Запретить строительство коммерческих объектов в парках и скверах – такую мысль сегодня во время «делового понедельника» озвучил мэр города Наиль Магдеев. Все существующие зеленые зоны автограда отныне должны быть поставлены на кадастровый учет и иметь паспорта. Именно такую задачу поставил градоначальник перед исполкомом на ближайшие 12 месяцев. Кроме того, необходимо провести инвентаризацию земельных участков в промышленно-коммунальных зонах города. С получением городом статуса территории социально-опережающего развития участки будут востребованы, считают в городской администрации.
«В ФЕВРАЛЕ ПЛАНИРУЕМ ПРЕДОСТАВИТЬ 290 УЧАСТКОВ В СЕЛЕ СЕМЕКЕЕВО, В ИЮЛЕ – 250 УЧАСТКОВ В СЕЛЕ КАЛМАШ»
Первый в 2016 году «деловой понедельник» был посвящен достаточно серьезным темам – отчетам управления земельных и имущественных отношений и отдела муниципального заказа. Начальник управления земельных и имущественных отношений Эльдар Тимергалиев отчитался о средствах, поступивших в казну от аренды и продажи городских земельных участков. На сегодняшний день объем муниципального имущества составляет 11,6 млрд рублей. Всего же в городской бюджет управлению Тимергалиева удалось привлечь 772 млн рублей, что, кстати, на 50 млн (7%) больше, чем в 2014 году.
Аренда земли является основным источником дохода городской казны, эта статья формирует порядка 70% неналоговых доходов бюджета. Общая площадь земель, расположенных в границах города, составляет 17 103 га: в государственной и муниципальной собственности находится 74% городских земель, 20% – в собственности юридических лиц и 6% – в собственности граждан. 625,3 га закреплены за муниципальными учреждениями и предприятиями.
По данным Тимергалиева, на данный момент заключено 3867 действующих договоров аренды земельных участков, в аренду предоставлено 3 111 га. При этом 453 га (231 договор) предоставили арендаторам в 2015 году. Годовой доход по этой статье за 12 месяцев прошлого года составил более 630 млн рублей, что на 4% превышает показатели 2014 года. Удивительно, однако, что при дефиците свободных земельных участков фиксируется сорокапроцентный рост доходов от ее продажи. Всего в 2015 году в Челнах было реализовано участков на сумму 125 млн рублей. Как пояснили Chelny-biz.ru в исполкоме, цифры выросли в результате выкупа земельных участков под объектами, сооружениями, находившимися в собственности физических и юридических лиц.
Продолжая тему земли, Тимергалиев отметил, что ведется работа по выделению участков для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям. На сегодня в очередь включено 4512 семей. 2325 из них уже получили заветные куски земли. Для «удовлетворения всех потребностей» необходима территория площадью не менее 170 га.
– Учитывая отсутствие в границах города земельных участков для предоставления под индивидуальное жилищное строительство, совместно с администрацией Тукаевского района ведется работа по выявлению свободных земель для многодетных семей, – отметил Тимергалиев. – В феврале 2016 года планируем предоставить 290 участков в селе Семекеево, в июле – 250 участков в селе Калмаш.
«ЗЕМЛЯ – ЭТО ОСНОВНОЙ РЕСУРС ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВСЕХ ЗАДАЧ, КОТОРЫЕ СТОЯТ ПЕРЕД МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ»
В настоящее время на территории города осуществляют уставную деятельность 285 муниципальных юридических лиц, продолжил докладывать Тимергалиев. Среди них 17 предприятий, 265 учреждений, два ОАО («Геополис», «Горзеленхоз») и одно ООО («Электротранспорт»). От деятельности предприятий в бюджет города перечислена часть чистой прибыли, а это, как отметил выступающий, более 5 млн рублей. При этом двум предприятиям – МУП «ПАД» и ООО «Электротранспорт» – исполком указали на необходимость улучшения финансово-хозяйственной деятельности.
В 2015 году в городе создано девять новых юридических лиц: шесть дошкольных учреждений, три муниципальных унитарных предприятия (МУКи «Автозаводский», «Центральный», «Комсомольский»).
– В целях эффективного использования имущества, вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых помещений, создания условий для увеличения социального, производственного потенциала имущества, муниципальное имущество города сдается в аренду и в безвозмездное пользование, – отметил начальник управления земельных и имущественных отношений. – В среднем ежегодно сдается в аренду около 37 тыс. кв. м муниципального имущества.
Всего же от сдачи в аренду муниципальной собственности в 2015 году удалось заработать 38,5 млн, в том числе в городской бюджет поступило около 7 млн. Более 166 тыс. кв. м муниципальной собственности передано в безвозмездное пользование федеральным, республиканским, муниципальным учреждениям и некоммерческим организациям.
Упомянул Тимергалиев и о создании в Челнах территории опережающего социально-экономического развития. Очевидно, что реализация данной программы потребует значительного количества земельных ресурсов, отметил чиновник. На 2016 год чиновники ставят задачу инвентаризовать и вовлечь в оборот свободные земельные участки. Пригодные для предоставления под бизнес-проекты земли находятся, в частности, в трех промышленных зонах: БСИ, в районе заводов «КАМАЗ» и на Лесоцехе.
– Под новые производства необходимы новые площадки, – отметил в свою очередь мэр Наиль Магдеев, – их надо описать, определить границы, поставить на учет с тем, чтобы для потенциальных инвесторов уже сегодня-завтра была полная ясность по тем промышленным площадкам, обеспеченным инфраструктурой для развития бизнеса в рамках территории опережающего развития.
