Нешуточная борьба за кадры развернулась в Закамье. Чиновники «кочуют» из города в город, из района в район в поисках более интересного места: лучшей зарплаты, условий работы и перспектив. В последнее время сильно потеряла администрация Фаила Камаева (на фоне одного уголовного дела за другим), проредил исполкомы города и района Рамиль Муллин (глава решил выстроить систему исполнительной власти чуть ли не заново), не хватает людей на ведущих должностях в Елабуге, а Челны буквально недавно залатали дыры, но уже успели потерять одного из ключевых на фоне новой «автобусной реформы» сотрудников (и до сих пор не могут найти). Автоград при этом становится источником кадров чуть ли не для всего Закамья. При этом Наиль Магдеев как-то умудряется удержать на местах «старожилов», которые уже собирались на выход, и продвигать по карьерной лестнице замов и специалистов. Как работает круговорот чиновников в Закамье, где сколько платят и как выкручиваются, кто берет харизмой и авторитетом, а у кого козырей практически не осталось – разбирался Chelny-biz.ru.
ЗАРПЛАТЫ
КТО СКОЛЬКО ПОЛУЧАЕТ И ОТ ЧЕГО ЭТО ЗАВИСИТ
Для начала разберемся, какие зарплаты получают чиновники. В республике этот вопрос регулирует единый документ – постановление Кабмина РТ, принятое в марте 2018 года «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, председателей, заместителей председателей, аудиторов контрольно-счетных органов муниципальных образований, муниципальных служащих». На местах в соответствии с ним принимают свои нормативные документы. Оклады зависят от статуса муниципалитета и численности населения. Так, существует 12 групп – от миллиона до полутора тысяч жителей. Челны, например, во второй группе (545 тыс.). Нижнекамский район по численности населения (277 тыс.) должен бы относиться к третьей, но есть пункт, согласно которому муниципальный район, в состав которого входит город республиканского значения, относится на одну группу по оплате труда выше. То есть Челны и НМР тут, по сути, наравне. Елабужский район (85 тыс.) по тому же принципу в четвертой группе. Тукаевский (48 тыс.) и Менделеевский (30 тыс.) – в пятой.
Что касается конкретных сумм, размер окладов разных чиновников кратен окладу специалиста младшей группы должностей в сельском поселении, а это 11 498 рублей. Коэффициенты кратности прописаны для каждой из групп. Так, для руководителя исполкома муниципалитета из второй – это 3,26. Простым перемножением исходной цифры и коэффициента получаем базовый должностной оклад, например, Фарида Салахова – 37 484 рубля. Его коллега из Нижнекамского района в аналогичном положении. Для четвертой группы коэффициент 2,74, для пятой – 2,49. Таким образом, в Елабужском районе РИК должен получать 31 505. В Менделеевском и Тукаевском – 28 630.
Первый замруководителя исполкома Челнов Илья Зуев, согласно этому раскладу, должен получать 36 334, как и его коллега из НМР. Елабужский первый зам – 28 630, а тукаевский и менделеевский – 26 560. Зная группу и коэффициент для конкретной должности, можно высчитать оклады всех чиновников. Но эта сумма – еще не все, конечно.
Муниципальный служащий, согласно тому же самому документу, получает не только должностной оклад, но и россыпь разных доплат. Есть ежемесячная надбавка за выслугу лет: за 5, 10, 15, 20 лет – до 5, до 10, до 15 и свыше 15%, соответственно. Есть ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы: для высших, главных, ведущих, старших, младших должностей от 9% до 1% от оклада. Предусмотрены премии за выполнение особо важных и сложных заданий – они не ограничены максимальным размером, но в пределах установленного фонда оплаты труда. Предусмотрены поощрения (не более 1% оклада), надбавки за классный чин (7–3%), отпускные (не превышающие 1,2 оклада), матпомощь (в пределах фонда оплаты труда), ежемесячная компенсационная выплата за работу в условиях ненормированного служебного дня (не больше 2% должностного оклада), надбавка к должностному окладу за профильную ученую степень (за кандидата наук – до 1,5%, за доктора – до 2%).
