«Как вы считаете, интересно мне или нет, чтобы все эти гаражи, а с ними и мое здание, снесли?» – риторически спрашивают владельцы магазинов и автосервисов на улице команды «КАМАЗ-мастер», которые попадают в зону сноса. Избавить центр Челнов от долгостроев и гаражей предлагают авторы новой концепции застройки. Сейчас в этом районе «зачатки» пяти мостов, из них только по одному ходят люди, остальные либо ведут в никуда, либо никуда не ведут. И все помещения под мостами заселили предприниматели, которые уже обещают устроить чиновникам мощное сопротивление. Большинство надеется, что до реального сноса дело не дойдет. Среди них, кстати, и экс-глава районной администрации времен Халикова. «Когда придут – тогда и будем говорить по делу», – рассуждают люди. Масштабы возможного бедствия и варианты компромисса власти и бизнеса Chelny-biz.ru оценил на месте.
«МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ИХ ПРОСТО-НАПРОСТО РАЗОБРАТЬ И НА ЭТОМ МЕСТЕ ПОСТРОИТЬ ТРЕХЭТАЖНЫЕ ПАРКИНГИ» – «НО ВЫ ВЕДЬ СНОСИТЕ СОБСТВЕННОСТЬ!»
Идею разобрать мосты и построить на месте одноэтажных гаражей трехуровневые паркинги озвучил на минувшем заседании градсовета заведующий кафедрой градостроительства Казанского государственного архитектурно-строительного университета Александр Дембич, который и разрабатывал новый проект планировки центра.
– Паркинги, расставленные как попало, построенные или приспособленные в недостроенных зданиях, в основном и занимают эту территорию сегодня, – обозначил архитектор. – В свое время, когда проектными работами 1971 года предлагалось построить эспланаду, то ее нужно было связать мостами с примыкающими территориями. Сегодня они используются как временное хранение автомобилей. Мы твердо убеждены, что надо по этим объектам принимать решение, и мы предлагаем их просто-напросто разобрать и на этом месте построить трехэтажные паркинги. Сейчас там по сути один этаж, и то не полностью используется.
– Но вы ведь сносите собственность! – заметил тогда архитектор Ринат Сафиуллин.
Дембич ответил, что на такие решения все равно иногда приходится идти. В таких случаях прорабатывается вопрос компенсации, а вообще градостроительный кодекс допускает принудительное изъятие земель для инфраструктурных объектов.
Chelny-biz.ru выехал на место, чтобы оценить масштаб возможного бедствия. Сегодня между 19-м и 17-м, 18-м комплексами просматриваются «зачатки» пяти мостов через улицу команды «КАМАЗ-мастер». Два по краям – широкий заброшенный переход параллельно проспекту Хасана Туфана напротив мэрии и переброшенная на ту сторону плита со стороны проспекта Вахитова. А также еще три комплекса мостов и зданий на протяжении улицы. Из них только один сегодня активно используется горожанами, он связывает 17-й комплекс и остановку «Пушкинская». Остальные либо ведут в никуда, либо никуда не ведут, то есть в непригодном состоянии.
У каждого из трех этих мостов расположены по три отдельно стоящих здания: одно побольше со стороны 19-го микрорайона и два поменьше напротив. Плюс два здания под мостом рядом с мэрией. В основном в них обосновались гаражные кооперативы. Некоторые гаражи сдаются в аренду или проданы малому бизнесу.
Под мостом у Хасана Туфана – гаражно-строительные кооперативы «Эспланада» и «Эмин» и еще восемь организаций, в том числе автомойка, турагентство и кафе. Под следующим мостом – потребительское гаражное общество «Центральный» и оптовая компания в 19-м микрорайона, с другой стороны стоят гаражи, цветочный салон, прокатный клуб и СТО. Под третьим и четвертым мостами оба здания со стороны застраиваемого центра занимает ПГО «Солнечный», напротив – гаражи, автоцентры и мастерские. В целом здесь расположено более 20 организаций. Отметим, что некоторые гаражи никак не используются, об этом говорят не убранные снежные сугробы перед ними.
«Я НЕ ДУМАЮ, ЧТО ЛЮДЕЙ УСТРОИТ ПАРКОВОЧНОЕ МЕСТО ВЗАМЕН ИХ ГАРАЖА. ЗАЧЕМ ОНО? У МЕНЯ ЗДЕСЬ 120 КВАДРАТОВ В СОБСТВЕННОСТИ!»
Не все руководители организаций охотно обсуждают тему вероятного сноса их зданий, руководствуясь принципом «не буди лихо, пока оно тихо». Центр уже которое десятилетие стоит в таком виде, и нет смысла «попусту сотрясать воздух», считают предприниматели. Тем более что все правоустанавливающие документы у владельцев на руках. Так что, «когда придут из исполкома – тогда и будем говорить по делу».
Как рассказывают местные предприниматели, максимум, чего добилась администрация города за последнее время, – облицовка зданий, стоящих вдоль улицы «КАМАЗ-мастер». От владельцев потребовали привести их в соответствие с нормативами. Ну а уж снос, по мнению людей, – вообще маловероятная перспектива. Но «если вдруг», то, конечно, чиновников ждет мощное сопротивление.
