О расположении церковной мужской общины на территории современных Набережных Челнов рассказал историк Владимир Ермаков. Известный краевед-исследователь привел данные об этом в своей работе «Челнинская история».
«На территории современных Челнов существовал мужской монастырь, - пишет Владимир Ермаков. - Поскольку документов по его истории сохранилось очень мало, то в трудах краеведов прослеживается много разногласий и неясностей по этому вопросу. Попробуем разобраться. Во-первых, о названии. В некоторых книгах и статьях монастырь именуется Шильнинским. На самом деле в переписных книгах XVII века нам ни разу не встретилось такое название. Да монастырь и не мог так называться, так как располагается не на реке Шильне, а в устье речки Челнинки. В документах он именуется так — «новые пустыни Пресвятые Богородицы Казанския и архистратига Михаила». В исторической литературе XIX века он был известен как Казанский Богородицкий монастырь. Такое название он получил по имени храма, который располагался в устье Челнинки (на Элеваторной горе) и являлся центром и сердцевиной монастыря.
Во-вторых, много неясностей имеется и по вопросу о времени основания Казанского Богородицкого монастыря. В «Справочной книжке Уфимской губернии» за 1883 год известный знаток древностей Закамья Р. Г. Игнатьев относил возникновение его к концу XVI-началу XVII веков. При этом он ссылался на хранящиеся якобы (сейчас этот факт проверить трудно) у крестьян села Боровецкого выписки из писцовых книг за 1623 и 1624 годы. В этих документах утверждалось, в частности, что «строитель черный поп Авраамий строил новую (выделено нами — В. Е.) деревянную церковь Казанския Божия Матери с приделом св. Михаила Архангела». Отсюда следует, что прежняя церковь и сам монастырь существовали задолго до 1624 года и, соответственно, задолго до основания Набережных Челнов.
Возникают, однако, серьезные сомнения на этот счет. Почему, например, при наделении в 1626 году землей и угодьями крестьянской общины Федора Попова ни сам монастырь, ни его земельные владения в документах не упоминаются? Это неизбежно случилось бы при первом же межевании, которое тогда осуществлялось по естественным признакам. Обращает на себя внимание и другое. Непреложным фактом является то, что Казанский Богородицкий монастырь был приписан к Казанской Седмиозерной Богородичной пустыни. А известный историк конца XIX-начала XX веков И. Покровский считал временем основания Седмиозерной пустыни 1628 год.
Кажется наиболее вероятным, что Казанский Богородицкий монастырь был основан в первой половине 30-х годов XVII века, т. е. тогда, когда уже существовал Челнинский починок и многие окрестные деревни. Некоторые новые обстоятельства, относящиеся к истории монастыря, были обнаружены нами в грамоте XVII века, опубликованной в 1882 году в газете «Уфимские губернские ведомости». В этом документе, в частности, говорилось о том, что старец Давыд «с братиею» подал уфимскому воеводе Льву Плещееву челобитную, чтобы «их богомольцев своих пожаловать велети им на устье Челны реки на верхнем бору (т. е. на нынешней Элеваторной горе) под пустынь расчистить место и устроить монастырь». Разрешение уфимского воеводы и благословение митрополита казанского и свияжского Матфея были получены и через короткое время, как отмечалось в той же грамоте, «в Челнинском починке /!/ в устье Челны речки на верхнем бору... храм воздвигнут и монастырь устроен...»
Раиль
Дмитрий
Саид