По словам источников издания, такие надбавки в, конечном счете, позволяют примерно вдвое увеличить итоговую сумму. Но некоторые главы якобы находят возможности дополнительно подпитать свою команду, в каждом муниципалитете принимают свои документы, основываясь на республиканском. Правда, и в этом случае кресло чиновника не становится пределом мечтаний – дефицит кадров в Закамье налицо.
ТУКАЕВСКИЙ РАЙОН
КАК ИСПОЛКОМ КАМАЕВА СТАЛ «ЗОНОЙ РИСКА»
Буквально опустела сегодня «верхушка» исполкома Тукаевского района. На данный момент у Айрата Хабибуллина, правой руки Фаила Камаева, по факту нет ни одного заместителя. Ушел зам по социальным вопросам Ильфак Бариев. До него – зам по строительству, архитектуре и жизнеобеспечению населения Анас Гараев.
Продолжает пустовать кресло первого замруководителя исполкома по экономике и содействию развития предпринимательства – Муса Хузязянов сейчас находится под арестом из-за уголовного дела, которое потянулось за ним еще с прошлой должности. Кроме того, район остался без главного архитектора. Ольга Никитина ушла в Нижнекамск. Ее можно назвать главным архитектором Закамья – чиновница работала и в Челнах, и в Елабуге, и в Тукаевском, а теперь и в Нижнекамском районе. По информации издания, власти в поисках грамотного специалиста, но в условиях борьбы за кадры с коммерческими структурами предложить ему особо нечего, по зарплатам исполком явно проигрывает. По сути, главный архитектор – это даже не начальник управления, в сетке зарплат он не на выигрышной позиции.
Одно время муссировались слухи о новых перестановках – якобы может уйти или занять место Бариева начальник отдела культуры Юлия Рыбакова. Но сама чиновница ранее в разговоре с Chelny-biz.ru эту информацию опровергла. На ниве культуры много задач и проектов, над которыми она сейчас работает, и бросать их не собирается.
Тукаевский район в поиске кадров выглядит наиболее уязвимым. Уголовка за уголовкой принесли ему дурную славу. Сначала руководитель исполкома, потом первый зам, потом еще один первый зам… По информации издания, вопросы были и к другим чиновникам, но не привели к очередному разбирательству в суде. Частые набеги силовиков делают место менее привлекательным для соискателей. Ответственности много, а зарплаты непривлекательные, говорят в районе не скрывая. По Закамью, судя по раскладке, одни из самых низких даже с бонусами. Так, если опираться на данные источников, замруководителя исполкома может рассчитывать на сумму порядка 50 тысяч. При этом много рутины, маленький бюджет, недофинансирование, толпы жалобщиков (все-таки пригород полумиллионного города), стремительная застройка жилых массивов и отстающая инфраструктура, суды с жителями и пр.
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
КАК МАГДЕЕВ КУЕТ КАДРЫ И ЧЕМ УДЕРЖИВАЕТ СТАРОЖИЛОВ
В исполкоме Набережных Челнов в первой половине года активно латали дыры, при этом обходились своими силами – тасовали существующие кадры, поднимали замов, доставали из МУПов, варились в собственном соку. Так, горздрав возглавил зам бывшего руководителя Рустам Нугманов. Управление городского хозяйства и жизнеобеспечения населения – бывший помощник сити-менеджера Руслан Вильданов. Его кресло занял выходец из МУП «УКК ЖКТУ» Константин Рысев. Вместе с тем управление лишилось опытного чиновника – место зама оставила Альфия Кондрабаева. Замену ей нашли в местной жилинспекции. Также после ухода Ленара Ахметзянова главой в Комсомольский район его зам Елена Дерлюкова подхватила юридическое управление. Автоград, таким образом, мобилизует внутренние резервы.
