В Набережных Челнах грядет новая транспортная реформа – власти планируют актуализировать маршрутную сеть. На протяжении нескольких месяцев эксперты будут изучать пассажиропоток, перевозчиков, перспективы дорожного строительства и опрашивать население. Уже после проделанной работы в Челнах разыграют маршруты. Ожидается, что основным игроком станет бывший городской мусорный оператор – МУП «Горкоммунхоз» во главе с Альвиром Аглуллиным, которому доверили автобусный парк города. Что говорят власти и выживут ли конкуренты – выяснял Chelny-biz.ru.
ЧТО ПЛАНИРУЕТСЯ
«ПРИШЛО ВРЕМЯ ПРОСТО ПЕРЕРАБОТАТЬ ДОКУМЕНТ»
Осенью в Челнах общественности представят актуализированную маршрутную сеть. Сейчас исполком готовится заключить контракт с компанией, которая проведет анализ и подготовит документ. Для этого был объявлен соответствующий конкурс. Итогов пока нет, однако известно, что работать над челнинскими маршрутами готовы шесть компаний – столько поступило заявок. Все претенденты – иногородние.
– Это разработка маршрутной сети, движения общественного транспорта - автобусов, трамваев. Мы ее актуализируем с учетом предыдущей, которая была выполнена в 2015-м году. Прошло девять лет, город расширился, появились автобусы большой вместимости, – объяснил Chelny-biz.ru Фарид Салахов, руководитель исполкома. – Сейчас и потоки другие, и продолжение Московского проспекта появилось (пока небольшая часть, но все же). Пришло время просто переработать документ.
Победителю предстоит провести серьезную работу, а на выходе предоставить документ, который учтет и потребности жителей, и планы города по дорожному развитию. Для работы им придется сначала изучить статусные документы: стратегию социально-экономического развития республики, Челнов, бюджетные прогнозы, планы муниципалитета и генплан, который только утвердили.
Что будут анализировать? Уровень автомобилизации и структуру городского автопарка, игроков рынка, трассировку маршрутов, расписание и интервал движения (особенно в часы пик). Последнему пункту уделят отдельное внимание. Замеры будут выполнять при помощи средств видеомониторинга, а также через соцопросы населения - горожан спросят о транспортной подвижности.
Главная задача перед разработчиками – убить двух зайцев: чтобы пассажирам снизить время на поездки, а перевозчику – сократить расходы. Если коротко, то чиновникам должны нарисовать: куда и как добавить маршруты, откуда убрать, чем заменить.
О результатах предварительного анализа должны будут отчитаться уже через месяц после заключения контракта. А осенью от компании-победителя ждут базовую математическую модель. К ней необходимо приложить «бухгалтерию» - затраты на реализацию планов. Причем разработчикам предстоит сформировать как минимум два варианта оптимизации маршрутной сети. Срок на исполнение контракта - 150 дней.
ЧТО ЖДУТ ИГРОКИ РЫНКА
«НАРОД НЕ ЕЗДИТ, ПРИБЫЛЬ ОНИ НЕ НЕСУТ. НУ ЧТО ЭТО ЗА БИЗНЕС! ЭТО НЕПОСИЛЬНО»
Последнее подобное исследование по изучению пассажиропотока Челнов было в 2015 году. Тогда буквально перекроили рынок перевозок и, судя по всему, подобное ожидается и в этот раз. Девять лет назад подряд достался питерской исследовательской конторе. Эксперты подготовили свои рекомендации с расчетом тенденций на ближайшие 20 лет. Основным итогам работы было: сокращение маршрутов (с 21 до 19) и количества частников. Специалисты посчитали, что часть маршрутов должны обслуживать большие автобусы. Частникам в итоге пришлось объединяться в ООО. В результате на рынке осталось два игрока. Это ООО «Пассажирские перевозки» (в состав «сборной команды» вошли ИП Миннебаев, ИП Фахразиев, ИП Тятюшкин, ООО «Авантех», ООО «РЭЛСА» и другие) и вновь созданное МУП «Электротранспорт» (компания позже сошла с дистанции и обанкротилась). Со временем на смену банкротной «дочке» города неожиданно пришел МУП «Горкоммунхоз», который и вовсе планировали ликвидировать. Сегодня муниципальное предприятие уже работает в статусе главного автобусного перевозчика. Возглавляет контору Альвир Аглуллин.
