Музей КАМАЗа рассказал о забастовках, которые проходили на автогиганте в разные годы. Примечательно, что первая из них прошла в 1980 году, ее устроили американские специалисты. Они протестовали против ввода ограниченного контингента в Афганистан и участия в боевых действиях камазовских грузовиков.
Что касается протестных акций самих камазовцев, то одними из первых бастовали работники модельного участка цеха точного стального литья литейного завода в начале 1989 года. Причины забастовки – переход бригад цеха на оплату труда по конечному результату, снижение размера ежемесячной оплаты труда моделистов на 30-40 рублей и игнорирование требований рабочих начальником цеха.
Социальная напряженность в коллективах рабочих нарастала в период, когда «КАМАЗ» стал АО в 1990 году и после распада Советского Союза. В 1992-м забастовки прошли в разных подразделениях автогиганта и даже были случаи остановки конвейеров. К примеру, в апреле того года рабочие корпуса стального литья (КСЛ) литейного завода предъявили администрации требования о повышении и своевременной выдаче зарплаты, о контроле за распределением товаров и качественным приготовлением пищи в столовой, об улучшении условий труда и отдыха и объявили предупредительную забастовку.
Пожар на заводе двигателей в апреле 1993 года на некоторое время приглушил рост забастовочного движения. Но после того, как наметился процесс восстановления завода двигателей, а на «КАМАЗе» появились приказы о сокращении затрат по фонду оплаты труда, то снова стали расти волнения рабочих. В середине 1990-х выпуск автомобилей КАМАЗ снизился, на автозаводе выросла задолженность по зарплате. Среди рабочих копилось недовольство и возмущение, которые в итоге вылились в многочисленные конфликтные ситуации 1995-1997 годов.
В марте 2008 года на автомобильном заводе прошла стихийная акция протеста. С требованием повысить зарплату протестующие тогда остановили конвейер сборки кабин. Забастовки прекратились, когда камазовцам стали регулярно выплачивать заработную плату.
Фото: Музей КАМАЗа
Камазовец