03:40, 27 Июля
Новости
Подробно

«В течение месяца, пожалуйста, стратегию вы нам предоставьте. Об этом не было сказано ни слова!»

13.11.2014, 19:15

Эксперты и чиновники федерального центра подвергли резкой критике местных руководителей, отвечающих за развитие отраслевых кластеров в том числе для Камского инновационного территориально-производственного кластера. Гости, которые посетили организованную в Набережных Челнах стратегическую сессию по развитию этого вопроса на территории Закамья, высказали замечание в адрес кураторов: почему у Камского центра кластерного развития, который работает в рамках проекта, созданном по инициативе крупнейших предприятий региона, в частности, «КАМАЗа» и «Нижнекамскнефтехима» аж три года назад, до сих пор нет внятной концепции развития. Министр экономики Татарстана Артем Здунов призвал к ответу власти Набережных Челнов: он потребовал в течение месяца представить ему стратегический документ, включив в него предложения, озвученные на сегодняшнем мероприятии. По мнению московских специалистов, разработчикам концепции необходимо учитывать в работе международный опыт создания кластеров. Они утверждают, что на данный момент заявленный проект далек от тех моделей, которые реализуются в других странах.

«ПРЕДПРИЯТИЯ КАМСКОГО КЛАСТЕРА РЕАЛИЗУЮТ ПРОЕКТЫ, СУММАРНАЯ СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТ ОКОЛО 600 МЛРД РУБЛЕЙ»

Стратегическая сессия собрала в Набережных Челнах более 400 представителей малого и среднего бизнеса Закамского региона, большая часть из которых работает в Набережных Челнах. Мероприятие предполагало проведение пленарного заседания и шести круглых столов, на которых, по планам организаторов, в режиме открытого диалога бизнес и власть обсудят проекты и стратегические инициативы в рамках развития Камского кластера. Модератором официальной части выступила Анастасия Алехнович, координатор общественных омбудсменов аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, директор АНО «Центр общественных процедур «Новая индустриализация». Она сразу дала понять: никакой «воды» - все только по делу.

- Хочется обратить внимание, что стратегическая сессия проходит не для отчетности, не ради уважаемых представителей органов государственной власти и даже не ради гостей мероприятия, а ради участников кластера от бизнеса. Мы хотели бы услышать позицию предпринимателей по поводу того, нужны ли ему эти мероприятия, какие KPI выставляют к кураторам проекта, на какую поддержку рассчитывают на федеральном и региональном уровнях. Насколько мне известно, сегодня будут обсуждаться два основных проекта – создание ИТ-кластера и машиностроительного кластера на базе Камского. Это очень хорошая связка, потому что она обеспечивает доступ малым и средним компаниям к крупным предприятиям. У МСБ есть шанс войти в производственную цепочку, подтянуть собственный уровень – технологический, кадровый, финансовый. Ведь не секрет, что банки смотрят на МСБ скептически, потому что у него нет доступа к гарантированным заказам, а это перекрывает возможности в части привлечения инвестиций.

Стоит напомнить, что Набережные Челны стали центром кластерного развития относительно недавно – в 2011 году. Программа развития Камского кластера объединяет десятки крупных и средних проектов в области нефтегазохимии, машиностроения, бизнес-услуг, подготовки кадров. Это такие компании, как «Танеко», ОЭЗ «Алабуга», «КАМАЗ», «Таиф-НК», Татнефть», КИП «Мастер», челнинский ИТ-парк, ГК «Кориб», группа компаний «Магнолия» и другие. Напомним, что, помимо автограда, он включает в себя пять муниципальных районов - Елабужский, Заинский, Нижнекамский, Менделеевский и Тукаевский. Согласно проекту, предприятия кластера будут условно разделены на три направления: нефтехимия (центр – Нижнекамск), автомобилестроение (Набережные Челны) и особая экономическая зона «Алабуга» (Елабуга). В текущем году была создана Автономная некоммерческая организация «Камский центр кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства» или «Камский ЦКР», который базируется в Набережных Челнах. В задачи новой кластерной структуры входит содействие в формировании отраслевых кластеров и продвижении товаров предприятий.

