Новости
Подробно


«Скорее всего, муниципалитет снимает с себя то, за что он не отвечает»

12.12.2019, 21:18

Четыре года назад в Набережных Челнах презентовали Стратегию 2030, в соответствии с которой город должен был развиваться в последующие 15 лет. Документ утвердили в апреле 2016-го, а на недавней сессии горсовета уже внесли в него изменения. Так, появился внушительный блок про молодежную политику, поменялись планы на развитие транспортной инфраструктуры автограда, изменился взгляд на вопрос создания агломерации. Как город отказался от моста через Каму, флагманского проекта «Умный автобус» и решил достраивать первую автодорогу и внедрять зоны платной парковки, и все ли вообще идет по плану – разбирался Chelny-biz.ru.

«ХОТЕЛОСЬ БЫ БОЛЬШЕ КАКИХ-ТО УСИЛИЙ, ОБЪЕДИНЯЮЩИХ ГОРОДА В АГЛОМЕРАЦИЮ»

Изменения, вносимые в Стратегию социально-экономического развития города до 2030 года, заняли порядка 10 страниц. Депутаты горсовета на одной из недавних сессий утвердили поправки в документ, который в 2016 году определил основные векторы развития автограда. Сейчас, спустя три года после принятия стратегии, власти пересмотрели некоторые пункты, что-то вычеркнули, а что-то добавили.

– Стратегия – это не что-то статичное, это живой организм. И город живет не только в соответствии с намеченными целями, но и с теми бюджетами, которые выделяются на реализацию задач, – прокомментировала Chelny-biz.ru Елена Машкова, директор Центра маркетинговых исследований, который работал над документом. – В стратегии есть основная цель, есть подцели по каждому направлению, есть конкретные задачи. И из самого регламента работы горсовета как раз и следует, что депутаты каждые три года корректируют стратегию и утверждают план действий на каждый год в соответствии с объемом выделяемых средств. Поэтому по одежке ножки протягиваем. Внешняя ситуация очень усложнилась. Я сейчас не включена в заседания горсовета, и в этом нет необходимости, потому что ключевые направления определены. Но я как житель вижу те колоссальные изменения, которые происходят в городе. Это и реконструкция набережной, и реконструкция дорог, и изменение генплана, и строительство домов… Все это происходит с определенным шагом, с определенной периодичностью, которая вполне оправдывает выделяемые средства на реализацию стратегии. Хотелось бы больше каких-то усилий, объединяющих города в агломерацию, но это, скорее всего, уже забота не городских властей, а республиканских, которые видят это более масштабно, и понимают, как должны развиваться города.

«Скорее всего, муниципалитет снимает с себя то, за что он не отвечает»

Отметим, что превращение в агломерацию с миллионным населением с центром в Челнах, которые должны были стать «мощной гравитационной силой», было одной из основополагающих идей, которую высказывали разработчики. Тем не менее, сейчас соответствующие пункты были вычеркнуты из стратегии. Так, из перечня намечаемых к разработке и реализации программ и проектов Камской агломерации исключен проект «АлаБег». Он был задуман как структурообразующий элемент скоростного транспортного каркаса Камской агломерации, позволяющий усилить связность городов, облегчить прямое взаимодействие и в перспективе – создать планировочные оси новой деловой активности и жилищного строительства между Нижнекамском и Набережными Челнами. Реализация проекта предполагалась только при наличии технико-экономического обоснования и при условии невыполнения мероприятий по строительству мостового перехода через реку Каму у села Соколка. В итоге абзац признали утратившим силу. В июне, кстати, Росавтодор сообщил о начале работ над проектированием обхода Нижнекамска и Набережных Челнов: «Изыскания закончим в 2021 году: выберем оптимальный маршрут трассировки через Мамадышский, Нижнекамский, Заинский, Тукаевский районы Татарстана и разработаем проект. Начать строительство планируем в этом же году».

Утратившим силу признали также пункт о создании малого координационного совета по пространственному развитию поселений-спутников Мультиполиса «Большие Челны», включая Набережные Челны, Мензелинск, поселения Тукаевского и Мензелинского муниципальных районов.

