, 7 Марта
$ 74,4275
€ 88,9334
Предложения банков
Коронавирус. Заражено: 116 268 958 человек. В России: 4 301 159. В Татарстане: 18 235. В Челнах: 1 930
Новости
Подробно


«Вы должны понимать, что пафосный имперский стиль театра в Челнах будет смотреться не совсем корректно…»

22.01.2021, 22:29

Стартовавшая грандиозная стройка русского драмтеатра и новое здание татарского – Набережным Челнами было, чем похвалиться сегодня на коллегии Министерства культуры РТ. Ее специально провели в автограде, который обзавелся, по признанию мэра, «одним из лучших театров страны». Не мудрено, учитывая, что в России такие стройки в целом редкость. В связи с этим к Челнам сегодня приковано повышенное внимание министра культуры Ирады Аюповой, депутатов Госсовета и Госдумы – продолжается обсуждение нового здания «Мастеровых», проект которого ранее вызвал споры (его сравнивали с торговым центром или бассейном). Сегодня Аюпова ответила на критику и рассказала о том, чего смогла добиться культура республики в «ковидный» год.    

«НУЖНО НЕ ТОЛЬКО ХЛЕБА. ПАНДЕМИЯ ПОКАЗАЛА, ЧТО НУЖНО ЕЩЕ И ЗРЕЛИЩ»

– Не у каждого столичного театра есть здание с такой технической базой, – оценила министр культуры Татарстана Ирада Аюпова новый татарский драматический в Набережных Челнах.

Здесь сегодня прошло расширенное заседание итоговой коллегии Минкульта республики. В реконструкцию бывшего здания РК «Колизей» (а изначально ДК «Строитель») было вложено 1 млрд 150 млн рублей, в том числе 657 млн из федерального бюджета, напомнила Аюпова. Глава города Наиль Магдеев, приветствуя гостей, назвал здание лучшим в стране.

– Вы находитесь в бывшем ДК «Строитель», построенном в далекие 80-е годы. Мы, по сути, к пуговице пришили пальто, – использовал мэр излюбленное сравнение. – Сегодня бывший ДК «Строитель» является одним из красивейших и лучших театров и по архитектуре, и по убранству, не побоюсь этого слова, нашей страны и Республики Татарстан, – сказал мэр. – В реконструкцию душу вложили все: в первую очередь, безусловно, министр культуры РТ, которая лично занималась тем, что мы видим. Наши прекрасные архитекторы, проектировщики, строители. Кто скажет, что у нас с вами был кризис? Посмотрите вокруг: в кризис разве театры строят?! В кризис разве ремонтируют объекты? Я посмотрел - по полному кругу 2020 года на объекты культуры у нас было потрачено 1,5 млрд рублей. Вот это кризис, да? Всем бы такие!

«Вы должны понимать, что пафосный имперский стиль театра в Челнах будет смотреться не совсем корректно…»

Мэр благодарил руководство страны и республики за поддержку.

– Городу нужны не только КАМАЗы. Они, безусловно, важны и нужны и для города, и для страны. «КАМАЗ» – это наш республиканский, российский, мировой бренд. Но наряду с ним и другими важными для страны продуктами нужна еще и духовная жизнь. Нужно не только хлеба. Пандемия показала, что нужно еще и зрелищ, – отметил мэр и поблагодарил сотрудников отрасли.

В Челнах чуть более 1 млрд рублей, а в республике в целом – чуть менее 7 млрд было инвестировано в реконструкцию объектов в сфере культуры в 2020 году, привела цифры Ирада Аюпова. Самый крупный проект 2021 года в республике – новое здание «Мастеровых» в Челнах.  

– Это ключевой объект финансирования на этот год, – заметила Аюпова. – Финансирование – 1,8 млрд, оно рассчитано на два года, с участием республиканского и федерального бюджетов. Мы уже начали работу по строительству здания. Безусловно, наше партнерство будет продолжено. Мы должны завершить этот проект. Это вообще театр с нуля. Надо понимать, что в России в последние годы очень мало было театров, которые строились с нуля, и у нас была проблема – типовой проект найти было практически невозможно. Мы нашли только один, который был разработан нашими же проектантами.     

«Вы должны понимать, что пафосный имперский стиль театра в Челнах будет смотреться не совсем корректно…»

Стоит напомнить, что проект уже вызвал споры. Его не оценили ни театралы, ни архитекторы. Негативные комментарии жителей города вылились в соцсетях. В «Мастеровых» здание сравнили с бассейном и торговым центром. Сегодня Аюпова ответила на критику.   

–Во-первых, проект разрабатывался с учетом пожеланий самого театра, и в процессе его доработки было внесено колоссальное количество изменений. В том числе в части размещения технологических помещений, в части организации публичных пространств. С этой точки зрения с театром проект был согласован, – ответила министр на вопрос Chelny-biz.ru. – Что касается внешнего фасада здания, я знаю пожелания, которые выдвигаются самим театром «Мастеровые». Окончательный облик фасада еще будет обсуждаться. Но вы должны понимать, что такой традиционный пафосный имперский стиль театра, о котором были пожелания, в том числе, со стороны отдельных слоев общественности в контексте городской инфраструктуры Набережных Челнов будет смотреться не совсем корректно. Этот проект должен рассматриваться не только с позиции желания самого театра, но и с позиции гармоничной интеграции в городскую среду. Окончательный дизайн-проект, безусловно, будет утверждаться позже. И мы с Альфией Гумаровной Когогиной запланировали в феврале приехать и провести несколько стратегических сессий, чтобы обсудить не только внешний облик здания, но и его содержание.

