Анестезиолог-реаниматолог из Набережных Челнов рассказал, что чувствуют врачи, когда им приходится сообщать людям о смерти их родных. Евгений Думаньян, заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии №2 БСМП, отметил, что родственники по-разному реагируют на трагичные новости. Один справляется с эмоциями, другой впадает в громкую истерику, а третий находится в тихом шоке.
Врач добавляет, что методы коммуникации тоже нужны различные. Кому-то необходимо открыто посочувствовать, кого-то привести в чувство строгим разговором. Но в любом случае, это никогда не бывает легкой задачей.
— И если случается смерть — о ней сообщаю родственникам, как правило, тоже я. Это часть работы любого врача, и это должен уметь делать каждый из нас. Говорить о смерти нужно нейтральным тоном. Ни в коем случае не холодно, но нейтрально, - рассказал реаниматолог в интервью «Реальному времени», добавив, что поначалу все эпизоды, связанные со смертью, для него были травмирующими. — Смерть сначала была для меня чем-то отрицаемым, отвергаемым. Чем-то, что отрицало и меня самого как профессионала. Ведь это мысль, навязанная сообществом: смерти быть не должно. И если, в свою очередь, не справиться с этой навязанной мыслью, человек не сможет работать там, где он встретится со смертью. Поэтому пришлось справляться — принять мысль о том, что смерть такая же часть существа, как и жизнь.
Человек, который лежит на столе перед анестезиологом-реаниматологом, для врача обезличен, отметил Думаньян. У него нет личности, пола и возраста. Сочувствия к пациенту во время реанимации тоже не должно быть.
— Ведь что такое сочувствие? Ты разделяешь боль человека и чувствуешь ее вместе с ним. А если я тоже буду чувствовать эту боль — кто его будет лечить? Были у меня случаи, когда я эмоционально вовлекался в лечебный процесс. Как врача меня это парализовало. Этого быть не должно. В этом и есть разница между профессионалом и непрофессионалом. Это все равно что мы с вами, не будучи подготовленными, попадем на поле боя, где должны действовать профессионалы. Они сориентируются, что делать под свистящими пулями, а мы — нет. То же самое и в нашей работе.
Это умение, по его словам, должно нарабатываться. Он сам, возвращаясь с первых своих дежурств с тяжелыми пациентами и смертями, не мог справиться с тяжелыми эмоциями. Но, не абстрагируясь от этих впечатлений, профессионалом не стать.
В Набережные Челны Евгения Думаньяна «переманил» заведующий отделением сердечно-сосудистой хирургии БСМП Рамис Якубов. До конца 2018 года он в течение 15 лет работал анестезиологом-реаниматологом в Краснодарском Центре грудной хирургии. Ранее он стал героем новостей – в сентябре врач помог четырехлетнему ребенку на борту рейса из Челнов в Санкт-Петербург. Мальчику стало плохо: высокая температура, полукоматозное состояние, судороги. Думаньян оказал ребенку первую помощь, привел его в сознание и был рядом до самой посадки.