«Скорее всего, муниципалитет снимает с себя то, за что он не отвечает»

– Скорее всего, муниципалитет снимает с себя то, за что он не отвечает, – предположила Машкова. – Челны не могут отвечать за другие города. Любой пункт, внесенный в план мероприятий, нужно выполнять. Если он не в нашей компетенции, то мы и выполнить его не можем. Поэтому, я считаю, это правильная мера, надо снять этот вопрос, чтобы не отвечать за других.

«НИЧЕГО ДЛЯ МОЛОДЕЖИ БЕЗ УЧАСТИЯ САМОЙ МОЛОДЕЖИ!»

Вместе с тем в стратегию включили целый блок по молодежной политике, который ранее просто отсутствовал. Причем с громким подзаголовком: «Ничего для молодежи без участия самой молодежи!»

«Обеспечить активность молодежи в соответствии с современными стандартами возможно лишь при условии реализации инновационной молодежной политики в городе, – констатируют авторы поправки. – Необходимо укреплять межведомственную координацию по всему спектру молодежных проблем: образованию, трудоустройству, организации досуга, профилактике социально-негативных явлений и другим вопросам».

Город задался целью создать условия для самореализации молодежи и снизить социально-негативные явления. Так, в перечне ключевых вызовов внутренней среды (проблем) указано, что молодые люди слабо включены в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство и в то же время много курят, пьют, употребляют психоактивные вещества, нарушают порядок, участвуют в асоциальных группах и склонны к суициду.

Вместе с тем в перечне недостатков – отсутствие материально-технической базы, муниципальных грантов на поддержку и развитие программ и как следствие – низкий уровень мотивации среди сотрудников отрасли, а также недостаточное развитие молодежного предпринимательства, снижение приоритета семейных ценностей. К конкурентным преимуществам молодежной политики Челнов отнесли развитие и реновацию молодежных центров и клубов, хоккейных кортов и соцучреждений и их эффективный кадровый состав. Учтены также планы по строительству многофункционального центра допобразования «Техногород», который курирует «КАМАЗ-мастер» и лично депутат Госсовета РТ Владимир Чагин.

«Скорее всего, муниципалитет снимает с себя то, за что он не отвечает»

Помочь справиться с проблемами должен перечень задач, который включает в основном профилактические мероприятия, организацию досуга и временного трудоустройства, а также развитие предпринимательства и молодежного общественного движения в целом, психологическое сопровождение подростков и молодежи, гражданское и патриотическое воспитание, создание благоприятного информационного поля, условий для молодых семей и др.

– У нас больший уклон был в образовательную политику, – пояснила Елена Машкова отсутствие блока про молодежь в принятой ранее стратегии. – Молодежная тематика сейчас, я думаю, раскрывается и детализируется. Это очень положительно, такие изменения можно только приветствовать.

«УМНЫЙ ТРАНСПОРТ» ВМЕСТО «УМНОГО АВТОБУСА» И ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЕРВОЙ ДОРОГИ ВМЕСТО МОСТА ЧЕРЕЗ КАМУ

Обширные поправки внесли также в раздел о развитии транспорта в Набережных Челнах. Так, сюда включили пункт о внедрении интеллектуальных систем в управлении дорожным движением и общественным транспортом. По-прежнему на первом месте стоит разработка и реализация Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города с учетом развития внешних связей, агломерационного развития территории, нагрузок на внутригородскую сеть, современных требований. Из стратегии исключили усиление сообщения с Елабугой в районе поселка Тарловка, строительство объездной дороги, создание городской уличной навигационной системы, стимулирование экологизации частных транспортно-логистических организаций. Вместо этого появились формулировки о проектировании и строительстве транзитных магистралей вокруг города, строительстве трамвайных веток и стимулировании частных организаций на использование техники на газомоторном топливе. При этом пример муниципального предприятия, отметим, оказался не самым лучшим. Сейчас, напомним, в воздухе повис вопрос о будущем 190 маршрутных газовых автобусов НЕФАЗ. «КАМАЗа» судится с МУП «Электротранспорт» и требует от муниципального предприятия вернуть их.

