12:25, 15 Июля
Новости
Подробно

«Я как Владимир Ильич Ленин на броневике с апрельскими тезисами. Моя задача – изменить подходы к образовательной деятельности»

20.06.2025, 16:22

«Мы фактически можем стать столицей подготовки кадров для автомобильной отрасли. Сейчас в других вузах есть отдельные кафедры, но вот так, чтобы целенаправленно готовили специалистов для отрасли автомобилестроения, таких вузов уже не осталось в стране», – рассказывает директор Набережночелнинского института Георгий Котиев. В ближайшие 8-10 лет челнинский филиал КФУ планирует чуть ли не вдвое увеличить количество студентов за счет иногородних ребят. В Челнах будут готовить квалифицированные кадры не только для «КАМАЗа», но и для «Соллерса», «АвтоВАЗа» и «ГАЗа».

О том, кто и как приглашал московского ученого в Набережные Челны, какие задачи и цели поставлены перед ним и что ждет вуз в ближайшей перспективе – Георгий Котиев рассказал в интервью Chelny-biz.ru.

ПРО ЦЕЛИ И ПЛАНЫ

«ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА – СДЕЛАТЬ НАШ ИНСТИТУТ ВУЗОМ №1 В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ»

– Георгий Олегович, с приходом в институт вы ставили ключевой задачей преобразовать филиал в ведущий образовательный центр по инженерно-техническим направлениям подготовки. Что удалось сделать за это время?

– Основная задача – сделать наш институт вузом №1 в области автомобилестроения. Исторически (в этом году мы отмечаем 45-летие) вуз нацелен на автомобилестроение как вуз-спутник по подготовке кадров для нашего автогиганта. Поэтому все специальности и направления подготовки сохранились. Кроме того, дополнились и сопряженными специальностями: строительство, юриспруденция, экономика. Это то, без чего автомобилестроение тоже трудно представить. Этот жизненный цикл автомобиля мы охватываем фактически всеми кафедрами.

Я стараюсь сделать для этого все. Уже в первый год мы осуществили переход на обновленные учебные планы с акцентом на фундаментальную и общеинженерную подготовку, провели цифровизацию образовательного процесса, что позволило вывести вуз на новый качественный уровень. Однако процессы трансформации требуют времени и системного подхода. Параллельно с работой над совершенствованием учебных программ мы уделяем особое внимание профессиональному развитию преподавательского состава через программы повышения квалификации и формирование кадрового резерва, понимая, что качество образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

«Я как Владимир Ильич Ленин на броневике с апрельскими тезисами. Моя задача – изменить подходы к образовательной деятельности»

– Насколько реально сделать из местного института вуз №1, занимаясь подготовкой специалистов только для «КАМАЗа»?

– В настоящих условиях реализовать эту идею не получится. Я донес эту мысль до Сергея Анатольевича Когогина, гендиректора ПАО «КАМАЗ», и Ленара Ринатовича Сафина, ректора КФУ. Если мы ставим задачу – стать ведущим автомобильным вузом страны, то должны готовить специалистов для всей отрасли. Уже сегодня к нашему образовательному проекту официально присоединились такие лидеры автомобилестроения, как «Соллерс» и «АвтоВАЗ». Уверен, что в перспективе к сотрудничеству подключится и группа «ГАЗ».

Если взглянуть на карту региона, то Ульяновск, Тольятти, Ижевск, Нефтекамск, Елабуга, Димитровград, Белебей – города, где представлено автомобильное производство компонентов и сборочное производство. Они расположены в приделах 400 километров от Набережных Челнов, то есть фактически мы можем стать столицей подготовки кадров для автомобильной отрасли. Сейчас в других вузах есть отдельные кафедры, но вот так, чтобы целенаправленно готовили специалистов для отрасли автомобилестроения, таких вузов уже не осталось в стране.

«Я как Владимир Ильич Ленин на броневике с апрельскими тезисами. Моя задача – изменить подходы к образовательной деятельности»

– Как думаете, сколько времени может занять преобразование вуза в кузницу кадров для всего российского автопрома?

– При моем назначении в вуз был подписан четырехлетний контракт. Однако, основываясь на профессиональном опыте, считаю, что для реализации всех поставленных задач потребуется около десяти лет. Объективно оценить качество подготовки специалистов можно будет только после выпуска первых студентов и анализа их профессиональных достижений.

Опыт, так скажем, «магического превращения» в лучшую кафедру автомобилестроения у меня действительно есть. За 12-15 лет все заработало. Но сейчас, поскольку опыт есть, я надеюсь, что мы за 10 лет справимся.