«Вы должны понимать, что пафосный имперский стиль театра в Челнах будет смотреться не совсем корректно…»

«НИКАКИЕ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УДАЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ СО ЗРИТЕЛЯМИ НЕ МОГУТ ЗАМЕНИТЬ ЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ. ЭТО КАК СЕКС ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ»

Культура республики в целом показала неплохие результаты по итогам 2020 «ковидного» года и, как выразился председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, сыграла терапевтическую роль.

– Настроение у людей было не ахти в прошлом году. Оно и сейчас, наверное, такое. Намордники надень, – показал парламентарий свою маску, – варежки надень, из дома не выходи, клуб закрыт, кинотеатр тоже… В этой обстановке работники сферы культуры, которые должны показывать свое искусство, мастерство, ощущали себя очень некомфортно. Но у нас достаточно подготовленный пласт людей в этой сфере, которые несли это бремя как свою миссию, от души и искренне. Находили новые формы работы в этих условиях – через социальные сети, онлайн. Сфера культуры сыграла важную социально-терапевтическую роль в условиях пандемии. Вы стали терапевтами, – обратился Мухаметшин к залу. – Излечили настроение людей, многие из которых переболели или потеряли кого-то из-за «ковидных» заболеваний. Ваша миссия – и миротворческая. Поднятие, укрепление духа, веры в завтрашний день проходило красной нитью через деятельность Министерства культуры республики.

Председатель Госсовета заметил, что у людей в период ограничений появилась возможность приобщиться к культуре через социальные сети. Возможность, ранее недоступная по финансовым соображениям или в силу физических ограничений.

«Вы должны понимать, что пафосный имперский стиль театра в Челнах будет смотреться не совсем корректно…»

– Вы начали воплощать в жизнь эти новые формы и методы. Удалось нарастить аудиторию. Это и интернет-версии народных праздников народов республики, – привел в пример спикер, но выступил за скорейшее полное возвращение к оффлайну в сфере культуры. – Я в числе тех, кто твердо убежден, что никакие новые технологии удаленного общения со своим населением, со своими зрителями не могут заменить личного общения. Как и любовь через интернет, как секс через интернет (как кто-то мне сегодня сказал), невозможно это заменить! Прирожденному артисту на сцене театра обязательно хочется видеть глаза зрителя, чтобы его слышали и понимали его замысел, душу, характер. По социальным сетям этого не получишь. Мы все мечтаем, чтобы пандемия ушла, и мы бы вновь вернулись к полным залам театров, кинотеатров, библиотек…     

Несмотря на ограничения и период полного закрытия всех учреждений культуры, целевые показатели нацпроекта «Культура» для Татарстана считаются выполненными, отметила Ирада Аюпова.

– Посещаемость в соответствии с целевыми показателями нацпроекта была достигнута на уровне 80,2%. Это, пожалуй, самый высокий показатель по стране, где средняя посещаемость достигла порядка 35%. Федералы в принципе ставили нам такой порог – если мы сделаем 35%, наш показатель будет считаться выполненным. Мы его перевыполнили больше, чем в два раза, – акцентировала министр. – 20-й год дал импульс для новых творческих поисков. Вероятно, он навсегда изменил то, как мы работаем, учимся и проводим свободное время. Многие запланированные проекты благодаря слаженной работе всей отрасли удалось реализовать. Главное – мы смогли обеспечить доступность для населения. Культура стала не только доступной, но и востребованной.

«Вы должны понимать, что пафосный имперский стиль театра в Челнах будет смотреться не совсем корректно…»

По итогам года Татарстан занимает лидирующую позицию в ПФО по количеству творческих мероприятий. Регион – один из лидеров по реализации культурных событий в онлайн-формате. Только народные праздники посетили более 3 млн виртуальных зрителей, а в целом онлайн-мероприятия учреждений культуры РТ собрали более 40 млн посещений.

– Такой аудитории эти праздники еще не знали! Уровень вовлеченности вырос более чем в 15 раз. И география не ограничивалась только Татарстаном. Более 3 млн просмотров! – повторила Аюпова.

Сегодня регион в ТОП-10 по темпам развития сферы культуры. Удельный вес отрасли в консолидированном бюджете республики в 20-м году превысил 5%. А финансирование из расчета на одного человека составило более 4 тыс. рублей. Это один из самых высоких показателей в РФ.

Вместе с тем спикеры подняли ряд проблем отрасли. Так, Ирада Аюпова обратила внимание на штатные творческие коллективы учреждений культуры.

– В зоне уязвимости оказались концертные учреждения, имеющие в штате свои коллективы. При их выработке в месяц от 0,83 до 2,8 выступлений доля приглашенных коллективов на площадках концертных залов в месяц оказалась больше – 4,5 раза. С этого года госзадание будет сформировано с учетом увеличения сольных концертов наших коллективов, являющихся достоянием республики. Нельзя превращать профессиональные коллективы в банкетную обслугу! – заявила министр. – Коллектив должен чувствовать сцену. Иначе начинается стагнация.

«Вы должны понимать, что пафосный имперский стиль театра в Челнах будет смотреться не совсем корректно…»

Необходимо создание единого продюсерского центр национальной культуры, считает она.

Фарид Мухаметшин сделал упор на взаимодействие со всевозможными союзами и объединениями.

– Я считаю, что мы не до конца используем возможности сотрудничества с творческими союзами, которых у нас в республике немало: Союз художников, Союз писателей, Союз композиторов и так далее. Большой потенциал. Активная работа с ними позволит включить большее количество людей в процессы, решаемые Министерством культуры.

А выработанные навыки, инструментарий работы Минкульта, который полнился новым багажом в условиях пандемии, надо совершенствовать дальше, резюмировал спикер.

Анна Перебаскина

Фото: Реальное время, Госсовет РТ, nabchelny.ru