Принципы и порядок застройки в Набережных Челнах, пригороде и всей Камской агломерации могут измениться в ближайшие годы. Новшества на уровне республики внедряет созданный с подачи главы Татарстана Рустама Минниханова Институт пространственного планирования. Пока команда под руководством Олега Григорьева работает в Казани, чтобы упорядочить хаос освоения земель в столице и вокруг нее. В следующем году она возьмется, в частности, за автоград. Что нас ждет, какие нововведения обсуждаются и чем поможет разработка мастер-плана – Chelny-biz.ru рассказал руководитель Института Олег Григорьев. Почему Челнам не надо расширяться за счет Тукаевского района, какие меры позволят упорядочить развитие муниципалитетов и предотвратить градостроительные ошибки, почему действующая практика выделения земель многодетным – это путь в никуда, и как следовало бы перестроить работу – ответы на эти и другие вопросы в интервью.
НОВАЦИИ
«ВСЕ КРУПНЫЕ ПРОЕКТЫ БУДУТ РАССМАТРИВАТЬСЯ И УТВЕРЖДАТЬСЯ НА УРОВНЕ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ»
– Олег Дмитриевич, какую работу ведет сегодня Институт пространственного планирования в рамках Камской агломерации и, в частности, Набережных Челнов и Тукаевского района?
– Мы пока активно не занимаемся Камской агломерацией, она в планах со следующего года. Тем не менее, некоторые вопросы доходят до Института. По ним мы выступаем в роли консультантов. Например, недавно встречались с главным архитектором Тукаевского района по вопросу развития нескольких земельных участков и возможной разработки проекта планировки линейного объекта (дороги) для этой территории. Мы активно участвуем в разработке правил землепользования и застройки совместно с главным архитектором Набережных Челнов. Но агломерация, в которую входят Челны, Менделеевск, Нижнекамск, Елабуга и другие города – это план работы на 2024 год.
– Какие нововведения, требования к девелоперам ожидаются в плане освоения новых территорий – как работа Института повлияет на это и чего ждать застройщикам?
– Институт внедряет несколько новаций. Во-первых, мы подготовили законопроект о передаче полномочий на уровень республики по разработке генеральных планов, правил землепользования и застройки, а также нормативов градостроительного проектирования муниципалитетов для Казанской, Камской и Альметьевской агломераций. Если этот законопроект пройдет, то такие документы будут разрабатываться по заказу республиканских органов и ими же утверждаться. Мы ожидаем, что это наведет порядок, поскольку сегодня глава муниципального района ни с кем не согласовывает правила землепользования и застройки – ни с Челнами, ни с республикой. Градостроительное законодательство построено таким образом, что он не обязан этого делать. Поэтому первая новация – это передача полномочий.
Вторая – стандарты градостроительной документации. Процесс их согласования мы запустим во второй половине этого года. В результате появятся стандарты проектов планировки, которым должны будут следовать все исполнители, стандарты подготовки правил землепользования и застройки, проектов межевания и стандарты разработки нормативов градостроительного проектирования. То есть документация будет подчинена единой логике, единой методологии. Эта мера также способствует наведению определенного порядка, систематизации.
Третья новация уже согласовывается. Это будет закон Республики Татарстан о градостроительной комиссии при раисе РТ. Все крупные проекты будут рассматриваться и утверждаться на уровне главы республики. Если какие-то проекты будут выполнены с серьезными нарушениями норм вышестоящих документов, то они будут возвращаться исполнителю или заказчику для внесения в них изменений. На комиссии будут рассматриваться только те документы, которые пройдут тщательный контроль, включая проверку на транспортной модели. Это также контроль над реализацией и общей систематизацией этих процессов.
– В Набережных Челнах ранее работал градостроительный совет. Он, правда, не имел юридической силы, что вызывало вопросы и недовольство среди девелоперов... Комиссию закрепляют на законодательном уровне, а значит без ее согласования проект не будет реализован?
– Да. Планируется именно так.