ПРО КАДРЫ

«ТЯЖЕЛЫЕ ГОДЫ БЫЛИ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НЕПРОСТО ЗДЕСЬ ВСЕ БЫЛО. И ЭТО ПРОСТО ЧУДО, ЧТО ИНСТИТУТ СОХРАНИЛСЯ»

– До вашего прихода вуз достаточно сильно лихорадило. Были письма, жалобы. Известно ли вам про это?

– Как у природы есть четыре сезона, так эти четыре сезона и будут. Поэтому от весеннего и осеннего обострения мы никуда не убежим (улыбается).

Преподаватель может работать на полторы ставки. Сейчас многие работают на таких условиях, а еще должно быть время для подготовки кадров, своих, молодых, и чтобы была возможность заниматься наукой. Поэтому хотелось бы, чтобы педсостав работал в учебном процессе даже не на ставку, а на полставки. Любой преподаватель, у кого есть ученая степень, должен заниматься наукой, иначе хорошего высшего образования не дать. Почему? Потому что надо быть всегда на острие, на передовых позициях в науке, в технике, в промышленности. Для этого надо участвовать в конференциях, выходить с публикациями. Если он с утра до вечера в аудитории находится, конечно, неплохо зарабатывает, согласен, но только его не хватит на науку.

Час научной деятельности стоит дороже, чем образовательной. В конечном итоге преподавателю выгоднее будет заниматься наукой, чем в чистом виде стоять у доски. Полставки нужны для того, чтобы общаться со студентами и вовлекать их в научную деятельность. Об этом говорит мой опыт двадцатилетнего руководства кафедрой в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

«Я как Владимир Ильич Ленин на броневике с апрельскими тезисами. Моя задача – изменить подходы к образовательной деятельности»

– Как воспринимает изменения коллектив?

– Эти два года я как Владимир Ильич Ленин на броневике с апрельскими тезисами. Моя ключевая задача – кардинально изменить подходы к образовательной деятельности. Это было непростое время для всей системы отечественного образования, и то, что наш институт не только сохранился, но и продолжает развиваться, можно считать настоящим достижением. Сложились все предпосылки для качественной трансформации. Сегодня мы остаемся профильным автомобильным вузом полного цикла. Было бы непростительно не воспользоваться этим конкурентным преимуществом, особенно учитывая острую потребность в квалифицированных кадрах таких промышленных гигантов, как «КАМАЗ», Соллерс, АвтоВАЗ, и других предприятий автомобилестроительной отрасли. Более того, наши специалисты востребованы во всей промышленности страны.

– Кстати, как обстановка с кадрами? Готовите своих или приезжие?

– Конечно, самый лучший вариант – готовить ребят из своей среды. Находясь в том самом месте, где осуществляется подготовка тех самых кадров высшей квалификации, вешать объявления на забор, что мы ищем таланты – как-то смешно. Процесс длительный, потому что эти же кадры нужно обучить: сначала четыре года бакалавриат, затем два года магистратуры, еще три-четыре года – аспирантура. Так и получается 10 лет. Еще раз повторюсь, это долгий процесс. Но мы идем в этом направлении. У нас создана благоприятная среда для развития личности, выполнения научных исследований совместно с «КАМАЗом», «Соллерсом» и «АвтоВАЗом». Мы пригласили на работу двух докторов наук из Оренбурга и Краснодарского края. Оба заведуют кафедрами.

Моя задача, задача моей команды – создать условия. Но создать условия – полдела. Нужно, чтобы идеи завладели умами. Это начинается с условий труда, конечно.

«Я как Владимир Ильич Ленин на броневике с апрельскими тезисами. Моя задача – изменить подходы к образовательной деятельности»

– Вы обмолвились, что контракт с вами заключили на четыре года, прошло два. Планируете остаться?

– Задача, которую нужно решить, поставлена. Есть желание. Дальше, как говорится, в руках Бога и руководства. Если руководство будет придерживаться той же позиции – сделать в Набережночелнинском институте КФУ лучшее место для получения высшего технического образования в стране, то мы будем двигаться вместе.

– Чем сейчас занимается бывший директор вуза Махмут Ганиев?

– Он мой советник и руководитель одной из тем научно-исследовательских работ.

ПРО «КАМАЗ»

«АВТОГИГАНТУ НУЖНЫ ВЫПУСКНИКИ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ»

– Правда ли, что Вашу кандидатуру на пост директора института лоббировал лично Сергей Когогин?