- Сектор малого и среднего предпринимательства в республике формируют около 140 тысяч субъектов бизнеса, - сообщил министр экономики Артем Здунов, - в нем занято 480 тысяч человек. Доля МСБ в экономике по итогам первого полугодия составила 25,5%, оборот компаний увеличился с 13,3% в 2013-м до 14,8% в текущем году. Предприятия Камского кластера сейчас реализуют инвестиционные проекты, суммарная стоимость которых составляет около 600 млрд рублей. К 2020 году планируем довести до 3 трлн. Отмечу, что таких точек не так много у нас в стране.

Министр отметил, что серьезным подспорьем в развитии Камского кластера должны стать инжиниринговые центры, активно открываемые руководством республики. На данный момент таковых в Татарстане 7 (в области лазерных технологий, нефтехимии, робототехники, цифрового литья, медицинских симуляторов, автомобилестроения, биотехнологий), один из них расположен в Набережных Челнах. Это инжиниринговый центр автомобилестроения на базе филиала КФУ. В ближайшем будущем появится еще один подобный объект – в области механообработки. Камский кластер получит на оснащение центра 246 млн из федерального бюджета.

- Нам нужно сконцентрироваться и понять, что мы находимся в центре Камского кластера, что мы единое целое, - говорит Артем Здунов. - Сейчас формируется стратегия развития РТ до 2030 года, так вот на таких сессиях мы питаем идеи, которые могут реально войти в план развития республики и получить поддержку. Давайте серьезно отнесемся к этому мероприятию, не будем делать его формальным.

«ПОКА ЕСТЬ ВОПРОСЫ У ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЭКСПЕРТОВ К СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КАМСКОГО КЛАСТЕРА, КОТОРУЮ ВЫ НАЧИНАЕТЕ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ»

Александр Идрисов, президент компании Strategy Partners, занимающейся изучением темы кластерного развития, отмечает, что будущее за такими проектами, как Камский кластер. По его словам, кластеры повышают производительность труда (в мире в среднем на 30% - ред.), дают рост инновационного потенциала, а также способствуют более активному формированию новых компаний. К слову, последний фактор как нельзя кстати ложится на программу развития МСБ в Набережных Челнах, ведь известно, что президент Рустам Минниханов поставил задачу перед руководством города: довести долю МСБ в валовом территориальном продукте до 50%. Сегодня эта цифра гораздо скромнее – 33%.

Наиболее успешны, по словам Александра Идрисова, кластеры в сфере ИТ и биотехнологий. Эксперт представил собравшимся один из самых успешных мировых примеров такой формы производства – химический кластер во Фландрии, регионе Бельгии. Компании кластера выпускают продукцию на 50 млрд евро, 80% из которой экспортируется. В производстве заняты около 160 тысяч человек. По словам исследователей, кластер целенаправленно становился последние два десятилетия силами бизнеса и правительства региона. На данный момент объем ежегодного экспорта предприятиями кластера составляет 40 млрд евро, средний объем денежных вложений в производство – 1 млрд евро. 50% всех инвестиций направляются в НИОКР.

- Факторы успеха кластера – это доступ к рынку и конкуренция, развитая инфраструктура, доступ к сырью, финансовым и человечески ресурсам, а также высокий технический уровень развития предприятий и административного регулирования, - отмечает господин Идрисов. – Для успешной работы кластера нужна критическая масса, не меньше 50 компаний, если ее нет, то кластер не развивается. Слабая сторона России в том, что в наших кластерах нет стратегии развития, в том числе потому, что нет инициативы. Хочу подчеркнуть, что во всех странах финансируются все эти работы государством, как правило. В отличие от того, как это происходит у нас. Часто мы просим предпринимателя собрать деньги, на этот шаг они как раз не готовы. Им нужно развивать свой бизнес. Еще одна трудность – у нас очень туго с терминологией. Многие не понимают, что такое кластер, и задаются вопросом: относится ли к кластерам, например, технопарк, индустриальный парк, экономические зоны, или даже «КАМАЗ»? Нужно понимать, что кластер - это система стратегически взаимосвязанных субъектов, не относящихся к одной отрасли. В него входят и производители сырья, и переработчики, и производители продукции, и транспортно-логистические компании, и торговые и др.

Стоит сказать, что на эту распространенную ошибку – отсутствие стратегии – было указано и кураторам Камского кластера от Камского ЦКР. Руководитель центра Ленар Ахметов отметил, что сейчас идет формирование машиностроительного кластера (в него уже вошли 22 предприятия) и ИТ-кластера (в составе 24 компании). Также он сообщил, что в 2015-2016 годах ожидается кластеризация в таких отраслях, как пищевая промышленность, мебельное производство и деревообработка, производство резиновых и пластмассовых изделий. По мнению президиума, в докладе была озвучена лишь общая информация о проекте, а о концепции и стратегии развития кластера остается только догадываться. Более того, по словам экспертов, заявленная программа развития кластера совсем не сходится с мировым опытом.

