Жаркими баталиями обернулась встреча с населением в Князевском сельском поселении, которое шумело ранее из-за скандального проекта мегасвалки. Интересно, что этот вопрос не был первым в повестке (хотя жители про него не забыли). Прежде всего, возмущение вызвало отсутствие на сходе граждан главы района Камиля Назмиева – его заму Рустему Закирову пришлось объясняться. С масштабной и всесторонней критикой властей выступил тукаевский экс-глава Тагир Харматуллин: от уборки снега до очистных сооружений и отсутствия работы в поселении. В выражениях он особо не стеснялся (заявил, к примеру, что глава поселения Ильназ Вилданов «бубнит» и «мямлит»), за что и сам нарвался на «ответку» от сельчан. От Харматуллина досталось и начальнику отдела экономики, и главврачу Тукаевской ЦРБ. В ответ Вилданов предложил ему не только критиковать, но и предлагать помощь. Подробнее – в материале Chelny-biz.ru.
ПОТОКИ КРИТИКИ ОТ ЭКС-ГЛАВЫ
«МЫ ДОМА ЛЕПИМ-ЛЕПИМ, А ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ? 50 ЛЕТ ИМ! ДАВАЙТЕ БИТЬ В КОЛОКОЛА!»
Эмоционально накануне прошла встреча с жителями в Князевском сельском поселении Тукаевского района. Глава района Камиль Назмиев сюда не приехал, за что люди предъявили президиуму, где вместо него сидел заместитель Рустем Закиров. Рядом были депутат сельсовета Марат Юсупов и глава поселения Ильназ Вилданов. Последний, выступая с позитивным докладом об итогах прошедшего года и планах на наступивший, решил аккуратно обратиться к властям района с просьбой помочь в решении проблемы.
– Есть проблемные вопросы в нашем поселении, которые без поддержки района силами сельских поселений не решить. На сегодняшний день очистные сооружения требуют капитального ремонта. Данный вопрос находится на контроле Министерства экологии Татарстана. Просим вас, Рустем Ильдусович (Закиров, замглавы района – ред.), оказать поддержку, – обратился Вилданов с трибуны. – Еще хотел бы обратиться за поддержкой к руководству района по вопросу строительства канализации по улице 50 лет Октября поселка Совхоза «Татарстан». Мы планировали изготовить проект на эту канализацию по программе самообложения, но с 1 января 2025 года многие расценки изменились – экспертиза подорожала вдвое. Мы не уложились в лимит и не смогли заказать проект. Данные суммы по решению жителей были потрачены на зеркала, видеонаблюдение, контейнеры, но вопрос остается открытым.

Вилданов отметил, что считает недопустимым отсутствие «элементарных удобств» у жителей многоквартирных домов.
За это обращение по нему с критикой «прошелся» бывший глава Тукаевского района Тагир Харматуллин.
– Хотел бы заострить, Ильназ Мунирович (Вилданов, глава поселения – ред.), почему у нас нет главы? Почему он не приехал? Я ему завтра позвоню, скажу. Крупнейший сельский совет. Он должен сам лично участвовать. Потом экран. Ничего не видно. Если обращали внимание, у нас есть президент, я глубоко склоняюсь перед Владимиром Владимировичем Путиным. Он всегда говорил: работайте с народом, будьте ближе к нему, слушайте людей. Вот когда он собирал муниципальных глав, он сказал: «Вы на фронте с людьми. И от вас зависит благополучие сел, деревень, городов»…и так далее. Перейдем к вопросам.
Первым делом бывший глава района заговорил об уборке снега. Он поделился, что не понимает по какому принципу одну дорогу очищают, а другую нет. Готовы ли власти к большому количеству осадков в этом году, как вообще организована работа, и кто за это отвечает – интересовало Харматуллина. Вилданов ответил, что с 1 января в поселении идет централизованная уборка снега.
– Мы подаем заявку диспетчеру – техника приезжает. Да, есть такие проблемы, что трактористы не все улицы знают. Лично сам все январские праздники за тракторами ездил. Вроде бы сейчас люди уже знают, куда заезжать, нигде не пропускают, – поделился глава поселения.

