08:28, 14 Мая
Еще новости
Подробно

Эскиз памятника Аязу Гилязову выберут через конкурс среди скульпторов

29.04.2025, 10:42

Татарский драматический театр имени Аяза Гилязова в Набережных Челнах планирует объявить конкурс на лучший эскиз памятника драматургу, чье имя носит культурное учреждение. Лучшую работу планируют реализовать на территории театра.

– В 2028 году 100-летие Аязу Гилязову. Мы обсуждали концепцию, месторасположение со скульпторами и архитекторами. Однозначно, он появится возле театра – напротив входной группы, либо в парковой зоне при театре, – рассказал Chelny-biz.ru Олег Киньзягулов, художественный руководитель театра. – Сейчас мы готовим положение, в последующем будет объявлен конкурс на лучший эскиз памятника. К 100-летию Аяза Гилязов будем готовить большое торжественное мероприятие. Вся работа ведется совместно с городом, театром и аппаратом раиса. Понятно, что это затратное мероприятие, поэтому я и озвучил вопрос раису. В Казани, к примеру, памятник Фатиху Кариму обошелся в районе шести миллионов рублей.

Предложение установить в Челнах памятник драматургу Киньзягулов озвучил на прошлой неделе раису РТ на встрече с деятелями татарского театрального искусства. Подробнее об этом - по ссылке.

Фото: Руслан Тазиев

Комментарии
29.04.2025, 11:10

В Чукмарлы с памятником ...на родину героя.
29.04.2025, 13:03

Интересно, у театра такие внебюджетные доходы, что они могут позволить себе памятник? Или они хотят потратить деньги города, потому что им захотелось?
29.04.2025, 14:52

Билеты они бесплатно раздают?
29.04.2025, 21:45

Билеты не покрывают расходов театра и он финансируется бюджетом. Раис если обещал, то не из личных денег будет оплачивать этот памятник. В городе ещё много чем нужно заняться. И в татарском драмтеатре, кроме установки памятника, есть что делать. Неужели мало, что театр носит имя Аяза Гилязова. И лучшим способом прославить его было бы именно развитие самого театра, рост его популярности.
29.04.2025, 15:06

они на днях у раиса попросили этот памятник
29.04.2025, 22:17

Как быстро вопрос решился: на прошлой неделе только попросили раиса и вуаля... Это вам не десятилетия ждать стелы первостроителям.
29.04.2025, 16:06

За три года китайцы город построят, чего тяните резину на три года? Надо добавить скажите-- народ добавит!
29.04.2025, 16:07

Коренной

Хотеть конечно можно, но результат будет отрицательный.
29.04.2025, 16:28

Не говори хоп, пока не перепрыгнул)
30.04.2025, 10:14

В трех фразах кто нить ( кроме раушении ) может описать суть подвига данного человека из Чукмарлов и его отношение к нашему городу . Можно же и Чехову Антон Павловичу ,в честь 165 летия ,поставить монумент.
30.04.2025, 13:47

