, 4 Декабря
Коронавирус. Заражено: 263 862 263 человека. В России: 9 703 107. В Татарстане: 38 524. В Челнах: 5 230
Еще новости
Подробно


Белый дом кондуктору не указ Пассажирские перевозки остаются в ведении регионов

07.02.2012, 09:17

Минэкономики не поддержало предложение Минтранса передать регулирование тарифов на городские и региональные пассажирские перевозки на федеральный уровень. Минтранс объяснял такую реформу необходимостью обеспечить интересы транспортных компаний, однако Минэкономики дало отрицательное заключение на соответствующий проект постановления правительства: по мнению ведомства, нововведения могут привести к дезорганизации работы общественного транспорта.

Минэкономики опубликовало отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления правительства, меняющего тарифную политику в области пассажирских перевозок (кроме железнодорожных). Напомним, Минтранс в конце октября прошлого года подготовил проект постановления Белого дома, согласно которому тарифы на проезд в городском и пригородном транспорте (кроме электричек) должны были утверждаться по специальной методике. Разработать ее было поручено Минфину, Минэкономики и самому Минтрансу. Де-факто федеральный центр собирался вмешаться в определение стоимости проезда в городском транспорте — сейчас вопрос находится в компетенции региональных или муниципальных властей. Министерство предлагало определять стоимость проезда в городском транспорте по общей методике, разработанной федеральными ведомствами, оставив за регионами только формальное право утверждать эти тарифы. Кроме того, ведомство предложило вообще отказаться от госрегулирования тарифов на наименее рентабельных внутриобластных и межобластных пассажирских перевозках.

Минтранс пояснял, что в последнее десятилетие парк автобусов, трамваев и троллейбусов сократился на 40, свыше 60 парка эксплуатируется сверх установленных нормативов, а его обновление составляет только 40 от нормативного уровня. Пассажирские перевозчики ограничены в своих доходах уровнем, который утверждают региональные или муниципальные власти исходя из социальных задач. Поэтому, несмотря на то, что такие перевозчики, как правило, субсидируются из региональных или местных бюджетов, большая часть транспортных компаний находится на грани рентабельности или за ней (так, убытки фиксировал даже крупнейший перевозчик Московской области — компания «Мострансавто»). Заместитель главы Минтранса Николай Асаул ранее говорил “Ъ”, что субъекты или муниципалитеты зачастую в итоге отказываются субсидировать затраты транспортных компаний, объясняя это тем, что последние не обосновали свои расходы. По его мнению, единая методика, разработанная на федеральном уровне, унифицирует расчет тарифа на всей территории страны и учтет интересы транспортников.

Однако в Минэкономики с подходом Минтранса категорически не согласны. Министерство отмечает, что из проекта постановления правительства неясно, какой уровень рентабельности транспортных компаний Минтранс считает достаточным. Минтранс ранее заявлял, что ни стоимость проезда в городском транспорте, ни расходы федерального бюджета из-за применения новой методики не вырастут. Поскольку ведомство явно ожидает, что доходы транспортных компаний все же увеличатся, из этого следует, что должны вырасти объемы субсидий со стороны региональных и муниципальных бюджетов. Местные власти, судя по представленным в Минэкономики отзывам, отнеслись к этой идее без энтузиазма. По мнению регионов, имеющиеся у них полномочия по установлению стоимости проезда в городском транспорте «позволяют комплексно и эффективно воздействовать на данную область отношений с учетом индивидуальных особенностей региона».

Минэкономики напоминает, что помимо установления тарифов местные власти сейчас также определяют маршруты движения общественного транспорта и распределяют их между транспортными компаниями. Если у регионов забрать полномочия по определению тарифов, фактически сохранив при этом обязанность субсидировать перевозчиков, это может «создать риск принятия разными уровнями власти несогласованных решений в области организации перевозок общественным транспортом на городских и пригородных маршрутах», подчеркивает Минэкономики. То есть существует риск, что местные власти будут сокращать число маршрутов городского транспорта или действовать иным образом так, чтобы сохранить реальный объем субсидий на текущем уровне.

«КоммерсантЪ»