Фото: БИЗНЕС Online
Далее Харматуллин поблагодарил за строительство дорог, но указал на необходимость надлежащей эксплуатации и ремонта. Мол, «сердце болит, когда асфальт лопается».
Не устроил бывшего главу района доклад начальника отдела экономики Елены Дудниковой, которая докладывала, в том числе, о государственных мерах поддержки фермеров. Он заострил внимание на манере подачи информации.
– Мы говорим: активизируйте народ! Лена как сонная муха: «Бр-бр-бр, бр-бр-бр», – изобразил Харматуллин и начал объяснять Дудниковой, как доносить информацию о различных грантах и субсидиях людям наглядно. Он оживленно привел пример: за сто куриц бройлеров фермеру государство даст 200 рублей за каждую голову. – Вот как надо зажигать народ! Если посмотрите утром – вереница машин едет в Челны. Здесь надо делать рабочие места, ребята! – призывал Харматуллин. – Ильназ Мунирович пробубнил…
– Нормально он выступал! – выкрикнул кто-то из зала в защиту главы поселения.
– Очистные сооружения Татарстана, товарищи, – продолжил распалившийся экс-глава района, – они, во-первых, толком не работают. Мы дома лепим-лепим, а очистные сооружения? Те, которые есть, были построены по типу свинокомплекса. Это конец 1979 года. 50 лет очистным сооружениям! Давайте бить в колокола! Не центр «Яшьлек» нам нужен, не парк! Нужны очистные сооружения, нужен водозабор. Ему тоже 50 лет.

– А почему вы говорите, что это не надо. Что дети должны делать? – возмутились матери.
– И то, и другое надо! – выкрикнул мужчина в зале.
– Если надо, то хорошо, – ответил возмущающимся Харматуллин.
– А почему раньше не смотрели на эти очистные сооружения, и вы сейчас только говорите про это? А раньше где были? – обратилась к бывшему главе другая жительница поселения.
Присутствующие в зале поддержали ее аплодисментами.
– Меня поэтому и сняли…, – ответил Харматуллин.
Ему пришлось прерваться из-за смеха в зале.
– …Потому что я не работал. Я построил эти очистные сооружения! Я построил водозабор со своим коллективом! Сейчас те, которые за мной идут, я им говорю, поручаю, потому что надо ремонтировать, надо делать. Если вы не согласны с этим, ладно, – заявил он.
– Если с вашим словом считаются в администрации, вы позовите, скажите! Зачем вы очерняете людей, которые докладывают?! Доклад у всех хороший был, – выкрикнула возмущенная женщина.
– Сама выйдешь – выступишь, покритикуешь меня. Пожалуйста. А что ты кричишь-то там сидишь? – заявил ей Харматуллин. – Выйдешь и скажешь, что очистные сооружения нужны, что Тагир Нуруллович это дело провалил, а я это прослушаю. Я просто озвучиваю стратегический вопрос. Водозабор в Сосновом Бору, построенный в 80-е годы, тоже требует реконструкции. На это ни ЖКХ, ни Миннекаев (экс-директор «Коммунальные сети – Татарстан» – ред.)… Есть программа «Чистая вода», над этим надо работать!
– Все забросили! – выкрикнула женщина из-за зала.

Харматуллин отметил, что уже на втором сходе граждан настаивает на местном сотруднике, который может ремонтировать газовые котлы. Отметил, что приходится вызывать специалистов из другого поселения, которые могут и не прибыть.
– Как дальше будут решаться вопросы, которые я поднимаю? Главврач Тукаевской больницы здесь у нас? – обратился к залу он.
С места на первых рядах встала Розалия Лымарь. Она, напомним, заняла пост главврача Тукаевской ЦРБ в феврале 2025 года.
– Коробченко (министр промышленности и торговли Татарстана – ред.) мне обещал лично фельдшерский пункт в Сосновом Бору газифицировать, – сообщил Харматуллин.
По его словам, весь демографический всплеск в Князевском поселении произошел из-за строительства домов в Сосновом Бору.
– В этом году как раз запланирован капитальный ремонт ФАПа в Сосновом Бору. На следующей неделе туда уже зайдет подрядная организация, – ответила Лымарь.
Однако газ в рамках этих работ в ФАП не проведут.