– В период руководства кафедрой колесных машин МГТУ им. Н.Э. Баумана я начал сотрудничество с «КАМАЗом» в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, регулярно посещая Набережные Челны с 2010-го года. В результате совместной работы с автозаводом была разработана уникальная модель интеграции образования и производства, где созданный при поддержке «КАМАЗа» научно-образовательный центр и университетская кафедра образовали единую взаимодополняющую систему.

Данная концепция получила одобрение руководства предприятия, и впоследствии генеральный директор Сергей Анатольевич Когогин предложил мне реализовать этот опыт непосредственно в Набережных Челнах.

«Я как Владимир Ильич Ленин на броневике с апрельскими тезисами. Моя задача – изменить подходы к образовательной деятельности»

– По сути, основная задача вуза – подготовка кадров для местного автозавода. Не думаете, что их будут переманивать другие автоконцерны?

– Ученый должен зарабатывать больше, чем инженер. Такая система оплаты труда позволит привлекать в университеты наиболее талантливых исследователей и разработчиков. Однако ключевая миссия нашего вуза заключается в подготовке квалифицированных кадров для промышленности. Основным критерием эффективности образовательного процесса является трудоустройство выпускников по полученной специальности. Именно этот показатель подтверждает качество нашей подготовки и оправдывает вложенные ресурсы.

Хочу донести миссию вуза по подготовке выпускника. Первое – это всесторонне развитый, воспитанный человек с настоящей, полноценной гражданской позицией. На втором (подчеркиваю, только на втором месте) – высококлассный специалист. На третьем – развитие любознательности, желание учиться всю жизнь. Такой нам выпускник нужен.

– Почему именно такая последовательность? Казалось бы, что первоочередной задачей вуза является выпуск конкурентоспособного специалиста.

– Если это поставить на первом месте, тогда он может уехать за рубеж и работать не на благо своей страны. Поэтому основное – это гражданская позиция, воспитанность и всесторонне развитая личность. Фактически мы готовим человека, который всю свою жизнь будет совершенствоваться. Возможно, он пойдет получать другое образование, но фундамент закладываем мы.

Что мы делаем для этого? Мы ушли от той позиции, которая с 90-х годов к нам пришла, что мы оказываем образовательные услуги. Нет! Мы как раз-таки даем высшее образование, то есть фактически занимаемся воспитанием. У нас преподаватель – это не говорящий аппарат, а педагог. Это первое. Во-вторых, мы очень большое внимание уделяем вопросам воспитания.

«Я как Владимир Ильич Ленин на броневике с апрельскими тезисами. Моя задача – изменить подходы к образовательной деятельности»

– Локомотив вуза – Передовая инженерная школа (ПИШ) «Кибер Авто Тех», которая реализуется при поддержке «КАМАЗа». Расскажите про этот проект.

– «Кибер Авто Тех» действительно стал драйвером развития для всего нашего института. В настоящее время ключевая задача заключается в привлечении абитуриентов не только из Набережных Челнов и прилегающих территорий, но и из других городов с автомобильным производством.

Согласно данным социологических исследований, подавляющее большинство выпускников школ (независимо от города проживания – будь то Челны или Тольятти) стремятся уехать из родного города. Это естественное желание молодых людей в 17 лет получить новый опыт за пределами привычной среды. Однако не все могут позволить себе переезд в Москву.

В этой ситуации мы предлагаем альтернативу: если молодой человек из Тольятти все равно планирует уехать, оптимальным выбором может стать наш институт. Это увеличивает вероятность его возвращения в родной город после окончания обучения, по сравнению с выпускниками столичных или крупных региональных вузов.

Наша Передовая инженерная школа специализируется на автомобилестроении и работает в трех направлениях: беспилотный автомобиль, автомобиль с низким углеродным следом и занимается технологиями в области интеллектуальных производств. Основная задача – готовить специалистов по этим направлениям, заниматься научной деятельностью, иначе высококлассных специалистов не подготовишь. ПИШ базируется в стенах Набережночелнинского института. Мы находимся в десятке лучших передовых инженерных школ. Три года финансирование было федеральное. Теперь финансирование остается со стороны Республики Татарстан и индустриальных партнеров. Эти средства направляются на создание лабораторий и других образовательных пространств. То есть фактически Передовая инженерная школа стала толчком для набора скорости в направлении подготовки кадров для всего института. Создано порядка 20 лабораторий. Они все распределены по кафедрам и используются для всех направлений подготовки.

«Я как Владимир Ильич Ленин на броневике с апрельскими тезисами. Моя задача – изменить подходы к образовательной деятельности»

Кроме того, мы выполняем научно-технические разработки, чтобы вуз жил и развивался, к 2030-му году мы должны на НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах) зарабатывать один миллиард рублей в год. Это не так много. К примеру, сейчас «КАМАЗ» заказал исследовательскую работу по созданию арктических автомобилей, есть разработки и для Соллерс.