РАЗВИТИЕ ГОРОДА
«В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ ДОСТАТОЧНО МЕСТА ДЛЯ НОВОЙ ЗАСТРОЙКИ»
– В чем отличие мастер-плана от генерального плана? Действительно ли без него никак не обойтись? В Челнах, например, его не разрабатывали.
– Мастер-план – это неофициальный документ. Это некая предпроектная работа, которая в идеале должна предварять разработку генерального плана. В чем его польза? Во-первых, он внетерриториальный – это позволяет делать мастер-план для всей агломерации. То есть мы можем работать не только в административных границах, но и в границах «реального города». Так, часть Тукаевского района – это, по сути, уже часть Челнов, исходя из того, что большая часть населения работает в городе, возит детей в детские сады и школы автограда. Здесь можно легко определить реальные границы.
С другой стороны, мастер-план – это «синтетический» документ. Российское законодательство жестко разделило между собой понятия «стратегическое социально-экономическое планирование» и «территориальное планирование». Существует федеральный закон «О стратегическом планировании» – им занимается Министерство экономики. Это ведомство формирует стратегию социально-экономического развития. А Министерство строительства, в свою очередь, занимается генеральным планом – документом территориального планирования. В результате у нас на законодательном уровне эти направления разделены, и документы живут параллельной жизнью, мало взаимодействуя между собой. Авторы генерального плана, конечно, учитывают экономическую стратегию, но не более того. А разработчики экономической стратегии, в свою очередь, не очень углубляются в территориальное развитие. В мастер-плане есть возможность соединить эти две ипостаси развития территории и сделать синтетический документ, который предусматривает все направления. Именно этим он хорош.
– Во время обсуждения генерального плана Челнов поднимался вопрос расширения за счет Тукаевского района. Что думаете по этому поводу?
– Думаю, что в расширении города за счет района нет необходимости. Разработчики генерального плана Челнов допустили неточность – они приняли за основу очень низкую плотность новой застройки, сравнимую с плотностью индивидуального жилищного строительства, и отсюда возникла необходимость дополнительной территории для застройки под планируемую демографию. Если подсчитать с учетом более высокой плотности, в Набережных Челнах достаточно места для новой застройки. Внутри автограда много свободных площадок, которые еще можно застраивать. Никакого расширения в ближайшие 30–40 лет городу не нужно.
– В числе таких перспективных территорий под застройку авторы генплана называли гаражные кооперативы, предлагая переводить машины в многоуровневые паркинги. Местные жители активно отстаивали их. Что думаете об этом противостоянии? Кто прав?
– Во-первых, повторюсь – в Набережных Челнах и без строительства на месте гаражных кооперативов достаточно много места. Во-вторых, рано или поздно город придет к этому. Потому что гаражные кооперативы, которые занимают иногда достаточно большую площадь, все-таки нужно убирать. Но делать это, естественно, цивилизованно – с оплатой финансовой компенсации владельцам, с предоставлением им мест в многоуровневых паркингах. Это неизбежная ситуация. Не завтра, но лет через 20. Попробуйте найти в Москве такие кооперативы. Один из последних – настоящий «Шанхай» – располагался недалеко от МГУ. Это была огромная площадка, в которой было все, что угодно – мастерские, мини-производства, склады и прочее, но только не гаражи. На сегодняшний день там планируется постройка нового жилого района. Это неизбежный путь любого большого города, который начинает экономить свою территорию – он будет постепенно избавляться от гаражных кооперативов. Но, повторюсь, делать это нужно не в ущерб их владельцам.
– Вы говорите, что территорий под застройку в городе и так достаточно. В то же время местные строители заявляют в один голос, что земли нет. Почему такой диссонанс? Или девелоперы просто не готовы осваивать какие-то сложные участки?
