Какой бизнес был самым доходным среди первых поселенцев на территории будущих Набережных Челнов, рассказал историк Владимир Ермаков.
«Некоторые челнинцы построили и содержали водяные и ветряные мельницы. Это были местный староста Тренка Замарай, Филька Соснин, Иван Федоров, Ондрюшка Калинин, Калинка Гагин, - сообщает исследователь в книге «Челнинская история». - За определенную плату на их мельницах крестьяне ближайших сел производили размол зерна на муку. Хозяева мельниц платили в казну денежный оброк — от 26 коп. до одного рубля в год. Были в селе Мыс и два двора, чьи обитатели занимались торговыми промыслами. По своим оборотам и доходам они резко выделялись среди односельчан. В одном дворе жил Федька Гурев с сыном Сенькой. Проживали они здесь с середины 40-х годов 17-го века «для откупного кабацкого и таможенного промыслу». Тягло Федька Гурев платил в Москве, на Бронной слободе, а в Челнах собирался жить, «покамест откупные промыслы отойдут». А на откупе у него здесь находились челнинский кабак, таможня, поварня, две крупные мельницы. Об их доходности мы можем только догадываться.
Однако косвенно о размерах дохода свидетельствует огромный размер денежного оброка, который Федька Гурев должен был заплатить в 1652 году — триста шестьдесят три рубля двенадцать алтын три деньги. При том, что денежный оброк с челнинских крестьян всех деревень и починков составлял тогда лишь сорок девять рублей двадцать алтын пять денег — т. е. в семь раз меньше.
В другом дворе числился «Стенька Игнатов Боровецкой (не по его ли имени названо село Боровецкое?) з братом двоюродным Стенкою ж Мишиным сыном Комовым».
Именно числился, так как по свидетельству Стенки Комова, уже года с три прошло, как Стенка Боровецкой переехал из Челнов во Владимир, где и живет в тягле. А в селе Мыс он поручил своему двоюродному брату торговать из двух амбаров хлебом и солью. Да у них же еще «на монастырской земле солодовня, растят солод и отпускают в Астрахань». Немалые доходы получали они и с довольно крупной водяной мельницы. Как мы видим, с самого начала в Челнах развивалось торговое и производственное предпринимательство. А сфера деятельности первых предпринимателей простиралась аж до Астрахани.
Набережная слобода с самого начала отличалась тем, что по сравнению с другими селениями в ней был гораздо ярче выражен промысловый характер занятий ее жителей. Бобыльские дворы на денежном оброке составляли здесь примерно четверть всех дворов. Занятия людей были тесно связаны с Камой. Это видно и по фамилиям (прозвищам) жителей слободы: Гришка Афанасьев Борода рыболов, Екимка Семенов Перевощик, Ивашка Галахопонов Лапарев рыболов, Афонка Васильев Шульгин с сыном с Гришкою Рыболовом, Васка Иванов Рыболов. Денежный оброк на них составлял от десяти до двадцати пяти копеек в год».
Житель