Традиционная итоговая сессия горсовета прошла сегодня в Набережных Челнах. Мэр города Наиль Магдеев был краток и даже уложился в заданный им же тайминг – доклад буквально дублировал все, что градоначальник говорил на прошлых заседаниях горсовета и аппаратных совещаниях. Отчитывался о достижениях, славил бизнес (в частности, «КАМАЗ»), горожан и благодарил власти. Даже почти не просил денег, ну, если только чуть-чуть – на капремонт социальных и культурных объектов да на автопарк общественного транспорта. За трибуной выступали депутат Госдумы Альфия Когогина – она прошлась по федеральной повестке, депутат Госсовета Руслан Нигматулин, который предложил кейс по привлечению трудовых ресурсов в Челны. Финансовый директор автогиганта Андрей Максимов привел цифры о средней зарплате на «КАМАЗе», которая превышает среднюю по городу, а глава татарстанских коммунистов Хафиз Миргалимов выступил с эмоциональным спичем. Статус хедлайнера сегодня полностью оправдал глава Татарстана – Рустам Минниханов, которого ждали на сессии в другие районы, но посетил он только Челны. Раис отличился ярким и структурным докладом: охватил все пункты, за которые можно похвалить, и ошибки, за которые надо критиковать и призывать к порядку. И даже ответил на вопросы, которые ранее озвучивали другие муниципалитеты. Основные тезисы Рустама Минниханова с прошедшей сессии – в материале Chelny-biz.ru.
ЗА ЧТО РУГАЛ И ГДЕ ПРИЗЫВАЛ НАВЕСТИ ПОРЯДОК?
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
- Самый больной вопрос - это общественный транспорт. Сегодня мы передали Набережным Челнам 10 автобусов, в этом году совокупно 90 автобусов. Вот в этом вопросе, Наиль Гамбарович, надо пересмотреть систему. В Челнах вопросов больше: здесь не только новые автобусы, но и всю систему надо структурировать, чтобы она работала надежно. У нас других формул нет, надо наращивать работу общественного транспорта. Мы видим, какие пробки в Казани, в Челнах-то еще, наверное, более-менее. Но только общественный транспорт может нас спасти. Мы тоже подключимся к этому вопросу, но основная задача стоит перед вами.
ИНОГОРОДНИЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ И КОММУНАЛЬНЫЕ СЕТИ
- Поступают вопросы в систему «Народный контроль» и социальные сети. Очень много обращений по вопросам ЖКХ. Я понимаю, что это касается работы управляющих компаний. Здесь, конечно, надо наводить порядок. Я не понимаю, откуда появились иногородние УК в Челнах? Наиль Гамбарович, надо дать должную оценку. Если справляются, то, пожалуйста, но они не справляются. Раз не справляются — значит, решение есть только одно. Здесь надо оперативно реагировать на обращения граждан.
Другой вопрос - состояние коммунальных сетей. В городе за год произошло 622 аварийных случая. Сейчас в Челнах завершается «Наш двор», в планах направлять ресурсы данной программы на инженерные сети, а также активно участвовать в федеральных программах.
НЕДОРАБАТЫВАЮЩИЙ ГОРЗДРАВ
- Много замечаний и жалоб по качеству услуг. В полтора раза выросло число обращений граждан по работе медучреждений. Управление здравоохранения, Минздрав здесь? Это не очень хорошо, вы уж решайте вопрос. Челны никогда в зону критики по здравоохранению не попадали. Не могут люди записаться на приемы, по качеству медицинского обслуживания тоже есть вопросы. Прошу вас очень внимательно посмотреть. Захарова (Светлана Захарова, депутат Госсовета от Челнов – ред.) здесь, ответственная от вас? Нигә тәртип юк? Нигә тәртип юк? (Почему нет порядка?!) На самом деле очень много сделано для здравоохранения. Но пока не к объектам, а к людям претензии у челнинцев. Внимательно на это посмотрите.