– Да, и это тоже. Авторы генплана же нашли места, в которых можно строиться. В любом случае, гораздо экономичнее строить на свободных площадках, внутри города. При этом не нужно будет проводить дополнительно коммуникации за его пределы. А если, к примеру, расширяться и застраивать часть Тукаевского района, туда надо будет тянуть всю инженерную инфраструктуру – это ляжет на городской и республиканский бюджеты. Конечно, некий финансовый бонус от этого получат застройщики, но бюджет же получит одни затраты – как на этапе подготовки таких площадок, так и во время их эксплуатации. Исключительно жилые территории для города – это чистый убыток для казны. Производства, торговые центры, магазины – вот они приносят доход. Поэтому такое развитие с освоением новых площадок под жилье – это затратная и экономически невыгодная история. Повторюсь – Набережным Челнам нужно использовать для строительства уже имеющиеся площадки внутри города.
СИТУАЦИЯ В ПРИГОРОДЕ
«ЛОГИЧНЕЕ СТРОИТЬ ТАМ, ГДЕ УЖЕ ЕСТЬ ИНФРАСТРУКТУРА»
– Сегодня пригород страдает от того, что инфраструктура (дороги, школы, детские сады, инженерные сети) не поспевает за активным жилищным строительством. Институт поможет решить эту проблему? Вернее, кто вообще должен ее решать?
– Это регулятивные функции муниципалитетов. Кто заставляет разрешать эту застройку, понимая, что потом жители придут к администрации за школами, за детскими садами, поликлиниками, дорогами и так далее? Надо иметь некую стратегию развития – сколько денег у муниципалитета или республики для возведения этих объектов? Сколько жилья на самом деле необходимо?
– «Горячая точка» в Тукаевском районе – поселки для многодетных семей, где земли выделяли жителям Челнов. Сегодня власти района не торопятся делиться с городом землей, ведь потом им, а не автограду, отвечать за инфраструктуру, которой в чистом поле просто нет. Как, на ваш взгляд, можно решить эту проблему?
– Мы сделали выборку для территорий в пригороде Казани именно с целью пересмотра политики и принципов предоставления земельных участков многодетным семьям. Практика выделения огромных площадок, допустим, на 200–500 семей, – это путь в никуда. К ним нужно тянуть коммуникации, строить школы и другие социальные значимые объекты. Вместе с тем, проанализировав территории в ближайшем окружении Казани, мы нашли площадки с уже готовыми дорогами, проложенными инженерными сетями, недалеко от школ, и они не заполнены на всю проектную мощность – это небольшие районные школы с загрузкой порядка 50%. Да, это массивы не на 100 семей, а на пять–десять. Но таких площадок вокруг города можно найти сотни. Надо просто перестроить политику и практику предоставления земельных участков многодетным семьям. Не нужно выделять один большой массив и потом мучиться с его обеспечением. Логичнее строить там, где уже есть инфраструктура. Это и гораздо меньшие затраты для бюджета, и значительно меньшие проблемы для людей, которые получат эти земли.
– Один из главных инфраструктурных проектов, который затронет Набережные Челны и пригород – строительство объезда трассы М-7. Как оно, на ваш взгляд, может отразиться на градостроительной политике?
– Безусловно, изменятся и ситуация в городе, и территория, по которой пройдет объезд. Прогнозируется быстрое развитие данного района, а внутри Набережных Челнов нагрузка на дорогу упадет и изменится ее статус. Соответственно, территория, которая примыкает к этой дороге, получит лучшие условия для возможной застройки, использования тех же внутренних резервов для жилищного строительства в будущем.
– В Тукаевском районе обсуждаются проекты застройки новых территорий. Недавно, например, выносили на публичные слушания почти 300 га впритык к границе с Набережными Челнами. На данный момент застройка таких больших массивов как-то согласуется с вашим Институтом? И должна ли вообще?
– Сейчас мы никак не можем на это повлиять. В силу действующего законодательства с нами никто не должен согласовывать такие вопросы. Формально проект планировки в рамках своего муниципалитета никто не обязан согласовывать ни с республикой, ни с соседними городами и районами. Собственно, эту ситуацию мы и пытаемся изменить.
Анна Перебаскина
юрист
ночной мэр
Юлия
Пенсионер
Надежда
*****
Вячеслав
Амбидекстор
Андрей
Гуля
Андрей