Принудительными работами и условным сроком завершилось судебное разбирательство в отношении бывшего замруководителя исполкома Тукаевского района Ильмира Яббарова и его подельницы, экс-директора Центра недвижимости и права Татьяны Холкиной. Кроме того, Яббарова оправдали по одному эпизоду – он касался махинаций с субсидиями на строительство дома в Муслюмовском районе. Суд счел, что состава преступления здесь нет и признал за экс-чиновником право на реабилитацию. Гособвинение, в свою очередь, запрашивало для них реальное наказание – шесть и восемь лет колонии соответственно. Напомним, Яббарова и Холкину задержали в марте 2023-го года, спустя год материалы передали в суд для рассмотрения по существу. За это время Яббарову смягчили меру пресечения до домашнего ареста (ранее содержался в СИЗО), а Холкину «переселили» на дачу в Тукаевском районе. Сегодня же, но несколькими часами ранее, повторно прозвучали и прения сторон. Чем апеллировали защитники и как фигуранты восприняли приговор – в материале.
ЧТО ПРОСИЛИ ДЛЯ ЯББАРОВА
«ЯББАРОВ НИКАК НЕ ВЛИЯЛ И НЕ МОГ ПОВЛИЯТЬ НА ПРОВЕДЕНИЕ АУКЦИОНА, ПЕТРОВА ПОЛУЧИЛА ПРАВО АРЕНДЫ НА ЗЕМЛЮ НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ»
Довольно эмоциональный день выдался сегодня у бывшего чиновника из Тукаевского района Ильмира Яббарова и экс-директора «Центра недвижимости и права» Татьяны Холкиной. Повторные прения, назначенные на раннее утро, задержали на час. А после небольшая заминка вышла с оглашением приговора, которое планировалось на три часа дня. Все время в ожидании фигуранты уголовного дела нервно ходили из угла в угол или молча сидели на скамейке в коридоре. Ранее гособвинение запросило для Яббарова шесть лет колонии общего режима, для Холкиной – восемь. Но к самому приговору вернемся немного позднее, сейчас – прения стороны защиты.
Так, адвокат Яббарова Игорь Пичугов начал с того, что просил исключить эпизод с мошенничеством – он в копилке инкриминируемых преступлений такой единственный. По мнению Пичугова, эпизод не нашел своего подтверждения и был опровергнут в ходе судебных разбирательств, в том числе, свидетельскими показаниями. Речь идет об истории с соцвыплатами на строительство дома, на которые его семья якобы не имела права, но все же получила в далеком 2019-м году. Сумма – чуть менее миллиона рублей, которую Яббаров позднее вернет в казну.
– Свыше 90 дней Яббаров не покидал Муслюмовский район, и это являлось его местом проживания. Таким образом, Яббаровым был нарушен пункт договора, гражданско-правовые отношения. После того, как он понял, что никто из его семьи не будет работать в Муслюмовском районе в течение пяти лет, Яббаров решил вернуть данные денежные средства. Однако механизм возврата семье Яббарова не разъяснили, что подтверждается показаниями главы. Он пояснил, что сам не знает механизма возврата субсидий и никто этим раньше не занимался. Яббаров сам выяснил механизм возврата у министерства и добровольно вернул субсидию в размере 997 тысяч рублей, – отметил Пичугов.
Защита также подробно остановилась на эпизоде, который касался земли под медицинские нужды, этот аукцион выиграла директор АНО «Центр «Содействие» Полина Петрова. К слову, повторный допрос именно этого свидетеля затянул вынесение приговора. Напомним, версия следствия была следующей: Петрова обратилась к Яббарову с просьбой оказать ей содействие в получении в аренду двух земельных участков в Круглом Поле. В какой-то момент Яббаров якобы решил обеспечить ей преимущество на аукционе, как итог – Петрова получила землю в аренду на 20 лет. Холкина, в свою очередь, выручила от «сделки» 100 тысяч рублей, 60 из которых были в качестве личной консультации, 30 – в качестве взятки Яббарову и 10 тысяч вознаграждение Холкиной за посреднические услуги.
