». Город встретил мужчину недружелюбно: на остановке казанец увидел лишь проезжающие мимо газели. Никто из водителей не решился взять в салон пассажира с ребенком в инвалидной коляске. Так и не дождавшись транспорта, Никишины добрались до центра пешком.
- Мы первый раз приехали в город и столкнулись с такой дискриминацией по социальному признаку. Мы шли пешком четыре километра! Первая газелька проехала, вторая притормозила, водитель увидел нас и проехал мимо, а третий остановился, но сказал, что не повезет, - рассказывает Никишин. - Автотранспорт в вашем городе не приспособлен к маломобильным группам населения. Не только к инвалидам, но и к матерям с грудными младенцами, пенсионерам с авоськами и т.д. Первый вопрос к администрации города: по какой причине при формировании технического задания на тендере для поставщиков транспортных услуг отдельной строкой не прописаны соответствующие требования? Второй вопрос к прокуратуре города: почему не провели проверку тендера, в рамках защиты прав инвалидов?
О причинах, по которым с маршрутов сняли большие автобусы, Никишин наслышан. Это не повод лишать горожан законного права на комфортабельный общественный транспорт, уверен он.
- Я - конечный потребитель, и меня не интересуют внутренние проблемы отношений между администрацией города и заводом. Я должен безопасно, комфортно и беспрепятственно попасть из точки «А» в точку «Б». Я считаю, что это беспредел, нарушение международных прав, конституции РФ, федерального закона о социальной защите инвалидов, а также административного кодекса и т.д. Весь букет! Кто-то у вас недоработал, не исполнил свои прямые обязанности… Может быть, имеет место некая коррупционная схема. Вопросы не решаются из-за отсутствия персональной ответственности. Оно порождает беспредел. Мы ездим по другим городам, помимо Казани, бываем заграницей. Там совсем другое отношение.
Челнинка Оксана Бубис воспитывает двоих детей, дочка имеет ограниченные возможности здоровья. Девушке приходится буквально носить шестилетнего ребенка на руках, чтобы он мог своевременно получить помощь в реабилитационных центрах. Она возит ребенка на платные медицинские процедуры и занятия, которые проходят в разных точках города. Единственный доступный общественный транспорт – трамвай. Но трамвайные линии не всегда ведут к нужному месту.
- В Челнах находится несколько реабилитационных центров, все они раскиданы по городу. Официально сейчас работает «Солнышко» и «Чудо-дети», открывается новый центр «Планета добра» в 39-м комплексе. Ближайшие трамвайные линии очень далеко. Чтобы попасть на проспект Чулман, конкретно мне нужно миновать два проспекта. В городе есть очень много мест, куда нужно попасть, но туда не идут трамваи, - говорит Бубис. - По Московскому проспекту, например, они идут только до Беляева. Дальше на Московский попасть просто невозможно! Я, конечно, пока в силах носить на руках, но у меня уже серьезные проблемы со спиной. На лечение, например, я не беру коляску. Ребенок ходит плохо, быстро устает. Я сажусь на корточки и присаживаю дочки на колени. Мы посидим и идем дальше. Потом я беру ее на руки, перекидываю как мешок через плечо. Кое-как дотаскиваю до остановки. Это единственный выход, потому что с коляской никак – в автобус она не влезет, никакой газелист не пустит. Понимаю, что будут просто проезжать мимо.
Есть претензии и к самому транспортному парку. Половина трамваев старые, с большими лестницами, не оборудованы удобными пандусами для подъема коляски, говорит Бубис.
- Я заношу сначала в трамвай ребенка, потом коляску. Коляска весит 15 кг, ребенок - 20 кг. В городе очень мало современных трамваев, про автобусы и речи нет. Раньше, когда были большие оранжевые, до места назначения можно было хоть в круговую доехать… Автобус подъезжал прямо к бордюру и я спокойно закатывала коляску в салон. А сейчас ощущение, будто живем в СССР, где не было инвалидов. Вот и сейчас у нас в Набережных Челнах, как в советское время, нет детей-инвалидов и колясочников.
Челнинка рассказала Chelny-biz.ru, что от безысходности часто приходится передвигаться на такси. Но и там возникают проблемы.
- Если вызывать дорогой «Комфорт», автомобиль приезжает быстро. Если вызвать подешевле, таксисты отказываются от поездки. Приходится долго ждать – иногда по часу и более. Мы были на Московском проспекте, нам нужно было попасть на занятие в 39-й комплекс. Трамваи туда не идут. Я вызвала такси, оно опаздывало. От безысходности я уже начала подходить к трем водителям на парковке, попросила нас довезти за деньги. Все отказались. Я обзвонила несколько служб такси, и мы все равно опоздали на оплаченное занятие на 20 минут. Деньги, мне, естественно, никто не возместил.
