После расстрела студентов в Перми психологи призывают родителей успокоиться и перестать транслировать свой страх детям.
- Единственные люди, кто может дать безопасность ребенку и защитить, - это родители. А если они сами в панике и страхах? Что тогда происходит с чувством защищенности у вашего ребенка? – говорит Надежда Видяева, известный в Набережных Челнах клинический и перинатальный психолог, специалист в детско-родительских отношениях. - Страх перед реальностью - самый травмирующий способ обезопасить своего ребенка.
Трагедия в пермском университете уже отозвалась в Челнах паникой. В соцсетях жители обсуждают меры безопасности в школах и детсадах. Одни требуют от властей усилить охрану. Другие, напротив, попрекают чрезмерно строгим пропускным контролем. Исполком города сегодня попытался снять напряжение. Объявил, что доступ в учреждения образования ограничили, в зданиях монтируют системы речевого оповещения, а в 14 школах уже работает ЧОП.
- Усиление мер безопасности в школах и садах в том виде, в котором это сейчас происходит, усложняет жизнь как родителям, так и детям, - считает психолог Видяева. - Здесь необходима система мер безопасности на государственном и республиканском уровне.
Специалист объяснила особенности реакции детской психики на подобные ЧП и роль родителей:
- В наше время ребенку (подростку) в современном мире живется неспокойно, а если быть точнее – тревожно. Особенно, если эта тревога активно транслируется близкими и значимыми взрослыми (родителями). Так как ребенок - продолжение семейной системы, с которой он прочно связан, он начинает бояться реальности, в которой живет. Мир становится опасным, страшным, люди вокруг - враги и насильники. Единственные люди, кто может дать безопасность и защитить, - это родители. А если родители сами в панике, ребенок начинает бояться реальности, престает воспринимать любую информацию из внешнего мира. Как негативную, так и позитивную. Тревога - одно из самых тяжелых переживаний для психики. Оно формирует устойчивое ощущение опасности в этом мире и в дальнейшем перерастает в психологические травмы, психосоматические заболевания и разного рода расстройства личности (обсессивно-компульсивные расстройства, например). Что ведет за собой множество сложностей в развитии здоровой и адекватной личности.
Надежда Видяева привела свежий пример из практики. Девятилетнего школьника привели на прием после расстрела школьников Казани в мае.
- Когда учитель на классном часе рассказала о трагедии в Казани и сообщила, что были убиты ученики, ребенок начал смеяться. О чем эта реакция? Мама и учитель оценили его как жестокого и не сочувствующего ребенка. На самом же деле, ребенок просто испугался той реальности, где он остался один на один со своими переживаниями. И бессознательно сработал защитный механизм в психике – смех, - поясняет специалист.
Психолог рекомендует челнинцам обязательно говорить с детьми о случившемся в соответствии с их возрастом. Не бояться отвечать на вопросы. Дать ощущение безопасности, даже если самому страшно.
- Ребенок должен уходить в школу с уверенностью, что у него есть родители, которые придут на помощь, - советует Надежда Видяева. - Дать понять, что террористов и опасных людей в мире намного меньше, чем мирных и способных прийти на помощь. Изучите, как должен действовать ребенок в опасной ситуации, и научите этому. Объясните, что любой может попасть в такую ситуацию, и необходимо беречь себя. Это самое главное. Предсказать подобного рода теракты практически невозможно. Как и действие неадекватного человека.