«СамараТрансСтрой» заключил контракт на строительство объездной трассы Набережных Челнов и теперь официально может выйти на объект. Хотя фактически строители появились тут несколько месяцев назад, и технику с самарскими номерами жители наблюдают давно. За два года предстоит проложить 33,5 км новой дороги по землям Тукаевского и Заинского районов, а также расширить существующий участок М-7 возле города. Что будут строить, кого снесут, кого подвинут, как заденут «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим» и мобильных операторов – Chelny-biz.ru изучил детали «стройки века».
ЧТО СТРОЯТ
Это III этап обхода Нижнекамска и Набережных Челнов. Проходит по территории Тукаевского и Заинского района. Станет частью нового участка федеральной трассы М-7 протяженностью 81,4 км. Третий этап длиной 33,5 км будет четырехполосной автомобильной дорогой IБ категории.
Ширина проезжей части - 4 х 3,75 м, разделительной полосы – 2,7 м. Расчетная скорость – 120 км/ч. Транспортные потоки разделят металлическим барьерным ограждением.
В составе появятся мост, путепровод и две транспортные развязки. Одну из развязок возведут на пересечении с региональной дорогой Набережные Челны – Сарманово. Вторую – у поселка Сосновый Бор, в месте, где обход будет примыкать к основному направлению трассы М-7.
На участках, расположенных далеко от этих сооружений, для удобства водителей построят четыре разворотные петли. Над автодорогой Новотроицкое – Комсомолец возведут путепровод, а над рекой Челна — шестипролетный мост длиной 166 метров.
Дорожная одежда состоит из двухслойного асфальтобетонного покрытия и трехслойного основания.
Для защиты селитебной территории от транспортного шума установят акустические экраны (протяженность – более 3 км).
СКОЛЬКО ПОТРАТЯТ
Подрядчик взял контракт по начальной (максимальной) цене 20 млрд 289 млн 455 тыс. рублей. Из этой суммы затраты заказчика - ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» - составят 1,2 млрд рублей, затраты подрядчика – 18,5 млрд.
Средства распределены по годам. На 2022 год – 404 млн рублей, на 2023 – 5,6 млрд, на 2024 – 14,3 млрд.
СКОЛЬКО ЗАЙМУТ ЗЕМЛИ
Новая трасса «съест» 366,7 га земли под саму дорогу, развязки, искусственные сооружения, инженерные сети, благоустройство и объекты инфраструктуры.
На период строительства дорожникам временно потребуется еще почти 110 га для технологических проездов, размещения грунта, строительного городка и прочего.
С учетом существующего участка М-7 и сервитутов все вместе займет 488,6 га.
ГДЕ ПРОЙДЕТ ТРАССА
Третий этап начинается в районе Альметьевского шоссе (автомобильная дорога «Набережные Челны - Заинск – Альметьевск») с транспортной развязки. Конец расположен в районе 1068-го км М-7 «Волга».
В Тукаевском районе строительства проходит по землям Бурдинского, Новотроицкого, Комсомольского, Князевского сельских поселений, вблизи Калиновка и п. Комсомолец. В Заинском районе - по землям Верхнепинячинского поселения, вблизи села Верхние Пинячи.
Трасса пересекает автодороги: «Набережные Челны - Бурды», «Набережные Челны - Сарманово», «Набережные Челны - Сарманово - Новотроицкое - Татарстан - Ташкичу» и обход Совхоз Татарстан. В местах пересечений организовано примыкание автодорог к основному ходу с устройством переходно-скоростных полос и разворотов (4 штуки). Все разворотные петли будут оборудованы переходно-скоростными полосами на торможение и разгон.
КАКИЕ РАБОТЫ ПОТРЕБУЮТСЯ
В 2022 году строители преимущественно будут заниматься подготовительными работами. Сюда входят демонтаж зданий и сооружений, элементов обустройства (барьерных ограждений, знаков, сигнальных столбиков, рекламных конструкций и т.д.). Предстоит разобрать старую дорожную одежду и водопропускные трубы, снять почву и растительный грунт. Его, кстати, используют для дальнейшего укрепления откосов, а излишки отдадут местным поселениям на рекультивацию участок после окончания стройки.