По словам Магдеева, ряд крупных компаний обратились с идеями по размещению производств в Набережных Челнах. Интересуются, спрашивают.
По данным Эльдара Тимергалиева, весьма активно была проведена претензионно-исковая работа. По итогам года предъявлено 1484 претензий, что, как отметил чиновник, почти в три раза больше, чем в 2014 году. Подано 232 исковых заявлений для взыскания задолженности в судебном порядке, что в четыре раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
– Думаю, что земля, муниципальное имущество, были, есть и будут основой жизнедеятельности Набережных Челнов. Земля – это основной ресурс для выполнения всех тех задач, которые стоят перед муниципальными органами власти, – подбадривая Тимергалиева, сказал Магдеев. – К сожалению, по ряду позиций выявляются факты, что люди годами пользуются муниципальной землей, муниципальным имуществом и не считают своим долгом вовремя оплачивать арендные платежи. Такого быть не должно, тем более в непростой экономической ситуации. В условиях не совсем хорошего исполнения доходной части бюджета мы особо внимательно должны обратиться к этим вопросам.
«В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ НА ЭТИХ ТЕРРИТОРИЯХ ПОЯВЛЯЮТСЯ НЕПОНЯТНЫЕ ОБЪЕКТЫ. ВОТ ЭТОГО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ»
Под особый контроль Магдеев предложил взять паспортизацию скверов и парков. Сегодня соответствующие документы имеют лишь те участки, благоустройством которых занялись в минувшем году.
– Процесс приведения зеленых городских зон в соответствующее состояние показал, что парки и скверы соответствующим образом на учет не поставлены, – заметил Магдеев, параллельно поручив разобраться в этом деле исполкому. – В любое время под благовидном или неблаговидном предлогом (как у нас любят говорить, «производственная необходимость») на этих территориях появляются непонятные объекты. Вот этого быть не должно! Ни при каких условиях, ни при каких режимах и «производственных необходимостях» в зеленых зонах, парках и скверах не должны появляться объекты, ухудшающие экологическое состояние территорий. Мы все гордимся тем, что город утопает в зелени, но эту зелень надо еще и сохранить.
Стоит отметить, что это не первое заявление мэра по поводу городских скверов и парков. На одном из «деловых понедельников» Магдеев попросил внести изменения в регламент подписания документов на вырубку зеленых насаждений. Такое разрешение должен выдавать только руководитель исполкома, заявил глава автограда. Тогда критику вызвал тот факт, что начальник управления ЖКХ Рафаэль Киямов и начальник АТИ Айрат Насыбуллин подписали разрешение на снос 45 молодых деревьев.
– Они оба были наказаны. Так нельзя поступать! – негодовал в декабре мэр. – Да, есть разрешение на строительство, но это не дает право сегодня с этим документом, полученным два-три года назад, заниматься вырубкой деревьев. Поэтому очень внимательно, избирательно в каждом конкретном случае нужно подходить к подобным решениям. Для них нужны веские основания. Да, такие случаи бывают: и школы нужно строить, и детские сады, и предприятия...
«МЫ УВАЖАЕМ ПОСТАВЩИКОВ ИЗ РТ И РФ, НО СВОЯ РУБАШКА БЛИЖЕ К ТЕЛУ»
Большое внимание сегодня уделили и госзакупкам, которые в период кризиса на фоне активного спада продаж являются одним из главных источников дохода для бизнеса. За январь - декабрь 2015 года в Челнах за счет средств муниципального бюджета и внебюджетных источников было проведено закупок на общую сумму свыше 2 млрд рублей. При этом, по данным начальника отдела мунзаказа Азамата Вильданова, за счет проведения электронных аукционов (а это почти 56% от всех заказов) удалось сэкономить 64,2 млн рублей казенных средств. Всего в 2015 году отдел муниципального заказа провел 2282 электронных аукциона.
– За 2015 год в торгах и запросах котировок приняли участие 7,6 тысяч участников, в том числе 6,6 участников из нашего города, – сообщил Вильданов. – Среднее количество поставщиков, принявших участие в 2015 году в каждом из электронных аукционах, – три. При этом по отдельным видам закупок (проведение ремонта, продукты питания и другим) количество участников на один аукцион достигало от пяти до 11 участников и более.
При этом, как выяснилось, активное участие в процедурах размещения заказов принимали субъекты малого предпринимательства. Они составили 94% от общего количества участников торгов. Основная доля контрактов, а именно более 86%, заключена с местными челнинскими поставщиками и производителями.
– Обращайте внимание не на 86%, а на 14%, где мы можем занять нишу, – подхватил речь Вильданова Магдеев. – Понятно, что мы уважаем поставщиков и Татарстана, и России, но своя рубашка ближе к телу. 14% – это как раз то поле, где челнинский бизнес может поработать.
За 2015 год исполком проведел торгов и запросов котировок на сумму более 1,7 млрд рублей, челнинским поставщикам достались закупки на 1,4 млрд.
– Когда мы говорим об открытости, о «маловозможности» участия бизнеса – милости просим не в кабинет к чиновнику исполнительного комитета, а на электронные торги, – подводя итоги, отметил Магдеев. – Это касается и земли. Нужно идти не в средства массовой информации с открытым письмом или еще куда-то, а в установленном законом порядке – на аукцион. Хочешь купить землю – на аукцион, хочешь участвовать в поставке продукции или выполнить услуги для муниципалитета – на аукцион. Никуда не надо ходить, никому не надо голову морочить. Надо просто научиться жить и работать в условиях открытости и прозрачности…
Лилия Хамитова
5
Але
Семён Седой
Седому