- Я так поняла, что детальная разработка стратегии кластеру еще предстоит, - отметила Анастасия Алехнович. – Но у меня просьба делать это с пониманием, что он не может быть отраслевым. Просьба учесть это, тем более у вас есть Александр Борисович (Александр Идрисов – ред.), который может подсказать, как концептуально правильно подойти к этому вопросу. Пока есть вопросы у федеральных экспертов к стратегии кластерного развития, которую вы сейчас начинаете реализовывать.

- Про концепцию мы вообще ни слова не услышали, - прокомментировал выступление Артем Здунов, - давайте критично отнесемся к этому. О республике Татарстан и Камском кластере мы все прекрасно знаем… В течение месяца, пожалуйста, стратегию вы нам предоставьте. Об этом не было сказано ни слова, обращаю ваше внимание!

- Спасибо, вы нас успокоили, в протоколе так и зафиксируем, - сказала Алехнович.

По словам Анастасии Алехнович, Татарстан и, в частности, Камский инновационный территориально-производственный кластер считаются одними из лидеров в своем направлении. Однако не обходится без ошибок.

- В этом году Камский центр кластерного развития получил финансирование, можно рассчитывать на привлечение средств и в следующем году, - говорит Алехнович. - Все идет опытным путем, сами набиваем шишки, на международный опыт зачастую не обращаем внимания, это наша особенность – изобретать велосипед, пока мы идем по этому пути. В то же время все регионы страны так или иначе вовлечены в этот процесс. На создание кластеров поступило уже 20 заявок, только несколько из них – федеральных, остальные – локальные. 

С чиновниками и общественниками согласны и аналитики: кластеризация, возможно, не самый легкий, но самый эффективный способ поднять российскую экономику. Камский кластер – не исключение.

- Самая большая неприятность, которая происходит – это даже не падение цен на нефть, оно было ожидаемым, - говорит управляющий партнер Strategy Partners. – Сама главная беда, что кроме нефти ничего нет. Приведу такие цифры: китайцы и индусы создают около 10 млн рабочих мест в год, Бразилия - около 2 млн, Турция – 1 млн. Для того, чтобы просто конкурировать, нам надо создавать около 1 млн новых рабочих мест. Однако за последние три года мы потеряли 1 млн рабочих мест только в промышленности! Мы единственная страна среди наших коллег по развивающимся рынкам, которая сегодня не создает рабочие места, а в совокупности теряет. Мы находимся в тяжелом состоянии, которое называется «война за рабочие места», и она будет усиливаться. Одно из последних решений правительства Индии – создать 100 млн рабочих мест за 10 лет только в современной промышленности. Как вы думаете, у кого они отнимут эти места? В том числе у нас с вами! Потому что они невероятно конкурентоспособные, несмотря на низкий уровень образования, и растут как черти. Поэтому у нас есть две задачи. Во-первых, обратиться к священникам, чтобы они молились за повышение цены на нефть. Во-вторых, нужно попытаться все-таки серьезно развивать те самые кластеры, двигаться вперед, создавать рабочие места. И у вас эта возможность существует.

Добавим, что после пленарной сессии состоялось шесть совещаний в формате круглого стола, которые были посвящены темам получения заказов от крупных корпораций, импортозамещения компьютерного оборудования и программного обеспечения, возможностей венчурных инвестиций, работы инжиниринговых центров, кадрового обеспечения. Министр экономики РТ Артем Здунов отметил, что итогом сессии станет стратегический документ, который будет использоваться правительством для дальнейшей работы с Камским кластером.

Анастасия Абзалова-Цой

Комментарии
14.11.2014, 10:39

Антон

То, что в Челнах большое количество предприятий автокомпонентчиков это факт, поэтому правильно, что создают кооперацию между ними, наукой и властью, вот нужно ли применять иностранный опыт...У нас же то, что внедряется по опыту из за рубежа обычно бывает криво и через одно место. В 70-80-е годы в советские времена существовало такое понятие как "КООПЕРАЦИЯ и КООПЕРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ", поэтому все новое - это хорошо забытое старое.