Под вырубку попадут более 60 тысяч деревьев, в том числе на землях Государственного лесного фонда. С июля этого года по сентябрь 2023-го дорожники будут валить деревья, разделывать древесину, а также резать мелкие кустарники и выкорчевывать пни. На эти работы заложено 19 млн рублей. В Гослесфонде вырубят более 31 тысячи крупных деревьев, на других территориях – еще более 30 тысяч. Также предстоит очистить почти 30 га мелколесья и кустарников.
На 2024 год запланирована восстановительная высадка зеленых насаждений в Бурдинском, Новотроицком, Комсомольском, Князевском сельских поселениях. На это предусмотрели более 133 млн рублей.
КОГО ПОДВИНУТ
Потребуется внушительный объем переустройства инженерных коммуникаций и реконструкции т.н. линейных объектов. В зоне стройки оказались различные трубопроводы, сети электричества и связи. Их будут перемещать на новое место.
Под демонтаж и реконструкцию попадут магистральный газопровод «Газпром» (около 500 м), магистральный этиленопровода «Нижнекамскнефтехима» (почти 500 м), четыре участка нефтепродуктопровода «Транснефть-Прикамье», пять участков нефтепровода НГДУ «Прикамнефть», три участка распределительного газопровода «Газпром трансгаз Казань» и более километра линий «Нижнекамские электрические сети».
Придется также переустраивать сети «Ростелекома», МТС, «Таттелекома», «Вымпелкома». Все это означает земляные работы, прокладку труб и оптоволоконных линий. Только эти расходы по операторам связи составят более 15 млн рублей.
ЧТО СНЕСУТ
В рамках проекта специалисты оценили здания и сооружения, попавшие в зону трассы. Часть из них пойдет под снос. Кирпичные постройки просто обрушат, металлические – демонтируют. Эти работы должны завершить до конца 2022 года.
Сносу подлежат 57 объектов. Среди них 27 нежилых сооружений кирпичных либо металлических. Три АЗС, одно жилое здание, а также развалины, металлические ограждения, будки охраны и даже деревянная беседка. Садовых домиков в этом перечне пока нет.
В основном все находятся на дороге в поселок Совхоз и деревню Новые Сарайлы и на ее пересечении с М-7. В списке, например, АЗС «Кузкей» и ее сооружения. Здесь находят металлические резервуары для топлива, кирпичное здание с торговым залом, топливно-раздаточные колонки и прочее.
На этом же перекрестке - АЗС «Лагуна» со всеми постройками и конструкциями. В его здании раньше находили магазин и кафе «Наиком». Сейчас оно не эксплуатируется.
Недалеко АЗС «Автодорстрой». Среди прочих объектов - мобильный металлический контейнер вдоль дороги на Новые Сарайлы, вышка охраны на территории магазина автозапчастей и автотоваров.
На перекрестке с дорогой, ведущей в поселок Сосновый Бор, стоят металлические боксы и ограждения. В самом поселке на улице Ефимова гараж и крытая стоянка для автомобиля.
ЧТО ПОЛУЧИМ
Основное назначение новой дороги – перенаправление транзитного автотранспорта из западных регионов России, идущего через Казань в Нижнекамск, Заинск, Набережные Челны и далее в сторону Уфы, по новому скоростному участку. Он сможет миновать загруженный по плотине Нижнекамской ГЭС и разгрузит М-7 на участке от Елабуги до Челнов.
Заявленная цель трассы – сократить время движения из Нижнекамска в Казань и Москву, развить существующее направление через Мамадыш в сторону Кировской области, разгрузить трассу М-7 в районе плотины Нижнекамской ГЭС, которая не обеспечивает необходимую пропускную способность.
Кроме того, новый участок должен улучшить экологическую обстановку на данной селитебной территории.
В перспективе интенсивность движения в обоих направлениях к 2044 году может составить до 28 тыс. автомобилей в сутки, к 2048 году – 32 тыс.
По прогнозу, в транспортном потоке доля легкового транспорта составит 68%, грузовых автомобилей и автобусов – 32%. Доля транзитного транспорта в структуре легкового – 20%, грузового – 15%.
Средняя скорость движения по участку составит 98 км/ч для легковых машин и 80 км/4 – для грузовых. Среднее время в пути по обходу Нижнекамска и Набережных Челнов для легковушек – 56 минут, для грузовых - 1 час 6 минут.
Лилия Павлова
Фото: Chelny-biz.ru, ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород