Новости
Подробно


«Как мы будем разгружать школу? Куда детей отвезем? Комплексно надо решать вопрос»

15.06.2023, 21:35
Фото: kazgik.ru

Насколько нужна школа в Шильне – сегодня оценила вице-премьер Татарстана Лейла Фазлеева. Она приехала в Тукаевский район, чтобы своими глазами увидеть Малошильнинскую СОШ, где в начале года разгорелся конфликт, и выслушать аргументы в пользу нового строительства. Совещание провели прямо в одном из классов. Директор, местные чиновники и их челнинские коллеги, сидя за партами, отвечали на вопросы заместителя премьер-министра: хватит ли школы на 500 человек с учетом предстоящего развития территорий, почему ее стоит строить именно здесь, а не в другом месте, не будет ли дефицита учителей, готов ли город пока принять тукаевских детей в свои и так переполненные учреждения на границе с районом, не посчитают ли одних и тех же детей дважды, и в каких школах уже провисла заполняемость из-за перетока семей в новые микрорайоны… Полную картину по итогам встречи вице-премьер обещала донести до главы республики. Что обсуждали, и что решили – услышал и Chelny-biz.ru.

ШКОЛА НА ГРАНИ КОЛЛАПСА

«ПРОЕКТНАЯ МОЩНОСТЬ 320 ДЕТЕЙ. В СЛЕДУЮЩЕМ УЧЕБНОМ ГОДУ БУДЕТ 488, А ЧЕРЕЗ ГОД – РОСТ ДО 620»

Заместитель премьер-министра Татарстана Лейла Фазлеева сегодня объехала ближайший пригород Набережных Челнов, чтобы изучить потребность в новой школе. Глава Тукаевского района Фаил Камаев лично возил гостью в Малую и Большую Шильну, мимо Азьмушкино и Подсолнухов, поселка Нового и Комсомольца до самого Старого Дрюша – через полрайона. Фазлеева, сама будучи педагогом по образованию и директором школы в прошлом, была крайне скрупулезна в вопросах нового строительства и ситуации в существующих учреждениях: просила больше данных и прогнозных цифр по демографии и застройке от администрации района и Челнов (на встрече были замруководителя исполкома города Рамиль Халимов и начальник управления образования Рустем Хузин) и даже заглянула в холодильники в столовой детского лагеря «Балкыш» (это была еще одна точка в маршруте), чтобы проверить, нет ли нарушений. Кстати, дала поварам советы по товарному соседству и предостерегла от ошибок: «нам ведь тут не нужны случаи сальмонеллеза».

«Как мы будем разгружать школу? Куда детей отвезем? Комплексно надо решать вопрос»

Вопрос необходимости строительства школы в Малошильнинском поселении обсуждается не первый год. В начале 2023-го здесь на этом фоне даже произошел скандал, ситуация буквально достигла точки кипения. В планы 2024 года новая школа тоже не вошла, а вот войдет ли в программу 2025-го – во многом зависит от последствий сегодняшнего визита. Полную картину Фазлеева донесет до главы республики Рустама Минниханова.

Сначала участники выездного совещания обошли школу, показали гостье кабинеты, в которых занимаются ребята. К слову, на втором этаже здания в свое время даже достроили несколько классов, забрав часть широкого коридора, чтобы удовлетворить потребность в помещениях. Пищеблок посмотреть не удалось – здесь сейчас как раз идет капитальный ремонт.

Сегодня в эту школу сами (пешком) ходят порядка сотни ребят (в то время как проектная мощность учреждения – 320 детей), еще 315 привозят автобусами из разных уголков Малошильнинского поселения (всего в нем шесть населенных пунктов). Итого более 400 школьников, которые учатся в две смены. Во вторую в этом году было семь классов, в следующем уже будет восемь. При этом 386 ребят из сельского поселения учатся в школах Набережных Челнов (а 143 местных дошкольника ходят в городские садики).

«Как мы будем разгружать школу? Куда детей отвезем? Комплексно надо решать вопрос»

По прогнозу на 2023–2024 учебный год здесь будет 488 детей с учетом набора трех первых классов по 20 ребят.