– Вы знаете, что электрическое отопление в три раза выходит дороже? – обратился к ней выступающий.
– Я все понимаю, но проведение газа намного дороже выходит. Лучше мы сделаем капитальный ремонт, – объяснила главврач Тукаевской ЦРБ.
– Рустем Ильдусович, ну это слова главного врача что ли? Садись, – приказал ей Харматуллин. – Скажи: «К сведению взяла».
Выслушав бывшего главу района, глава поселения из президиума прошел к трибуне и ответил на критику.
– Уважаемый Тагир Нуруллович, к вам я, конечно, с уважением все равно отношусь. Но я о вас был лучшего мнения. Бывший глава района и вот так выступаете, чтобы людей, как говорится, очернить. Если вы считаете, что я бубню… – начал Вилданов но его прервали.
– Нет, нормально все было! – выкрикнул мужчина в зале.
– По поводу очистных сооружений. Может, вы прослушали, но я только что тему обозначил, попросил помощи у района. То, что не присутствует Камиль Римович, я ему передам. Что касается водонапорной башни, если такой вопрос поднимается что ж вы, Тагир Нуруллович, не помогаете? Вот, допустим, проблема в деревне Чершелы. Почему вся деревня сидит возле котлов, когда вы поите своих коров? Потому что вы все давление воды забираете. Давайте совместно решать, – предложил Вилданов.
«Ответка» главы поселения Харматуллину чуть было не привела к переходу на личности и конфликту, но весь сор из избы участники выносить не стали.
– Вы Тагир Нуруллович, – продолжил Вилданов, – только приходите и критикуете. Вы никогда не говорите: «Ильназ Мунирович, давай решим проблему, что для этого надо?». Вы только приходите, как сейчас, покричите. А толку? Давайте решать. Мы открыты для диалога. Вот в таком формате я согласен работать. А вот так приходить и кричать… Нет, Тагир Нуруллович, простите.
Большинство в зале поддержали главу поселения овациями. К микрофону потянулся Рустем Закиров.

– Уважаемые, я только добавлю по поводу отсутствия главы. У главы, Тагир Нуруллович, вы тоже работали, знаете, что ежедневно проходит видеоконференция с раисом в пять часов вечера, – напомнил Закиров. – У нас идет как раз по теме специальной военной операции. Во всех крупных поселениях он сам старается быть, но его отсутствие ни о чем не говорит, что здесь какой-то вопрос пропадет. Сейчас все прозрачно, протокол ведется. Все вопросы мы доведем.
ПРОБЛЕМЫ ПОСЕЛЕНИЯ
«МНЕ СКОРО 90 ЛЕТ, А Я ДОЛЖЕН ЕХАТЬ ЗА КАПЕЛЬНИЦЕЙ В НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ!»
К президиуму подошел 85-летний ветеран труда Александр Волков, который проработал председателем Князевского сельского поселения 27 лет.
– Я ничего не хочу сказать плохого о ком-то. Все работают, – предупредил Волков. – Вот так порой думаешь: мы сейчас живем намного лучше. Если вспомнить военные годы, я и не верил, что когда-то досыта картошки поем. Это не анекдот, это жизнь. А сегодня я хожу нарядный. Это разве нельзя ценить в жизни? За это спасибо всем. Но разве плохим хозяйством был совхоз «Татарстана»? И крупный рогатый скот был, и все. Но не стало его. Кого спросили?
– Работы нет! – поддержала его пенсионерка в зале.
– Зачем это сделали? Я в Тукаевской больнице начал капельницы ставить. Сейчас запретили. Мне скоро 90 лет, а я должен ехать за капельницей в Набережные Челны! Но ведь здесь раньше ставили. Я не вру. А сегодня делают? – обратился к местным властям 85-летний ветеран труда.
– Нет! – хором ответили сельчане. – И почты нет!
Выяснилось, что в поселении с начала года не работает почта. Причина – нет сотрудников и желающих. Раньше работала шла один раз в неделю два часа. Однако, как рассказали жители, сотрудницу почты сильно обидели жители в группе поселения, и она ушла.