«Скорее всего, муниципалитет снимает с себя то, за что он не отвечает»

Город отказался от разработки пилотного флагманского проекта «Умный автобус», предусмотренного прежней редакцией стратегии. Вместо него власти обозначили разработку и внедрение элементов системы «Умный транспорт». Учитывая особенности Набережных Челнов, авторы поправки предложили создать единую информационную систему управления городским и пригородным пассажирским транспортом. Она позволит контролировать оплату проезда, анализировать и прогнозировать пассажиропотоки, вносить оперативные изменения в расписание с учетом дорожной обстановки, перераспределять пассажиропотоки с учетом нагрузки на маршруты, автоматизировать диспетчерское управление, планировать ремонт и обновление автомобильного парка, контролировать состоянием транспортных средств и др.

Еще одно новшество, которое касается транспорта, – выделение зон ограничения парковки и внедрение зон платной парковки в Набережных Челнах.

Что касается строительства дорог и развязок, планы в сравнении с 2016 годом с учетом современных реалий кардинально изменились. Так, в прежней редакции было шесть проектов: «расшивка» дорожного тромба в районе моста через Мелекеску, проект объездной дороги трассы М7 в сторону г. Уфа, строительство моста через Каму в районе поселка Тарловка, вертикальные развязки, инновационные модульные парковки и флагманский проект «Умный автобус». Теперь в перечне предлагаемых к разработке проектов осталось четыре: продолжение проспекта Московский с соединением ул. Х. Такташ и строительством нового моста через Челну, проекты многоуровневых развязок на федеральной трассе М7 в районе Орловского кольца и Сармановского тракта, строительство новой магистрали в жилом районе «Северо-Восточный» вдоль жилых комплексов 63 и 74 в продолжение автодороги №1, а также флагманский проект «Умный транспорт». Продолжение автодороги необходимо для дальнейшего развития жилищного строительства за проспектом Яшьлек. Сегодня активно застраивается 63-й микрорайон, по соседству с которым находится пустырь. На него, судя по всему, у властей и застройщиков уже есть планы. Здесь, согласно данным публичной кадастровой карты, предусмотрены земли под образовательные учреждения, высотную застройку и объекты торговли и бытового обслуживания.

«Скорее всего, муниципалитет снимает с себя то, за что он не отвечает»

МСП, ПРОМПАРКИ И ДОРОГИ В ПРОМЗОНЕ

Что касается других изменений основополагающего документа, в разделе о земельных участках исключили пункт о необходимости разработки концепции развития промышленно-коммунальной зоны. Его признали утратившим силу. Остались лишь пункты об инвентаризации земельных участков, капитализации неучтенных и неиспользуемых земель и переоценке кадастровой стоимости с учетом инфраструктурного обеспечения.

В разделе про материальный капитал обновили данные о рентабельности экономики города – показатели прибыли и убытков. Сумма прибыли, полученная предприятиями города по сравнению с 2017 годом, выросла на 3,8%, снизился убыток на 4,3%. На момент утверждения стратегии прибыль, полученная крупными и средними предприятиями города в 2015 году, увеличилась по сравнению с 2014 годом на 8,8%. Количество предприятий, получивших прибыль, снизилось на 6%. Убыточных в 2015 году стало больше в 1,3 раза.

Обновили данные и по производственной инфраструктуре. По промышленным и индустриальным паркам по состоянию на 1 января 2016 года свободные площади были в ИП «Челны» (90%), «Развитии» (24,3%), IT-парке (22,2%), КИП «Мастер» (1%), «Базе оборудования» (25% – открытые площади и 64,2% – офисные помещения). Сейчас, по данным на июль, свободные производственные площади остались в «КИП «Мастер» (1%), «Развитии» (3,7%), «Базе оборудования» (14%), «Экотехнопарке» (2%), «Шестнадцатый регион» (32,4%), IT-парке (10%).