Открытым остается вопрос, кто займет место Максима Парамонова, бывшего начальника транспортного отдела. Тем более на фоне новой «автобусной реформы» работы в этом направлении хватает – стоит задача пустить большие автобусы по всем проспектам, вот-вот поступит новая техника по казначейскому кредиту. Руководитель исполкома Фарид Салахов рассказал Chelny-biz.ru, что прежние обязанности Парамонова пока распределили между специалистами, работа не стоит. Но про кандидатов на свободное место пока не слышно. Вероятно, снова найдут кого-то среди своих. Безуспешны пока и поиски заместителя главы Центрального района.
Но, что интересно, Наилю Магдееву все же удалось сохранить основной костяк команды. После настойчивых слухов об уходе ряда заместителей они все же остались на своих местах. Источники издания уверяли в свое время, что на выход готовятся Илья Зуев, «старожилы» Рамиль Халимов, Наталия Кропотова. Сегодня управленцы продолжают работать. Кроме того, такого «флера» уголовных дел, как в Тукаевском районе, здесь нет. Обыски в мэрии не привели к громким делам. На скамье подсудимых сидели бывшие руководители МУПов – Фарид Киямов (ПАД), Разиф Гильфанов («Горсвет»). Громким было разбирательство вокруг Дениса Щербы, бывшего замруководителя исполкома. До возбуждения дела тогда не дошло. После скандала Наиль Магдеев постоянно наставлял на «деловых понедельниках» свою команду работать так, чтобы комар носа не подточил.
Что касается зарплат, портал «Госслужба» не раз «светил» суммы, которые обещали челнинским чиновникам сверх оклада. Так, в этом году во время поиска кандидата на должность главы Комсомольского района, претенденту обещали 50–57 тысяч рублей. В прошлом году при поиске нового главы Центрального района сумма была на уровне 41–49 тысяч. А, например, кандидату на должность начальника управления соцзащиты в 2021 году обещали от 26 до 35 тыс. рублей.
По факту, утверждают наши собеседники, суммы все же повыше. Мол, есть возможность в верхах исполнительной власти запросто получать в районе 150 тысяч.
– Челны всегда были кузницей кадров. Город непростой, люди как пауки в банке: чтобы здесь выжить и работать, надо быть семи пядей во лбу. Поэтому наши кадры пользуются спросом в том же Нижнекамске, – делится собеседник издания. – Уровень знаний и навыков у челнинцев совсем другой. А сейчас действительно серьезный дефицит кадров, умеющих работать. Что касается зарплат, чиновники на ведущих должностях – люди не бедные.
– Это все естественный процесс. Этот круговорот будет всегда. Тут никаких секретов нет. Позвонили – узнали, интересна должность или нет. Обговаривают вопросы, перспективы. Понравились друг другу – договорились. О каждом чиновнике есть информация. О Беляеве, о Парамонове. Беляев здесь хотел заниматься одним, но его опередил Тимергалиев. Халиков тогда рекомендовал его в соседний город, и он двигался дальше, – рассказал другой источник. – А зарплата в этом деле – не главное, поверьте мне. Не она двигает чиновника. Нет такого чиновника, который пошел бы в исполком за зарплатой. Люди делают карьеру, набираются опыта, растут, приносят пользу, стараются угодить населению и руководству. Тогда тебя замечают. А зарплата найдет человека.
НИЖНЕКАМСК
КАК МУЛЛИН СПАСАЕТСЯ ЗА СЧЕТ ЧЕЛНОВ И БАШКИРИИ
В Нижнекамске неслабо проредили исполкомы города и района. Как говорят источники издания, Рамиль Муллин дает управленцам шанс себя проявить, но, если те не смогли им воспользоваться в полной мере, прощается. Муллин все еще «варяг» для местных, здесь сильно влияние прежней власти и промышленных предприятий, и главе нельзя давать слабину.
