Новости
Подробно


О пользе и вреде «Субботников»

24.03.2014, 09:49

Всеобщая декларация прав человека Статья 23.

• Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

• Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

На днях я прочитал в челнинских СМИ информацию о том, что наш Мэр подписал постановление о проведении в нашем городе очередного «Субботника». В связи с чем я захотел порассуждать вместе с вами, Уважаемые читатели моего блога, о том, что такое вообще есть «Субботник», насколько он необходим нам и не содержит ли он в себе больше вреда, чем пользы? Для этого мне пришлось погрузиться в историю его возникновения и вот, что я выяснил:

«Суббоотник» (Воскреесник) — сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название), появившийся в ранние годы Советской власти как порождение революционного энтузиазма масс в обстановке хозяйственной разрухи, голода и падения производительности труда.

Впоследствии, однако, с уменьшением энтузиазма населения, субботники (обычно приуроченные к праздничным датам) стали привычной, характерной чертой социалистического образа жизни. 1 мая 1920 был проведён 1 Всероссийский субботник. В Кремле в работе на нём принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин. Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде.

Начиная с 30-х годов прошлого века, руководство страны стало использовать «добровольный труд» своих граждан в интересах Государства, экономя таким образом на выплате заработной платы. Коммунистические Субботники рассматривались как одно из средств коммунистического воспитания масс. В комсомольских и партийных организациях участие в субботниках становилось мерилом общественной активности человека, а к немногочисленным уклонившимся могли применяться меры общественного порицания или даже административного воздействия. Само понятие «Субботник» было распространено только в Советском Союзе и ныне известно лишь в странах, возникших после его распада».

Но позвольте, уже нет ни коммунистического государства, которое его породило, ни революционного энтузиазма масс, почему же тогда у нас с прежних времён осталась потребность в использование бесплатного (рабского) труда с целью экономии (разворовывания) средств, под благовидными предлогами воспитания патриотизма, озеленения города, благоустройства территории и т.п. В связи с чем у меня возник вопрос, а насколько законно проведение «Субботника»? Для этого мне пришлось обратиться к Конституции РФ, согласно ст.37 которой:

«Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Каждый имеет право на отдых».

И к Трудовому Кодексу РФ, согласно ст.ст. 4,60,113 которому:

« ...Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе, в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития к которой относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия) запрещен. Исключение составляют лишь случаи, когда работы выполняются в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части ...».

И как следствие, у меня возник следующий вопрос к руководству города: «У нас что, в Челнах из года в год происходят чрезвычайные ситуации, или кто-то просто не справляется со своими обязанностями, а может быть разворовываются бюджетные средства, выделенные на благоустройство и уборку города?». Так как (согласно опубликованным данным), только в прошлом году, на традиционном «Городском Субботнике» приняло участие 745 предприятий и более 74 000 жителей города. Казалось бы, что вот она - экономия бюджетных средств (т.к. прибыль от проведения данного мероприятия должна быть весьма внушительной), потому что большинство горожан и так платит по счетам - за то, чтобы наши дворы были чистыми и благоустроенными, однако мы не получаем этих услуг (о чём свидетельствует сам факт проведения «Субботника» и работы, которые на нём выполняются).

Следовательно, наши деньги и заложенные в бюджете города, средства на проведение данных работ специализированными организациями - уходят неизвестно куда. Фактически получается то, что руководство нашего города призывает нас ежегодно оказывать самим себе своими же руками уже оплаченные нами услуги!

Я уже не говорю о порочной практике использования детского труда (школьников и студентов) на «Субботниках», который порой происходит в ущерб учебному процессу. Такого нет ни в одном цивилизованном Государстве, а ведь мы считаем себя «Городом Европейского Формата»!

В связи со всем вышеизложенным, я считаю, что «Субботник» – это не просто пережиток советской эпохи, а хорошо отлаженный механизм по разбазариванию бюджетных средств, которым чиновники умело пользуются и прикрывают свою несостоятельность в управлении коммунальным хозяйством нашего города.

То есть они сначала своими неумелыми (в лучшем случае) действиями разваливают коммунальную сферу до того, что мы, как потребители этих услуг, за свои деньги практически ничего не получаем. А затем они выходят в люди, так сказать на «Субботник», сажают одно-два деревца, изображают свою близость с народом и думают, что мы их полюбим за это.

Хотя на самом деле, им глубоко наплевать, что где-то уже несколько месяцев разрыт двор, годами стоит разбитая детская площадка, а появление дворника с метлой или лопатой – праздник для всего дома. У них, в их загородных коттеджах и домах, все прекрасно. Они живут в мире своего личного коммунального рая и у них нет никаких «Субботников» и проблем. Зато у них есть прекрасный повод для осуществления своего личного политического самопиара (особенно в год выборов) и разбазаривания бюджетных средств.