ТУКАЕВСКИЙ РАЙОН И ЧЕЛНЫ ДОЛЖНЫ ОБЪЕДИНИТЬСЯ
- Набережные Челны и Тукаевский район – это одна агломерация и развитие этих территорий надо объединить. С одной стороны, мы делаем добро и строим жилье, с другой стороны - инфраструктура транспортная, социальная, инженерная не соответствует. Конечно, люди правильно нас критикуют! Должна быть программа, мастер-план Камской агломерации. Есть Институт пространственного планирования. Вот он здесь. Никаких разрешений без утверждения мастер-плана. Глава Тукаевского района тоже здесь? Вместе с Наилем Гамбаровичем и институтом надо работать. У нас много узких мест. Жилье ушло вперед, а ни школ, ни садиков, ни подъездных путей… Мы оказались в сложной ситуации. Поэтому эту тему надо взять на контроль.
Ну и Тукаевскому району спасибо огромное! Ярмарки, обслуживание города… Наиль Гамбарович, давайте поприветствуем аплодисментами наших сельчан!
ПРО ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Есть одно обстоятельство, которое меня очень беспокоит. На семейном образовании находится 700 детей. Это ненормально. Ребенок должен быть в обществе, социализация должна быть. Я обращаюсь к прокурору города, очень внимательно надо посмотреть. Из аттестациии - какие-то московские школы. Это ненормально, что там с этими детьми? Это не запрещено, но мы должны разобраться. В прошлом году в школу вернули 54 ребенка. Вот такую работу надо проделать.
ДОХОДЫ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА
- В республике средняя зарплата около 60 тысяч рублей, у вас около 68 тысяч рублей. Но есть и другая статистика: около 25 тысяч челнинцев имеет ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. Наверное, есть и конвертные, и другие инструменты. Но, тем не менее, цифра фактическая. По итогам третьего квартала 51 предприятие города выплачивает зарплату ниже МРОТ. Ниже МРОТ никто не имеет права выплачивать! Здесь и вы, и прокуратура, налоговая должны обратить внимание и вместе эти вопросы решать. С этим надо бороться!
ЗА ЧТО ОТМЕЧАЛ И ХВАЛИЛ
ЧЕЛНЫ КАК ОБРАЗЕЦ ПОМОЩИ СВО
- Основной вектор общественно-политического, социально-экономического развития республики, как и всей страны, сейчас формируется вокруг специальной военной операции. Наши ребята в зоне СВО, вдали от дома, доблестно защищают Родину. Наши земляки настоящие герои. Более одной тысячи наших бойцов награждены орденами и медалями, одиннадцати военнослужащим присвоено звание Героев России. Хочу выразить слова благодарности всем военнослужащим, в том числе присутствующим в этом зале, за отважную службу во имя нашего Отечества. Наша главная задача - поддержка военнослужащих и их семей. Особого внимания требуют семьи погибших бойцов. Все возникающие вопросы должны решаться на месте. В этом плане Челны - некий образец. Работа здесь организована на самом высоком уровне.
- Мы неоднократно приводили Челны в пример. Наиль Гамбарович сам пять раз посетил зону СВО, огромную работу проводит дирекция «КАМАЗа» и сам Сергей Анатольевич Когогин. Руководители предприятий, город, бизнес, волонтеры. Мы видели - столько разработок и различных решений предпринимается. В течение длительного времени наши ребята оказывают услуги, кормят. Вы заслуживаете огромной благодарности. Хочу поблагодарить каждого из вас – бик зур рэхмэт сезгэ!
ПРО ВКЛАД «КАМАЗА» В ЭКОНОМИКУ
- Несмотря на все сложности, которых было очень много - доставка комплектующих, банковская сфера и т.д. - итоги прошлого года достойные. Валовый региональный продукт республики составляет 4 трлн 100 млрд рублей, с ростом 3,6%. Объем промышленной продукции - 4 трлн 742 млрд. Строительство - 708 млрд. Розничный товарооборот - 1 трлн 400 млрд. И, конечно же, инвестиции в основной капитал - 1 трлн 80 млн, с ростом 11%. Единственное - мы не набрали по продукции сельского хозяйства, вы все знаете, какая засуха была. Но, тем не менее, выручка - 289 млн. Это результат слаженной работы основных отраслей и в то же время субъектов малого и среднего бизнеса. Но и не могу не сказать, что это стало возможным благодаря мерам федеральной поддержки, которые организованы по поручению президента страны, правительства.