– Я, можно сказать, уже не игрок. Вы прекрасно знаете, что закуплены автобусы большой вместимости, – прокомментировал Chelny-biz.ru предстоящие исследования Николай Тятюшкин, руководитель ООО «Пассажирские перевозки». – Городу виднее.
Тятюшкин отмечает, что с ростом количества НЕФАЗов идет сокращение автобусного парка компании. За последнее время он «сдулся» чуть ли не наполовину.
– Народ не ездит, прибыль они (микроавтобусы – ред.) не несут, только [затраты] на заправку и на ремонт – ну что это за бизнес?! Мы сами отказались от аренды. Это непосильно, ноша большая. На одну машину 145 тысяч. Плюс аренда... Да ну это! Мы и отказались.
Некоторые владельцы микроавтобусов, работавших в ООО «Пассажирские перевозки», ушли на вахту, другие продали технику в соседние регионы.
– Город растет и в ширь, и в длину, в любом случае, через какой-то период маршрутную сеть нужно пересматривать. Разумеется, если останутся только большие автобусы, нужно смотреть, – продолжает Тятюшкин. – Они же не будут ездить по существующему маршруту №12 по поселку ЗЯБ. Там, когда вечером все заставлено машинами, автобус малой вместимости не проедет. Ясное дело, оставить так маршрут для НЕФАЗов не получится. Они там не проедут! Значит нужно пересматривать маршрутную сеть. Что касается автобусов малой вместимости… Возможно, город хотел бы их оставить, но что если горожане не хотят?!
Несмотря на пессимистичный настрой Тятюшкина, власти рассчитывают, что маршрутки все-таки останутся в пассажирских перевозках, понятно, что их количество заметно сократится. Ранее мэр Наиль Магдеев комментировал Chelny-biz.ru, что частники возьмут на себя короткие маршруты, где пассажиропоток ниже и нет экономической обоснованности задействовать НЕФАЗы.
– Если бы там был бизнес, люди стояли в очереди. Себестоимость перевозок 70 рублей, а мы продаем билеты за 35. Где может быть такая экономика? – заявлял ранее Магдеев. – Но на все маршруты большие автобусы поставить не получится, там своя логистика, такого количества пассажиров не будет.
Торги по всем маршрутам планируют провести в конце года, когда истекут действующие. По актуальной информации исполкома, сегодня их 17 (здесь курсируют 300 автобусов малой и большой вместимости).
Транспортная реформа на этот раз похоже, что будет более масштабной. На подходе полнокровное автобусное предприятие с соответствующей инфраструктурой. Новую автобусную базу планируют построить недалеко от гипермаркета «Леруа Мерлен». Но, как отмечал Магдеев, проект весьма затратный. Поэтому подвижной состав пока будут обслуживать на существующей базе МУП «Горкоммунхоз».
– Идут предпроектные работы. Мы работаем на старой базе. Она нас удовлетворяет. Пока на то количество автобусов, которые у нас есть, ее хватает. Мы там год назад установили автоматическую мойку. Еще одну ставим, – рассказывал мэр. – Пока мы живем по средствам. Объять необъятное не получится. Работаем поэтапно, планово, чтобы на все наши цели и задачи были финансовые ресурсы. Основной фактор – это отсутствие денег, чтобы купить здесь и сейчас. Ближайшие год–два мы будем работать на той базе, которая есть. А потом жизнь покажет.
В этом году Набережных Челны должны получить 90 НЕФАЗов. В первой половине года – 46 по специальным казначейским кредитам. 44 – по государственной лизинговой программе. Технику поэтапно будут выводить на городские проспекты. Задача местной власти – увеличить количество больших автобусов до 250. С обновленной схемой, вероятно, появятся и новые маршруты. Их разыграют в конце 2024 – начале 2025 годов. Очевидно, что крупных конкурентов у МУП «Горкоммунхоз» уже не будет.
Что касается маршрутной сети, то после работы питерской компании в 2015 году, городу неоднократно приходилось вносить изменения. Иногда вручную, иногда при помощи сторонних компаний. В 2017-м, например, приглашали воронежского оператора для анализа пассажиропотока. Объясняли это тем, что постоянно меняются дорожные условия: появляются новые проспекты, расширяются старые. Жители, впрочем, еще долго припоминали, что были шокированы той транспортной реформой, в основу которой легли предложения питерцев.
Лилия Хамитова
Олег
Саня
ПЬЕР ДУНН
Житель
Александр
Sam
1
ПЬЕР ДУНН
Илфат
Ермолай
Куба