«50 миллионов – это все-таки многовато. Хотя бы было 20 миллионов», – размышлял сегодня на встрече с журналистами о входном пороге в ТОСЭР куратор челнинского «налогового рая» Эльдар Тимергалиев. По его словам, Набережные Челны планируют обратиться к правительству РФ с просьбой снизить требования и расширить список отраслей, которые можно ввести на территорию опережающего развития. Сегодня в автограде 21 резидент, который будет получать льготы вплоть до 2026 года. К этому времени Челнам необходимо создать 10 тыс. рабочих мест, а городской бюджет ежегодно должен зарабатывать на резидентах не меньше 90 млн рублей. О том, каких проектов не хватает челнинскому ТОР, как Haier создаст в автограде своеобразный Чайна-таун, и зачем хотят упростить запросы для потенциальных резидентов – в материале Chelny-biz.ru.
«ЕСЛИ МЫ ХОРОШО СЕБЯ ПРОЯВИМ, НАМ ОБЕЩАЮТ НА 5 ЛЕТ ПРОДЛИТЬ ТОР»
О том, с какими итогами подошла к концу года территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), сегодня журналистам рассказал куратор проекта Эльдар Тимергалиев. На данный момент в челнинский «налоговый рай» удалось привлечь 21 резидента из разных отраслей с общим объемом инвестиций в 25 млрд рублей и запланированными 5 тыс. рабочих мест. Ежегодные отчисления во все уровни бюджета должны составить 3,6 млрд рублей: по 1,5 млрд уйдет в федеральный и республиканский бюджеты, часть – во внебюджетные фонды и только около 50 млн осядет в копилке Набережных Челнов.
– Конечно, поднимались вопросы о налогах. Для того, чтобы городу было интереснее привлекать инвестиции, хотя бы проценты налога на прибыль оставляли, тогда бы город ощущал деньги от реализации этих проектов, – отреагировал сегодня Тимергалиев на вопрос журналистов. – Но не стоит забывать и о других показателях: например, уже сегодня фонд оплаты труда составил 1,5 миллиарда рублей. Это тоже инвестиции, это тоже заставляет нашу внутреннюю экономику работать.
Какие планы ставит город на 2018 год по количеству резидентов, пока не ясно. Тимергалиев назвал лишь два проекта, заявки по которым почти проработаны и должны были получить статус резидента на этой неделе. Среди них – компания «Ак Рента», специализирующаяся на производстве пластмассовых изделий для упаковки товаров (фирма уже работает в качестве поставщика завода холодильников Haier), а также организация, занимающаяся научными разработками. Название последней Тимергалиев раскрывать не стал, отметил лишь, что в Челнах планируют наладить выпуск твердой эпоксидной смолы.
Преференциями инвесторы смогут пользоваться вплоть до 2026 года. В случае хороших показателей, срок действия ТОР могут продлить до 2031.
– Если мы хорошо себя проявим, нам обещают на пять лет продлить территорию опережающего развития. Это важно для нас, чтобы быть конкурентоспособными, – акцентировал спикер.
Но для этого до 2026 года Челнам надо создать 10 тыс. рабочих мест и ежегодно привлекать в городской бюджет за счет резидентов ТОСЭР не менее 90 млн.
– Для нас это не точка, после которой можно остановиться и ничего не делать, – подчеркнул Эльдар Тимергалиев.
«МЫ ВСЕ-ТАКИ РАССМАТРИВАЕМ ВСЕ ТОСЭР РЕСПУБЛИКИ КАК ОДНУ КОМАНДУ»
В республике помимо Челнов статус территории опережающего социально-экономического развития получили еще три города: Нижнекамску, Чистополю и Зеленодольску. О своих планах на днях заявил Альметьевск. Однако, как отмечает Тимергалиев, соседние города республики расцениваются не как конкуренты, а партнеры.
– Мы все-таки рассматриваем все ТОСЭР республики как одну команду. Разные ТОСЭР – разная специфика, – отмечает Эльдар Тимерглиев. – Если Чистополь поставит порог в 50 миллионов, я думаю, вряд ли, кто-то туда войдет, кроме крупных заводов. Зеленодольск имеет хорошее преимущество, потому что является спутником Казани, и Казань все-таки является магнитом не только для человеческого капитала, но для инвестиций. Челны – центр Камской агломерации, и если у нас будет входной показатель в 5 миллионов за первый год работы, а в Нижнекамске – 10 миллионов, или равный, здесь возникнет очень жесткая конкуренция. Мы этого не хотим. Работая в одной команде, мы будем намного сильнее всех остальных. Мы общались и с Зеленодольском, и с Нижнекамском. Хотим выбрать одну стратегию, один план. Лучше я резидента порекомендую Чистополю, Нижнекамску, Зеленодольску, чем поведу в Тольятти. Мы сделаем все для того, чтобы знать те преимущества, которые имеют другие ТОСЭР республики.
