Шамиль Ибрагимов, бывший заместитель председателя суда Набережных Челнов, который почти 40 лет посвятил судебной системе и все эти годы рассматривал уголовные дела, рассказал в интервью об угрозах от подсудимых, запоминающихся делах и как изменилась профессия с советского времени. На днях Ибрагимова проводили в почетную отставку, последняя его должность – председатель судебного состава уголовной коллегии Верховного суда Татарстана
Уроженец поселка Лесхоз приехал в Челны, чтобы обеспечить семью. Тогда Ибрагимов перешел на заочное обучение на юридическом факультете в Казани и устроился на Завод ячеистых бетонов в автограде. После окончания обучения в университете его пригласили на должность юрисконсульта в «Челныгорстрой». Однажды Ибрагимов случайно познакомился с судьей Комсомольского райсуда Рафаилом Хабибуллиным, который позднее возглавил Автозаводский райсуд. Спустя время он пригласил Ибрагимова в коллектив.
В марте 1985 года Ибрагимов был избран судьей Автозаводского районного суда. Десять лет он проработал на посту, затем Автозаводский и Комсомольский суды объединили в Набережночелнинский городской суд. Здесь Ибрагимов восемь лет проработал зампредседателя. В 2003 году перешел в Верховный суд Татарстана.
– В советское время судья имел больше полномочий, в частности, он мог даже уголовное дело возбудить. Могу в качестве примера привести дело, рассмотренное мною в Челнах. В суд поступило дело в отношении нескольких подсудимых, и уже в ходе рассмотрения я понял, что находившиеся в момент преступления вместе с подсудимым лица, которые были признаны свидетелями, должны были также сидеть на скамье подсудимых. Их показания свидетельствовали об их причастности к совершенному преступлению. Я возбудил в отношении двух свидетелей уголовное дело, арестовал их в зале суда и вернул дело на дополнительное расследование. Мне очень жаль, что сегодня уже не существует института дополнительного расследования, который был достаточно полезным инструментом по сравнению с существующим сегодня возвратом уголовного дела прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению, так как тогда это была другая процедура, более продуктивная, - поделился он в интервью, которое вышло в газете «Суд да Дело в Татарстане».
Заслуженный юрист республики рассказал о самых запоминающихся делах в своей практике. Ибрагимов поделился, что не всегда любил рассматривать дела о ДТП.
- Подсудимый в нетрезвом состоянии совершил наезд на автомобиль, в котором погибли оба супруга, ребенок остался инвалидом, подсудимый также получил множество повреждений. Пока изучал дело, рассматривал, писал приговор, писал от руки, помню, Рафаил Хаматович (Хабибуллин – ред.) обратил внимание на мое эмоциональное состояние. Тогда сказал мне: «Если ты за каждое дело будешь так сильно переживать, тебя надолго не хватит». Он был прав, нельзя слишком близко к сердцу принимать негативные обстоятельства дела, - вспоминает Ибрагимов.
Рассказал он и о другом важном для него уголовном деле.
- Был период, когда началось поступление множества уголовных дел по так называемому рэкету. Потерпевшие были очень напуганы. В моем производстве было дело в отношении Хабибуллина Наиля по кличке Тяга, обвиняемого в вымогательстве денежных средств. Мне это дело запомнилось еще и тем, что его родители были интеллигентными людьми: отец – юрист, мать – врач. Несмотря на это, сын стал преступником. Тогда я для себя понял, как важно заниматься воспитанием своих детей, - рассказал он.
Говоря об угрозах от подсудимых, судья поделился, что их было несколько, но они не носили систематический характер.
– Было дело по изнасилованию, когда отец подсудимого очень хотел, чтобы сын избежал наказания. Был вынесен обвинительный приговор, который вступил в законную силу. Помню, отец осужденного тогда говорил мне что-то наподобие: «Мы еще встретимся» и так далее. Я всерьез это не воспринял. Подобных случаев было несколько, но они не носили систематический характер. Я для себя отметил, что подсудимые в большинстве своем знали, что совершили, даже когда не признавали свою вину. Но для них было очень важно, чтобы дело внимательно и тщательно разбирали, каждую деталь, каждое процессуальное действие, - отметил Ибрагимов.
Бывший зампредседателя суда Челнов затронул вопрос кадров, говоря о том, что на его взгляд нужно менять в судебной системе.
– Считаю, что сегодня излишне строгие требования к конфликту интересов при назначении на должность судьи, согласен, что должны соблюдаться жесткие правила, но любую благородную идею можно испортить, что, на мой взгляд, и происходит в настоящее время. Это очень мешает набрать достаточное количество грамотных специалистов на должность судьи, - ответил он.
На заслуженном отдыхе Ибрагимов планирует продолжить путешествовать с женой - поехать на Алтай, на Сахалин, в Нефтеюганск, проводить время с семьей и внуками.
Рамзия
Ильдусик