– Если к 2030-му году вуз планирует зарабатывать на научных разработках миллиард в год, какова сумма сейчас?

– Несколько сот миллионов. Заработать больше – возможно. Все зависит от нас, от нашей квалификации. Основная наша цель – подготовка кадров. Но одно без другого невозможно: высшее образование без науки не бывает.

Какая часть выпускников идет работать по специальности, к примеру, на тот же «КАМАЗ»?

– В процессе обучения, в ходе практики, мы ребят на «КАМАЗ» направляем. Некоторые подписывают целевой контракт, но к концу обучения, выпускники (те, кто не на контракте с заводом) должны сами определиться, куда им идти. Я еще раз говорю, мы хотим готовить востребованного на рынке труда специалиста. Работодатель должен за ним бегать, поэтому у нас люди свободны в этом плане.

«Я как Владимир Ильич Ленин на броневике с апрельскими тезисами. Моя задача – изменить подходы к образовательной деятельности»

Какие задачи ставит предприятие перед вузом?

– Автогиганту требуются, прежде всего, высококвалифицированные специалисты. Например, Научно-технический центр ежегодно может принять около 100 выпускников, но такая потребность возникает не каждый год. Поэтому важно готовить кадры не только для него, но и для других предприятий отрасли. Спрос диктует рынок: «КАМАЗ» расширяет производство, наращивает выпуск автомобилей и стремится сохранять конкурентоспособность – а значит, остро нуждается в профессионалах. Автомобилестроение уже видит будущее: энергоустановки на водороде, электромобили, новые технологии… Но кто будет воплощать эти идеи? Нынешние специалисты заняты текущим производством, а новые разработки требуют свежих умов. Наша задача – готовить этих ребят. Потому что потребность в них – уже реальность.

Кроме того, у нас есть колледж, который дает среднее профессиональное образование. Контрольные цифры приема в колледж на бюджет – всего 100 мест, а учиться приходит 700 человек. Почему? Потому уровень образования в колледже такой, что 600 человек готовы платить деньги, чтобы здесь учиться.

– Отслеживает ли вуз количество выпускников, которые идут работать по профессии?

– 100% нет ни в одном вузе. Я считаю, что наши цифры вполне достойные. 80% выпускников точно уходят по специальности работать.

ПРО СТУДЕНТОВ

«ГЛАВНОЕ – ЧТОБЫ РЕБЯТА БЫЛИ МОТИВИРОВАННЫМИ. ОСНОВНОЕ – ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ»

– В лучшие годы в вузе обучалось 15 тысяч студентов, сейчас вдвое меньше. Какие цели по увеличению количества учащихся вы для себя ставите?

– Я должен вернуться к этой цифре, по крайней мере.

– Как думаете, сколько времени для этого потребуется? Также лет 10?

– Как только у нас проходные баллы будут такими же, как на автомобилестроение в Москве, я буду считать, что свою задачу выполнил. Главное, чтобы ребята были мотивированными. Основное – желание учиться.

– Сейчас можно достаточно часто увидеть в городе иностранных студентов. Сколько таких обучается в вузе? Насколько хорошо они знают русский язык?

– Львиная доля студентов – граждане Туркменистана. Есть студенты из Египта, Узбекистана. Такая ситуация сложилась за много лет. Сейчас государство начало обращать внимание на качество обучения иностранных студентов. Бывают случаи, когда люди, не зная языка, непонятно как поступают, обучаются и получают диплом. Для нас это неприемлемо. Слава Богу, гайки в этом вопросе подкрутили. При поступлении в вуз они сдают внутренний экзамен на знание русского языка, а также дополнительно посещают курсы русского языка. Если молодой человек хочет учиться, он получит диплом, тогда мы со спокойным сердцем вручим ему этот документ. Но если он не хочет учиться, а приехал сюда работать и учиться, вот здесь я, как руководитель, занимаю жесткую позицию. Он учиться здесь не будет, раз он не хочет этого. Поэтому в ближайшее время я прогнозирую сокращение числа иностранных обучающихся.

«Я как Владимир Ильич Ленин на броневике с апрельскими тезисами. Моя задача – изменить подходы к образовательной деятельности»

– Уровень образования в странах, откуда приезжают абитуриенты, отличается от российского?

– Да, отличается. Однако сам факт, что студенты выбирают Россию для обучения, говорит о высоком доверии к нашей системе образования. Среди иностранных абитуриентов есть по-настоящему талантливые и мотивированные ребята – мы готовы дать им все возможности для развития. Но наш принцип строг: хочешь учиться – поможем, не справляешься – отчислим.