– Сегодня самое большое количество – 28 детей в классе. Стульев не хватает, носим из кабинета в кабинет, – поделилась преподаватель русского языка и литературы. – Я работаю здесь с 1994 года. Экзамены сдаем хорошо. Есть и 100-балльники, и 90-балльники, – ответила она на вопросы вице-премьера, которая заметила, что в целом по республике в этом году результаты похуже, чем в прошлом.

Здесь же, в одном из классов, провели совещание. Фазлеева и Камаев – в президиуме, остальные – за партами. Первым «к доске» вызвался Альфат Сабиров, начальник управления образования. Он доложил, что на данной территории самые высокие показатели по вводу жилья – 55 тыс. кв.м. в год.

«Как мы будем разгружать школу? Куда детей отвезем? Комплексно надо решать вопрос»

– Для справки, в Нижнекамском районе – 50, – заметил Камаев. – А в Малошильнинском поселении 55 ежегодно.

Прописано 6,2 тыс. человек. С учетом людей, проживающих без регистрации, показатель достигает более 16 тыс., и цифра будет только расти, о чем говорит динамика ввода жилья. А школа на все поселение одна – в Малой Шильне, 1978 года постройки.

– Здесь обучаются 457 школьников. Из них для 315 организован подвоз на автобусах Ford Transit и двух ПАЗах. В новом учебном году планируем выделить ГАЗель NEXT, – рассказал Сабиров. – Из 27 педагогов 11 приезжают из Набережных Челнов. По предварительным данным в следующем учебном году будет 488 учеников, из них начальные классы – 242, средние – 223, старшие – 23 человека. На 2024–2025 учебный год прогнозируется рост до 620 учащихся.

Пригород Челнов вместе с тем ожидает миграции из соседних районов – ближе к автограду.

«Как мы будем разгружать школу? Куда детей отвезем? Комплексно надо решать вопрос»

ПУТИ РЕШЕНИЯ

«ЕСТЬ ВАРИАНТ ПОДВОЗА УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЫ ГОРОДА. ПОТРЕБУЮТСЯ АВТОБУСЫ»

Чтобы было куда посадить за парты детей, район предусмотрел земельный участок в Большой Шильне и предлагает использовать готовый проект, по которому строили школу в Арске на 500 мест. Техзадание на новый объект уже разработано и утверждено, направлено в ГИСУ РТ, но на следующий год эта стройка в планах не стоит.

– Пока есть вариант подвоза учащихся средних и старших классов в школы города Набережные Челны. А в Малой Шильне оставить начальную школу. В таком случае здесь останется 242 ребенка, – продолжил Альфат Сабиров. – Можно будет организовать подвоз учеников пятых–восьмых классов (195 человек) в центр образования №62 в Челны. Расстояние от Малой Шильны – 9,5 км, от Белоуса – 17 км, Ильичевского – 15 км. Для учеников с девятого по 11-й класс (51 человек) можно организовать подвоз в СОШ №51. Это 19 км от Малой Шильны. Для этого потребуется девять школьных автобусов. Маршруты разработаны.

– Подождите. Мы сюда продолжим подвозить в начальные классы, то есть три автобуса, которые есть, останутся. Плюс девять новых автобусов. С учетом 386 детей, которые уже учатся в городе и изъявят желание ездить вместе, это в общей сложности 16 автобусов, – обозначил Фаил Камаев.

«Как мы будем разгружать школу? Куда детей отвезем? Комплексно надо решать вопрос»

Из ближайших тукаевских школ, куда теоретически можно было бы возить детей, есть Калмашская на 275 детей, она в 19 км от Шильны. Сейчас там 164 ребенка, но в перспективе их число возрастет. Есть еще школа в Новом на 640 человек, там учится 366 ребят. Но это еще дальше, в 21 км от Шильны, а от Белоуса – и вовсе в 30 км. Обе 70–80-х годов постройки.