Кто бы сомневался ..никто знать его не знает . В Челнах .
30.04.2025, 13:44

Раушания

Уважаемые, 10 человек написали комментарии без имени, значить- анонимные , т.е если бы захотели действительно узнать , то интернет у каждого есть! Вот передо мной: Аяз Мирсаидович Гилязов родилься в д. Чукмарлы, в семье учителя, детство провёл в деревне Верхний Багряж ( Заинский район), получил полное среднее образование в Сармановской ср. школе, 1948 году поступил в Казанский Государственный Университет! В 1950 году был арестован и сослан Карагандинский лагерь, где находился 5 лет. В 1955 году был реабилитирован и продолжил учёбу! Сотрудничал журналами "Чаян", " Азат хатын", стал редактором отдела прозы журнала " Казан утлары"! В 1963 году окончил Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР. Награды : -- Заслуженный Деятель Искусств ТАССР ( 1978); --Государственная Премия ТАССР им. Тукая (1983); -- Заслуженный Деятель Искусств РСФСР (1985); --Государственная Премия РСФСР ( 1987); -- Народный Писатель Республике Татарстан ( 1993) ! Умер 13 марта 2002 году в г. Казани!!! Он Учился, Писал, НЕ сдавался , продолжал Учится и Писал Историю о Нашей Жизни!!! Его Награды доказывают о Его Подвиге, никто Не сомневается, Тогда Награждали ЧЕСТНО, кто Действительно ЗАСЛУЖИЛ !!! Уважаемые, анонимные комментаторы- НЕТ таких ВЕСОВ, чтобы взвешивать Заслуги - Заслуженных Деятелей Искусства и определить -- Где и в каком месте можно Увековечить его Память в Нашей с Вами РОДИНЕ - РОССИИ !!! --и НЕТ такой записи очередности ( кого после кого) в Нашей Конституции РОССИИ !!! Надо побольше Узнавать, Изучать Нашу Историю и ПУСТЬ Будет побольше таких Деятелей Искусств и Заслуженных Строителей, Учителей, Врачей и т.д ..!!! Всегда найдется МЕСТО в Наших Сердцах и тем более на Нашей Земле , где уже покоятся ОНИ, Вечная ИМ Слава и Наш Низкий ПОКЛОН!!!
30.04.2025, 15:10

ВЫ думаете Если использовать многО Заглавных букв ( как на зоне в малявах ) то будет яснее вОТ это все читать и понимать ? А можно конкретнее на вопрос предыдущего комментатора ответить : "в чем суть подвига данного человека из Чукмарлов и его отношение к нашему городу" ? Народный Писатель Республике Татарстан - это не подвиг если что . ПОДВИГ- Героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском. Он в чаяне родину под свистом пуль защищал ? И про где и в каком месте можно увековечить - это уж точно НАШЕ дело - горожан ,а не ваше и Киньзягулова . Давай те не будем возводить в НАШЕМ в городе памятники всем подряд заслуженным и не очень деятелям искусств РФ . п.с. " Тогда Награждали ЧЕСТНО, кто Действительно ЗАСЛУЖИЛ !!!" - это вы сейчас на что намекаете ????
30.04.2025, 15:12

Если коротко то так - НИКАКОГО отношения к Набережным Челнам он не имеет .
07.05.2025, 12:55

Житель Автограда

Учился в Казани, работал в казанском журнале, всю жизнь жил в Казани (кроме заинского детства и Караганды). Вывод: пусть Казань, Заинск и Караганда оспаривают честь строительства памятника. У Челнов есть люди, работавшие геройски и жившие здесь, они более достойны памятников. Да и театральных деятелям стоило бы о них спектакли ставить и рассказывать, а не о своих коллегах.
30.04.2025, 17:38

Раушания

Спокойно пишите, тут даже заглавными буквами не спастись!!! вы что, с зоны меня что ли пугаете! вы ещё дайте совет , как вчерашней передаче 60 минут, он даже играл во время СССР , в наших фильмах и говорил на русском , вот его совет : " Дайте по голове бутылкой, и они( пацаны говорящие по-русски) быстра забудут русский язык, сразу начнёт говорит на родном языке, т.е на украинском"! из-за запрета русского языка и началась эта война, да, теперь много совершающие Героические Подвиги, а какой Ценой?! Давайте, вы тоже дайте мне по голове , я забуду как пишут "на зоне"!!! я говорила о конкретном человеке и писала с интернета биографию, и не веду себя будто я сама его произведения писала!!! а вы ведёте , будто хозяин этого города , который совершал настоящие героические поступки и второй город челны в татарстане, после столицы казани, является вашей собственностью!!! вам нравится всё запрещать, нравится , что подростки занимаются вандализмом, мошенничество - которые доходит больше 2 ух миллиардов рублей в день, за эти деньги можно построить школу на 1224 учеников как замелекесье, не тревожит так, как памятник перед драм театром, кому угодно понятно, это всё таки лучше , чем 10 больших красных букв, наверняка и цена не будет отличатся от стоимости памятника!!! дальше, будьте добры, расскажите о своих подвигах пред жителями , на этой земле где покоятся наши ПРЕДКИ , всех национальности и ВЕРЫ !!! и какое отношение вы имеете к нашему татарскому театру, где не смотрели не одного спектакля по произведениям Аяза Гилязова?! п.с я всё написала с маленькой буквы, всё равно смысл слов не меняется! только глупое замечание , от приступа злости, на самом деле- тесно вам в нашем городе! это если даже откажемся от всех памятников и ни один проспект не будем называть, как нам нравится, всё равно придумаете следующие.....!
30.04.2025, 19:16