При этом достался ему не цветущий город, а дырявые коммунальные сети, проблемы с подачей тепла, обострившаяся ситуация с мигрантами на фоне кадрового голода и закостенелые подходы к решению проблем. В итоге глава не только проводил на выход ряд чиновников, но и инициировал оптимизацию структуры исполкомов города и района – большинство городских полномочий передают району. Документ проходит согласования и будет утвержден на сессии. В сухом остатке в Нижнекамске попрощались с замом руководителя исполкома района по социальным вопросам, замом по строительству, по благоустройству, с начальником управления культуры, руководителем аппарата совета НМР, руководителем исполкома горла и его замом. Чиновничье кресло покинул также главный архитектор.
И что удивительно, по сравнению с другими городами и районами, в Нижнекамске буквально тут же представили сразу шесть новых назначенцев. Нового замруководителя исполкома по социальным вопросам Ильдара Рамазанова нашли в Башкортостане. Зама по ЖКХ – в Челнах, им стал Максим Парамонов. Отдел по сопровождению инвестпроектов возглавил Линар Тимергалеев, Муллин говорил, что он пришел из бизнес-структур. Начальника управления культуры Ингу Багавиеву нашли среди своих – она была замом бывшего руководителя. Начальника управления физкультуры и спорта Алексея Урезова – в спортшколе «Динамо». Также представили нового главного архитектора Ольгу Никитину, которую взяли у соседнего Тукаевского района. Оттуда же, кстати, в Нижнекамск ушел в свое время Рафаэль Игтисамов, зам по инфраструктурному развитию, которому прочат кураторство всей строительной отрасли района.
На этот кадровый круговорот в отдельно взятом районе есть две полярные точки зрения. Люди, лояльные к новой власти, называют это естественным ходом вещей и не видят ничего страшного. Другие сомнительно отзываются о кадровых решениях.
– Нижнекамск крайне непривлекателен. Замену всем еще не нашли, в настоящий момент объявили назначенцев – только очень близких к руководителю исполкома Булатову. В основном он себя окружает близкими из Башкирии людьми, которые не имеют особый опыт и знания в своих вопросах, – утверждает один из источников издания. – К примеру, первый зам руководителя исполкома, который не может привлечь в район резидентов ТОР. Недавно был назначен еще один кадр из Башкирии, который до сих пор не понимает куда попал, и совсем не знает работу культуры и молодежной политики. Все новые кадры назначены только для того, чтобы закрыть пустые дыры, чтобы никто не подумал, что в Нижнекамском районе нет команды у Булатова. Многие говорят, что Муллин до сих пор не может сформировать команду.
– За тем, что происходит сейчас в Нижнекамске, наблюдает весь Татарстан. Сейчас район меняет структуру исполкома, оптимизирует, делает упор на управление. Было с десяток заместителей РИКа, сейчас будет пять. Блоки усилят. Люди, которые ушли, они покинули исполком из-за отрицательных показателей. Анализ показывает, что их работа была неэффективна, вот и все, – отмечает другой собеседник Chelny-biz.ru. – Долго сидеть и ждать результат – это не позиция действующей власти.
Нижнекамск – город с сильной промышленностью, сильнее Челнов по производству, и с более высокими зарплатами. Средний показатель по крупным и средним предприятиям в этом году составил 78,5 тыс. рублей (данные озвучивали минувшим летом). Соответственно, для местных жителей чиновничья работа выглядит еще менее привлекательной с точки зрения оплаты труда. Этим объясняют и наплыв «приезжих» в структурах власти.
Еще один фактор, о котором говорят источники издания, – стремление новичков, которые едут в Нижнекамск, реализовать свои амбиции. Здесь у них есть такая возможность. Город растет, в ближайшие пять лет здесь ожидается много новых проектов.