– Эти школы стопроцентно заполнятся местными. В Калмаше есть новые территории под ИЖС: строятся многодетные семьи города плюс Новый Калмаш на 300–400 участков, – уточнил глава. – В Новом такая же ситуация. Там несколько массивов под застройку, более 500 участков со стороны леса, рядом поселок для многодетных Подсолнухи.

– Школа в Калмаше заполнится в течение пяти лет, в Новом – за шесть–семь, потому что территория застройки очень большая, – уточнил замруководителя исполкома Ильфак Бариев.

«Как мы будем разгружать школу? Куда детей отвезем? Комплексно надо решать вопрос»

ГОТОВЫ ЛИ ЧЕЛНЫ ПРИЙТИ НА ВЫРУЧКУ

«СИТУАЦИЮ В ЭТОМ АКТИВНО РАСТУЩЕМ МИКРОРАЙОНЕ РЕШИТ ТОЛЬКО БОЛЬШАЯ ШКОЛА, НЕ «ПЯТИСОТКА»

Лейла Фазлеева обратилась к коллегам из Челнов – уточнить, могут ли они принять тукаевских ребят. Но и в автограде ближайшие школы переполнены.

– По 62-й школе прогнозные цифры на 1 сентября (прогнозные, потому что это новый микрорайон, порядка шести–семи домов там будет сдаваться) – под 1900 при проектной мощности 1501. На 2024–2025 учебный год там прогнозируется порядка 2200 учеников, – рассказал Рустем Хузин. – В 51-й школе обучается порядка 800 детей (что соответствует проектной мощности).

При этом 51 и 52 школы принимают детей из микрорайона Яшьлек, которые не помещаются в новые школы. Так, в 42-й сегодня уже 2600 учеников, и будет больше.

– Яшьлек – ближайший микрорайон к Малой Шильне, – пояснил Хузин. – Там идет плотная застройка. Более того, сейчас приступили к застройке абсолютного новых микрорайонов – 72-го и 73-го, там большие 30-этажные дома. Ввод в ближайшие годы. Они будут нагружать построенные школы, которые будут работать с перебором в этом году. В целом развитие города идет в эту сторону.

«Как мы будем разгружать школу? Куда детей отвезем? Комплексно надо решать вопрос»

– Между Подсолнухами и Челнами около шести тысяч участков начинает строить «Омега-Лэнд», есть еще территории, – добавил Камаев. – Вместе с тем в районе появится шесть тысяч рабочих мест – это оптово-распределительный центр Ozon и логистический центр имени Дэн Сяопина.

Фазлеева попросила предоставить ей полный расклад по застройке в городе и в районе – сколько «квадратов», где и в какие сроки планируется рост численности населения на территориях вблизи будущей школы.

– Переток же будет, Рамиль Марванович, – обратилась вице-премьер к Халимову. – Мы сейчас построим здесь, а где-то в другом месте просядет наполняемость. Нужно понимать, какие здесь будут перспективы. Потому что в том же Калмаше сейчас из 275 мест фактическое наполнение – 164. Нам надо обозначить, когда остальные будут заняты. И второе – если мы говорим о таком мощном развитии, рабочих местах и застройке, то будет ли достаточно повторить проект школы в Арске?

«Как мы будем разгружать школу? Куда детей отвезем? Комплексно надо решать вопрос»

– В этой части района, в этом сельском поселении – да, – ответил Камаев. – Строиться будет как раз Калмаш, Азьмушкино.

Вице-премьер заметила, что тогда проблемы могут возникнуть уже там, и целесообразна ли будет школа всего на 500 мест и именно в Большой Шильне. Не нужен ли объект в локации, равноудаленной от всех населенных пунктов? Глава поселения Адель Даутов напомнил про предстоящую застройку в Ильичевском, земли в «Маленькой стране», а также массивы в Ильбухтино для многодетных.

– Идеальный вариант – это строительство школы в Большой Шильне. Только там есть подходящий земельный участок, – подтвердил Даутов.