Раушения , так вы ответьте человеку то на его вопрос ! Про подвиг его и какое он отношение имеет к Челнам? Зачем столько воды лить. И да , правильно вам говорят- так только малявы пишут . Уважайте остальных ,не коверкайте язык .
01.05.2025, 11:29

"...тесно вам в НАШЕМ городе!" С чего это он ВАШ? Как говорится "присвоила кобыла ременный кнут". Не много ли мните о себе? Он такой же наш, как и ваш.
01.05.2025, 09:47

Раушания

19:16) извините, у человека бывает ИМЯ , которые дают с рождения!!! если человек , задает мне вопрос , при этом скрывает своё имя, то думаю здесь есть не искренность заданном вопросе (сарказм) и пишет моё имя с ошибкой уже 2-ух комментариях, то я подозреваю , что у него нет капли уважения ко мне и ответ мой для него вообще не НУЖЕН !!!
01.05.2025, 11:49

"10 больших красных букв" -это не просто набор букв, а название театра, надо бы знать.
01.05.2025, 16:09

Он вам фамилию написал. Чего юлите? Сказать нечего по факту? Кроме 5 лет в лагерях и чаяне. Вопрос прямой был. Какое отношение имеет этот человек к НАШЕМУ городу. Не к вашему селу откуда вы родом, а к Набережным Челнам. У нас есть много земляков заслуживающих этого. Нечего ответить похоже.
01.05.2025, 14:44

Раушания

11:29) у вас злости больше, чем пользы от ваших комментариев! Надо больше читать доброе произведения Заслуженных писателей! 11:49) Я тоже считаю , что это название и вы без всякого обсуждения против, поставили перед Театром и мы только радовались что в Нашем Городе появился такой Красивый Театр! Театр " Мастеровые" без больших красных букв Шикарный ! Но мы не против вам нравится наслаждайтесь! Только не становитесь "на дыбы" , после каждого предложения , которые всё таки поможет узнать молодёжи историю наших Народов , благодаря театру и Достойных Деятелей Искусства!!! В деревнях театры не строят, даже в больших городах это - Роскошь! Театр Галискара Камала ( он мой земляк ,мы родились в одной деревни " Казан артында") и театр Карима Тинчурина и благодаря очень талантливым артистам сохранили Наш Родной Татарский язык ! Наш Родной Татарский Язык на грани исчезновения, в этом только мы татары сами виноваты!!! Без куп эшлэрдэ булдырабыз!!! Менэ- уз теленне саклап калу ягыннан , без булдырмыйбыз!!! Кызганыч бу, Иптэшлэр!!!
07.05.2025, 13:43

Есть такая мудрая пословица: Акыллы атын мактар, юләр хатынын мактар, шыр тиле үзен мактар. Хвалить в меру надо и того, кто заслужил. Где заслуги Гилязова перед городом Челны? В журнале Чаян работал, фельетоны писал.
07.05.2025, 16:18

Раушания

13:43) Если бы был жив А.Гилязов наверняка ответил бы так: " Мактанырга хакым бар, алма - чуар Атым бар!" " Менэ шул - Алма-Чуар АТ"- кешенен Гомер буе эшлэгэн ЭШЕ"! ( "Хвастаться имею право, у меня Пегая Лошадь - ЕСТЬ"! " Вот эта Пегая Лошадь- Труды всей Жизни у Человека"!)
02.05.2025, 12:58

Марат

Давай поставим памятник Магдиеву, пока он живой. Много сделал для нашего города. Заслуживает.
07.05.2025, 13:13