После завершения обучения учебная виза иностранных студентов заканчивается и большинство уезжает. Что касается приема, план остается неизменным – 230 человек в год. Для сравнения: 5–7 лет назад мы принимали 600–800 студентов на платной основе, в 2023-м году зачислили около 300, а в 2024-м – 230.

Конкурс по-прежнему высок, но мы сознательно усложнили вступительные испытания из-за роста общего уровня подготовки абитуриентов. Наша цель – не гнаться за количеством, а обеспечивать качество. Мы стремимся выпускать специалистов, востребованных на современном рынке и потому уделяем особое внимание отбору.

При этом ключевой приоритет – привлекать талантливых абитуриентов из нашего города и всех регионов России. Мы хотим, чтобы российские выпускники школ видели в нашем вузе возможность для профессионального роста и успешного будущего.

– Чтобы к нам ехали учиться из других городов, нужно ведь заявить о себе. Как работаете над узнаваемостью вуза?

– У нас будет Всероссийская олимпиада для школьников с возможностью поступления в вуз с преференциями для победителей.

Наш вуз одержал победу в конкурсе по созданию инженерных классов в регионах Приволжского федерального округа. Это означает, что мы расширяем географию проекта и будем организовывать обучение школьников в инженерных классах не только в Набережных Челнах, но и в других субъектах округа.

Главная проблема современного образования – отсутствие мотивации у учащихся. Мы хотим работать с заинтересованными студентами, но фундамент этой заинтересованности закладывается еще в школе. Без четкого понимания своих целей и желаний человек не сможет по-настоящему увлечься учебой.

«Я как Владимир Ильич Ленин на броневике с апрельскими тезисами. Моя задача – изменить подходы к образовательной деятельности»

– Георгий Олегович, а что с гуманитарными факультетами? Судя по всему, идет сокращение (например, закрыты специальности, связанные с журналистикой, рекламой и связями с общественностью). Значит ли это, что в долгосрочной перспективе их не будет вообще?

– Расширение перечня образовательных программ в нашем институте станет возможным с увеличением притока абитуриентов из других регионов. В текущих условиях, когда мы ориентированы преимущественно на челнинских выпускников, сохранять конкурентоспособность сложно. Как показывает практика, талантливые выпускники – и из Набережных Челнов, и из других городов – часто выбирают вузы за пределами региона: чем выше уровень подготовки школьника, тем более престижный вуз он рассматривает.

– Раньше одним из самых популярных факультетов был строительный. Судя по буклетам для абитуриентов, вуз предлагает 40 бюджетных мест – вдвое больше, чем на другие факультеты. Это продиктовано потребностями рынка в кадрах? Ну и как обстановка с подготовкой кадров для строительной отрасли?

– В городе строится много жилых и промышленных объектов, дороги. Нужны кадры, поэтому много учатся и есть большое количество желающих стать строителями. Контрольные цифры приема и подготовки, которые устанавливает нам государство, мы все выполняем. Кадры в строительной отрасли, действительно, востребованы.

ПРО СТРОЙКУ

«ПРЕДУСМОТРЕНЫ ЛАБОРАТОРИИ, УЧЕБНЫЕ КОРПУСА С БОЛЬШИМИ АУДИТОРИЯМИ, АМФИТЕАТРАМИ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ПРОСТРАНСТВАМИ – ВСЕ КАК ПОЛОЖЕНО ДЛЯ ВУЗА»

– На днях мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев анонсировал ближайшие планы по строительству кампуса между «Торговым кварталом» и корпусом вуза. Какие сроки вы для себя обозначили?

«Я как Владимир Ильич Ленин на броневике с апрельскими тезисами. Моя задача – изменить подходы к образовательной деятельности»

– Да, это действительно наш стратегический проект. Мы создаем масштабный студенческий кампус, который будет простираться от транспортного кольца напротив ТЦ «Омега» (где уже расположено одно из общежитий) до «Торгового квартала». В рамках обеспечения комплексной безопасности территории, мы возводим ограждение по всему периметру будущего кампуса. Главный приоритет – создание безопасной среды для студентов и преподавателей. В частности, мы ограничиваем въезд и парковку постороннего транспорта, чтобы исключить помехи учебному процессу. В состав нового кампуса войдут: существующий стадион (в перспективе планируется его модернизация), учебно-лабораторные корпуса и студенческие общежития. Этот проект позволит создать единое образовательное пространство с развитой инфраструктурой.