Но как говорится - это уже совсем другая история, которой должны заниматься соответствующие компетентные органы, которые почему-то (в отличии от других регионов), до сих пор не обратили внимание на эти наши традиционные т.н. «Субботники»....

Искренне ваш, Надеждин М.Ю.

Комментарии
24.03.2014, 10:17

Ганс

не одобряю вашу точку зрения. субботник - это благое дело. разве сложно выйти на улицу и прибраться в городе, в своем родном доме? причем тут разбазаривание денег?
24.03.2014, 11:00

Михаил

Ни чего плохого в уборке собственного дома нет, плохо когда кто-то использует это благое начинание в своих корыстных интересах. Ведь в самом деле, Вы же не будете бесплатно выполнять работу (например токаря), за кого-то другого, если этот кто-то вместо Вас будет получать зарплату. А здесь то же самое, горожане добровольно-принудительно убирают территорию города, а деньги за их бесплатный трут получают специализированные организации, т.к. их содержание уже было заложено в бюджете. И самое страшное и неприятное во всем этом то, что за почти 100 лет существования "Субботников" власть имущие, так сумели заморочить нам голову, что само инакомыслие против "Субботников" воспринимается как крамола. А Вы например предложите добропорядочному Немцу или Американцу бесплатно выйти на "Субботник" и увидите как непатриотично он отреагирует - и будет абсолютно прав, т.к. эта, так сказать идеология использования "рабского труда" ни к чему хорошему не приводит. А порождает собой, коррупцию, безответственность, видимость выполненной работы (т.н. "Потёмкинские Деревни") и другие негативные явления. Ведь если каждый на своем месте, ежедневно будет добросовестно выполнять возложенные на него обязанности, то ни какие "Субботники" нам не понадобятся и жить, мы с Вами будем в совсем другой Стране ......
24.03.2014, 10:57

Люся

А я согласна с автором. И даже произвела нехитрые расчеты. Если, исходя из данных, которые публикуются на сайтах поиск работы, зарплата дворников составляет около 15 тыс руб, значит час их работы стоит 85 руб. если каждый из названных 74 тысяч челнинцев проработает на субботнике хотя бы час, они выполнят работу почти на 6,5 млн рублей. Я не против выйти на субботник, прибраться, покрасить деревья и скамейки, но пусть нам расскажут, куда пойдут эти 6,5 млн, а за два часа работы вообще уже 13 миллионов. Я не прошу вернуть мне эти деньги в качестве исключения какой-нибудь строчки в платёжке - пусть хотя бы дыры на дорогах заделают нормально!
24.03.2014, 11:11

Михаил

Спасибо, за понимание!!! Именно об этом я и писал. И я рад, что не одинок в своем мироощущении происходящего.
31.03.2014, 08:40

Друг

Михаил! Во-первых, никто никого принудительно не заставляет приходить на субботник! И увольнять никто за прогул субботника не собирается. Люди, которые говорят про угрозы и насильственное давление просто боятся общественного порицания их прогула, вот и все. Во-вторых, на сколько мне известно работники предприятия выходят убираться на прилегающей территории к своему предприятию и никто за эту территорию не оплачивал, чтобы ее убирали городские коммунальные службы. В-третьих, субботник во дворах (придомовых территорий) на сколько мне помнится вообще редкость, в основном люди убираются на проспектах, незакрепленных за управляющими компаниями территориях, поэтому почему бы и не помочь родному городу вздохнуть "чистыми легкими" и не выйти на субботник? В-третьих, если Вы заметили субботники проходят в апреле и октябре-ноябре, что обусловлено климатическими условиями (подготовка к зиме или уборка послезимних последствий), на эти мероприятия одних коммунальных служб, за которые вы платите, будет маловато. Или Вы готовы платить больше за коммунальные услуги? Я лично - нет! В-четвертных: пока у нас в сознание людей не придет экологическая культура (что окурки с балкона выбрасывать как минимум опасно, что за домашними животными, когда выходишь во двор, нужно убирать экскременты, что мусор, в том числе бутылки, использованные новогодние петарды и елки не стоит оставлять на улице) мы будем продолжать выходить на субботники и убираться за тех кто гадит. Я не думаю, Михаил, что Вы придерживаетесь всех норм экологической культуры, поэтому надеюсь, что вы со своей организацией выйдете из офиса и уберетесь на субботнике!
24.03.2014, 11:09