Марат

Вы уходите от ответа на вопрос, который вам задают: что сделал А. Гилязов для нашего города, какое отношение он имеет к нему? Есть челнинцы, достойные памятников, труженики, создававшие город и КАМАЗ. Назову вам навскидку: Нигматулла Тухбатуллович Абдуллин, Нагим Харисламович Аглямов, Геннадий Петрович Боровиков, Виктор Иванович Герасименко. Поинтересуйтесь славной биографией этих людей, может быть поймёте, что есть кем гордиться Челнам. Рабочими-камазовцами, а не казанскими журналистами и драматургами.
07.05.2025, 13:36

Марат (13.13)

Уточню, о мэре пишет другой Марат, не спутайте.
07.05.2025, 15:18

Я хорошо знаком с творчеством А.Гилязова и ни чуть не отрицаю его талант, как писателя, но речь не об этом. Вот так ли сильно нужен этот памятник О.Киньзягулову, что он никак не может забыть эту идею и уже вовсю воплощает её в жизнь, не получив даже ответа раиса и финансирования?!.Киньзягулову, который не знает татарский язык, который в Татарстане не родился, не рос и тем более не читал на татарском языке произведения Аяза Гилязова, который ставил произведения татарских классиков только с перевода на русский язык... В место того, чтоб заниматься развитием театра, он требует памятник, при том, что театр уже носит имя А.Гилязова. С приходом данного режиссёра вынужденно со скандалом ушли именитые артисты, которые работали с основания театра и составляли его золотой фонд. А теперь готовы потратить огромные суммы на установку памятника. А почему бы не задуматься об основателях, первопроходцах этого театра? Их имена кто-то знает, может есть указание-табличка в здании, музей в театре? А эти люди есть, если не знал Киньзягулов и околоприближенные менеджеры театра. Желание заполучить деньги хорошо, но смотрится смешно, когда ты пытаешься купить роскошную шапку, при этом носишь дырявые штаны...
07.05.2025, 18:35

Раушания

Статья вышла 29/04, ну почему то всё время у меня спрашивают," какие заслуги у А.Г."?! 13:43) мне послал поговорку на татарском, я всё таки переведу за него: " Умный - лошадь хвалит, дурак - жену хвалит, а совсем дурак - себя хвалит!" и не дописал А.Г. был ещё редактором журнала "Казан утлары"! Я забыла спросить у него : в какой группе дурака он меня зачислил ? И хочу уточнить, как называется человек, который насмехается над Заслуженном Деятелем Искусства , (уже покойного) Своего Родного Народа? Марат , похвально что имя написал! У меня вопрос к вам : -- почему вы поднимаете такой вопрос , только тогда , когда предложили памятник А.Г ? -- или вы считаете , что именно А.Г. помешал или драм театр? -- тем более 2026 году будет 50 лет как первый автомобиль КАМАЗ сошёл с конвейера КамАЗа! -- потом ( 15:18) начал нападать на Киньзягулову....перечислил столько такого , чтобы никогда не у кого дальше и в мыслях не было , такое предложение делать!!! Как же тогда наш Этнос сохранить? Т.Е. Народ говорящие на одном языке, имеющие общую Культуру, живущие на своей земле с глубокими корнями и даже нацию называют - это имя перед Всевышний?! Заслуги - писателей , поэтов Огромные , чтобы мы делали без них : -- на уроках в школе , в садиках и т.д.... ? -- в ожидание любого транспорта, когда едешь или летишь куда- то? -- я когда убирала сорняк в огороде между ботвой картофеля, в левой руке держала книгу, а с другой рукой убирала сорняк, не заметно было как ряды прохожу! --а когда горе, усталость, одиночество и ......? -- а спектакли по телевизору в деревнях, для нас был Праздник, в Камском Регионе тоже деревни есть, а театра нет и не будет! Вот это и есть Заслуги писателей и поэтов! Мы даже не знаем имени иногда и не знакомы, но они наши большие Друзья ! Даже тогда, когда у нас теперь телефоны и компьютеры, но необходимости Талантливых Деятелей Искусства не исчезнет ! Я так думаю, а вы думайте как хотите, я первая написала " поддерживаю", также поддерживаю ! Будет памятник или не будет я не знаю! Но если не будет , то на том свете покойному Азу Гилязову хуже НЕ СТАНЕТ!