Стоит добавить, что в Нижнекамске нижний порог инвестиций составляет 15 млн рублей, в Зеленодольске – 10 млн, а в Чистополе – 2,5 млн рублей, в то время как в Набережных Челнах минимальный объем капитальных вложений резидента за период работы должен быть не менее 50 млн. Кстати, город намерен снизить этот показатель в 2,5 раза.
– 50 миллионов – это все-таки многовато. Хотя бы 20 миллионов. Это бы нас устроило. Я говорю это, судя по анализу и диалогу, который мы ведем с инвесторами, – сказал Тимергалиев, заметив, что власти города планируют обратиться с предложением к правительству России.
Вопрос о снижении пороговых показателей – вопрос будущего. Зато проработана и уже направлена в Минэкономики РТ заявка по расширению видов экономической деятельности, которые можно будет вести в ТОР.
– Конечно, мы сейчас думаем увеличить число ОКВЭД, оказать некую поддержку в этом плане ИТ-парку, – сказал Тимергалиев. – Несправедливо, когда в городе есть ИТ-парк, а его резиденты не могут попасть в ТОСЭР. Думаю, что это небольшой пробел с нашей стороны. Заявка уже подготовлена, она направлена в Минэкономики РТ для одобрения и передачи в последующем в правительство Российской Федерации.
Над чем еще стоит поработать, признался журналистам замруководителя исполкома, – так это над бизнес-планом, который необходим потенциальным резидентам. Процесс трудоемкий, к тому же затратный.
– Зачем эти бизнес-планы?! Человек сам несет риски, прогорит он или нет, – считает Эльдар Тимергалиев. – Не нужно глубоким маркетингом мучить людей. Некоторые просто начинают что-то рисовать! Для чего это нужно? Мы опять возвращаемся в бюрократию… Я считаю, что этот процесс нужно как можно сильнее упростить, но контроль на выходе и реперные точки нужно отслеживать четко. К примеру, мы анализировали бизнес-план Тольятти – он у них проще.
«ДЕЙСТВУЮЩИЕ РЕЗИДЕНТЫ ИЩУТ КАДРЫ ПО ВСЕЙ РОССИИ. ИМ НЕОБХОДИМО ПО ДВА-ТРИ ЧЕЛОВЕКА, НО ОНИ ГОТОВЫ ПЛАТИТЬ ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ»
Еще одна проблема – кадры. В Челнах остается большая потребность в узких специалистах. Проблема эта ранее звучала из уст Айрата Халимова, генерального директора «Полихим Системс» – немецкого резидента челнинской площадки. По его словам, компании кадры приходится подыскивать персонал буквально по всей России. Начальник лаборатории «Полихим Системс», к примеру, родом из Нижнего Новгорода, химик-технолог – из Казани.
– Наши действующие резиденты ищут кадры по всей России. Им необходимо по два-три человека, но они готовы платить огромные деньги, – говорит куратор ТОСЭР. – Но мы должны понимать, что город не может иметь 30 университетов по всем специальностям, чтобы выпускать профессионалов.
Тимергалиев добавил, что, к примеру, Haier трудоустроил на предприятие работников из деревень и поселков, к тому же ведет обучение персонала.
Остановился спикер и на планах китайской корпорации по строительству в Челнах индустриального парка, где сначала планируют запустить завод стиральных машин, далее – морозильников, телевизионной техники, электрокухонного оборудования, а также завод по обработке листового металла для производства металлических деталей. Здесь же планируется наладить выпуск изделий из пластика и пенопласта. Помимо промышленных объектов Haier построит в Набережных Челнах для собственных нужд логистический комплекс и R&D-центр (НИОКР), где будут разрабатываться новые модели специально для российского рынка. Кроме того, на территории индустриального парка разместятся бизнес-центр, спортивный комплекс, медицинский центр, магазин и общежитие для иногородних сотрудников.
– Нам очень нравится, что сейчас в Челнах развивается отрасль производственно-бытовой техники, но в республике слабо развита легкая промышленности. Очень хотелось бы в этом направление работать. Мы вели переговоры с производителями из Узбекистана, были в Турции, но за год – за два инвестора с места не сорвешь, – заключил Эльдар Тимергалиев.
Лилия Хамитова