Мы все прошли через студенческие годы, хочется после занятий выйти и тут же попасть к себе же на территорию с воркаут-площадками, фонтаном и беседками, а по улицам городка пустим робота-доставщика, что тоже является частью образовательного процесса.

В основном корпусе нового студенческого городка проектом предусмотрены лаборатории, учебные корпуса с большими аудиториями, амфитеатрами, мультимедийными пространствами – все как положено для вуза. Дело в том, что институту большинство зданий досталось в период строительства «КАМАЗа»: общежитие для иностранных специалистов (к примеру, 1/18), здания детских садов, Инжиринговый центр – вообще бассейн!

Нового здания для 15 тысяч студентов тоже не хватит. У меня идея – улучшить качество высшего образования. Вуз потянет за собой колледж, то есть колледж со временем будет на уровне современного нынешнего вузовского образования, а вуз пойдет дальше. И тогда мы будем точно востребованы. Я думаю, что в перспективе колледж целиком займет здание 1/18.

«Я как Владимир Ильич Ленин на броневике с апрельскими тезисами. Моя задача – изменить подходы к образовательной деятельности»

– Есть планы по участку в 11-м комплексе, долгострой ведь решено демонтировать.

– На мой взгляд, данная территория оптимально подошла бы для создания открытой спортивной зоны или испытательного полигона для беспилотного транспорта. Возведение капитальных сооружений здесь нецелесообразно из-за высокой плотности существующей застройки.

В настоящее время первоочередной задачей является рекультивация территории, на что требуется порядка 66 миллионов рублей. Эти средства нам необходимо сначала заработать, прежде чем приступать к работам. Для более масштабного строительства потребуются уже миллиардные инвестиции, поэтому пока сложно говорить о конкретных проектах. Однако мы действительно заинтересованы в использовании этого участка для учебных целей и профориентационной работы, поскольку испытываем значительный дефицит площадей.

– Есть сроки по сносу объекта?

–  Сейчас заработаем – приведем в порядок. Просто не хотелось бы, чтобы там было место для того, чтобы соседняя детвора шалила. Пусть лучше дети в наших секциях и в кружках занимаются.

– Георгий Олегович, а что бы вы пожелали нынешним выпускникам школ и средне-профессиональных учебных заведений?

– Мы все надеемся и верим, что наши выпускники успешно сдали экзамены и пожелание только одно – чтобы они мотивировано выбрали то направление своего образования, которое в будущем стало бы их любимым делом.

Лилия Хамитова

Комментарии
20.06.2025, 19:12

Не знаю, кого они там собрались готовить, но каждый год подготовка студентов все хуже, преподавателей дефицит, а те, что есть, далеки от рабочей реальности. Печально, такой вуз развалился((
20.06.2025, 19:39

С завода ПРЗ

Согласна с этим 100%. Это абсолютно правда абитуриенты бегут от этого филиала! Там ещё хуже стало. Нужен свой толковый, молодой, перспективный, болеющий за вуз, имеющий связи и коммуникацию с КАМАЗом.
20.06.2025, 19:42

Луиза Наиловна

Вы так о любом месте своей работы говорите! Посмотрите его статьи где он раньше работал, ничего не изменилось. Одна вода, печально!
23.06.2025, 07:54

Татарин

Как и все вокруг. Все, что создано в СССР и возделано руками творцов, пусть не самых может быть успешных и не самых удачливых, но они старались и работали. А все поколение, которое руководит сегодня - это наследники поражения и у них пораженческая, подчиненная воля и никакого собственного взгляда, только одни слова красивые заученные.
23.06.2025, 14:51

Челнинский обыватель

Правда, так все обстоит. Почему-то ни разу в этом красивом интервью не прозвучала идея о самостоятельности челнинского вуза, о создании Камского государственного технического университета или автомобильной академии. Не-е-е-е, низя. Начальство не велит. Вот и вся смелость.
24.06.2025, 10:06

Татарин

Вместе с тем они очень сильно якобы надеются на молодое поколение, которое как будто придет и все исправит, изменит весь этот пораженческий ландшафт. Ничего никто не изменит. Новое, молодое поколение воспитано старым и у него тоже нет самостоятельного мышления. Более того, оно вообще не стремится никуда, потому что у него все нужное уже есть. Ни у кого нет позитивного проекта развития и взгляда в будущее. Все топчутся на месте. Все понимают, что это здание общественного развития не дееспособно, все надо не просто ремонтировать, а строить заново. Но строить некому, а те, что есть и принимают решения, держатся за сегодняшний день, за теплые места, никто не готов ни к чему. Поэтому и боятся перемен.
24.06.2025, 13:52