«СКОЛЬКО ТУДА МОЖЕТ УМЕСТИТЬСЯ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ? ЕСЛИ ГАЗЕЛЬКА БИТКОМ, ДАЖЕ ОДИН НЕ РАСПОЛОЖИТСЯ! ОСОБЕННО В ЧАСЫ ПИК»
Собеседники Chelny-biz.ru уверены, что ситуацию не спасут и новые автобусы ГАЗель Next City, которые запустили на маршруты. Юрий Никишин отметил, что в этой модели для въезда в салон используются аппарели, которые вообще не соответствуют нормативам. Оксана Бубис в беседе отметила, что площадка для инвалидов бесполезна в час пик.
- Сколько туда может уместиться инвалидов-колясочников? Если газелька битком, даже один не расположится! Ведь у этих автомобилей маленькая вместительность. Особенно в часы пик, на которые у нас также выпадают занятия и приемы. Как мы уместимся в такую газельку, если людей – сидящих и стоящих - полно? Пять человек должны выйти, чтобы мы вошли. Да нас просто не пустят… Газель очень тесная, маленькая, это вообще не вариант. Единственный выход - большие красные автобусы, где может уместиться две-четыре коляски.
По словам девушки, с такими проблемами сталкивается большинство родителей с детьми-инвалидами. Кто-то идет пешком, кто-то едет с пересадками, другие вообще переезжают поближе к реабилитационным центрам. Многие и вовсе просто остаются дома.
И если у детей-инвалидов есть крепкая поддержка в виде родителей, то взрослым челнинцам с ограниченными возможностями здоровья остается надеяться только на себя и волонтеров. Горожане не могут полноценно участвовать в городской жизни и профильных мероприятиях. Директор благотворительного фонда «Солнце внутри» Юлия Ахметзянова рассказывает, что после исчезновения больших автобусов каждая групповая встреча сопряжена с массой проблем.
- Ситуация с транспортировкой инвалидов достаточно сложная в Челнах. В этом году мы столкнулись с ней особенно остро. Без больших автобусов стало гораздо сложнее добираться до места сбора. Газель в расчет не берем, потому что она не вместит человека в коляске. К тому же газель – это очень экстремальный вид транспорта, в котором выживает, в случае ДТП, только здоровый… Единственный путь передвижения – трамвай. Но это не решение, так как не у всех рядом есть трамвайные линии, - рассказала Ахметзянова. - Если мы собираем по 8-10 человек на мероприятие, каждому индивидуально продумываем пути проезда. Кому-то помогают родители, кому-то наши волонтеры. Но не у всех есть возможность воспользоваться такой помощью. У нас есть четыре волонтера, но они тоже все работают, не всегда могут.
Трудности возникают и с такси. Ахметзянова отметила, что услуга зачастую остается последним выходом для инвалидов.
- В 80% случаев водители, видя человека в коляске, сразу отказывают. Кто-то не хочет пачкать коляской багажник, кто-то вообще предпочитает не сажать в салон человека-инвалида... Мы бы хотели обратиться с просьбой о помощи к службам такси. Никто не говорит о бесплатных услугах, инвалиды готовы платить за проезд. Мы просим, чтобы они хоть как-то прислушивались к вопросам о транспортировке. Если от нас требуется соблюсти какие-то условия, мы готовы все это обсуждать.
«НАМ ПОКА ТОЛЬКО ОБЕЩАЮТ ДОСТУПНЫЙ ТРАНСПОРТ. НО ЕГО НЕТ. ОБЪЯСНЯЮТ ТЕМ, ЧТО ЯКОБЫ НЕТ ДЕНЕГ, А УЧАСТИЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ НЕ ПРИНОСИТ РЕЗУЛЬТАТОВ»
К действиям приступили в Набережночелнинском филиале Всероссийского общества слепых. Они организовали круглый стол с участием представителей исполкома. Люди с нарушением зрения озвучили проблемы, связанные с общественным транспортом, и даже предложили конкретные меры для их решения. Итогами встречи с Chelny-biz.ru поделился председатель общества Андрей Челноков. Как выяснилось, в исполкоме инвалидам сказали те же самые слова, которые тиражируются на многочисленные вопросы горожан в соцсетях.