– Многие, кто приходят из других городов, не могли там реализоваться, занимались рутинной работой, которая не давала драйва. Парамонов, допустим, возглавил вновь созданную структуру ЖКХ района. Для него это новый вызов, надо навести порядок, у нас в городе много порывов на сетях. Никитина хорошо разбирается в земельных и архитектурных вопросах. Новый зам по социалке приехал работать в команду Булатова из Башкирии, возглавлял там отдел молодежи в небольшом городе, а здесь будет курировать всю сферу соцвопросов. Что касается зарплат – не сказать, что они выше челнинских. Голый оклад начальника отдела – в районе 25 тысяч. Есть квартальные премии, с ними можно дотянуть до 30 тысяч. Начальник управления – в пределах 40–45 тысяч. Надбавки, премии позволяют дотянуть до 60 тысяч, – разложил цифры еще один собеседник. – Это же невысокие зарплаты. Люди идут из-за амбиций.
Логично, конечно, что с повышением должности и зарплата тоже чуть подтянулась.
Более того, по информации издания, глава все же находит возможность выплачивать повышенную зарплату – якобы через некие МУПы и другие структуры, связанные с администрацией. Открыто об этом, правда, никто рассказывать не стал.
МЕНДЕЛЕЕВСК И ЕЛАБУГА
КАК БЕЛЯЕВ ОКРУЖАЕТ СЕБЯ ЧЕЛНИНЦАМИ, А НУРИЕВ НЕ ЖАЛЕЕТ ДЕНЕГ НА КАДРЫ
Менделеевск не упускает возможность привлечь специалистов извне. Кроме того, что сам глава Радмир Беляев – челнинец, он подтянул и соответствующую команду. Буквально на днях его вторым замом стал руководитель ХК «Тулпар» Наиль Сулейманов. Неожиданно, но, судя по атмосфере на открытии его гостиницы в Менделеевске, местные депутаты и бизнес уже воспринимают его как своего.
Беляев, еще приехав сюда в 2021 году, начал формировать команду. В том числе, привлек единомышленников, с которыми работал в Нижнекамске и Челнах.
Среди них Ленар Ахметов, зам по экономике, ТОСЭР и развитию предпринимательства. Глава привлекал челнинцев в управление образования – сначала его возглавил бывший директор челнинской школы №51 Алексей Миронов, а год назад его сменил Раис Назипов, бывший директор челнинского филиала ТИСБИ.
Кроме того, в этом году бывший директор социального приюта для детей и подростков «Асылташ» Дамир Ханзаров стал замруководителя исполкома по социальным вопросам. Получается, еще один челнинский кадр. Летом в районе назначили начальника управления культуры, его нашли уже из местных – Виктор Япаев был директором сельского дома культуры. В администрации района в целом работает много местных – и руководитель исполкома, и некоторые его замы были до Беляева и остались сейчас. Пустых клеток как будто и нет. Беляев как будто заражает энтузиазмом и, что называется, наводит суету, только так создавая инфоповоды, проекты, и привлекая внимание к району.
Елабуга не так активно собирает кадры по Закамью, скребет по своим сусекам, но запас не бездонный – нужны ключевые замы. Здесь недавно назначили нового руководителя исполкома района – Эльмиру Ахмадееву, которая раньше была заместителем. Соответственно, освободилось ее место, она курировала вопросы градостроительства. Также в исполком ищут зама по экономическому развитию. Пока безуспешно. Но, судя по тарифной сетке, Елабуга выглядит привлекательнее того же Менделеевска или Тукаевского района. Да и глава Рустем Нуриев, как говорят источники издания, «не жалеет денег» на команду. Здесь руководитель исполкома якобы может заработать под 100 тысяч и выше.
Chelny-biz.ru
Иван
Иван
Верно.
Житель
Хайруллина
Землевладелец из "Тургая"
Олег
Хайруллина Альфия
Житель.
Житель
Женя
Андрей
Горожанин
Пенсионер
Гульнара