– Я за школу, я доверяю мнению главы, но я переживаю, что такого количества мест не хватит, – объяснила Фазлеева. – Либо что мы посчитаем одних и тех же детей дважды, потому что произойдет переток, о котором я говорила Рамилю Марвановичу. Имеет место быть устаревание одних микрорайонов, в результате чего школа становится невостребованной, и переток людей в другие. Тогда как мы будем разгружать 42-ю и 62-ю школы? Куда детей отвезем? Комплексно надо решать вопрос.

«Как мы будем разгружать школу? Куда детей отвезем? Комплексно надо решать вопрос»

– Лейла Ринатовна, вы абсолютно правы, – подтвердил Халимов. – Переток сегодня уже есть. Школы ведь наполняются не только за счет рождения детей. Но освободившиеся места в учреждениях города не решат проблему Шильны. У нас есть 5-я школа в поселке ГЭС, но это почти за 40 км везти детей. Поэтому ситуацию в этом активно растущем микрорайоне решит только большая школа, не «пятисотка».

Фазлеева предложила более подробно изучить вопрос.

– Понятно, что переток не должен влиять на обеспечение местами в образовательных учреждениях жителей конкретных жилых массивов. Но надо понимать, что, если здесь будет новая школа и хорошие учителя, переток пойдет сюда, – заметила Фазлеева и обозначила проблему с поиском хороших кадров – найдется ли необходимое количество. – У нас даже в этой школе вакантны самые расхожие специальности – математика и русский язык. Где учителей будем брать? В Челнах такая же проблема.

По начальным классам проблема решится, заверил Рамиль Халимов. С 2025 года количество начальных классов будет уменьшаться (такой прогноз по всей республике), и будут освобождаться педагоги. Кроме того, работа идет совместно с НГПУ по конкретным направлениям.

«Как мы будем разгружать школу? Куда детей отвезем? Комплексно надо решать вопрос»

ЧЕГО ЖДАТЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ

«РОДИТЕЛИ СРАЗУ СКАЗАЛИ: «МЫ В ГОРОД ВОЗИТЬ НЕ СОГЛАСНЫ»

Вице-премьер подчеркнула, что подвоз автобусами в город – это в любом случае лишь промежуточное решение. Рамиль Халимов обратил внимание на то, что, если детей из Шильны с 1 сентября начать возить в школы города, они в любом случае попадут на вторую смену. То есть, по сути, в ближайший год подвоз ничего не изменит. И вообще согласны ли родители отправлять детей в город?

– Этот вопрос обсуждался с родителями, – рассказал директор школы Рузаль Сафин. – Они сразу сказали: «Мы в город возить не согласны, мы перевелись из города в эту школу, чтобы обучаться здесь».

– Единственное правильное решение – строительство новой школы, – поддержал Ильфак Бареив.

– С 1 сентября этого года мы еще можем обучать детей здесь в две смены, – обрисовал ближайшую перспективу Сафин. – Год еще можно выдержать, потерпеть. Пока мы поместимся здесь.

«Как мы будем разгружать школу? Куда детей отвезем? Комплексно надо решать вопрос»

За это время надо найти выход, поставила задачу Фазлеева и попросила предоставить ей полную информацию по перспективам развития территории, чтобы подготовить комплексный доклад.  

Анна Перебаскина

Фото: «Светлый путь»

Комментарии
16.06.2023, 00:39

Спасибо Альфас хазрэту Сабирову за то, что сумел организовать визит вице-примьера Фазлеевой. На собрании с родителями школьников, он тогда лично обещал, что приложит все свои усилия для привлечения Республиканских властей к этой проблеме. Начало есть, теперь всё зависит от финансирования с Казани.
17.06.2023, 16:28

Мог бы соседство товара в холодильнике исправить до прихода вице-премьера, если персонал пищеблока не знает об этом. Это грубое нарушение.
16.06.2023, 07:47

Школу построят нам или нет? Конкретно напишите. Директора старой школы уволят или нет?
16.06.2023, 10:20

За что его увольнять то? За то что школу держал достойно 4года, ради наших детей старался? За директора держаться надо.
16.06.2023, 09:44