- Нам пока только обещают доступный транспорт. Но его нет. Объясняют тем, что якобы нет денег, а участие в федеральных программах не приносит результатов, - сказал Челноков. - Проблема в том, что они пытаются уменьшить объем транспортного средства. Берут те же самые микроавтобусы, которые якобы доступны для маломобильных категорий граждан. Пустили на тестирование три автобуса ГАЗель Next City… Говорят, что автомобиль дорогой, плюс маленький пассажиропоток, а в больших комфортабельных автобусах нет рентабельности. Хотя я не думаю, что Набережные Челны меньше, чем Казань в плане пассажирского трафика. Почему-то столица приняла решение о замене газелей на автобусы, а у нас не хотят.
Челны снова уходят в эпоху микроавтобусов, уверен председатель. Несмотря на то, что они доступны для инвалидов-колясочников, из-за их малогабаритности появится дискомфорт для всех пассажиров.
- Да, колясочник заедет, а обычным людям пройти будет уже сложно. Поэтому, когда речь заходит о доступности, мы говорим не только о колясочниках, но и о рядовых людях – необходимо, чтобы было комфортно для всех. У меня есть собака-проводник, она должна быть без намордника (подать какой-либо предмет, если он упадет из рук). Но в микроавтобусе люди могут быть против или вовсе напуганы, потому что животное большое. Как я сяду с собакой в этом микроавтобусе? Большие же автобусы позволяют это сделать. На все вопросы город ссылается на трамваи. Эта система у нас в городе, конечно, развита, но не везде. К тому же, когда мы говорим, что необходимо сделать продолжение путей, но нам опять-таки отвечают, что нет финансирования.
Власти, по словам Челнокова, не готовы поддержать инициативы, которые активно реализуются в других городах.
- Например, в городе действует система оповещения по обозначению подземных переходов и остановок. Эту тему «делает» коммерческая организация, наши партнеры. Они это реализуют для рекламы, само собой, а для нас это звуковой маяк. Проблема в том, что колонки необходимо подключать к питанию, а город отказывает в содействии. Якобы они не могут заставить организации подключить колонки к своим источникам питания. Наши партнеры даже готовы сами оплачивать электричество, важен сам факт подключения. Но нам не хотят идти навстречу. В исполкоме придерживаются позиции: мы госчиновники, ни на кого влиять не можем, заставлять не можем, организации сами должны решать.
По тем же причинам стопорится ситуация с внедрением в Набережных Челнах приложения о российских разработчиков BusTime. Благодаря ему люди с нарушениями зрения получают звуковой сигнал, когда приходят на остановку, могут узнать время прибытия автобуса. Также приложение оповестит, когда необходимо сесть в нужный автомобиль и на какой остановке выходить. Для того, чтобы подключить город к системе, необходимо оснастить общественный транспорт специальными устройствами, которые в режиме реального времени отправляют текущее местоположение техники (определенное по спутникам) через мобильный интернет. Разработчики, по словам Челнокова, готовы к сотрудничеству даже на безвозмездной основе, главное, чтобы перевозчики предоставили необходимые данные. В Челнах к системе уже подключено трамвайное депо, но газели так и остаются в стороне.
- Мы просто просим у властей содействия, чтобы перевозчики передали данные разработчикам приложения. Оно было успешно подключено в Казани, потом присоединился Нижнекамск. Сейчас подключился Альметьевск - просто после звонка в исполком. Нам же в нашей администрации отписались, что информацию передали перевозчикам. Мол, если захотят, представят данные, заставлять никого не можем. Но ведь приложение поможет не только нам, но и горожанам и перевозчикам. Сейчас проблема не только в доступности, но и в том, что автобусы ходят с большим интервалом, в частности, в часы пик. Вместо того, чтобы ждать автобусы по 20-30 минут, можно использовать приложение. Оно позволит определить сколько маршрутов на линии и через сколько прибудет транспорт. Мы обратились по данному вопросу к руководителю исполкома Фариду Салахову. Но как только мы записались, наш вопрос в разработку взяли в управлении экономики.
Инвалиды надеются, что их обращения все же помогут сдвинуть процесс с мертвой точки. Пока же исполком на многочисленные вопросы держит крепкую оборону, ссылаясь на слова мэра Наиля Магдеева. На первом заседании горсовета глава сообщил, что автобусы большой вместимости в Челнах появятся через месяц-полтора. Впрочем, и это время близится к концу: депутатское заседания, где прозвучало очередное обещание мэра, было 23-го сентября.
Юлия Шестакова
Фото: Chelny-biz.ru, nabchelny.ru, m24.ru, Комсомольская правда
лена
Вячеслав
Солнышко
Екатерина
Петр
Пётр
Кирилл
Илья
яя
гость
Дежавю
Challenger