Если в первой редакции речь шла о том, что «остро стоит проблема реконструкции автомобильных дорог» промышленной зоны, где сосредоточен значительный общегородской объем промышленного производства и налоговые отчисления в городской бюджет, то сейчас градус остроты несколько снижен – «существует проблема реконструкции автомобильных дорог промышленной зоны». В документе, кстати, отмечается, что стоимость земельных участков должна формироваться исходя из инфраструктурного обеспечения территории. А в промзону в последние годы в Челнах произошли значительные вливания денежных средств по различным программам республиканского и федерального уровня.

«Скорее всего, муниципалитет снимает с себя то, за что он не отвечает»

Перечень приоритетных задач в промышленности дополнили пунктом №12: стимулирование предприятий к повышению производительности труда и модернизации основных фондов.

В разделе о малом и среднем предпринимательстве целью было определено развитие МСП «как основного фактора расширения внутреннего рынка». В новой редакции рынка он определен как «один из факторов инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики». Вместе с тем в приоритетных задачах по данному направлению формулировку «создание условий для участия МСП в муниципальном заказе» немного расшифровали: «расширение доступа малых и средних предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и к закупкам товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». То есть к проблеме подошли более предметно. Вероятно, не прошли даром призывы мэра города Наиля Магдеева теснее сотрудничать с генеральным директором Агентства по государственному заказу Яковом Геллером.

Попутно власти актуализировали данные о развитии общественных пространств. В 2016 году в стратегию была включена реконструкция площади Азатлык. Кстати, тогда иллюстрировали ее эскизы в исполнении бывшего главного архитектора города Алмаса Идрисова, которые так и не понадобились после того, как за работу взялось архитектурное бюро D.R.O.M. и КБ «Стрелка». Сейчас на повестке Гренада, парк культуры на ГЭСе и парк у бывшего РК «Колизей».

– В целом, по-моему, все идет по плану, – прокомментировала Елена Машкова. – Внесение корректировок изначально предусматривалось, иначе все было бы мертвым и статичным.

Анна Перебаскина

Фото: drive2.ru, nabchelny.ru, business-gazeta.ru, vestikamaza.ru, 2gis.com, edinstvo-news.ru

Не теряйте связь с новостями.
Дзен.Новости
Комментарии
12.12.2019, 23:12

Слова-слова. Документ слишком рамочный, обобщенный. Что такое профилактика среди молодежи? Сюда что угодно приписать можно. Почему у вас снюсы? Почему профилактикой не занимались? А мы занимались!
13.12.2019, 10:56

документ разрабатывали перед выборами. собирали предложения от населения. туда вписывали всякий бред, прозвучавший от избирателей. потому что нужны голоса... сейчас это понемногу убирают
15.12.2019, 20:48

Олег

«...всякий бред, прозвучавший от избирателей» - сразу видно, что комментировал чиновник из исполкома. У них по другому об избирателях, читай население города, не говорят. Вы уж нас, уважаемые слуги наши, терпите, пока мы думаем, что это мы вас избираем. Да и не стоило в документ, за который вы отвечаете всякий бред писать.
13.12.2019, 10:57

убирают то, за что не отвечают.... а когда вносили не думали об этом?что это не их территория, а их фантазии грубое нарушение субординации
13.12.2019, 13:23

Если все реализуют, будет отлично. Там все реально, только воля нужна и деньги
13.12.2019, 13:57

Сергей

Еще одно новшество, которое касается транспорта, – выделение зон ограничения парковки и внедрение зон платной парковки в Набережных Челнах. ЭТО ЧТО ВООБЩЕ???? Кто автор этого пункта? Введите ему платную (запретите) парковку во дворе дома, где он живет!!! Даже если это его личный загородный дом!!!
14.12.2019, 00:17

а может уже отвыкать корыта свои во дворах парковать, не в селе живём, ходить уже негде из за вас джигитов
18.12.2019, 00:14

Предложи куда ставить. Стоянки закрывают, гаражи сносят. Лепят дом на доме. Транспорт в городе -д.... А снобизм на счёт села и джигитов вас не очень хорошо характеризуют, мягко говоря.