- Набережные Челны вносят огромный вклад не только в экономику нашей республики, но и страны. Главное - «КАМАЗ», пример развития машиностроительного предприятия. Вчера мы подводили итоги промышленности на коллегии и объем отгруженной продукции по Челнам вырос на 19,5% и достиг 737 млрд рублей. Огромный вклад города, и, конечно же, 43% - «КАМАЗа». Хочу поблагодарить руководство автогиганта, которое успешно справляется со всеми проблемами. Как я уже ранее сказал, проблем очень много. Но «КАМАЗ» вносит большой вклад в укреплении обороноспособности, технологического суверенитета страны, является лидером отечественного и грузового автомобилестроения, автобусов. Очень большая работа была проведена по импортозамещению, производству комплектующих. Также сегодня «КАМАЗ» очень серьезно занимается новыми направлениями - это электрические и беспилотные автомобили. Рядом с «КАМАЗом» у нас всегда «КАМАЗ-мастер» - им сегодня 35 лет. Также хорошее развитие, как «КАМАЗ», имеет ТЭМПО, «Кама Дизель», «Астейс», «Челны-Холод» и ряд других предприятий. Наиль Гамбарович более подробно на них останавливался. Слова благодарности всем нашим предприятиям и трудовым коллективам.
- Было уже подробно изложено о территории опережающего развития. Почти 10 тысяч рабочих мест! Это огромная работа, которая проводится администрацией города и министерствами нашей республики. У такие проектов как КИП «Мастер» - вообще нет аналогов. Проекты компании-мирового лидера Haier, промышленные парки, ИТ-парк… То, что создано здесь, служит во благо нашей республики.
ПРО ДЕФИЦИТ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
- Создать условия – сегодня были высказаны такие предложения. Министерство образования здесь - продумайте структуру бюджетных клеток, количество мест в общежитиях для иногородних… Мы понимаем, что у нас два источника привлечения молодежи и трудовых ресурсов в Набережные Челны. Первый путь – создание мощных образовательных центров на базе колледжей и профессиональных училищ. Второе - работа с мигрантами. Необходимо внимательно подходить к этим вопросам тот кто привлекает мигрантов должен обеспечить своевременную оплату труда создать бытовые условия. И не только в период работы и в нерабочее время иметь контакты с ними это все налагает ответственность на те предприятия которые привлекают мигрантов. Есть разные призывы, в том числе, что мигрантов не должно быть. Но такая экономика, как наша республика, без привлечения дополнительной рабочей силы - невозможна. Нам необходимо строить наши отношения. Другого пути нет. Рабочие силы нам нужны.
- Задача - создание образовательного центра - «КАМАЗ», КФУ. Город должен иметь высшую техническую школу, чтобы молодежь не уезжала. Это задача и республики и города. По образованию Челны были образцом и в плане качества и новых движений.
НОВАЯ ТРАССА КАК ПОДАРОК ДЛЯ ЧЕЛНОВ И НИЖНЕКАМСКА
- Проект М-12, из него 142 км проходит через республику. Трасса соответствует всем мировым стандартам. До Москвы - 6,5 часов. Я сам проехал. Немножко быстрее, конечно, проехал (смеется - ред.). Хорошая дорога! Но самое главное - реконструкция М-7 в обход Нижнекамска и Набережных Челнов. Вы все знаете, как трудно проезжать плотину, особенно во время ремонта. Если Всевышний нам поможет, и Марат Шакирзянович до конца добьет, то к концу этого года мы должны и мост сдать, дойти до Башкирии. Это масштабный проект. Для Набережных Челнов и Нижнекамска - огромный подарок. Кроме этого, мы должны дойти до Альметьевска. Трасса «Алексеевск – Альметьевск» протяженностью 140 км будет реализована. Федеральные трассы М-5, М-7 и М-12 будут соединены. Никогда в истории Татарстана такого объема дорог, инфраструктурных объектов не было!
ПРО СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОРОД
- Мы видим, как хорошо развиваются Челны. Наиль Гамбарович обозначил зоны, на которые нам надо обратить внимание. На самом деле город построился и вроде бы вся инфраструктура одновременно строилась. И уже износилась. Все говорят - это новый город, а оказывается новый город тоже имеет свойство когда-то стать не совсем новым. Старым. Нам, конечно, надо на это обратить внимание.
Алексей
Евгений
Иславит
45/01
Антимагдеев13
Да, это другое.