– Столько возмущений от народа! Война была – мы же знаем, хорошо помним, но почта работала. А сегодня нет. Вы понимаете? Сейчас привычку нашли: «Александр Николаевич, ты больно умный, денег то нет!». А где деньги? Нет денег для того, чтобы я жил, чтобы у меня было здоровье. Правильно Тагир Нуруллович поднимал вопрос, что очистные сооружения тоже нужны. Но прежде всего – человек. Зачем щемить? И никто не может ответить. И никто, я уверен, не ответит. Ну что это такое?
Также Волков указал на то, что его игнорирует местная газета. Он отметил, что на войне не был, но служил в Берлине четыре года и был вынужден увидеть вживую лагерь смерти. По словам Волкова, его истории газета обещает написать уже четвертый год.
– А как газету получать? Почтальона нет, почты нет, – напомнил ему Харматуллин.
Жители потребовали от местных властей на этом же мероприятии решить вопрос. Чуть позже глава поселения его прокомментировал.
– Почта работает, у нас проблема по вакансии – она открыта. По зарплате, если не ошибаюсь, около 40 тысяч рублей, может чуть больше. Понятное дело, что из города на такую зарплату к нам никто не придет. Единственный выход для нашего населения – если есть желающие, пожалуйста, устройтесь на работу, и будет почта работать в нормальном состоянии. Периодически я с Главпочтамтом созваниваюсь, передаю ваши обращения, – ответил Вилданов.
Один из жителей предложил главе поселения поговорить с начальником почты и попросить вернуться. Взамен – не давать больше в обиду сотрудницу.

Вновь решил высказаться Харматуллин, который заявил, что необходимо увеличить бюджет сельского поселения. По его словам, он составляет «как 10 лет назад 11 млн рублей, так и сейчас». Привел в пример Малошильнинское поселение, заявив, что там бюджет 120 млн рублей.
– Требуй увеличить бюджет на два миллиона и отдать почтальону! – поручил Харматуллин Вилданову.
– Вы бюджетную систему прекрасно знаете. И знаете, что из бюджета на почтальона ни копейки они (депутаты – ред.) не смогут заплатить. Меня завтра прокуроры увезут за это, – ответил ему глава поселения.
В результате Вилданов пообещал обратиться в вышестоящие органы по данной проблеме.
– Надо сделать. Вот тогда я скажу, что ты не мямлишь, – заявил ему бывший глава района. – Ты должен сказать, что почта будет работать.
– Тагир Нуруллович, я сначала делаю потом говорю, – вновь отразил критику в свой адрес Вилданов, и за него снова заступились жители.
Вопрос по скандально известному проекту комплекса по переработке отходов в поселении все же озвучили. В секретариат поступило сразу несколько вопросов от жителя Евгения Бузина. Вопрос мегасвалки среди них был первым.
– Запрет дальнейшего проектирования и строительства свалки мусора около заправки «Кузкей». Предлагаю построить мусоросжигающий завод по технологии передовых западных стран, – зачитал глава поселения.
– Данный вопрос, Евгений Петрович, курируется Минстроем Татарстана. Он находится на контроле природоохранной прокуратуры и прокуратуры нашего Тукаевского района. Периодически, раз в неделю, поступает запрос от ведомства – ведутся ли какие-то работы на территории предполагаемой стройки. Ответы я письменно предоставляю. Но о ходе проектирования и на какой стадии экспертиза – я не могу ответить. После ваше обращение я перенаправлю в Минстрой, – ответил Вилданов.
Напомним, в прошлом году мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев сообщил, что проект комплекса по переработке отходов в Князевском сельском поселении приостановлен до 2029 года. Также он отметил, что объект не будет реализован без экологической экспертизы.
На некоторые вопросы глава поселения пообещал ответить письменно в срок. Озвучим еще один. Он касается проезда транзитного транспорта через поселок совхоза «Татарстан».
– Данный вопрос меня тоже беспокоил. Особенно после капремонта всех наших региональных дорог. Очень много у нас ездит транзитного транспорта. И в том году мною было написано письмо, чтобы установили знаки, что проезд такого транспорта в поселок запрещен. Письмо находится в отделе строительства и, насколько мне известно, на 2026 год установка этих знаков запланирована через дорожный фонд, – ответил глава поселения.
Ангелина Самцова
Оставьте первый комментарий