непатриотичны вы
24.03.2014, 15:09

Михаил

А в чём по Вашему заключается истинный патриотизм - в рабском, молчаливом чинопочитании и полном отсутствии собственного мнения и желании "латать дыры в чужих прорехах"? Господи до какой же степени "животного состояния" довели нас наши правители, мы готовы беспрекословно верить им на слово, сказали, что мести дороги - это высшая степень патриотизма и, мы до самозабвения будем их мести, до кровавых мозолей на руках и ни кто ведь не задумывается - А почему собственно?
24.03.2014, 11:17

Люся

Конечно, на чужом горбу в рай въезжать куда партитичнее
24.03.2014, 17:27

вот именно - ПАРТИтичнее. прям оговорка по Фрейду
24.03.2014, 18:49

Михаил

Согласен, т.к. сказать не в бровь, а в глаз...:+))
24.03.2014, 17:28

Илья

на предприятиях уже составляют списки тех, кто должен выйти на субботник. кто посмеет отказаться - выговор. это ж как так, не выйти лопатой помахать!
24.03.2014, 18:54

Михаил

Да вот так не выйти и всё, а если выговор объявят, так жалобу на них в прокуратуру. Поймите корень проблемы не в них, а в нас, просто каждому из нас нужно научиться убить в себе раба. Согласен, трудно, невыносимо тяжело и страшно, но зато если получится, то ощущение себя свободным человеком - это ни с чем не сравнимое чувство. Попробуйте, начать с малого (например не пойдите на "Субботник"), ну а дальше только вперед и ни шагу назад......
25.03.2014, 11:22

вы сейчас призываете по сути сорвать субботник. вот представьте что никто из горожан не выйдет на уборку? вы понесете за это ответственность? Челны и так в дерьме. света нет, дорог нет... давайте утонем в мусоре... не сложно ведь выйти на два часа и хоть чем то помочь городу?
25.03.2014, 15:35

Михаил

Ну, во-первых, я не кого ни куда не призываю, а только высказываю свою точку зрения на данное мероприятие. Во-вторых, может быть бойкот горожанами "Субботника" - это именно то, что нужно (хотя он вряд ли состоится), для того, чтобы компетентные органы, власть, депутаты и горожане наконец то увидели, что на выделенные из бюджета деньги на благоустройство и уборку территорий, пециализированные организации ни чего не сделали. И задались наконец то вопросом - а куда они собственно были израсходованы? А если же, горожане опять выйдут на "Субботник", то они просто уничтожат улики хищения бюджетных средств, и нерадивого отношения руководства коммунальными службами к своим обязанностям. Так что если уж кого то привлекать к ответственности, так это тех кто участвует в данных "Субботниках" - как соучастников бесхозяйственного и бездарного отношения к своим обязанностям отдельных руководителей.Которые прекрасно осознают, что безропотные и безмолвные горожане, вновь выйдут на задуманный ими "Субботник", чтобы "помочь городу". Во истину говорят: - "Святая простота - хуже воровства" Так как, на самом деле они своим бескорыстным порывом, способствуют тому, что бездарные и некомпетентные руководители вновь останутся на своих местах, а это значит, что на следующий год вновь придётся идти на "Субботник" - и так до бесконечности......... Что же касаемо привлечения меня к ответственности, за срыв "Субботника", то я буду несказанно рад встретиться в суде с теми, кто к данной ответственности меня привлечёт (интересно по какой статье?), тем самым проблема "Субботника", наконец то будет переведена в правовое поле и правоохранительные органы уже не смогут от неё отмахнутся.
27.03.2014, 20:00

лена

один раз в год чистят город-в субботник
27.03.2014, 23:57

Михаил

А должны каждый день и не обычные жители города, а специализированные организации, которые за это бюджетные деньги получают.........
28.03.2014, 09:18

Александр

Михаил, согласен на все 100, а не согласные ,почитайте ещё раз "Собачье сердце", особенно про разруху в головах
28.03.2014, 14:07

Михаил

Александр, спасибо - за поддержку и понимание. Вот когда у нас до каждого дойдет, то, что под прикрытием благих дел (таких как "Субботник"), творится чиновничьий произвол, коррупция и беспредел. И когда люди перестанут слепо выполнять их указания, только тогда ситуация изменится к лучшему....
29.03.2014, 04:52

Rad

Не должно быть никаких субботников. Если каждый будет делать свое дело честно и вовремя то необходимости в субботниках не будет. Я имею ввиду сферу ЖКХ. А дворников, работников горзеленхоза и гпада искренне жаль. За адский труд получают копейки. При этом ни одна управляющая компания не банкротится, а их руководители далеко не бедные люди. А про то кому они принадлежат я вообще молчу.
29.03.2014, 12:51

Михаил

Рад, что моя публикация начала находить понимание.... Спасибо!!!