– Петрова выиграла аукцион, так как никто на него не заявился – земли медицинского назначения не пользуются популярностью. Их можно использовать только для строительства медицинских учреждений. При этом информация о проведении данных торгов была опубликована в газете «Светлый путь» и на сайте торгов, она находилась в открытом доступе. Любой желающий мог заявиться, но никто не пришел. Таким образом, Яббаров никак не влиял и не мог повлиять на проведение аукциона, Петрова получила право аренды на землю на законных основаниях. При этом Петрова сама перевела этот участок из ИЖС в земли медицинского назначения перед аукционом, – продолжил адвокат. – В действиях Яббарова отсутствует состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки). Его действия попадают под дисциплинарную ответственность в поведении бизнеса с должностным лицом.
Сам Яббаров признал вину лишь в двух эпизодах превышения должностных полномочий, ущерб возместил.
– Учитывая, что я впервые привлекаюсь к уголовной ответственности, учитывая, что я частично признал вину и погасил возможно причиненный материальный ущерб и то, что у меня на иждивении находятся двое малолетних детей, я прошу вас назначить наказание, не связанное с лишением свободы, – кратко сказал Яббаров.
Горсуд назначил экс-чиновнику наказание в виде 2,6 лет принудительных работ с удержанием 15% от зарплаты в доход государства. Домашний арест будет отменен после вступления приговора в законную силу, затем – подписка о невыезде. С учетом содержания в СИЗО и под домашним в сухом остатке Яббарову придется отработать в специализированном учреждении около двух лет. Кроме того, он был оправдан по эпизоду мошенничества с субсидиями на строительство дома – за ним признали право на реабилитацию.
НА ЧЕМ НАСТАИВАЛА ЗАЩИТА ХОЛКИНОЙ
«Я ОЧЕНЬ СОЖАЛЕЮ И РАСКАИВАЮСЬ. ПРОШУ НАЗНАЧИТЬ НАКАЗАНИЕ, НЕ СВЯЗАННОЕ С РЕАЛЬНЫМ ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ»
Адвокат Татьяны Холкиной Руслан Сибгатуллин в прениях заявил, что вменяемые Холкиной три эпизода коммерческого подкупа не нашли своего подтверждения. Отметим, что помимо этого ей предъявили и посредничество во взятке. Так, Сибгатуллин подчеркнул, что договор по проведению аукциона заключался тогда, когда была в этом необходимость, действовал он на конкретный земельный участок и бессрочным не был.
– Также не было установлено то, что только «Центр недвижимости и права» имел право проводить и реализовывать аукционы на территории Тукаевского района, – отметил Сибгатуллин. – Учитывая, что в случаях по двум другим эпизодам Холкина аукционы не организовывала, так как с ней соответствующий договор еще не заключался. Нарушений ни земельного, ни антимонопольного, ни муниципального законодательств в данном случае не было.
Кроме этого, ранее Холкина в суде сообщала, что в период инкриминируемых ей преступлений (2021-2022-й год) кроме ее конторы организаторами аукционов выступали другие участники, как минимум из Казани и Елабуги. Кроме того, изначально к ней обращались за юридическими услугами – им была неизвестна специфика получения земельного участка во владение.
Защитник остановился подробно и на эпизоде, в котором фигурировал глава компании «Транссервис ЛТД». Сибгатуллин отметил, что они были знакомы ранее и предприниматель уже обращался к Холкиной за юруслугами.
– И в этот раз он обратился к Холкиной с тем, что подконтрольной ему организации ООО «Транссервис ЛТД» требуется земельный участок, расположенный в Малошильнинском сельском поселении под производственную необходимость. При этом на момент обращения к Холкиной договор на проведение аукциона от «Центра недвижимости и права» не был заключен. Холкина заключила договор на оказание юридических услуг, чтобы подготовить земельные участки, – подчеркнул Сибгатуллин.
Защитник просил суд назначить Холкиной наказание, не связанное с лишением свободы. Сама Холкина была немногословна и заметно волновалась.
– Я очень сильно сожалею и раскаиваюсь. Прошу назначить наказание, не связанное с реальным лишением свободы – моими действиями не был причинен вред и нет потерпевших. У меня все, – сказала Холкина.
Холкина также избежала реального наказания – горсуд назначил ей условное, сроком на 2,6 лет и штраф в размере 100 тысяч рублей. Она не должна менять постоянное место жительства и ежемесячно отмечаться. Так как Холкина, казалось, не поняла приговора, судья ей объяснил подробнее. Все это время она опиралась на стол, а руки заметно тряслись. Отметим, что стороны могут обжаловать решение горсуда.
Сhelny-biz.ru
Иван