– Как вы считаете, интересно это мне или нет, чтобы все эти гаражи, а с ними и мое здание, в которое я вложил свои сбережения, снесли? Если мне готовы все это возместить, рассчитать все убытки, все вложения... – рассуждает владелец магазина автозапчастей KoreAuto Павел Зорев. – Я считаю, что это неправильно. Как можно снести чужую собственность?! Это все приватизировано. Если действительно будет стоять вопрос о сносе, здесь будет коллапс. Потому что предпринимателей и собственников очень много. Я не думаю, что людей устроит, например, парковочное место взамен их гаража. Зачем мне оно? Оно мне абсолютно не интересно, я проживаю в другом районе. У меня здесь 120 квадратов в собственности. Какая вообще может идти речь о паркоместе?
Магазин, кстати, работает третий месяц, и его владелец не слышал о том, какие разговоры относительно центра города ведут в стенах мэрии. У него на эту весну запланирована сделка с хозяином здания о выкупе за 2,7 млн рублей. Кроме того, мужчина инвестирует в расширение бизнеса. В магазин уже вложено более 1 млн.
– Это центр города, удобное место. В ближайшее время мы планируем полностью рассчитаться с собственником, начать вкладываться в сервис, сделать ремонт, поставить оборудование, – рассказал Зорев. – У нас смета о-го-го какая! Сейчас здесь только услуги шиномонтажа, мы хотим запустить полноценный сервис корейских автомобилей. Сервис и магазин будут работать в тандеме.
«А ДЛЯ ПАРКОВКИ АВТОМОБИЛЕЙ ЕСТЬ БОЛЕЕ РЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ: ПОСТРОИТЬ ПОДЗЕМНЫЕ ПАРКИНГИ ПОД СПОРТИВНЫМИ СТАДИОНАМИ ШКОЛ ГОРОДА»
Утопией считает идею снести гаражи и построить на их месте парковки владелец автосервиса АUTOHELP Анвар Гайнутдинов. У предпринимателя и здание, и земля под ним.
– По-моему, это утопия. Представьте себе: все эти здания (не знаю, как у них с землей) по улице «КАМАЗ-мастер» у кого-то в собственности. По полуподземным гаражам, которые расположены ближе к Сююмбике, – у них в собственности и земля, и здания. Я не знаю, откуда городские власти найдут средства для их выкупа или обмена, – говорит Гайнутдинов. – Я думаю, стоило бы договориться с собственниками этих гаражей, немного изменить их архитектурный облик, что-то перестроить и на их основе сделать хороший проект. А то, что предлагает с высокой трибуны казанский архитектор, пусть он и грамотный специалист, не вяжется с реальным положением дел. Может, он не совсем владеет информацией о бюджете города… По моим данным, это уже четвертый или пятый раз с 2000 года, когда рассматривается проект центра города. А для парковки легковых автомобилей есть более реальный вариант: построить подземные паркинги под спортивными стадионами школ города, и на них соорудить более современные открытые спортивные площадки. Тогда владельцы не будут парковаться ни на тротуарах, ни на газонах. Но это уже другая тема.
К слову, что Анвар Гайнутдинов не понаслышке знаком с темой. Он – экс-глава Автозаводского района, работавший в команде Ильдара Халикова, а сегодня – помощник депутата Госдумы Айрата Фаррахова. Ушел в бизнес в 2007 году и открыл автосервис на улице «КАМАЗ-мастер».
– Мой сервис обслуживает близлежащие комплексы Центрального и Автозавдского районов. У меня была большая ставка на Sunrise City, вот теперь и «Талан» строится. Люди из этих жилых комплексов будут приезжать обслуживать и ремонтировать свои машины в мой сервис, он для них в шаговой доступности, – рассуждает бывший чиновник.
«ЕСЛИ БЫ ВЕЗДЕ В ГОРОДЕ БЫЛО ТАК ЛЕГКО И ПРОСТО С АРЕНДОЙ, ТОГДА БЫЛО БЫ ВООБЩЕ НЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО. А ТАК…»
Позиция владельцев зданий понятна. Но и для малого бизнеса, лишь арендующего помещения, снос не сулит ничего доброго. Место хорошее, да и цена устраивает.
– Арендуем здесь помещение месяца два. Да, мы здесь временно, но нам вообще, конечно, не желательно, чтобы это все происходило, – поделились мыслями в одном из гаражей. – Мы хотим здесь работать. Просто наше мнение вряд ли кто-то будет слушать. Как решат – так и сделают. Захотят – отожмут. Будет проект, выделят деньги и сделают. Здесь очень удобное место, близко к центру города. Клиенты подъезжают по прямой дороге, не нужно окольными путями пробираться во дворы. И аренда доступная. Если бы везде в городе было так легко и просто с арендой, тогда было бы вообще не принципиально. А так… И что, здесь везде будут многоуровневые парковки? Место будет стоить тысяч по 300. Кто их будет покупать-то?