Преподаватель вуза

Боятся не только перемен, боятся и реакции руководства. Прежний директор института отбил желание у многих проявлять инициативу, отстаивать интересы вуза. Сейчас многие заведующие и профессура в кулуарах кроют почём зря все эти прожекты беспочвенные, но никто не высовывается, все держатся, как вы правильно заметили, за теплые места.
25.06.2025, 15:52

Татарин

Про институт - да. Но я не только о нем. Институт - это лишь слепок, маленькая модель нашей страны. Я говорю обо всех общественных процессах. Видно же во всем, что правит геронтократия. Никто ничего не желает менять и развивать. День прожить, да ночь продержаться, вот и вся стратегия.
02.07.2025, 13:27

Иван Канаев

Дело не в возрасте. Пришел сорок лет назад молодой да таких дел натворил... Не, не надо
20.06.2025, 19:47

Профессор нчи кфу

Другими словами МАДИ, НАМИ, МАМИ это не автомобильные вузы??? Мне кажется член-корреспондента вы точно не достойны после такого!!!!!!!!!
23.06.2025, 14:47

В этом отношении он прав, вы зря горячитесь с кучей !! знаков. МАМИ и МАДИ были весомы в автомобилестроении, когда в Москве были крупнейшие автозаводы, связь с производством была несомненная. А что сейчас? А НАМИ вообще не учебный вуз, это НИИ в чистом виде, то есть разновидность НТЦ, только без привязки к заводу конкретному.
27.06.2025, 13:09

Выпускник автомеха

НЧИ тоже не автомобильный вуз. Сколько выпускает автомобильных специалистов, а не экономистов, юристов и программистов? Десяток-другой ребят, считая и заочку. Это же курам на смех. Даже в лихие 90-е был выпуск две группы конструкторов, три группы транспортников, включая одну группу с татарским обучением. Каждая группа 25-30 человек. И это только очка была, сколько заочки шло не в курсе, но ещё больше их было. Вот и сравнивайте амбиции сегодняшние с днем вчерашним!
01.07.2025, 14:28

Педагог из Нового города

Дошло уже до объединения групп разных направлений подготовки. Например, программистов с технарями. Потому как группы по несколько человек остаются на втором-третьем курсе, кто на математике котиевской режется, кто просто учиться не хочет. Оставшимся добровольно-принудительно предлагают поменять специальность. Приплыли в общем.
02.07.2025, 13:28

Может в этом и смысл? Отбить интерес к институту, создать дурную славу. Чем громче при этом кричат о достижениях тем резче контраст.
22.06.2025, 20:35

ЧелНиночка

Смелый заголовок! Ну посмотрим, чем дело кончится )))
23.06.2025, 10:40

В курсе

Котиев не создал за 2 года свою команду, а Ганиев и Ко "проели" то что типа они заново хотят создать? Там нужны кардинальные перемены, без этого закроют скоро - по моему. Хоздоговора носят выборочный характер среди "избранных". Пустые здания, иногда пробегут кучка иностранных студентов - другая история. Региональные студенты "проезжают мимо" даааавноо.
23.06.2025, 14:44

Хоздоговоров не может быть много, это не советские времена, когда предприятие не могло потратить деньги, выделяемые на науку, кроме как на науку. А сейчас если даже пробьём договор, на него захотят присесть люди из первого здания. В итоге краюшка все меньше((
24.06.2025, 13:55

Зачем студент из Башкирии, к примеру, поедет в Челны, а не в Уфу? А если и поедет, то уж в Казань или в Москву. В институт с именем, а не провинциальный филиал. У КамПИ было имя, и в КамПИ абитуриенты приезжали из разных мест. Люди гордились, я КамПИ закончил. А сейчас что, филиал заборостроительный.
02.07.2025, 13:32

Шавкат

Даже на пятом здании, которое все видят с проспекта мира крупно написано инжиниринговый центр кфу. Никакого челнинского, камского. А на нет и суда нет кто пойдет в челнах в казанский для того казан есть.
23.06.2025, 12:52

Половина вуза осталось с Камазом. Кампи надо ориентироваться на регион, а не мелочиться с одним предприятием
27.06.2025, 13:11

Вуз не связан с КАМАЗом, КАМАЗ вообще не любит иметь дело с НЧИ. У них есть филиал КАИ, создавали как альтернативу КамПИ. Зачем?
27.06.2025, 15:34

Евгений

С кем он собирается что-то там делать? Лучших преподавателей выжили при Ганиеве. Остались на все согласные посредственности, цитирующие друг друга в своих статьях, чтобы индекс Хирша повысить. Качество образования упало в разы, по сравнению с КамПИ. Теперь пустые коридоры, с иногда бредущими куда то парой студентов. Не идут люди в филиал КФУ. Да и правильно.
30.06.2025, 08:56

