В Набережных Челнах могут запустить производство отечественных электромобилей на бывшем заводе Ford. К объекту присматривается АО «КАМА», которая развивает проект «Атом». Но пока площадка еще не определена. При этом компания уже обдумывает запуск сборки и в других странах, в том числе в Китае, пишет «Ъ» со ссылкой на гендиректора Игоря Поваразднюка.
- В скором времени мы планируем объявить площадку, на которой будет вестись производство в РФ, - пояснил он, добавив, что в компании в целом рассматривают несколько заводов. - Завод в Набережных Челнах (бывшая площадка Ford) действительно находится с самого начала в периметре нашего анализа. Но за последние полгода количество анализируемых площадок выросло по известным причинам.
Собеседники «Ъ» на рынке при этом не видят других невостребованных площадок иностранных концернов. Один из них слышал, что ранее компания интересовалась бывшим заводом Toyota, который отошел к НАМИ, а затем был переведен под управление «Алмаз-Антея».
Серийная сборка российского электромобиля «Атом» стартует в середине 2025 года — тогда же он поступит в массовую продажу. Автомобиль получил единый внешний вид и размерность для всех версий, что, по оценкам аналитиков, поможет сократить расходы при производстве.
АО «Кама» (издание определяет его как проект Сергея Когогина и Рубена Варданяна) представило первый функциональный образец российского электромобиля «Атом» 11 мая. До конца года компания намерена провести испытания батареи, созданной совместно с «Рэнера» (входит в «Росатом»), а также других систем — подвески, рулевой системы, шасси. Сборка первого электромобиля в РФ намечена на конец 2024 года, а к середине 2025 года компания намерена перейти к серийному выпуску и запустить массовые продажи.
«Атом» позиционируется как автомобиль массового сегмента. По словам Игоря Поваразднюка, по меркам такси это автомобиль сегмента между «Комфорт» и «Комфорт+». Компания показала собственную операционную систему Atomverse на базе Kaspersky OS. Ее предполагается предлагать и другим игрокам авторынка, в том числе за пределами РФ.
- Уже сейчас мы с рядом автопроизводителей ведем диалог о том, чтобы начать адаптацию наших софтверных продуктов. Эта работа начата, но, думаю, что рост интереса произойдет, когда на рынок выйдет продукт,— говорит Поваразднюк.
Помимо российского рынка, электромобиль «Атом» предполагается поставлять на экспорт, в том числе на рынки Китая и Юго-Восточной Азии. Сейчас у «Атома» есть инженерное подразделение в Китае, а также будущие поставщики из этой страны, а также Турции и Индии. Кроме того, рассматривается и организация выпуска в других странах, уточнил Поваразднюк:
- Мы стартуем в России, а дальше мы рассматриваем не только экспорт автомобилей, но и на больших рынках — вроде китайского — вхождение туда как автопроизводителя.
АО «Кама» было зарегистрировано в августе 2021 года. Гендиректор Игорь Поваразднюк - экс-менеджер блока развития перспективных проектов «КАМАЗа». В разработку автомобиля инвестировали гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин и предприниматель Рубен Варданян.
Фото: АО Кама
Вадим
Ирек
Анатолий
Анатолий