– Я арендую здесь гараж пять лет. Все знают меня, большая клиентская база наработана. В общем, мне совершенно не выгодно переезжать отсюда, – поделился другой предприниматель. – Строить многоуровневые парковки – это очень хорошая идея. Но не здесь, где-нибудь в другом месте.
– А что, кто-то согласен что ли, что снесут? – с улыбкой спросили рабочие одной из мастерских в ответ на вопрос Chelny-biz.ru. – Зачем это надо? Эти паркоместа будут бешеных денег стоить. Людям семьи кормить надо.
«ПОДХОД «ВОТ МЫ РЕШИЛИ, КВАДРАТИКИ НАРИСОВАЛИ, ВОЗЬМЕМ И ПОСТАВИМ, А ВЫ СОБИРАЙТЕСЬ И УХОДИТЕ» – ЭТО КАК-ТО НЕ ПО-ЛЮДСКИ»
Отдельная тема – гаражные кооперативы, которые занимают основную часть площадей. Так, в ПГСК «Эмин» напротив мэрии внимательно следят за ситуацией. Представители кооператива были на публичных слушаниях, где обсуждался 19-й микрорайон, и читают материалы о заседаниях градсовета. На стене в кабинете председателя правления ГСК Марата Гайсина даже висит проект центра.
– Люди спрашивают, переживают, – объяснил он. – Мы участвуем в обсуждениях, и, судя по тем проектам, которые там представляют, мы никому ничем не мешаем. У нас два этажа. Над нами вроде парк скульптур запланирован. Пока нас не трогают, но неопределенность людей всегда беспокоит. Информации недостаточно, мне звонят и спрашивают: что, как, сносят нас или нет. Я объясняю, что это пока предварительные обсуждения. Судя по последней концепции, по крайней мере, мы минимально страдаем.
Как бы то ни было, итоговый вариант центра люди еще не видели.
– На словах – это одно. А как будет по факту – информацией мы не располагаем. Как можно что-то комментировать или высказываться категорически против, пока не видишь итоговый проект? Мы не видели последний вариант, он пока не был представлен жителям. Идет предварительное обсуждение, рабочие моменты. Мы думаем, что при итоговом обсуждении будут учитываться интересы всех собственников, и будут найдены наиболее оптимальные решения. Да, у архитектора есть идея поставить многоэтажные паркинги, но как она будет реализована? Подход «вот мы решили, квадратики нарисовали, возьмем и поставим, а вы собирайтесь и уходите» – это как-то не по-людски. В любом случае без общественных слушаний силу не имеет, – уверен мужчина. – Если пойдет речь о сносе чьих-то гаражей, то у собственников, скажем так, будут вопросы.
Напомним, что на градсовете сити-менеджер Ринат Абдуллин отметил, что пока нет причин для беспокойства. Тем не менее, он не высказался ни «за», ни «против» предложения Александра Дембича заменить гаражи на паркинги.
– Еще никто никого не сносит, – ответил Абдуллин на реплику архитектора Рината Сафиуллина, – вы не уводите в сторону! Это же вопрос такой – проект планировки это не работа на один год, она будет идти планомерно. Зачем сейчас так говорить?
«Я ВИДЕЛА ВСЕ ПРОЕКТЫ, НАЧИНАЯ С 70-ГО ГОДА. НЕ БЫЛО ГАРАЖЕЙ. ОНИ БЫЛИ РАЗРЕШЕНЫ ВРЕМЕННО»
Публичные слушания по центру города прошли еще в марте 2015 года. Проектом, представленным почти три года назад, предлагалось достроить мосты и построить новые – через проспект Сююмбике. Тогда же поднимался и вопрос с гаражами и кооперативами. Ольга Никитина, еще работавшая тогда в исполкоме Челнов главным архитектором, напомнила, что ни в одном из проектов планировки этой территории гаражей не было предусмотрено изначально.
– Я видела все проекты, начиная с 70-го года. Не было гаражей. Они были разрешены временно, потом фактически самовольно еще строились, а сегодня они все узаконены, – рассказала тогда Никитина.
Она говорила, что гаражи либо выкупят, либо найдут способ договориться с каждым из владельцев в рамках закона. Но данная территория – это исторический, географический, деловой и культурный центр города, отметили на слушаниях.
На последнем градсовете на минувшей неделе Александр Дембич привел схему градостроительного зонирования, на которой обозначено назначение каждого из участков. Так, территория гаражного кооператива «Солнечный» возле Sunrise City предусмотрена под спортивно-рекреационный объект с подземным паркингом. Его же территория рядом с участком «Талана» – под многоуровневый паркинг. Участок под гаражным обществом «Центральный» – под культурно-развлекательный центр. Напротив мэрии – коммерческий объект с подземной парковкой.
Часть бизнесменов считает, что все это пока что вилами на воде писано. Тем не менее, тенденция такова, что долгострои в Челнах постепенно либо сносят, либо достраивают, что дает повод думать, что и перемены в центре Челнов не за горами. А значит и к владельцам гаражей однажды придут договариваться.
Шмелёва
Пчелкин
Пчелкину
Пчелкин
я
я
аноним
Собственник
житель
Равиль
мысль
Житель Челнов
Старожил
согласна
Наталья
Марат
Анвар