Тахир Мавляутдинов, ГДТДиМ

Школы должны становиться Центрами образования и воспитания, где ребенок изучал бы не только общеобразовательные предметы, но и обязательно занимался одним из видов спорта, обязательно осваивал одно из творческих направлений /музыка, вокал, театр и пр./ . В каждом микрорайоне в шаговой доступности - свой Центр образования с обучением в одну смену с 8 час до 17-18 час /пока родители на работе/. Конечно же, в Большой Шильне нужно строить большую школу. А освобождающиеся площади в школах старых микрорайонов отдавать под дополнительное образование.
16.06.2023, 10:57

Прежде чем строить школу, нужно изучить вопросы демографии. В стране население уменьшается.
16.06.2023, 13:22

По строительству IT парка и мега хабов меньше рассуждений было!
16.06.2023, 13:21

За время, пока обсуждалась проблема недостаточности одной сельской школы, в городе и районе построили с десяток культовых объектов, несколько парков, спортивных объектов и многое другое. Вот и думайте на каком месте образование детей.
16.06.2023, 13:52

ПЬЕР ДУНН

На детях особо много не заработаешь; фотографироваться на фоне школы, изображая успешный успех, тоже не получится - поэтому обсуждение и решение вопроса в очередной раз оттягивается на неопределенный срок: пока соберут всю информацию, пока раису доложат, пока рассмотрят... Проще строить что-то более привлекательное для политического имиджа, тут решения принимаются более оперативно и без участия главы республики. Ильфаку Шамиловичу сил и терпения, чтобы дожать этот вопрос до конкретного и своевременного решения - пока он выглядит самым заинтересованным среди всех участников обсуждения
16.06.2023, 15:30

В старой части города школы вроде все в одну смену и не заполнены
17.06.2023, 07:37

Насколько поверхностно и слабо подошли чиновники Тукаевского района к вопросу обоснования строительства достойной школы. Какие-то разрозненные данные, без глубокого анализа и перспектив развития района! Вот их уровень и беззубость! Позор!!!
17.06.2023, 16:19

В районе проблемы решаются по мере их поступления. В лучшем случае. Для глубокого анализа нужны исследования проводить, концепцию развития составлять. Для этого необходимы управленцы с хорошими политэкономическими знаниями.
18.06.2023, 12:08

Да, политэкономика нужна... Тут считать и и считать - комплексно.Башковитый нужен, который знает с чего начать.... А это так, написали , на пальцах посчитали ... Нужна четкая статистика по рождаемости, от садиков- сколько выпускников, от школ... Планирование будущегона 10 - 15 лет.А самое главное- финансирование... Деньги где?
17.06.2023, 07:38

Давайте возить всех школьников в старую часть города из-за их незаполненности!!
18.06.2023, 18:55

Стройте сразу большую школу
19.06.2023, 16:03

Если рассматривать школу не только как место пребывания школьников, но и как социально-культурный центр микрорайона, то можно смело строить большую школу. А так странно строить огромную махину, которая полдня будет стоять полупустая, съедая кучу денег на отопление и освещение. Школа должна быть доступна для жителей микрорайона по вечерам. Не только детям, но и взрослым. Спорт, творчество, доп. образование.
19.06.2023, 16:37

ПЬЕР ДУНН

Можно ещё в школе заодно кальянную открыть и пиццеролльную, чтобы площади не простаивали - школьники и их родители будут по вечерам ужинать в ней, и культурно отдыхать. А чтобы и ночью заведение работало, надо в подвале сауну 18+ организовать - заодно и учителя отдохнуть смогут
19.06.2023, 17:18

Ой :)

не надо...люди из руководителей района (тоже между прочим, с педагогическим дипломом) сами знают толк в банях и развлечениях...пример так сказать, подают, младшим коллегам...
19.06.2023, 16:58

Так об этом и разговор, чтобы школа была не сарайчиком. а большим комплексом, с садиком, спортазалами, с тренажёрным залом и бассейном. Может студия танца, может филиал художественной и музыкальной школ ... Чтобы по вечерам молодёжь не около "Юл буенда" тусовалась с чипсами, пивом и вейпами, а в здании школы... И места бы рабочие новые появились. Только на это чиновники не пойдут. Это им не выгодно.