Старик

Я в 1991-1996 году учился в КамПИ на кафедре Автомех по специальности ДВС. Довольно сильный был преподавательский состав и самой кафедры и вуза вцелом. Вообще нет у меня никаких претензий к качеству преподавания того времени. Другое дело, что некоторые кафедры (например теоретической механики) Сегодня уже не знаю, как там дела обстоят. были немного с националистическим уклоном тогда, но преподавали все равно сильно.
30.06.2025, 13:28

Это была ещё советская школа, дипломы 90-х это ещё высокий уровень. То, что сейчас происходит, ни в какие ворота не лезет.
30.06.2025, 15:49

Старик

Да, преподаватели того времени рассказывали недавно, что мало осталось и профессоров и кандидатов наук. Желающих заниматься преподаванием тоже уменьшилось. Хотя еще в середине 90-х очень многие преподаватели защищали диссертации и работали, это было и престижно и на заработке отражалось хорошо.
01.07.2025, 14:32

Педагог из Нового города

Сейчас основные рабочие лошадки в вузе те, кто защищался в 90-е и в начале нулевых. На них всё держится. Позднее вплоть до сегодняшнего времени защиты крайне редки и мало кто после защиты рвётся на кафедры. В аспирантуру тянутся только, чтобы отсидеться четыре года и все аспиранты работают на стороне, для вуза это не кадровый резерв.
01.07.2025, 15:30

Не лучший преподаватель

Посредственности статьи не пишут, а садятся сразу в соавторы, тому много способов есть. А Хирш полезная вещь, видно, кто работает. У вас, к примеру, сколько по РИНЦ? Или так, диванный критик?
02.07.2025, 13:33

Он не понимает, чтобы процитировать, сначала нужно статью написать, да чтобы её приняли в журнале. У болтунов всё просто.
02.07.2025, 13:51

Видно один из тех кого в 18-м турнули. Были такие кто заслужил, за пять лет ни одной статьи научной, ни одного пособия учебного. А посредственности конечно те кто остался, они друг другу статьи пишут ну и дальше бред всякий. Только не сам виноват.
03.07.2025, 16:41

Так, униженные и оскорбленные! Уже то, что написание статьи возводится вами в какое то достижение - уже о многом говорит. Любой магистрант и аспирант делает это за пару тройку дней)). Написать бред, а потом опубликовать его, заплатив деньги, в мусорном журнале - особого ума не надо. А потом достаточно открыть РИНЦ, посмотреть - кто цитирует ваши статьи и все становится понятно. И Все довлльны и все гордятся. А про научные достижения - спасибо, посмеялся. В КФУ только физики и немного технари были действительно востребованы в науке и писали действительно научные статьи.
07.07.2025, 15:29

Не лучший преподаватель

Развеселили, Евгений (если это вы)! Униженными себя могут считать те, кого бросили за борт в 2018-м. Их не оценили и назвали балластом (в большинстве несправедливо). А мы работаем, учим студентов, статьи пишем, на кого тут обижаться, на диванных критиков))) По пунктам. Статьи достижениями считаем не мы - это сейчас основной критерий оценки работы преподавателя, введённый кстати, новым директором. Членкору виднее, как считаете? Любой магистрант сейчас даже не в каждую конференцию втиснется, требуется соавторство научного руководителя со степенью. Тем более при публикации в ваковском журнале. Чувствуется, вы отстали от научных новостей. Мусорные журналы сейчас не котируются, поэтому мало кто деньги хочет платить за них. А в нормальный ваковский журнал с двойным рецензированием ваши аспиранты и не сунутся. Ну если только в самом деле серьёзные результаты исследований представят. Непонятно, почему вы ополчились на цитирования. Никто ими не хвастает, на них не смотрят при прохождении конкурса, Хирш тоже как критерий не используется. Так что меряться Хиршами - это по-детски как-то. Но всё же если у вас Хирш 1-2, а у оппонента 10-15, то... не смешите учёных своим "посмотреть и становится понятно". Это не сериал по ТВ, не демонстрируйте свой уровень знаний в духе известного шукшинского героя, "срезавшего" учёных. Научные достижения штука сложная. В чужую сферу деятельности не принято лезть, по крайней мере, у серьезных учёных. Поэтому если вы не технарь, не беритесь обсуждать технические кафедры, выглядит курьёзно. Мы, технари, к филологам не лезем с поучениями, своей работы хватает.